Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 23:01, контрольная работа
Современное мировое хозяйство отличают две противоположные тенденции. Одна тенденция состоит в возрастающей глобализации, целостности мировой экономики, другая характеризуется обособлением, образованием экономических центров мирового хозяйства, экономическим сближением и взаимовлиянием отдельных стран и регионов, созданием международных интеграционных группировок.
Введение____________________________________ 3
Латиноамериканская интеграция________________ 4
Африканская интеграция_______________________ 9
Заключение__________________________________ 16
Литература___________________________________17
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ИНСТИТУТ
ТЕКСТИЛЬНОЙ И
ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Кафедра ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Дисциплина
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Контрольная
работа
Тема: Латиноамериканская
и Африканская интеграция
Серпухов
2011
Содержание
Введение______________________
Латиноамериканская интеграция________________ 4
Африканская интеграция____________________
Заключение____________________
Литература____________________
Введение
Современное мировое хозяйство отличают две противоположные тенденции. Одна тенденция состоит в возрастающей глобализации, целостности мировой экономики, другая характеризуется обособлением, образованием экономических центров мирового хозяйства, экономическим сближением и взаимовлиянием отдельных стран и регионов, созданием международных интеграционных группировок.
Международная экономическая интеграция является основной характеристикой современной мировой экономики. Она представляет собой особый, новый этап в интернационализации мирового хозяйства.
Международная
экономическая интеграция – это
высшая на современном этапе ступень
интернационализации
Латиноамериканская интеграция
интеграция сотрудничество мировое хозяйство
Латиноамериканский континент на протяжении многих десятилетий развивался преимущественно на побережье, в силу ряда причин страны имели сильную раздробленность, в том числе:
• историческое прошлое, природно-географические условия и рельеф (Кордильеры, экваториальные леса), отсутствие транспортной сети (по мнению самих южноамериканцев) сильно отличает данный регион от компактной территории Западной Европы;
• изначально, на очень низком уровне находился взаимообмен, внутренние национальные экономики не дополняли друг друга, а были ориентированы на экспорт;
•
переход многих латиноамериканских
стран к модели открытой экономики,
через которую надеялись
• большие объемы внешнего долга, низкие цены на сырье и материалы на мировых рынках также не способствовали значительным финансовым потокам.
В настоявшее время в этом регионе осуществляется ряд проектов в области региональной интеграции. Некоторые из них носят форму двусторонних соглашений. Например, Чили в апреле 1992 г. подписала соглашение о свободной торговле с Венесуэлой. Расширяются торговые отношения между Боливией и Мексикой, в 1993 г. они договорились провести либерализацию 60% своей взаимной торговли, а оставшиеся 40% – к 1997 г. Мексика в 1991 г. подписала договор о свободной торговле с Чили. При этом предусматривается поэтапное устранение всех барьеров в торговле к 1998 г. Это явилось началом 80%-ного увеличения объема торговли Чили с Мексикой в 1992 г. Двусторонние соглашения заключены государством Перу с Боливией и Венесуэлой, в которых предусмотрена отмена ограничений на импорт между собой. Помимо двусторонних, подписаны соглашения субрегионального характера: создание в 1991 г. Общего рынка стран южного Конуса (МЕРКОСУР) между Аргентиной, Бразилией: Парагваем и Уругваем. На их долю сегодня приходится 45% населения Латинской Америки, 50% ее ВВП, 30% внешнеторгового оборота. На первых порах характерно быстрое увеличение внутрирегионального торгового оборота стран – членов МЕРКОСУР. Увеличившись на 24% в 1991 г., торговый оборот в 1992 г. возрос еще на 35%. Определенное сдерживающее влияние на такой процесс интеграции оказывает неоднородная валютная политика в этих странах, высокая инфляция, особенно в таких странах, как Бразилия и Аргентина.
После продолжительного застоя (более 10 лет) на стадии возрождения находится Андская группа в составе Боливии, Венесуэлы, Колумбии, Перу и Эквадора. В октябре 1992 г. подписана договоренность о создании Зоны свободной торговли. За последние три года эти страны самостоятельно, сократили свой средний внешний импортный тариф почти на 2/3, т.е. с 42 до 13,6%. Торговый оборот между членами, Андской группы возрос на 37% в 1991 г., на 18% в 1992 г. и достиг рекордного уровня, т.е. более 2 млрд. долл., более 1/3 торгового оборота этой группы приходится на долю Венесуэлы и Колумбии в форме взаимной торговли. Происходит постепенное оживление процесса интеграции среди членов Центральноамериканского общего рынка (ЦАОР). Он был создан в 1960 г. Гватемалой, Гондурасом, Коста-Рикой, Никарагуа и Сальвадором. Однако в результате войны и кризиса задолженности он распался в 80-e годы. При этом доля внутрирегионального экспорта стран Центральной Америки сократилась с 20% в 1982 г. до 14% в 1990 г. и составила всего лишь 15% в 1991 г. В марте 1992 г. Гватемала и Сальвадор отменили все торговые пошлины и наметили создать в 1995 г. общий рынок.
Кроме того, в 1992 г. пять членов ЦАОР подписали соглашение о создании зоны свободной торговли с Мексикой к 1996 г., с Венесуэлой и Колумбией – к концу столетия. Определенным тормозом при этом может быть сильная схожесть статей экспорта – в основном традиционные сельскохозяйственные товары, а также создание Североамериканской Зоны свободной торговли (САЗСТ), куда может переключиться Мексика, и тогда конкурировать будет нелегко.
Карибское сообщество (КАРИКОМ), основанное в 1973 г., объединяет ряд англоязычных стран с численностью населения 5,5 млн. чел. (Антигуа и Барбуда, Барбадос, Белю, Гайана, Гренада, Доминика, Монтсеррат, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Тринидад и Тобаго, Ямайка).Основная цель сообщества – создание Общего рынка и Валютного союза, достигнуто соглашение о поэтапном сокращении тарифов. Крупнейшим торговым партнером являются США. Новая концепция региональной интеграции Латиноамериканских государств называется концепцией «открытого регионализма», т.е. интеграция, основанная на низких таможенных барьерах и более открытая для мирового рынка.
Первый импульс субрегиональное сотрудничество получило после создания в начале 90-х гг. НАФТА, в основе чего еще Дж. Бушем предусматривалось образование зоны свободной торговли от Аляски до Огненной земли. Тем самым США укрепляет, с одной стороны, свои позиции, а с другой, усиливает региональные интеграционные процессы. В условиях экономического развития латиноамериканских государств можно выделить ряд причин ускорения интеграционных процессов.
Первая причина – растущая конкуренция в торговле и рост доходов от инвестиций и новых технологий, с одной стороны, а с другой – создание более крупных и открытых рынков.
Вторая причина
– либерализация внешней
Третья причина – договор от 1960 г. «Монтевидео» (столица Уругвая) о создании зоны свободной торговли, включающей страны члены ЛАИ. Согласно этому договору была создана жесткая тарифная система, зачастую не оправдывающая себя и неэффективная, с точки зрения создания режима наибольшего благоприятствования для всех стран ассоциации, а не только своим партнерам.Договор «Монтевидео» через 20 лет был пересмотрен, согласно новым условиям он допускал заключение торговых соглашений с несколькими странами или отдельно с одной и постепенное снижение тарифов по региону.
Четвертая причина – улучшение политической жизни региона и отдельных стран. Процесс демократизации нацелен на смягчение конфликтных ситуаций на континенте.
В активизации интеграционных процессов в Южной Америке большую роль играет МЕРКОСУР, являющийся в настоящее время крупнейшим интегрированным рынком Латинской Америки, где сосредоточено 45% населения (более 200 млн. чел.), 50% совокупного ВВП (более 1 трлн. долл.), 40% прямых зарубежных инвестиций, более 60% совокупного объема товарооборота и 33% объема внешней торговли континента.
Рынок предусматривал создание ЗСТ, включающий в себя свободное перемещение капиталов, рабочей силы, введение единого тарифа, создание таможенного союза, координация политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, валютно-финансовой сфере, создание свободной экономической зоны. К этому времени были созданы Совет общего рынка – постоянно действующий административный секретариат, 10 технических комиссий, занимающихся вопросами торговли, таможенного регулирования, валютно-финансовой политики, наземного и морского транспорта, сельского хозяйства, энергетики.
Однако к намеченному сроку (до 1 января 1995 г.) МЕРКОСУР не удалось провести полную отмену таможенных тарифов, ассоциация намечала продлить переходный период до 2000 г. с оговорками для каждой из 4-х стран: Уругвай получил наиболее обширный список исключений из беспошлинной торговли между странами, т.е. 950 позиций единой таможенной номенклатуры на срок до 2000 г.; Аргентина – 221 позицию до 1991 г.; Бразилия – 28 позиций до 1999 г.; Парагвай – 272 позиции до 2000 г.
С 1 января 1995 г. на внешних границах блока стали действовать общие таможенные тарифы (ОТТ) на импорт из третьих стран.
Процесс интеграции в МЕРКОСУР, несмотря на незавершенность становления таможенного союза в его классическом виде, является наиболее динамичным в регионе. Объем внутрирегионального экспорта в 1991-1995 гг. вырос с 5,1 до 15,8 млрд. долл., т.е. более чем втрое и составил почти половину экспорта стран Латинской Америки и Карибского бассейна. МЕРКОСУР оказал положительное воздействие на качественные показатели внешней торговли, т.е. способствовал росту промышленного экспорта, общих показателей ВВП. МЕРКОСУР выступает и в роли стабилизатора экономики стран блока: сдерживание инфляции осуществлялось за счет увеличения импорта, регулирования тарифной политики. Все это способствовало замедлению темпов экономического спада.Проблемы в рамках альянса остаются – в частности, это слабость транспортной инфраструктуры, валютное регулирование, унификация налогообложения и т.д. Перспективы интеграции в МЕРКОСУР большинством наблюдателей оцениваются как благоприятные. Главные условия углубления и развития интеграции – укрепление экономической и финансовой стабильности блока, создание специального трибунала для разрешения торговых конфликтов между странами блока. Речь идет о создании «наднациональной» структуры, способной сочетать рыночные механизмы с регулирующей деятельностью государств, учитывая специфику южноамериканского региона, где до последнего времени насчитывалось значительное число стран с авторитарными режимами.
Африканская интеграция
Интеграционные
процессы в Африке начались в начале
60-х годов. Страны этого континента
имели различный уровень
После 1960 г. на континенте возникло около 40 различных международных организаций экономического и финансового профиля, которые выступали за развитие интеграции как по широкому кругу экономических сфер деятельности, так и в рамках отдельных отраслей, хотя в основополагающих документах не всегда присутствовали дефиниции «интеграция» или «международное разделение труда». Большое влияние на подталкивание интеграционных процессов в Африке оказывали бывшие метрополии, но, как правило, такое воздействие имело определенные цели – не выпускать из сферы интересов и т.д. Примером могут служить различные группировки франкоязычных, англоязычных стран и др.
Информация о работе Латиноамериканская и африканская интеграция