Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 01:47, курсовая работа
Таким образом, цель написания данной курсовой работы заключается в детальном изучении Курдского Вопроса на международной арене.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
-Рассмотреть историю борьбы курдской народности за независимость в течении последних 50–60 лет.
-Рассмотреть основные политические партии и организации отстаивающие интересы курдов
-Рассмотреть возможные пути решения Курдского Вопроса.
Введение
1.Истоки и предпосылки возникновения Курдской проблемы
2.Роль рабочей партии Курдистана в решении курдской
проблемы
3.Современное состояние Курдской проблемы: пути и методы решения
Заключение
Список использованных источников
Несмотря на важную роль, которую в вопросах курдского самоопределения играют США, их политика остается неоднозначной, противоречивой и непоследовательной. И хотя на словах они поддерживают идею создания курдского государства в Иракском Курдистане, данная позиция выглядит скорее как способ оказать давление на Турцию с целью вынудить её проводить более четкую антииранскую и произраильскую политику.
Урегулирование курдской проблемы имеет большое значение и для России, где также проживает немалое число курдов. Кроме того, эскалация напряженности на южных рубежах России создает для нее реальную военную угрозу. В этой связи роль курдского национального движения в указанных странах как потенциального союзника России в борьбе с экстремистскими проявлениями пантюркизма и исламского фундаментализма представляется достаточно весомой.
3.Современное состояние Курдской проблемы: пути и методы решения
К середине 2008 г. напряженность в зоне турецко-иракской границы, где ситуация порой доходила до открытых боевых столкновений, несколько ослабла в связи с тем, что при посредничестве США турецкому руководству удалось договориться с военными о прекращении военной демонстрации в Турецком Курдистане. В качестве альтернативы была выдвинута концепция экономического развития этого региона.
Между тем, некоторые течения курдского национального движения в настоящее время рассматривают путь решения курдского вопроса, в основе которого находится идея о «демократическом экологическом обществе». Основным идеологом этой идеи является Абдулла Оджалан. Он считает, что семейно – клановая структура курдского общества не позволяет курдам занять свою нишу в мировой цивилизации из-за беспринципного соглашательства «как с местными деспотическими государственными режимами, так и с новыми империалистическими хозяевами». В связи с этим, звучит призыв к установлению в этническом Курдистане демократии без государства, которую называют «народной демократией». Он полагает, что демократия – это такая политическая система которая не имеет зависимости от государства и способна предоставить народу широкие свободы и подлинное равенство на базе собственной культуры.
Отдельные положения концепции А. Оджалана уже начинают реализовываться на практике разделяющими его позицию курдами. Например: создание Национального конгресса Курдистана, управляющего на демократических принципах 24 курдскими партиями и 40 организациями во всех частях Курдистана [15, с.54].
Вместе с тем, в состав
НКК входят сравнительно недавно
созданные вооруженные
Руководство Пейджак считает, что неоконсервативный кабинет президента М. Ахмадинежада повинен в ухудшении ситуации в Иранском Курдистане. Там властями грубо нарушаются права человека, продолжаются жестокие пытки и расправы над политическими заключенными. Диктаторский исламский режим, по мнению членов Пейджак, должен быть заменен на Демократический Иран, в котором все национальности получат права и будут жить в мире. Реально Пейджак не имеет большого авторитета в Иранском Курдистане, поскольку она была создана не на иранской почве, а извне. Популярностью пользуются ДПИК (Демократическая партия Иранского Курдистана) и Комала, которые, однако, солидаризируются с Пейджак в оценке ситуации в Иранском Курдистане. В 2008 г. Иранские силы безопасности имели стычки с оппозиционными силами в Иранском Белуджистане, Хузестане и Курдистане. Официально Тегеран обвинил Великобританию и США, однако, это возможно дело рук членов Пейджак. Несмотря на провокационные вооруженные стычки внутри Ирана, Пейджак так же, как и НКК, декларирует, что важно найти мирное решение курдской проблемы для будущей демократии и стабильности на Ближнем и Среднем Востоке. Силовые акции в отношении курдов будут вести к нестабильности и насилию в регионе.
Деятельность Партии свободной жизни Курдистана становиться более понятной, если рассматривать её сквозь призму теории А. Оджалана, считающего, что «целью народных восстаний и войн нового времени является не государство, а использование демократии во всей её широте и сути». По его мнению, важен «принцип действий в рамках вынужденной самообороны». «Проблема самообороны, – пишет Оджалан, – выходит за политический уровень только в условиях агрессии. Агрессия становится актуальной в случае формирования угрозы аннексии, колонизации или иной формы давления на тот или иной народ» [16, с.51].
С этой точки зрения оправдывается вооруженная борьба Пейджак против иранской армии. Боевики армии как бы обороняют курдский ареал от интеграции в Иран и утверждения в Иранском Курдистане идеологии и политики шиитского государства.
Однако, со стороны иранского руководства, Пейджак является террористической организацией стремящейся отделить территорию Иранского Курдистана от территории Ирана, что невозможно конституционно (ст. 9 Конституции Исламской Республики Иран). Против Пейджак, организующей свои акции с приграничных к Ирану территорий Ирака и Турции, было организованно турецко – иранское взаимодействие. Турция и ИРИ одновременно, каждая со своей стороны проводили обстрелы районов возможного пребывания боевиков Пейджак. Пейджак квалифицирует эти действия как начало нового этапа усиления нестабильности в регионе, осуждая турецко – иранское сотрудничество при участии американской разведки.
Приверженцы «демократического экологического общества» ведут пропаганду и в Иракском Курдистане. Среди Иракских курдов уже имеются приверженцы и Пейджак, входящей в состав НКК. Они настаивают, в частности, на объединении вооруженных сил ДПК (Демократическая партия Курдистана) и ПСК (Патриотический союз Курдистана), тренируемых американскими инструкторами. По данным некоторых аналитиков, американцы поддерживают пешмерга и тяжелой военной техников. Но вооружают ли курдов новой американской техникой, – пока неизвестно. Было также принято решение, что две дивизии иракской армии формируются из пешмерга, а остальные региональные гвардейцы будут финансироваться из федерального бюджета. Для решения проблемы в Курдистан будет направлена специальная комиссия из числа чиновников министерства обороны Ирака. «В своём стремлении к независимости курдские лидеры не ограничиваются лишь современными территориями автономии курдистана», – замечает аналитик С. Мартиросян. Поэтому в нужный момент эти силы смогут поддержать борьбу за создание независимого курдского государства.
Необходимо отметить, что руководство КАР (Курдской автономной республики) не препятствует базированию ни отрядов РПК в Кандильских горах, ни Пейджак на своей территории. Кроме того, НКК поддерживает позицию КАР по проблеме Киркука [1, с.15].
Киркур принадлежит к числу самых продуктивных мировых месторождений, разработка которого началась еще в 1930 г. И чей потенциал, по некоторым данным, оценивается в 10 биллионов долларов. В окрестностях Киркука находится до 40 % иракской нефти и 70 % природного газа. Важность возвращения Куркукского региона для курдов носит также не только экономический, но и исторический характер, поскольку Киркук некогда являлся частью территории Курдской автономии. Тем не менее, большинство нефте- и газодобывающих компаний в Киркуке сейчас находятся в руках иностранцев. Например, Российской компанией Лукойл был подписан договор с Иракской компанией North Oil Company (Ключевой нефтедобывающей компанией на территории Иракского Курдистана) о разработке месторождения Западная Курна – 2.
А в середине декабря 2007 г. Ирак пригласил «Стройтрансгаз» принять участие в восстановлении нефтепровода Киркук-Банияс. Ирак предложил «Стройтрансгазу» представить проект по возобновлению работы экспортного нефтепровода до сирийского порта Банияс на Средиземном море, иракская часть которого была выведена из строя в результате американских бомбардировок в 2003 г. при свержении режима Саддама Хусейна. Ранее Сирия и Ирак пришли к соглашению ускорить возобновление эксплуатации нефтепровода Киркук-Банияс.
Притязания курдов на Куркук оспариваются и иракскими суннитами и частью шиитов. Арабские сунниты недовольны тем, что курды стараются вытеснить их из домов, в которых их семьи живут уже 30 лет. Часть арабского населения под давлением местной администрации, в которой преобладают курды, была вынуждена покинуть свои дома. И это вызывает напряженность в отношениях между курдами и арабскими суннитами.
Кроме того, ситуация в
КАР осложняется возникающими вдоль
границы вооруженными столкновениями
между боевиками РПК и
Руководство КАР осознает, что любой непродуманный политический жест способен взорвать обстановку на севере Ирака, поэтому оно заинтересовано в сохранении бесконфликтных отношений с различными политическими партиями и течениями как в собственно КАР, так и с курдами других частей Курдистана и руководством сопредельных стран.
Ныне курдский вопрос вышел далеко за региональные рамки и стал крупной мировой проблемой, хотя стратегическое положение Курдистана, разделенного между Ираном, Ираком, Турцией и Сирией, и раньше постоянно привлекало внимание мировых держав. Последние же выстраивали и продолжают выстраивать свою политику в отношении курдского национального движения исходя из своих глобальных геополитических интересов на Ближнем и Среднем Востоке. Наиболее ярко это проявилось в политике США в 1979 г. в Иране после свержения шахского режима и начавшихся вооруженных действий между правительственными войсками и курдскими повстанцами. Тогда вину за обострение ситуации и беспорядки в иранском Курдистане Хомейни возложил на США. Последние постарались всячески отклонить эти обвинения. Однако опубликованные документы американского посольства в Тегеране по курдскому вопросу свидетельствуют об обратном.
Еще до свержения шахского режима политическое положение в иранском Курдистане находилось под неослабным вниманием внешнеполитических служб Соединенных Штатов. С приходом исламистов к власти обстановка в курдских районах интересовала США только с точки зрения ее использования для воздействия на внутриполитическое положение в Иране и удержания своих позиций в стране. С этой целью предполагалось сделать ставку на взаимные пограничные споры и притязания Ирана и Ирака, с одной стороны, и активизировавшееся движение курдских повстанцев, с другой. При этом последний фактор в полной мере соответствовал внешнеполитической доктрине США, предусматривавшей использование в своих интересах движений национальных меньшинств.
Таким образом, с конца 70-х гг. XX века американцы, пытаясь сокрушить военную мощь Ирана и Ирака, стали разыгрывать «курдскую карту». Началась реализация планов бывшего президента США Р. Рейгана, заявившего в свое время, что «курды – это спичка, которую мы можем и должны зажигать тогда, когда мы этого захотим». Однако курдское национальное движение в целом, несмотря на чрезвычайно трудные условия, в которых оно развивается, все более обретает силу и становится важным фактором в системе международных отношений на Ближнем и Среднем Востоке.
Большое значение имеет и тот факт, что как в собственно Курдистане, так и в среде курдской диаспоры за рубежом идея национального самоопределения курдов с каждым разом приобретает все большее число сторонников. Этой идеей ныне охвачены практически все слои курдского общества, и она превращается в мощную силу, которая способна привести к большим переменам. Все это позволяет надеяться на благоприятную эволюцию и результативность поисков новых решений старых проблем.
Не подлежит сомнению, что справедливое решение курдского вопроса нуждается в настоящее время в активной поддержке международного сообщества, прежде всего в оказании давления на руководящие круги стран проживания курдов. К большому сожалению, приходится констатировать, что мировое сообщество до сих пор не выработало четкого отношения к проблеме курдов. Особенно это касается западных стран, ведущих политику «двойных стандартов». Так, например, они замечают нарушения прав курдов в Иране, но при этом закрывают глаза на подобные нарушения в Турции, декларируя при этом принципы невмешательства во внутренние дела данного государства. Поэтому для наиболее трезвомыслящих представителей курдского движения всегда было совершенно очевидно, что западные страны стремились не к справедливому решению курдской проблемы, а к контролю за нефтяными месторождениями. Курды же были в их политике всего лишь разменной монетой.
Вместе с тем важно то, что, несмотря на спады и подъемы курдского движения, данная проблема получила определенное признание со стороны мировой общественности, хотя уникальность курдского этноса и особенности социального поведения курдов, прежде всего в связи с растущей диаспоризацией, пока еще не в полной мере освещены. Немало сложностей создали и не до конца проработанные международным сообществом, а поэтому выглядящие как взаимоисключающие такие установки, как право каждого народа на самоопределение, с одной стороны, и принципы незыблемости территориальной целостности и нерушимости границ государства, с другой.
Таким образом, социально-экономическим отношениям современного Курдистана присущи две главные задачи – это преодоление отсталости, с одной стороны, и неравномерность развития в отдельных его частях, с другой. Неразрешенность этих проблем отрицательно влияет на процесс национальной консолидации курдского народа и на эффективность его борьбы за свои национальные права.
Единственный шанс преодолеть этот барьер – нефть, которой изобилует Иракский и Иранский Курдистан. Однако в ХХ веке данным богатством прочно овладели сначала англичане, а потом – правящие режимы Ирака и Ирана (благодаря растущим нефтяным доходам, особенно после «арабского эмбарго» 1973г., уровень жизни в Ираке стал одним из самых высоких во всем арабском мире в то время).
Информация о работе Курдская проблема в международных отношениях