Италия в системе международных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:59, доклад

Описание работы

Настоящей родиной современной дипломатии по мнению большинства исследователей, является Италия. Несмотря на то, что в Италии раньше, чем в остальной Европе, стали развиваться города и начали складываться капиталистические отношения, эта страна продолжала оставаться раздробленной. Города Северной и отчасти Средней Италии подчинили себе окружающие территории и стали городами-государствами. Они играли крупнейшую роль в экономической жизни Европы. Они были посредниками в торговле с Востоком; в них развивалась промышленность, рассчитанная на вывоз как в Среднюю и Северную Европу, так и на Восток. Они стали важнейшими центрами банкового дела. Внутри каждого из этих городов кипела напряженная политическая жизнь; обостренная классовая борьба прив

Работа содержит 1 файл

Рудзик Вероника МО 3 курс.doc

— 80.50 Кб (Скачать)

Рудзик Вероника МО 3 курс

Дипломатия  в Италии.

История

Настоящей родиной современной  дипломатии по мнению большинства  исследователей, является Италия. Несмотря на то, что в Италии раньше, чем в остальной Европе, стали развиваться города и начали складываться капиталистические отношения, эта страна продолжала оставаться раздробленной. Города Северной и отчасти Средней Италии подчинили себе окружающие территории и стали городами-государствами. Они играли крупнейшую роль в экономической жизни Европы. Они были посредниками в торговле с Востоком; в них развивалась промышленность, рассчитанная на вывоз как в Среднюю и Северную Европу, так и на Восток. Они стали важнейшими центрами банкового дела. Внутри каждого из этих городов кипела напряженная политическая жизнь; обостренная классовая борьба приводила к непрестанным столкновениям и частой смене правительств и политического режима. Среди итальянских городов выдвигаются мощные политические центры, как Венеция, Генуя, Милан, Флоренция. Но ни один из этих центров не был достаточно силен, чтобы подчинить себе остальные. В то же время ни один из них не был достаточно заинтересован в объединении Италии. Внутренний рынок Италии был незначителен. Главные интересы торговых и промышленных городов Италии и ее банкиров лежали за пределами страны. Захват новых рынков, торговое соперничество на суше и на море не сближали, а разъединяли итальянские города.

Дипломатическая служба — в Италии, включает в себя дипломатических и консульских работников, состоящих на государственной службе, куда они поступают по конкурсу.

Дипломатам  Италии прививаются  следующие дипломатические  ранги:

  • Посол;
  • Полномочный министр;
  • Советник посольства;
  • Советник дипломатической миссии;
  • Секретарь дипломатической миссии;
  • Секретарь дипломатической миссии — стажёр
 

Особенности итальянской дипломатии

Итальянские дипломаты  отличаются утонченностью, но к положительным  качествам их не относятся аккуратность, пунктуальность, они могут опоздать на обед, ужин, затянуть встречу и  даже не заметить этого. Они вольно обращаются со временем.

Знатоки Италии, работавшие в этой стране, отмечают, что итальянцы настроены дружественно в отношении иностранцев. У них  нет такого, скажем, расистского  настроя, как у французов в отношении арабов.

Итальянским дипломатам не разрешается вступать в политические партии, поэтому в беседах с ними никогда не спрашивайте, к какой партии они принадлежат или за какую партию они голосовали. Они будут шокированы и в лучшем случае ответят вам: «Мы служим государству».

На контакты они идут легко, в том числе семейные, домашние. В Италии проявляют особое уважение к детям. Поэтому, здороваясь со знакомыми, сначала справляйтесь о здоровье детей, а затем о здоровье взрослых. Мужчины целуют руку у женщин и при встрече, и при прощании. Итальянцы любят выговориться. Не перебивайте их.

К недостаткам  некоторых итальянских дипломатов следует отнести то, что они, обещая что-либо, не всегда сдерживают свое слово.

Еда у них  предмет культа. За столом могут  вестись и самые серьезные  переговоры. Обед иногда длится 2—3 часа. За столом не чокаются, произнося «чин-чин».

За столом трудность  представляют спагетти — их навертывают за зубья вилки — это нелегко, но этому следует научиться. Если вы едете в поезде и ваш попутчик предлагает закусить — откажитесь, сославшись на то, что вы только что поели. Это приглашение — просто знак вежливости.

При посещении  церкви будьте строго одеты. Женщины  не должны надевать в церковь платье с короткими рукавами или с  декольте, оставаться с непокрытой головой. 

Становление «итальянской модели»  дипломатической службы

Исследователи дипломатии сходятся во мнении, что  именно «итальянская модель» дипломатии стала прообразом современной дипломатической  службы. Важным моментом в становлении  этой модели стало формирование государств нового типа, чему значительный импульс был придан так называемой «папской революцией» начала XI в., положившей начало четкому разделению светских и церковных властей. Утверждение светского подхода в ренессансном миропонимании проложило путь новому порядку властвования, в котором на суверенитет, то есть верховную власть, претендует не только папа римский и император Священной Римской империи, но и множество светских правителей. Естественно, что в таких условиях каждый король тщательно заботился, чтобы его представления о собственном статусе были признаны не только при его дворе, но и при дворах других коронованных особ. Таким образом, королевский посол в новой дипломатической системе выступал в роли герольда королевского суверенитета. 

Возрождение античной теории равновесия как основы отношений между государствами потребовало превращения посла в постоянного представителя, способного квалифицированно информировать своего правителя о состоянии дел в другом государстве. 

В XVI—XVII вв. поиски равновесия становятся основным содержанием внешней политики практически всех ведущих европейских государств. Соблюдение равновесия требовало гибких коалиций и союзов, достоверного знания о намерениях и возможностях правителей и их государств. Осуществление подобной политики могла обеспечить лишь хорошо развитая, профессионально организованная система взаимных и постоянных дипломатических представительств, руководимых из центра соответствующими канцеляриями.

Политика равновесия, таким образом, с одной стороны, стимулировала появление организованной и постоянной дипломатической службы, а с другой стороны, именно эффективная дипломатия сделала возможным осуществление политики равновесия. 

Дипломатическая служба итальянских республик, монархий, герцогств и синьорий питалась богатыми традициями дипломатии Ватикана, а также свидетельствами о дипломатической практике древнегреческих полисов, Римской империи, Византии и арабских эмиратов.

С развитием  межгосударственных отношений появляются так называемые «канцелярии», в недрах которых разрабатываются методы осуществления внешней политики. Начиная с XII—XIV вв. в хрониках содержатся упоминания об избранных в городах-коммунах Италии посланниках-нунциях, сведения о появлении нового образца отчетов-реляций, верительных грамот и инструкций. 

Все чаще в документах фигурируют одни и те же лица, занимающиеся внешнеполитической деятельностью, что свидетельствует о появлении дипломатов-профессионалов, гарантирующих большую компетентность и преемственность политики. Утверждается система оплаты дипломатов из государственной казны. Это способствует появлению класса чиновников-профессионалов. Не случайно итальянские дипломаты приглашаются на службу различными правителями Европы. Среди многочисленных послов, прибывших в Рим на юбилейные торжества 1300 г., было 12 флорентийцев, которые, помимо Флоренции, представляли Францию, Англию, Чехию и ряд других стран.

Взаимные постоянные представительства в 1375 г. открывают  Милан и Мантуя, за ними следуют  постоянные представительства Флоренции, Венеции, Генуи, Неаполя и других итальянских государств. 

Если в средние  века наиболее распространенной дипломатической  фигурой были нунции («озвученные  письма») и прокураторы (уполномоченные вести переговоры)*, то в эпоху  Возрождения появляется ambasciatore, посол-резидент с самыми широкими полномочиями. Ученые-гуманисты и дипломаты-практики разрабатывают теоретические основы внешнеполитической службы и дипломатического права. Н.Макиавелли, Ф.Гуиччардини, АДжентили, Г.Брагачча, Т.Тассо исследуют искусство дипломатии, анализируют права и обязанности посла, всесторонне изучают проблемы иммунитета и привилегий. В этике гражданского гуманизма, следовать которой призывали дипломатов, определяющими стали идеи общественного долга и патриотизма. 

* Речь не идет  о дипломатии Римской курии,  где в эти термины вкладывалось иное содержание.

С течением времени  окончательно сформировалась «итальянская модель» дипломатической службы, основными чертами которой стало:

— наличие государственных  внешнеполитических канцелярий;

— формирование класса оплачиваемых из государственной казны чиновников, профессионально занимающихся обеспечением внешнеполитической деятельности государства;

— распространение  системы взаимных постоянных дипломатических  представительств;

— появление особого  типа дипломатической  корреспонденции  и дипломатических архивов.

В течение веков  дипломатические институты региональных государственных образований Италии развивались и совершенствовались. Огромное влияние на государственное  устройство и дипломатическую службу оказали идеи и юридическая практика эпохи Просвещения. Процесс унификации дипломатической службы как части нового абсолютистского государственно-бюрократического аппарата шел медленно и противоречиво. 

За годы, прошедшие  между Американской и Французской  революциями, идеи свободы и равенства, учение о народном суверенитете и правах человека стали частью интеллектуального багажа молодых людей, стремившихся сделать карьеру на дипломатическом поприще. 

Наполеоновские  завоевания и последовавшие вслед  за этим административно-правовые реформы  повлекли за собой существенную перестройку внешнеполитического аппарата. Впервые стали проводиться публичные конкурсы на занятие Должностей в государственном аппарате. 

Первый конкурс, организованный в Милане в 1796 г., предлагал  конкурсантам написать сочинение на якобы подсказанную самим Бонапартом тему «Какая из существующих форм свободного правления может лучше всего обеспечить счастье Италии?». 

В результате на дипломатической службе появилось  много новых, людей из среды прогрессивно настроенных аристократов, буржуа, представителей свободных профессий. Большинство из них было привержено идее ломки традиционного партикуляризма и объединения Италии.

Дипломатия  объединенного Королевства  Италии

Поскольку объединение  Италии, в 1871 г. завершившееся переносом  столицы в Рим, было осуществлено посредством последовательных присоединений территорий других итальянских государств к Сардинскому королевству, дипломатические институты Королевства Италии во многом строились на основе пьемонтских законов. В то же время итоги Рисорджименто несли на себе отпечаток централизованной системы наполеоновского типа, которая, в свою очередь, была результатом компромисса между некоторыми юридическими завоеваниями французской революции и административными традициями прежней абсолютной монархии. На строительстве новых государственных институтов сказалось и влияние германской концепции правового государства. 

Внешнеполитическое  ведомство в значительной мере воспроизводило «французскую модель». Это предполагало наличие трех видов дипломатической службы: в министерстве, в зарубежных представительствах и консульствах. Для поступающих на дипломатическую службу предусматривался достаточно высокий имущественный ценз. Кроме того, претендент должен был преодолеть весьма сложный конкурсный экзаменационный барьер. От него требовалось знание государственного и международного права, права гражданского, уголовного и торгового, а также политической экономии, истории древнего мира, средних веков и нового времени, географии и иностранных языков.

При достаточно частой смене правительств и, следовательно, министров иностранных дел, административную преемственность деятельности Министерства олицетворял его генеральный секретарь, не поддающийся влиянию конъюнктурных колебаний политики*. Его кандидатура подлежала утверждению самим королем, и он подчинялся непосредственно лишь министру. С течением времени началась постепенная политизация фигуры генсека. На эту должность все чаще стали назначаться не карьерные дипломаты, а политики: депутаты, сенаторы, лидеры политических фракций. В связи с этим они сменялись так же часто, как и министры иностранных дел.

* В середине  XIX в. большой резонанс приобрела публикация труда А.Токвилля «Старый порядок и революция», в котором проблема административной преемственности в государственной системе занимала центральное место.

Процесс превращения  конституционной монархии в монархию парламентского типа делал необходимым  осуществление гораздо более  тесной связи парламента с Министерством. Для этого был учрежден специальный  пост заместителя министра (sottosegretario), призванного поддерживать эти связи. 

Возраставшее  значение прессы и общественного  мнения нашло отражение в создании отдела по делам печати. В 1917 г. был  учрежден пост заместителя министра по делам печати и пропаганды.

В начале XX в. итальянское Министерство иностранных дел отражало настроения правящих кругов, характеризовавшиеся растущим национализмом и неуверенностью в прочности политических и социальных основ общества. Повысились требования к претендентам на дипломатическую карьеру. Они должны были отслужить в армии, обладать прекрасным здоровьем, а главное, отличаться «примерным поведением и гражданским сознанием». Обязательным был диплом о высшем образовании. Особо котировались выпускники юридического факультета Туринского университета.

Информация о работе Италия в системе международных отношений