Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:59, доклад
Настоящей родиной современной дипломатии по мнению большинства исследователей, является Италия. Несмотря на то, что в Италии раньше, чем в остальной Европе, стали развиваться города и начали складываться капиталистические отношения, эта страна продолжала оставаться раздробленной. Города Северной и отчасти Средней Италии подчинили себе окружающие территории и стали городами-государствами. Они играли крупнейшую роль в экономической жизни Европы. Они были посредниками в торговле с Востоком; в них развивалась промышленность, рассчитанная на вывоз как в Среднюю и Северную Европу, так и на Восток. Они стали важнейшими центрами банкового дела. Внутри каждого из этих городов кипела напряженная политическая жизнь; обостренная классовая борьба прив
Рудзик Вероника МО 3 курс
Дипломатия в Италии.
История
Настоящей родиной современной дипломатии по мнению большинства исследователей, является Италия. Несмотря на то, что в Италии раньше, чем в остальной Европе, стали развиваться города и начали складываться капиталистические отношения, эта страна продолжала оставаться раздробленной. Города Северной и отчасти Средней Италии подчинили себе окружающие территории и стали городами-государствами. Они играли крупнейшую роль в экономической жизни Европы. Они были посредниками в торговле с Востоком; в них развивалась промышленность, рассчитанная на вывоз как в Среднюю и Северную Европу, так и на Восток. Они стали важнейшими центрами банкового дела. Внутри каждого из этих городов кипела напряженная политическая жизнь; обостренная классовая борьба приводила к непрестанным столкновениям и частой смене правительств и политического режима. Среди итальянских городов выдвигаются мощные политические центры, как Венеция, Генуя, Милан, Флоренция. Но ни один из этих центров не был достаточно силен, чтобы подчинить себе остальные. В то же время ни один из них не был достаточно заинтересован в объединении Италии. Внутренний рынок Италии был незначителен. Главные интересы торговых и промышленных городов Италии и ее банкиров лежали за пределами страны. Захват новых рынков, торговое соперничество на суше и на море не сближали, а разъединяли итальянские города.
Дипломатическая служба — в Италии, включает в себя дипломатических и консульских работников, состоящих на государственной службе, куда они поступают по конкурсу.
Дипломатам Италии прививаются следующие дипломатические ранги:
Особенности итальянской дипломатии
Итальянские дипломаты отличаются утонченностью, но к положительным качествам их не относятся аккуратность, пунктуальность, они могут опоздать на обед, ужин, затянуть встречу и даже не заметить этого. Они вольно обращаются со временем.
Знатоки Италии,
работавшие в этой стране, отмечают,
что итальянцы настроены
Итальянским дипломатам не разрешается вступать в политические партии, поэтому в беседах с ними никогда не спрашивайте, к какой партии они принадлежат или за какую партию они голосовали. Они будут шокированы и в лучшем случае ответят вам: «Мы служим государству».
На контакты они идут легко, в том числе семейные, домашние. В Италии проявляют особое уважение к детям. Поэтому, здороваясь со знакомыми, сначала справляйтесь о здоровье детей, а затем о здоровье взрослых. Мужчины целуют руку у женщин и при встрече, и при прощании. Итальянцы любят выговориться. Не перебивайте их.
К недостаткам
некоторых итальянских
Еда у них предмет культа. За столом могут вестись и самые серьезные переговоры. Обед иногда длится 2—3 часа. За столом не чокаются, произнося «чин-чин».
За столом трудность представляют спагетти — их навертывают за зубья вилки — это нелегко, но этому следует научиться. Если вы едете в поезде и ваш попутчик предлагает закусить — откажитесь, сославшись на то, что вы только что поели. Это приглашение — просто знак вежливости.
При посещении
церкви будьте строго одеты. Женщины
не должны надевать в церковь платье
с короткими рукавами или с
декольте, оставаться с непокрытой
головой.
Становление «итальянской модели» дипломатической службы
Исследователи
дипломатии сходятся во мнении, что
именно «итальянская модель» дипломатии
стала прообразом современной дипломатической
службы. Важным моментом в становлении
этой модели стало формирование государств
нового типа, чему значительный импульс
был придан так называемой «папской революцией»
начала XI в., положившей начало четкому
разделению светских и церковных властей.
Утверждение светского подхода в ренессансном
миропонимании проложило путь новому
порядку властвования, в котором на суверенитет,
то есть верховную власть, претендует
не только папа римский и император Священной
Римской империи, но и множество светских
правителей. Естественно, что в таких условиях
каждый король тщательно заботился, чтобы
его представления о собственном статусе
были признаны не только при его дворе,
но и при дворах других коронованных особ.
Таким образом, королевский посол в новой
дипломатической системе выступал в роли
герольда королевского суверенитета.
Возрождение античной
теории равновесия как основы отношений
между государствами потребовало превращения
посла в постоянного представителя, способного
квалифицированно информировать своего
правителя о состоянии дел в другом государстве.
В XVI—XVII вв. поиски равновесия становятся основным содержанием внешней политики практически всех ведущих европейских государств. Соблюдение равновесия требовало гибких коалиций и союзов, достоверного знания о намерениях и возможностях правителей и их государств. Осуществление подобной политики могла обеспечить лишь хорошо развитая, профессионально организованная система взаимных и постоянных дипломатических представительств, руководимых из центра соответствующими канцеляриями.
Политика равновесия,
таким образом, с одной стороны,
стимулировала появление
Дипломатическая служба итальянских республик, монархий, герцогств и синьорий питалась богатыми традициями дипломатии Ватикана, а также свидетельствами о дипломатической практике древнегреческих полисов, Римской империи, Византии и арабских эмиратов.
С развитием
межгосударственных отношений появляются
так называемые «канцелярии», в недрах
которых разрабатываются методы
осуществления внешней политики. Начиная
с XII—XIV вв. в хрониках содержатся упоминания
об избранных в городах-коммунах Италии
посланниках-нунциях, сведения о появлении
нового образца отчетов-реляций, верительных
грамот и инструкций.
Все чаще в документах фигурируют одни и те же лица, занимающиеся внешнеполитической деятельностью, что свидетельствует о появлении дипломатов-профессионалов, гарантирующих большую компетентность и преемственность политики. Утверждается система оплаты дипломатов из государственной казны. Это способствует появлению класса чиновников-профессионалов. Не случайно итальянские дипломаты приглашаются на службу различными правителями Европы. Среди многочисленных послов, прибывших в Рим на юбилейные торжества 1300 г., было 12 флорентийцев, которые, помимо Флоренции, представляли Францию, Англию, Чехию и ряд других стран.
Взаимные постоянные
представительства в 1375 г. открывают
Милан и Мантуя, за ними следуют
постоянные представительства Флоренции,
Венеции, Генуи, Неаполя и других
итальянских государств.
Если в средние
века наиболее распространенной дипломатической
фигурой были нунции («озвученные
письма») и прокураторы (уполномоченные
вести переговоры)*, то в эпоху
Возрождения появляется ambasciatore, посол-резидент
с самыми широкими полномочиями. Ученые-гуманисты
и дипломаты-практики разрабатывают теоретические
основы внешнеполитической службы и дипломатического
права. Н.Макиавелли, Ф.Гуиччардини, АДжентили,
Г.Брагачча, Т.Тассо исследуют искусство
дипломатии, анализируют права и обязанности
посла, всесторонне изучают проблемы иммунитета
и привилегий. В этике гражданского гуманизма,
следовать которой призывали дипломатов,
определяющими стали идеи общественного
долга и патриотизма.
* Речь не идет о дипломатии Римской курии, где в эти термины вкладывалось иное содержание.
С течением времени окончательно сформировалась «итальянская модель» дипломатической службы, основными чертами которой стало:
— наличие государственных внешнеполитических канцелярий;
— формирование класса оплачиваемых из государственной казны чиновников, профессионально занимающихся обеспечением внешнеполитической деятельности государства;
— распространение системы взаимных постоянных дипломатических представительств;
— появление особого типа дипломатической корреспонденции и дипломатических архивов.
В течение веков
дипломатические институты
За годы, прошедшие
между Американской и Французской
революциями, идеи свободы и равенства,
учение о народном суверенитете и правах
человека стали частью интеллектуального
багажа молодых людей, стремившихся сделать
карьеру на дипломатическом поприще.
Наполеоновские
завоевания и последовавшие вслед
за этим административно-правовые реформы
повлекли за собой существенную перестройку
внешнеполитического аппарата. Впервые
стали проводиться публичные конкурсы
на занятие Должностей в государственном
аппарате.
Первый конкурс,
организованный в Милане в 1796 г., предлагал
конкурсантам написать сочинение на якобы
подсказанную самим Бонапартом тему «Какая
из существующих форм свободного правления
может лучше всего обеспечить счастье
Италии?».
В результате на дипломатической службе появилось много новых, людей из среды прогрессивно настроенных аристократов, буржуа, представителей свободных профессий. Большинство из них было привержено идее ломки традиционного партикуляризма и объединения Италии.
Дипломатия объединенного Королевства Италии
Поскольку объединение
Италии, в 1871 г. завершившееся переносом
столицы в Рим, было осуществлено посредством
последовательных присоединений территорий
других итальянских государств к Сардинскому
королевству, дипломатические институты
Королевства Италии во многом строились
на основе пьемонтских законов. В то же
время итоги Рисорджименто несли на себе
отпечаток централизованной системы наполеоновского
типа, которая, в свою очередь, была результатом
компромисса между некоторыми юридическими
завоеваниями французской революции и
административными традициями прежней
абсолютной монархии. На строительстве
новых государственных институтов сказалось
и влияние германской концепции правового
государства.
Внешнеполитическое ведомство в значительной мере воспроизводило «французскую модель». Это предполагало наличие трех видов дипломатической службы: в министерстве, в зарубежных представительствах и консульствах. Для поступающих на дипломатическую службу предусматривался достаточно высокий имущественный ценз. Кроме того, претендент должен был преодолеть весьма сложный конкурсный экзаменационный барьер. От него требовалось знание государственного и международного права, права гражданского, уголовного и торгового, а также политической экономии, истории древнего мира, средних веков и нового времени, географии и иностранных языков.
При достаточно частой смене правительств и, следовательно, министров иностранных дел, административную преемственность деятельности Министерства олицетворял его генеральный секретарь, не поддающийся влиянию конъюнктурных колебаний политики*. Его кандидатура подлежала утверждению самим королем, и он подчинялся непосредственно лишь министру. С течением времени началась постепенная политизация фигуры генсека. На эту должность все чаще стали назначаться не карьерные дипломаты, а политики: депутаты, сенаторы, лидеры политических фракций. В связи с этим они сменялись так же часто, как и министры иностранных дел.
* В середине XIX в. большой резонанс приобрела публикация труда А.Токвилля «Старый порядок и революция», в котором проблема административной преемственности в государственной системе занимала центральное место.
Процесс превращения
конституционной монархии в монархию
парламентского типа делал необходимым
осуществление гораздо более
тесной связи парламента с Министерством.
Для этого был учрежден специальный
пост заместителя министра (sottosegretario),
призванного поддерживать эти связи.
Возраставшее значение прессы и общественного мнения нашло отражение в создании отдела по делам печати. В 1917 г. был учрежден пост заместителя министра по делам печати и пропаганды.
В начале XX в. итальянское Министерство иностранных дел отражало настроения правящих кругов, характеризовавшиеся растущим национализмом и неуверенностью в прочности политических и социальных основ общества. Повысились требования к претендентам на дипломатическую карьеру. Они должны были отслужить в армии, обладать прекрасным здоровьем, а главное, отличаться «примерным поведением и гражданским сознанием». Обязательным был диплом о высшем образовании. Особо котировались выпускники юридического факультета Туринского университета.
Информация о работе Италия в системе международных отношений