Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:04, доклад
Любая цивилизация, ставшая мировой державой, возникала первоначально в определенном центре, для которого вся остальная территория, населенная «варварами», служила в качестве объекта экспансии и арены расширения жизненного пространства. Правомерность подобного утверждения показывает опыт китайцев, персов, арабов, монголов, оттоманцев, создавших великие империи путем территориальной экспансии.
Применительно к внешней политике искусство вербальной коммуникации состоит в использовании стратагем — совокупности скрытых тактических приемов и уловок, которые необходимо творчески применять в зависимости от конкретной ситуации.
Суть стратагемного мышления состоит в том, чтобы с помощью различных манипуляций (набора обещаний, соглашений, заверений, союзов, коалиций, угроз) постараться истощить силы врага и нанести ему невосполнимый урон, не вступая с ним в прямое противоборство. Конечная цель подобных действий состоит в том, чтобы сохранить свои силы и богатства. Наиболее известные китайские стратагемы гласят:
«Объединиться с дальним врагом, чтобы победить ближнего»
«Превратить роль гостя в роль хозяина»
«Наблюдать за огнем с противоположного берега»
«Заманить на крышу и убрать лестницу»
«Ловить рыбу в мутной воде»
«На востоке поднимать шум, на западе нападать»
«Скрывать за улыбкой кинжал»
«Сманить тигра с горы на равнину»
«Тайно подкладывать хворост под костер другого»
«Убить чужим ножом» и др.
В Древнем
Китае была детально
Преодолев кризис в эпоху Ранней Хань (206 до н.э. — 23 н.э.), почти 2 тыс. лет Китай существовал в условиях стабильности. Она основывалась на «трех китах»: (а) неизменности территории; (б) неизменности численности населения (разумеется, в границах определенного интервала); (в) неизменности жизненных устоев (идеология иерархии ценностей, основные принципы политики, экономики, общественных отношений). В результате подобной стратегии уровень жизни китайцев вплоть до XVIII в. был выше, чем в Европе.
4. Истоки западной
Западная
геополитическая традиция
С одной стороны, Древняя Греция, как и Древний Китай, примерно в то же время оказалась перенаселена. Из-за хозяйственной деятельности людей (в основном выпаса огромного поголовья скота) сократилась площадь лесов, а земли потеряли плодородие. Однако Древней Греции удалось преодолеть глубочайший кризис эпохи похолодания железного века за счет расширения жизненного пространства — колонизации новых земель. При этом сама природа уберегла Элладу от экологических стрессов, оказав воздействие и на формирование системы ценностей, т.е. представлений древних греков о мире и о себе. В центре ее — гражданин полиса, личность, которая собственными усилиями достигает перемен к лучшему, равная другим гражданам, связанная с ними узам солидарности и подчиняющаяся законам, принятым демократическим путем. Эти ценности, став стержнем греческой цивилизации, сохранились и позднее, когда не стало ни Древней Греции, ни империи Александра Македонского: они были во многом восприняты Римом, Византией и, наконец, странами Европы. Свобода личности оказалась тем важнейшим следствием, которое позволяет считать Древнюю Грецию колыбелью современной европейской цивилизации.
С другой
стороны, условия природной
Геополитические идеи мыслителей Древней Греции и Рима
Влияние
географической среды (в
Например,
фактор перенаселенности
Это способствовало тому, что в античной политической философии была сформулирована теория пяти климатических поясов земли (два холодных и два умеренных, а между ними — жаркий), каждый из которых порождает различные политические последствия. По мнению философов, жаркий климат расслабляет характеры и люди легко попадают в рабство, а северный, напротив, закаляет, что способствует развитию демократических форм правления.
Геополитические взгляды Аристотеля
Время расцвета геополитической мысли в Древней Греции приходится на V-IV вв. до н.э. и связано с именем Аристотеля (384-322 до н.э.), создавшим политическую науку, предметом которой являлось государство, а целью — поиск совершенного государственного устройства. В процессе конструирования умеренной, идеальной формы правления Аристотель осмысливал роль географического фактора в поддержании ее стабильности.
1) Географическому положению и природным условиям (прежде всего, климату) Аристотель приписывал первостепенную роль в зарождении государства. Так, по его мнению только в умеренном климате можно найти идеальный природный баланс, способствующий генезису и расцвету государств. В работе «Политика» (книга седьмая) Аристотель замечал, что жизнь людей возможна вне гражданского общества, о чем свидетельствует существование обществ, живущих этносами, без городов-государств (полисов), однако это более низкая ступень организации общественной жизни. В Западной Европе с ее холодным климатом, отмечает Аристотель, люди преисполнены мужества, но недостаточно наделены умом и способностями. Напротив, в Азии, где жаркий климат, люди обладают умом и отличаются способностью к ремеслам, но им не хватает мужества. Одни эллины, живущие в промежуточной зоне с умеренным климатом, и только они, в отличие от кельтов и персов, обладают в равной мере обоими этими качествами, поэтому их привилегией стал полис.
2) Аристотель стремился осмыслить значение внешних условий, в частности, пространства (территории) и его свойств, для стабильного функционирования идеального государства. Государство, по мнению Аристотеля, существует ради «лучшей жизни» своих граждан. Только внутри этого общества-государства люди смогут процветать, ибо оно — воплощение справедливости и права, выражение общего интереса граждан. Однако для стабильности государства необходимы внутренние и внешние условия.
Внутренними
условиями идеального
Внешними
условиями стабильного
3) Аристотель пытается осмыслить и роль моря как фактора политического могущества на примере острова Крита:
Остров
Крит как бы предназначен
Однако
близость к морю
Геополитические идеи Цицерона
Знаменитый
римский оратор, государственный
деятель и мыслитель Марк
1) Влияние природы на государство проявляется в том, что идеальное государство должно быть организовано в соответствии с природой вещей, на основе естественного права. Истинное значение Цицерона в истории политической мысли заключается в том, что он придал учению греческих стоиков о естественном праве форму, в которой оно было известно в Западной Европе вплоть до XIX в. В основе права, согласно Цицерону, лежит присущая природе справедливость. Причем справедливость эта понимается как вечное, неизменное и неотъемлемое свойство как природы в целом, так и человеческой природы. Следовательно, под «природой как источником справедливости и права (права по природе, естественного права) в учении Цицерона имеются в виду весь космос, весь окружающий человека физический и социальный мир, формы человеческого общения и общежития, а также само человеческое бытие, охватывающее его тело и душу, внешнюю и внутреннюю жизнь. Всей этой «природе», в силу ее божественного начала, согласно Цицерону, присущи разум и законосообразность, определенный порядок.
В работе
«О государстве» Цицерон
Информация о работе Интерес к проблемам геополитики в обществах Древнего Востока и Античности