Латиноамериканская и африканская интеграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 23:01, контрольная работа

Описание работы

Современное мировое хозяйство отличают две противоположные тенденции. Одна тенденция состоит в возрастающей глобализации, целостности мировой экономики, другая характеризуется обособлением, образованием экономических центров мирового хозяйства, экономическим сближением и взаимовлиянием отдельных стран и регионов, созданием международных интеграционных группировок.

Содержание

Введение____________________________________ 3
Латиноамериканская интеграция________________ 4
Африканская интеграция_______________________ 9
Заключение__________________________________ 16
Литература___________________________________17

Работа содержит 1 файл

мировая экономика.docx

— 41.07 Кб (Скачать)

На начальном  этапе интеграции возникали организации, скорее присущие африканским условиям, например, семь организаций «речного профиля»: ОМВГ (Организация по освоению бассейна реки Гамбия), ОМВС (Организация по освоению реки Сенегал), Организация по эксплуатации и развитию бассейна реки Катеры и др. Это естественный процесс, присущий данному континенту, данным специфическим условиям и тем экономическим условиям, которые были на тот момент в Африке.Были также созданы структуры, которые, согласно оценкам африканских исследователей, могли вполне стать своего рода центрами для «концентрации процессов и превращения их в интеграционные». Это такие организации, как Африканская лесопромышленная организация, Международный союз стран – производителей какао, Ассоциация по развитию рисоводства в Западной Африке и им подобные. В принципе такой сюжет мог иметь продолжение, так как страны в общем имели монокультурную структуру производства, а другие экономические составляющие, которые могли бы в чем-то препятствовать сближению, кооперации, расширению торговли и т.д., все-таки не превалировали. Однако в силy целого ряда причин как объективного, так и субъективного характера развитие шло довольно вяло.

Не следует  забывать и то, что в 60-70-е годы в Африке наблюдалось весьма сильное  влияние ТНК. Так, в 1977 г. прекратило свое существование Восточноафриканское сообщество (ВАС) – группировка, которая подавала большие надежды сторонникам интеграции. Однако деятельность ТНК, контролировавших товарные патоки от сбыта до реализации, на определенном этапе сорвала программы регионального сотрудничества.

В 80-е  годы в результате активной деятельности экономической дипломатии развивающихся  стран, в том числе и африканских, мировым сообществом в определенной мере были отрегулированы некоторые  подходы ТНК к сотрудничеству. Через серию Ломейских конвенций были «подработаны» условия сотрудничества стран – членов Евросоюза (а значит и входящих в них бывших метрополий) с развивающимися странами. (Кстати, вышеупомянутое ВАС возобновило свою деятельность, правда, пока на организационном уровне – создан секретариат и т.д.). По мнению специалистов, в Африке региональные интеграционные процессы начинают все более подчиняться экономической логике.

Целесообразно представить деятельность некоторых, наиболее успешно функционирующих (по африканским меркам) интеграционных группировок.

С учетом приоритетных потребностей все больше внимания уделяется реализации Договора о поэтапном создании Африканского экономического сообщества (АфЭС – Общий рынок на базе существующих региональных организаций), соглашение которое вступило в силу в мае 1994 г. План постепенного – в шесть этапов создания АфЭС должен быть реализован в течение 34 лет. При этом, поскольку главными опорными элементами всей конструкции АфЭС являются уже существующие субрегиональные группировки, в частности, ЭКОВАС, КОМЕСА, САДК, САМ ЭСГЦА, ЮДЕАК, в первые 20 лет первоочередное внимание планируется уделить именно им, их всемерному укреплению и усилению скоординированности их деятельности. Создание АфЭС объективно зависит от дальнейшего «самочувствия» су6региональныx африканских группировок, которое пока оставляет желать лучшего.Вероятно, практический эффект от АфЭС – дело достаточно отдаленного будущего. Однако сам процесс формирования сообщества может дать толчок модернизации и унификации структур экономического взаимодействия африканских стран, увеличить интенсивность и объем их сотрудничества, что в конечном итоге должно привести к расширению африканских рынков, появлению относительно крупных потребностей в связи с оснащением новых предприятий и других объектив, создаваемых в Африке на коллективной основе.

В Западной Африке наиболее заметна некоторая  активизация деятельности Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС/ЕСОWАS создано в 1975 г., в состав входят 16 государств), ставящего целью поэтапное создание общего рынка в регионе. В июле 1995 г. в ходе 18-го саммита ЭКОВАС было объявлено об официальном вступлении в силу обновленного Договора о Сообществе (подписан в Котону в 1993 г.), с которым ряд государств этого субрегиона связывают надежды на дальнейшую активизацию сотрудничества и углубление интеграции, в частности, путем реализации договоренностей о свободном, перемещении людей и товаров, развитии торговли и транспортной сети, создании единого Парламента и совместного Трибунала, введении к 2006 г. единой валюты.

Осуществление планов Сообщества наталкивается на значительные трудности, обусловленные  различием в уровнях экономического развития государств, их неодинаковыми  подходами к использованию властных и рыночных рычагов для решения экономических, финансовых, торговых и иных задач. Повышению эффективности ЭКОВАС в немалой степени препятствуют сотрудничество между франко- и англоязычными странами субрегиона и их более тесная, чем в других регионах, привязанность к бывшим метрополиям, а также внутренние проблемы в Нигерии, являющейся, по мнению ряда государств, «локомотивом» интеграционных процессов в Западной Африке.

В ноябре 1993 г. в Кампале (Уганда) был подписан Договор о преобразовании Зоны преференциальной торговли стран Восточной и Южной Африки (ЗПТ) в Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), включающий 21 страну, в планах которого – формирование общего рынка к 2000 г., валютного союза – к _2020 г., сотрудничество в экономической, юридической и административной сферах. Идея создания Общего рынка предусматривала слияние Сообщества развития Юга Африки (САДК) и ЗПТ в КОМЕСА. Однако в августе 1994 г. на саммите САДК в Габороне было принято решение о раздельном существовании двух организаций – в Южной и Восточной Африке соответственно.

На состоявшемся в апреле 1996 г. заседании Совета Министров КОМЕСА с участием 16 стран-членов, помимо рассмотрения итогов деятельности в 1995 г. были поставлены задачи по развитию интеграции: необходимость наращивания промышленного производства в регионе, снятие тарифных барьеров в торговле, введение общего внешнего тарифа. Как успех были отмечены постоянный прирост объема внутрирегиональной торговли (в среднем 10,1% в год), смена странами почти всех нетарифных барьеров, частичное сокращение таможенных тарифов. Вместе с тем создание Общего рынка в этом африканском регионе затруднено тем, что меду странами отмечается все-таки значительный «дифферанс» в уровне экономического развития, нестабильна политическая обстановка, далеко до стабильности и в валютно-финансовой сфере.

     Сообщество  развития Юга Африки (САДК) – политико-экономический региональный блок, созданный в 1992 г. на базе Конференции по координации развития стран Юга Африки (САДКК), существовавшей с 1980 г. В настоящее время в САДКК входят 12 государств. По замыслу учредителей Сообщества, развитие сотрудничества должно идти по принципу «гибкой геометрии» и разнотемповости интеграционных процессов, как между отдельными странами, так и группами стран внутри САДК. Нынешняя программа действий Сообщества оценивается в 8,5 млрд. долл. и включает 446 совместных проектов. Финансирование программы лишь на 10-15% может быть обеспечено за счет собственных ресурсов.

На консультативной  конференции с участием внешних  доноров по вопросам мобилизации  финансовых и трудовых ресурсов (Лилонгве, февраль 1995 г.) было принято решение о создании специальных органов по вопросам труда и занятости. Эти органы в рамках САДК пока обладают совещательным статусом.В августе того же года было принято решение о создании единой энергосистемы стран Юга Африки. Подписаны соответствующий Меморандум, а также Протокол о совместном использовании водных ресурсов. Тогда же принято решение об активизации усилий по созданию к 2000 г. на Юге Африки зоны свободной торговли. Определились основные «доноры» (сотрудничающие партнеры) САДК – Скандинавские страны, которые предоставят до 50% внешнего финансирования, ЕС и США.

С ЕС в  сентябре 1994 г. подписана Берлинская декларация, предусматривающая, в частности, обмен интеграционным опытом, совместное планирование и реализацию программ развития. С США в феврале 1996 г. был подписан двусторонний Меморандум о взаимопонимании в торгово-экономической области, предусматривающий в качестве приоритетных сфер сотрудничества агробизнес, энергетику, финансы, развитие инфраструктуры и др. Американцы ориентируют африканских партнеров прежде всего на развитие взаимодействия по линии частного предпринимательства с постепенным сворачиванием программ по государственной линии.В настоящее время в Сообществе предпринимаются меры по постепенной унификации подходов к созданию приемлемого для всех стран – членов инвестиционного климата, налогового и таможенного законодательства.

Интеграционные  процессы на Юге Африки идут весьма непросто, наталкиваясь на препятствия  объективного и субъективного характера. Даже в регионе, где расположены  относительно благополучные страны, между ними сохраняются серьезные  различия в уровне экономического и  социального развития, расстановке  внутренних и внешнеполитических приоритетов, на что зачастую накладываются и  личные амбиции некоторых государственных  лидеров.Естественно, характер субрегионального развития во многом определяется позицией ЮАР, самой сильной страны в регионе. Не будет ошибкой сказать, что трансформация САДК в действительно крепкую интеграционную группировку требует определенного времени.

В Центральной  Африке в плане экономической  интеграции более или менее динамично  развивался Таможенный и экономический союз ЦА (ЮДЕАК, включает 6 стран). За 30 лет его существования внутрирегиональная торговля возросла в 25 раз, введен единый внешний таможенный тариф, на основе совместного участия стран ЮДЕАК в «зоне французского франка» создан Валютный союз Центральной Африки, центральным институтом которого является Банк государств Центральной Африки, выпускающий единые для всех участников платежные средства. В рамках ЮДЕАК действуют также органы кредитного сотрудничества: Банк развития государств Центральной Африки и Фонд солидарности.

К проблемам  развития данной экономической группировки  следует отнести разный уровень  экономического развития стран, однородность и слабую диверсификацию национальных экономик, неразвитость инфраструктуры, политическую нестабильность в ряде стран. Все это отнюдь не способствует решению важнейших задач, определенных в Договоре: свобода движения капиталов (путем постепенной ликвидации таможенных барьеров внутри ЮДЕАК к 2000 г.), налаживание промышленной кооперации создание СП и др.В марте 1994 г. члены ЮДЕАК приняли решение о постепенной трансформации Союза в Экономическое и Валютное Сообщество (ЭВСЦА), т.е. о выходе на более высокий уровень интеграции. Впрочем, для этого предстоит решить еще много проблем.

 

 

      Заключение

 

     Несмотря  на существование в настоящее  время нескольких десятков интеграционных группировок, цели их в основном совпадают. Они выражены в стремлении стран-участниц интеграционных союзов получить экономические  преимущества в виде увеличения прибылей, снижения издержек производства и обращения. Эти цели четко просматриваются  в интеграционных объединениях как европейских стран, так и стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки и Центральной Америки.

Интеграционное  сотрудничество обеспечивает постепенное  устранение ограничений в торговле между странами – членами интеграционных объединений, разработку и проведение общей политики в области взаимной торговли. Странам, участвующим в интеграционных группировках, легче отстоять сообща свои позиции в мировом сообществе, в различных международных организациях, например в ВТО, МВФ, МБРР и др.

 

 

      Литература

 
  1. Рыбалкина В.Е. Международные экономические отношения. – М., 2003.
  2. Раджабова З.К. Мировая экономика. – М., 2002.
  3. Шуралкина А.К. Мировая экономика. – М., 2000.

     Размещено на Allbest.ru

Информация о работе Латиноамериканская и африканская интеграция