Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 07:45, курсовая работа
В силу вышесказанных фактов, международный бизнес здесь стал развиваться в отраслях энергоресурсов, и поэтому представлен небольшим числом крупных компаний по торговле и крошечными компаниями в сфере услуг. Однако на территории Казахстана сосредоточено внушающее количество иностранных филиалов и отделений крупнейших ТНК со всего мира. Это обусловлено многими факторами, изучение которых и является задачей данной работы. Также следует заметить, что присутствие иностранных компаний явно оказывает влияние на национальную экономику и социальную сферу, поэтому я считаю актуальным изучить влияние ТНК на сферы жизни и экономики Казахстана.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ХАРАКТЕРИСТИКА КАЗАХСТАНСКОЙ ЭКОНОМИКИ 3
1.1. Становление и развитие экономики Казахстана как суверенного государства 3
1.2. Отраслевая структура экономики РК на современном этапе 7
2. ОЦЕНКА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ПРАВОВОЙ СРЕДЫ РК КАК ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 11
2.1. Конкурентоспособность национальной экономики 11
2.2. Макроэкономическая ситуация в Казахстане 12
2.3. Правовая среда 14
3. КАЗАХСТАН В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ 17
3.1. Анализ ВЭД Республики Казахстан за период проведения реформ и присоединения к ВТО 17
3.2. Место Казахстана в мировых экономических отношениях 23
3.3. Влияние ТНК на экономику Казахстана 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ИТЕРАТУРЫ…………………………………………..........31
В целях повышения эффективности законодательно-правовой и методологической основы установления цен и тарифов, в 2009году правительство приняло ряд организационных мер по устранению недостатков в работе антимонопольных ведомств. В целях реализации комплексной антиинфляционной политики реализуется план мероприятий по регулированию инфляционных процессов в Республике Казахстан на 2009-2010 годы.
За прошедший период Национальным Банком совместно с Правительством Республики Казахстан и Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций был предпринят ряд мер, которые позволили решить проблему нехватки текущей ликвидности банков второго уровня Республики Казахстан, избежать дефолтов банков по их внешним обязательствам и в целом сохранить устойчивость финансовой системы страны. Мониторинг и анализ публикаций в казахстанских СМИ за прошедший период также свидетельствуют о положительной оценке деятельности государственных органов, в том числе Национального Банка, в условиях глобального финансового шока. Негативное освещение в казахстанских СМИ получают вопросы о недвижимости, ипотеке и растущей инфляции, вызванной ростом цен на основные продукты питания и энергоносители.
Результаты оценок, проводимых международными организациями и рейтинговыми агентствами, носят менее оптимистичный характер. Так, рейтинговое агентство «Fitch» опубликовало отчет-оценку состояния финансовой системы, где отмечается, что в сфере внешних финансов страны наблюдается улучшение, но при этом идет «снижение качества банковских активов в условиях ухудшающегося макроэкономического климата».
В рейтинге глобальной конкурентоспособности ВЭФ позиции Казахстана значительно снизились в этом году по сравнению с прошлым. По макроэкономическим показателям Казахстан занял аж 105 место среди 132 стран (для сравнения Казахстан занимал 25 место в 2007 году). При этом макроэкономические показатели снизились по всем пунктам: профициту/дефициту бюджета на 42 позиции, по норме национальных сбережений на 1 позицию, по государственному долгу на 7 позиций. По уровню инфляции Казахстан занимает одну из худших позиций, 121 место из 132 стран, что по сравнению с прошлым годом ниже на 17 позиций.
Согласно ежегодного отчета Азиатского банка развития (АБР) «Перспективы развития Азии», неожиданно возникшие вследствие глобальной неустойчивости финансовых рынков трудности у местных банков привели к резкому сокращению объемов кредитования и снижению роста экономики. Согласно заключению их экспертов, основные вызовы, стоящие перед экономикой РК – это развитие несырьевых отраслей, управление внешним долгом банковского сектора и снижение инфляции. Долгосрочные перспективы остаются позитивными ввиду больших запасов нефти в стране.
Согласно прогнозам Миссии Международного Валютного Фонда , в ближайшей перспективе темпы роста реального ВВП сохранятся на относительно невысоком уровне. Если учесть быстро эволюционирующую мировую экономическую и финансовую ситуацию, данные прогнозы сопровождаются неопределенностью и имеются риски недостижения даже этих уровней.
2.3 Правовая среда
Анализ состояния
правовой среды Казахстана охватывает
меры, нацеленные на борьбу с коррупцией,
создание новых, более совершенных форм
борьбы с коррупцией, устранение административных
барьеров, препятствующих развитию бизнеса,
а также на развитие внутренней конкуренции. Среди
стран СНГ Казахстан занимает лидирующее
положение в разработке законодательной
базы и систем противодействия коррупции.
Эта работа ведется в рамках Межведомственной
комиссии по вопросам совершенствования
действующего законодательства в части
противодействия коррупции, деятельность
комиссии обеспечивает Министерство юстиции
РК.
Согласно статистическим данным Агентства по статистике РК, за 2011 год выявлено 986 коррупционных преступлений, что на 10% ниже 2010 года (1018), при этом удельный вес составляет 61,6% от общего количества выявленных всеми правоохранительными органами (1342). Агентство РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью объясняет снижение изменениями, внесенными в уголовное законодательство в июле 2009 года. В настоящее время коррупционными признаются преступления, связанные с получением лицами, их совершившими, имущественных благ и преимуществ.
Министерством финансов РК
была принята Стратегия по борьбе
с коррупцией. На сегодняшний день,
начались работы по двум из пяти направлений
стратегии – по реализации мероприятий
по устранению коррупционных проявлений
во всех сферах налоговых отношений
и по совершенствованию
В частности Министерством финансов РК уточнен перечень коррупционных сфер в налоговых отношениях и мер по устранению в них коррупционных проявлений. Кроме этого в рамках Плана развития и расширения функциональности информационной системы ИНИС запланированы работы по исключению непосредственных контактов с налогоплательщиками.
В целях обеспечения реализации концепции по внедрению системы государственного планирования, ориентированного на результаты, Министерством юстиции РК был разработан Стратегический план развития Министерства юстиции РК на 2008-2010 годы, который был одобрен на заседании Правительства. Для повышения осведомленности населения в сфере законодательства, Министерством юстиции РК проводились еженедельные брифинги по разъяснению действующего законодательства в республике. Органами юстиции были организованы 2356 выступлений в электронных и печатных СМИ.
Совместно с заинтересованными государственными органами – Агентством по информатизации и связи и Министерством культуры и информации РК – ведется работа по развертыванию широкомасштабных акций на тему борьбы с коррупцией.
В этих целях, Агентством изготовлены
социальные видео- и аудио-ролики на
антикоррупционную тематику на государственном
и русском языках, которые с 12
августа 2008 года транслируются на ведущих
республиканских теле - и радиоканалах.
Также совместно с
С целью снижения административных барьеров для улучшения условий ведения бизнеса, а также мониторинга и достижения эффективности правовой среды, государственными органами было выполнено комплекс работ. Разработан законопроект по улучшению законодательства по вопросам аудиторской деятельности в стране, главными задачами которого являются стимулирование улучшения инвестиционного климата, развитие фондового рынка, повышение ответственности аудиторов и аудиторских организаций. Комиссия, созданная 18 марта 2008 года проводит работу по усовершенствованию разрешительной системы, порядка проведения проверок, системы регистрации прав на недвижимое имущество и процедур сертификации товаров, работ и услуг.
В целях усиления работы,
направленной на защиту прав объектов
интеллектуальной собственности в
структуре Управления организации
таможенного контроля Комитета транспортного
контроля Министерства финансов РК в
августе 2008 года создан Отдел по контролю
за объектами интеллектуальной собственности.
Также, в настоящее время ведется
работа по разработке проекта Закона
РК «О внесении дополнений и изменений
в некоторые законодательные
акты РК в связи с вступлением
РК во Всемирную торговую организацию».
Данным проектом Закона предусматривается
наделение таможенных органов РК
дополнительными полномочиями (ех-officio)
в целях осуществления
В целях снижения административных
барьеров для развития международных
автомобильных перевозок в
В целях снижения административных барьеров в рамках административной реформы разработан план мероприятий по реформированию Комитета транспортного контроля Министерства транспорта и коммуникаций РК, в котором предусматриваются мероприятия по сокращению некоторых контрольных функций в сфере железнодорожного и водного транспорта, с последующей передачей их другим государственным органам и в местные исполнительные органы.
Глава 3. КАЗАХСТАН В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
3.1Анализ развития ВЭД
РК за период проведения
Казахстан практически с
самого начала своего независимого развития
проводил стратегию открытой экономики.
В результате экономических
реформ Казахстан по темпам экономического
роста в течение последних
лет входит в топ-десятку стран
мира, сохраняющих высокие темпы
развития. По мнению многих
экспертов, достижению столь высоких
экономических показателей во многом
способствовал именно экспорт сырья
и благоприятная ценовая
Внешнеэкономическая деятельность Казахстана является одним из наиболее значимых факторов в определении динамики развития страны, состава ВВП, внутреннего и внешнего спроса. Из данных таблицы 1 видно, что в 2009 г. больше половины экономической стоимости производимого в Казахстане продукта (55,3%) было продано за границу.
Таблица 1 - Доли экспорта и импорта в ВВП, в %
Наименование |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Экспорт |
35,5 |
50,8 |
40,3 |
40,7 |
42,9 |
47,7 |
49,5 |
47,9 |
46,1 |
55,3 |
40,5 |
46,6 |
Импорт |
33,5 |
38,9 |
35,9 |
32,6 |
31,0 |
32,0 |
31,5 |
29,8 |
31,7 |
29,6 |
28,5 |
20,2 |
Сальдо |
2,0 |
11,9 |
4,4 |
8,1 |
11,9 |
15,7 |
18,1 |
18,1 |
14,4 |
25,8 |
12 |
26,4 |
Примечание: составлено автором по данным Комитета таможенного контроля МФ РК |
Около третьей части ВВП ушло
на товары и услуги из-за границы (25,8%).
Активное сальдо торгового баланса
свидетельствует о том, что Казахстан
накапливает богатство
В 2010 году доля экспорта в ВВП уменьшилась до 40,5%, импорта - до 28,5%, а сальдо платежного баланса снизилось до 12%,однако в 2011 году доля экспорта снова возросла до 46,6% (87723,8 млн.долл.), а доля импорта снизилась до 20,2%, что говорит о положительных сдвигах во внешней экономике РК и об эффективности проводимой реформы развития импортозамещающих производств..
Динамика внешнеэкономической деятельности Республики Казахстан представлена в таблице 2.
Таблица 2 - Внешнеторговый оборот Республики Казахстан
Наименование |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Внешнеторговый оборот | |||||||||||
млн. долларов США |
15085,1 |
16254,3 |
21335,4 |
32877,4 |
45201,5 |
61927,2 |
80511,7 |
109072,5 |
71604,4 |
90685,1 |
125 802,2 |
в процентах к предыдущему году |
108,9 |
107,8 |
131,3 |
154,1 |
137,5 |
137,0 |
130,0 |
135,5 |
65,6 |
126,6 |
138,7 |
Экспорт | |||||||||||
млн. долларов США |
8639,1 |
9670,3 |
12926,7 |
20096,2 |
27849,1 |
38250,3 |
47755,3 |
71183,5 |
43195,8 |
59833,3 |
87 723,8 |
в процентах к предыдущему году |
98,0 |
111,9 |
133,7 |
155,5 |
138,6 |
137,3 |
124,8 |
149,1 |
60,7 |
138,5 |
146,6 |
Импорт | |||||||||||
млн. долларов США |
6446,0 |
6584,0 |
8408,7 |
12781,2 |
17352,4 |
23676,9 |
32756,4 |
37889,0 |
28408,6 |
30852,2 |
38 078,4 |
в процентах к предыдущему году |
127,9 |
102,1 |
127,7 |
152,0 |
135,8 |
136,4 |
138,3 |
115,7 |
75,0 |
108,6 |
123,4 |
Примечание: составлено автором по данным Комитета таможенного контроля МФ РК |