Интерес к проблемам геополитики в обществах Древнего Востока и Античности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:04, доклад

Описание работы

Любая цивилизация, ставшая мировой державой, возникала первоначально в определенном центре, для которого вся остальная территория, населенная «варварами», служила в качестве объекта экспансии и арены расширения жизненного пространства. Правомерность подобного утверждения показывает опыт китайцев, персов, арабов, монголов, оттоманцев, создавших великие империи путем территориальной экспансии.

Работа содержит 1 файл

древний восток геополитика.docx

— 34.94 Кб (Скачать)

 Применительно  к внешней политике искусство  вербальной коммуникации состоит в использовании стратагем — совокупности скрытых тактических приемов и уловок, которые необходимо творчески применять в зависимости от конкретной ситуации.   

 Суть  стратагемного мышления состоит в том, чтобы с помощью различных манипуляций (набора обещаний, соглашений, заверений, союзов, коалиций, угроз) постараться истощить силы врага и нанести ему невосполнимый урон, не вступая с ним в прямое противоборство. Конечная цель подобных действий состоит в том, чтобы сохранить свои силы и богатства. Наиболее известные китайские стратагемы гласят: 

 «Объединиться с дальним  врагом, чтобы победить ближнего»  

 «Превратить роль гостя в  роль хозяина» 

 «Наблюдать за огнем с  противоположного берега» 

 «Заманить на крышу и убрать  лестницу» 

 «Ловить рыбу в мутной  воде» 

 «На востоке поднимать шум,  на западе нападать» 

 «Скрывать за улыбкой кинжал»  

 «Сманить тигра с горы  на равнину» 

 «Тайно подкладывать хворост  под костер другого» 

 «Убить чужим ножом» и  др.  

 В Древнем  Китае была детально разработана  методика применения той или  иной стратагемы с учетом различных  обстоятельств и ситуаций. Особенно  эффективно они могут быть  применены в ситуации геополитического противоборства.  

 Преодолев  кризис в эпоху Ранней Хань (206 до н.э. — 23 н.э.), почти 2 тыс. лет Китай существовал в условиях стабильности. Она основывалась на «трех китах»: (а) неизменности территории; (б) неизменности численности населения (разумеется, в границах определенного интервала); (в) неизменности жизненных устоев (идеология иерархии ценностей, основные принципы политики, экономики, общественных отношений). В результате подобной стратегии уровень жизни китайцев вплоть до XVIII в. был выше, чем в Европе.  

 

4. Истоки западной геополитической  традиции  

 Западная  геополитическая традиция формировалась  философами античной Греции и  Древнего Рима в контексте  противопоставления греко-римской  цивилизации «варварам», т.е. другим  народам, которые говорили на непонятных и неприятных на слух языках. Античные мыслители обращали внимание на то, что в кульминационные моменты мировой истории судьбу человечества определяют столкновения цивилизаций Моря и цивилизаций Земли. Правда, античные авторы и их последователи мыслили в терминах статичной полярности, что предполагает фиксированную структуру взаимодействия, остающуюся неизменной в разных исторических ситуациях. Экспансия греко-римской цивилизации была вызвана разными факторами.  

 С одной  стороны, Древняя Греция, как и  Древний Китай, примерно в то же время оказалась перенаселена. Из-за хозяйственной деятельности людей (в основном выпаса огромного поголовья скота) сократилась площадь лесов, а земли потеряли плодородие. Однако Древней Греции удалось преодолеть глубочайший кризис эпохи похолодания железного века за счет расширения жизненного пространства — колонизации новых земель. При этом сама природа уберегла Элладу от экологических стрессов, оказав воздействие и на формирование системы ценностей, т.е. представлений древних греков о мире и о себе. В центре ее — гражданин полиса, личность, которая собственными усилиями достигает перемен к лучшему, равная другим гражданам, связанная с ними узам солидарности и подчиняющаяся законам, принятым демократическим путем. Эти ценности, став стержнем греческой цивилизации, сохранились и позднее, когда не стало ни Древней Греции, ни империи Александра Македонского: они были во многом восприняты Римом, Византией и, наконец, странами Европы. Свобода личности оказалась тем важнейшим следствием, которое позволяет считать Древнюю Грецию колыбелью современной европейской цивилизации.   

 С другой  стороны, условия природной среды  оказали заметное влияние на  поиск модели идеального государства,  оптимально выражающего интересы всех слоев населения: от демоса до аристократии, патрициев и плебеев. В конструировании справедливого политического порядка географическому фактору отводится решающая роль в достижении политической стабильности. Происходит рационализация геополитических представлений, которые развиваются на основе философского подхода.

Геополитические идеи мыслителей Древней Греции и Рима   

 Влияние  географической среды (в первую  очередь, климата) на обычаи, нравы,  образ правления и общественно-исторические  процессы в городах-полисах было значительным, что стало предметом анализа ряда античных авторов — Гиппократа, Геродота, Полибия, Парменида.  

 Например, фактор перенаселенности заставил  греков осваивать новые земли.  Грекам повезло: в новых областях  — на юге Италии, в Сицилии,  Малой Азии и Крыму — оказались  такие же условия, как и в  самой Греции: мягкий климат и  сложный рельеф. Горы ограничили  разрушительное наступление людей  на природу, а благодаря теплому  влажному климату природа прекрасно  самовосстанавливалась. К тому же греческая колонизация не была направлена в единый мощный поток, как Китае, а была «веерной» — по многим направлениям и осуществлялась морским путем. Берега Греции и ее колоний изрезаны удобными для стоянок кораблей бухтами, что способствовало развитию морского транспорта, не только самого дешевого, но и наиболее безопасного, так как пираты не могли полностью перекрыть водные морские пути.  

 Это  способствовало тому, что в античной  политической философии была сформулирована теория пяти климатических поясов земли (два холодных и два умеренных, а между ними — жаркий), каждый из которых порождает различные политические последствия. По мнению философов, жаркий климат расслабляет характеры и люди легко попадают в рабство, а северный, напротив, закаляет, что способствует развитию демократических форм правления.

Геополитические взгляды Аристотеля   

 Время расцвета геополитической мысли в Древней Греции приходится на V-IV вв. до н.э. и связано с именем Аристотеля (384-322 до н.э.), создавшим политическую науку, предметом которой являлось государство, а целью — поиск совершенного государственного устройства. В процессе конструирования умеренной, идеальной формы правления Аристотель осмысливал роль географического фактора в поддержании ее стабильности.  

1) Географическому положению и природным условиям (прежде всего, климату) Аристотель приписывал первостепенную роль в зарождении государства. Так, по его мнению только в умеренном климате можно найти идеальный природный баланс, способствующий генезису и расцвету государств. В работе «Политика» (книга седьмая) Аристотель замечал, что жизнь людей возможна вне гражданского общества, о чем свидетельствует существование обществ, живущих этносами, без городов-государств (полисов), однако это более низкая ступень организации общественной жизни. В Западной Европе с ее холодным климатом, отмечает Аристотель, люди преисполнены мужества, но недостаточно наделены умом и способностями. Напротив, в Азии, где жаркий климат, люди обладают умом и отличаются способностью к ремеслам, но им не хватает мужества. Одни эллины, живущие в промежуточной зоне с умеренным климатом, и только они, в отличие от кельтов и персов, обладают в равной мере обоими этими качествами, поэтому их привилегией стал полис. 

2) Аристотель стремился осмыслить значение внешних условий, в частности, пространства (территории) и его свойств, для стабильного функционирования идеального государства. Государство, по мнению Аристотеля, существует ради «лучшей жизни» своих граждан. Только внутри этого общества-государства люди смогут процветать, ибо оно — воплощение справедливости и права, выражение общего интереса граждан. Однако для стабильности государства необходимы внутренние и внешние условия.  

 Внутренними  условиями идеального государства,  по Аристотелю, являются: (а) количество  правящих и (б) цели правления (моральная значимость). В результате формы государственного устройства Аристотель делит на правильные (монархия, аристократия, политая), при которых правители имеют в виду общую пользу, и «неправильные» (тирания, олигархия и демократия), преследующие лишь личное благо правителей. Наилучшей и стабильной формой государства является полития, создающая всякому человеку возможность благоденствовать и жить счастливо, благодаря сочетанию в себе достоинства единоличного (монархия) и компетентного (аристократия) правления, а также объединению интересов имущих и неимущих (демократия). Кроме того, форма государственного устройства должна соответствовать этическим принципам: «принципом аристократии служит добродетель, олигархии — богатство, демократии — свобода» (Политика, VI, 1294а). Полития, которая включает эти три принципа, является совершенной формой правления, ибо она объединяет интересы зажиточных и неимущих.  

 Внешними  условиями стабильного существования  идеального государства в трактате «Политика» Аристотель называл два фактора: (а) численность населения, достаточная для того, чтобы обеспечить его всем необходимым; (б) протяженность и обозримость территории, что означает возможность ее защиты от агрессора. С военной точки зрения, территории надлежит быть «легко обозримой», чтобы ее было легко защищать, иметь удобные выходы, но в то же время быть труднодоступной для вторжения по границам. Столице государства следует быть теснее связанной как с материком и морем, так и со всей территорией государства. Она должна выделяться на фоне всего окружающего пространства как центральный пункт, из которого возможно выслать помощь во все стороны. На случай военных действий весьма важно иметь удобный тайный выход для жителей, для неприятелей же город должен быть труднодоступным для нападения по географическим условиям. Самодостаточным, по мнению философа, является то государство, в котором достигнут баланс между численностью населения и размерами территории, поскольку государство с малочисленным населением на большой территории не сможет защитить его от внешних врагов. Напротив, государству с чрезмерно большим населением трудно прокормиться, а следовательно, в нем не сможет властвовать средний класс — социальная опора политии. К тому же «чрезмерно большое количество не допускает порядка», а значит, и невозможно будет учредить совершенное политическое устройство. 

3) Аристотель пытается осмыслить и роль моря как фактора политического могущества на примере острова Крита:  

 Остров  Крит как бы предназначен природой  к господству над Грецией, и географическое положение его прекрасно: он соприкасается с морем, вокруг которого почти все греки имеют свои места поселения; с одной стороны, он находится на небольшом расстоянии от Пелопоннеса, с другой — от Азии. Вот почему и утвердил свою власть над морем, а из островов — одни подчинил своей власти, другие населил....   

 Однако  близость к морю воспринималась  Аристотелем неоднозначно: с одной стороны, она дает геополитические преимущества государству, а с другой — несет серьезные опасности. Так, близость к морю, портам и гаваням обеспечивает экономические блага, развивает торговлю, способствует общению людей. Однако прибытие в порты большого количества иноземцев, «воспитанных в иных законах», способно, по мнению Аристотеля, пошатнуть право и мораль в государстве. Возникновение подобной опасности легко предупредить путем издания законов, которые точно бы определяли, кому дозволено и кому запрещено прибывать в порты.

Геополитические идеи Цицерона   

 Знаменитый  римский оратор, государственный  деятель и мыслитель Марк Туллий  Цицерон (106— 43 до н.э.) не создал какой-либо самостоятельной геополитической концепции, поскольку больше заботился о популяризации политических знаний греческих мыслителей — Платона и Аристотеля. Однако государство Цицерона отличается от платоновского идеала своей реальностью: это была Римская республика в лучшую пору ее существования. В рамках своей юридической концепции государства он высказал ряд догадок, связанных с ролью географического фактора в обеспечении устойчивого функционирования искомого им идеала правления — смешанной формы государства.  

1) Влияние природы на государство проявляется в том, что идеальное государство должно быть организовано в соответствии с природой вещей, на основе естественного права. Истинное значение Цицерона в истории политической мысли заключается в том, что он придал учению греческих стоиков о естественном праве форму, в которой оно было известно в Западной Европе вплоть до XIX в. В основе права, согласно Цицерону, лежит присущая природе справедливость. Причем справедливость эта понимается как вечное, неизменное и неотъемлемое свойство как природы в целом, так и человеческой природы. Следовательно, под «природой как источником справедливости и права (права по природе, естественного права) в учении Цицерона имеются в виду весь космос, весь окружающий человека физический и социальный мир, формы человеческого общения и общежития, а также само человеческое бытие, охватывающее его тело и душу, внешнюю и внутреннюю жизнь. Всей этой «природе», в силу ее божественного начала, согласно Цицерону, присущи разум и законосообразность, определенный порядок.  

 В работе  «О государстве» Цицерон утверждает, что существует высший закон  природы, источником которого  являются в равной степени  божественное начало и рациональная, социальная природа людей. Согласно  Цицерону, естественное право (высший, истинный закон) — это справедливый разум, который соответствует природе, распространяется на всех людей, призывает к исполнению долга; ограничивать его действие не дозволено, отменить его полностью невозможно. Истинный закон — один и тот же везде и всегда, действителен для всех народов и во все времена. (О государстве, III, XXII, 33.) В соответствии с этим изменяется понимание государства (respublica) Цицероном: он определяет его как дело, достояние народа (res populi). Причем он подчеркивает, что «народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов». Следовательно, государство в трактовке Цицерона предстает не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, что было характерно и для древнегреческих концепций, но одновременно также и как «правовое государство», т.е. согласованное правовое общение этих членов, как определенное правовое образование, «общий правопорядок».  

Информация о работе Интерес к проблемам геополитики в обществах Древнего Востока и Античности