Интерес к проблемам геополитики в обществах Древнего Востока и Античности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:04, доклад

Описание работы

Любая цивилизация, ставшая мировой державой, возникала первоначально в определенном центре, для которого вся остальная территория, населенная «варварами», служила в качестве объекта экспансии и арены расширения жизненного пространства. Правомерность подобного утверждения показывает опыт китайцев, персов, арабов, монголов, оттоманцев, создавших великие империи путем территориальной экспансии.

Работа содержит 1 файл

древний восток геополитика.docx

— 34.94 Кб (Скачать)

 

  Интерес к  проблемам геополитики в обществах  Древнего Востока и Античности  возник объективно по ряду  причин. 

1) Любая  цивилизация, ставшая мировой  державой, возникала первоначально  в определенном центре, для которого  вся остальная территория, населенная  «варварами», служила в качестве  объекта экспансии и арены расширения жизненного пространства. Правомерность подобного утверждения показывает опыт китайцев, персов, арабов, монголов, оттоманцев, создавших великие империи путем территориальной экспансии. 

2) В условиях  экстенсивного роста экономики  пространственная экспансия представляла  собой одну из главных форм  самовоспроизводства, продления существования любой цивилизации, доказательства ее пригодности к истории. Поэтому естественно, что любая цивилизация или мировая держава неизбежно приобретала имперский характер.  

3) Все ранние  цивилизации возникали на реках,  которые часто жестко задавали  формы жизнедеятельности примитивного  общества. Существовали и иные факторы, которые обусловили осмыслить роль природных условий в эволюции общества.  

 В I тыс.  до н. э. на нашей планете произошли два важных события. Во-первых, небольшое похолодание, не сравнимое с предшествующим Великим оледенением и получившее название похолодания железного века. Во-вторых, революционный переворот в сознании людей. К тому времени утратили былой блеск Крито-Микенская цивилизация, Древний Египет, царства Двуречья. Угасли цивилизации, но не люди, просто они стали другими. В древнейших цивилизациях люди жили не одно тысячелетие, не осознавая своего отличия от природы, преобразованной их усилиями.

Осевое время Ясперса  

 Немецкий  философ, историк и психолог  Карл Ясперс (1883—1969) первым высказал предположение о реальных изменениях повсюду — в Европе, на Ближнем Востоке, в Индии и Китае — человек стал осознавать бытие в целом, самого себя в границах своих возможностей и назвал это время осевым. Прежние мифологические (сверхъестественные) представления о мире постепенно заменялись рациональными (с помощью объективной логики) и моральными. Произошло открытие того, что позже стали называть Разумом и Личностью, появилось ощущение Времени и Пространства: «Человек уже не замкнут в себе. Он не уверен в том, что знает самого себя, и поэтому открыт для новых безграничных возможностей. Он способен теперь слышать и понимать то, о чем до этого момента никто не спрашивал и что никто не возвещал. Неслыханное становится очевидным».  

 Согласно  Ясперсу, все народы, жившие на  просторах Евразии в I тыс. до н.э., можно условно разделить на исторические и неисторические. К осевым, или историческим, народам ученый отнес китайцев, индийцев, иудеев и греков, все остальные — неисторические, по словам ученого, «народы, не знавшие прорыва». В осевое время исторические народы разделились на западные и восточные. В результате появились два полюса мировоззрения, созданные не просто географически разделенными этносами (греки — на западе, китайцы — на крайнем востоке Евразийского континента), но даже и не подозревавшими о существовании друг друга.  

 Интеллектуальная  революция должна была свершиться  во многих древнейших мировых цивилизациях. Например, в Древнем Египте общество достигло высокого уровня самоорганизации и культуры. Благодаря развитой письменности там широко распространилась грамотность, и на этой основе мог произойти подлинный прорыв в общественном сознании. Однако этого не случилось. В интеллектуальной жизни Египта были покой и застой. Почему? В осевое время исторические народы — прежде всего греки и китайцы — испытали потрясение, потребовавшее изменений во всех сферах жизни. Таким поворотным событием стало похолодание железного века, сделавшее климат прохладнее и суше. Подобного стресса в жизни египтян не было. Поэтому не было и последствий его преодоления: бурного роста новых городов, отделения города от деревни, значительного имущественного расслоения общества. Не потребовалось резко усложнять хозяйственную и политическую организацию общества, развивать транспорт, связь, торговлю. Напротив, в Древней Греции и Древнем Китае возникли разнообразные философские течения, шли дискуссии о сущности бытия, представлениях о мире и о себе. 

 

2. Ранние геополитические  представления  

 Ранние представления о геополитическом пространстве, его строении и роли во взаимодействиях государств, возникшие в глубокой древности, в основном развивали идеалистическую традицию в анализе глобальной политики. Эти представления не были в строгом смысле геополитическими, это были скорее мечты об идеальном мироустройстве, где органично переплетались верования, обычаи, традиции. В целом, геополитическая мысль Древнего мира не была столь богата, как философия. Это объясняется прежде всего сильной зависимостью развития геополитических представлений от существовавшей реальности, скудными знаниями географии, страхом человека перед природной стихией и ограниченными возможностями ей противостоять. Несмотря на это, уже в этот период возникает первое осознание связи пространства и власти, географии и политики. Правда, осмысление взаимосвязи политики и пространства не было предметом самостоятельного анализа, она рассматривалась в контексте более общей проблемы — поиска идеальной модели государства, гарантирующей гармонию и порядок на земле, а так же обеспечивающей «счастье всем, а не отдельным индивидам». В процессе конструирования искомой модели совершенного государства и возникали идеи, имеющие отношение к геополитике. Таким образом, ранние геополитические представления развивались в рамках философского поиска мудрого и справедливого правления.   

 Можно  выделить некоторые темы, осмысление  которых привело в дальнейшем  к вычленению проблемных комплексов  современной геополитики: 

= выявление  взаимосвязи могущества государства  и его местоположения; 

= осознание  влияния географической среды  на политическую деятельность людей, свойства их политического темперамента, обычаи, нравы и даже общественный строй;  

= понимание  значения среды обитания для  формирования социокультурной и политической идентичности человека; 

= формулирование  стратегии и принципов взаимодействия  с соседними государствами.  

 На самой  ранней стадии своего становления  геополитические представления  развивались в рамках религиозно-мифологических  воззрений о мироустройстве, его божественное происхождение. В VIII— VI вв. до н.э. начался отход от религиозно-мифологических представлений к более рационалистическому взгляду на миропорядок вообще, государство и власть, в частности. Геополитические представления приобретают определенную философско-этическую направленность. Известное сходство геополитических традиций Востока и Запада состояло в том, что государство, общество, человек признавались неотъемлемой частью мирового космического порядка. В связи с этим основное внимание мыслители уделяли вопросу о том, как воспроизвести на земле порядок и истину Вселенной, т.е. искусству правления во имя достижения всеобщего блага. Различие восточной и западной геополитических традиций состоит в том, что в границах двух культурных традиций роль географического фактора и природных условий в поддержании политической стабильности и механизма правления интерпретируются неодинаково. 

 

3. Культурно-религиозная  традиция в геополитике Древнего  Востока  

 Значение  географических условий в развитии  человека, общества, государства, а  также их влияние на взаимоотношения  между государствами было подмечено очень давно. Уже в рассказах древних мореплавателей подчеркивалась существенная роль местоположения и природных условий в развитии государства. Было замечено, что реки и моря способствуют торговле, развитию товарно-денежных отношений, частной собственности, разделению труда и т.п. В результате возникает возможность самого разнообразного общения с людьми, в ходе которого и зарождается, и развивается цивилизация. Поэтому более быстрыми темпами развивались государства и процветали общества там, где были крупные реки и моря, а не на лесных, степных, пустынных пространствах.

Геополитическая мысль Древней Индии   

 В отличие  от философской геополитическая традиция в Древней Индии не была сформирована. Она существовала в рамках религиозно-практически ориентированного мировоззрения и устойчивой культурной традиции. В соответствии с ними гармонию и порядок на земле можно установить путем праведного исполнения людьми своих священных обязанностей — дхармы. Однако люди несовершенны, эгоистичны, они не склонны следовать дхарме просто потому, что она предписана свыше. Чтобы побудить их подчиняться высшему закону, необходимо принуждение, наказание — данда. Смысл управления обществом заключается в том, чтобы с помощью данды сохранять и поддерживать дхарму.  

 Собственно  геополитические представления  изложены в Артха-шастрах — светских трактатах, в которых рассматриваются способы приобретения и сохранения территории, а также приумножения богатства. Термин «артхэ» означает, прежде всего, территорию и богатство. Артхашастра Каутильи (IV в. до н.э.) — трактат самого известного политического мыслителя Древней Индии, советника правителя Чандрагупты I, создавшего империю Маурьев (317—180 до н.э.), который объединил под своей властью большое число княжеств и народов. В трактате Каутилья рассматривал три основные проблемы эффективного управления:  

= деятельность и функции мудрого  государя; 

= управление и право; 

= проблемы войны и дипломатии.    

 Геополитические  идеи не носят самостоятельного  характера, а высказываются в  контексте науки управления. Следуя  традиционному для Древней Индии определению главных назначений человека: праведное исполнение своего долга, действия, направленные на приобретение богатства и власти, желания и освобождения, Каутильи видит свою задачу в изучении ближайших целей общественного существования. Они сводятся к обеспечению блага всех живых существ. Таким благом является сохранение божественным провидением общественного порядка, который достигается путем исполнения каждым человеком своего долга. Возвеличивая царскую власть и ее действия, Каутилья оправдывает ту политику, которая защищает людей, но в то же время он рекомендует правителям применять все средства против народного недовольства внутри страны.  

 Пространственные  взаимоотношения между государствами  Каутилья осмысливает в контексте понимания территории как важного ресурса власти. Действия государства на внешней арене направлены на приобретение новых земель. По его мнению, существует шесть основных форм внешней политики: состояние мира, война, нейтралитет, подготовка к походу, союз, двойная политика. Назначение данной классификации состояло в выработке рекомендаций правителям, какую осуществлять политику в разных случаях: Слабый царь должен стремиться к миру, сильный вести войну; если никто не угрожает, но царь не чувствует себя достаточно сильным, — нейтралитет и т.д.

Геополитические представления в Древнем Китае  

 Геополитические  идеи в Древнем Китае развивались  в русле мифологического, социоантропоморфического мировоззрения, в основе которого лежит очеловечивание природной среды и осознание людьми своей прямой зависимости от природных сил и патриархально-клановой структуры общества. Геополитическим идеям Древнего Китая присущ повышенный прагматизм, что принципиально отличает их от пространственных моделей Древней Индии, основанных на религиозном идеализме.  

 Политическая  культура Древнего Китая включала  достаточно разнообразный набор  форм и методов контроля над  пространством: прямой и косвенный.  Способы военной экспансии занимали  значительное место, поскольку политическая история Древнего Китая была чередой бесконечных междоусобиц и войн с соседями. Достаточно упомянуть период Воюющих царств, который продолжался почти два века (с 403 по 221 гг. до н.э.). Наряду с прямой военной агрессией, в период империи Хань в I—II вв. использовались методы «сухопутной колонизации» новых земель, своеобразный аналог гуманитарной интервенции. На вновь присоединенных землях (население которых просто признавало власть императора) создавались «пограничные округа», куда переселялись значительные группы древнекитайского населения: они селились в административном центре новой провинции. В приграничные же районы переселялись отдельные группы кочевников, признавшие власть ханьского императора. При постоянном росте численности древних китайцев чересполосное расселение обеспечивало им возможность культурной гегемонии над местным населением.   

 Специфическим  способом доминирования над соседними  государствами являлось искусство вербальной коммуникации. Автором подобной политической технологии был философ Конфуций (Кун-цзы, 551—479 до н.э.). Его изречения собраны в книге «Лунь-юй» («Суждения и беседы»). Применительно, к внутренней политике ее суть состоит в том, что важным условием эффективного администрирования Конфуций считал хорошо продуманное слово, поскольку «одно-единственное слово может свидетельствовать об уме или глупости человека, особенно правителя («благородного мужа»), истинность и уместность которого может подчас решить судьбу государства». Будешь спешить — не сумеешь вникнуть в суть дела; утонешь в мелочах — не решишь крупные проблемы.    

 Геополитические  идеи Конфуция развивались в  контексте решения проблемы о наилучшем устройстве общества и управлении государством. Причем решить эту задачу он стремился с помощью строгой упорядоченности (по принципу естественного неравенства в природе, где каждый знает свои права и обязанности) и определенных моральных принципов. Суть социального порядка, по Конфуцию, выражается формулой: «Правитель должен быть правителем, подданный — подданным, отец — отцом, сын — сыном». Управлять обществом призваны благородные мужи во главе с государем («сыном неба») на принципах добродетели и личного примера. Практические советы Конфуция в области управления и сегодня можно отнести к заповедям умелой администрации: мудрый руководитель должен хорошо знать, что любят люди (богатство, престиж) и что ненавидят (бедность и презрение); дельный чиновник должен уметь все видеть, все слышать, осторожно высказывать свое мнение, избегать рискованного и опасного действия.  

Информация о работе Интерес к проблемам геополитики в обществах Древнего Востока и Античности