Информационная война против России: как это было

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 21:17, реферат

Описание работы

Конфликт в Южной Осетии является одним из наиболее нашумевших конфликтов в 21 веке. Через войну в Южной Осетии четко прослеживается в первую очередь политика государств, а затем только забота о жизни и безопасности граждан. Немаловажным в данном вопросе является его всесторонний анализ сторон для получения максимально объективных результатов.

Содержание

Введение 2
Информационная война против России: как это было 3
Оперативная маскировка Российской Армии 3
Оперативная маскировка грузинской армии 4
Информационная война лета 2008 года 6
План Медведева — Саркози 10
Сегодняшнее положение 14
Заключение 16
Список используемой литературы и Интернет-ресурсов 17

Работа содержит 1 файл

Южная Осетия 2008.docx

— 43.08 Кб (Скачать)

 

Оглавление

Введение 2

Информационная война против России: как это было 3

Оперативная маскировка Российской Армии 3

Оперативная маскировка грузинской армии 4

Информационная война лета 2008 года 6

План Медведева — Саркози 10

Сегодняшнее положение 14

Заключение 16

Список используемой литературы и Интернет-ресурсов 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Конфликт в Южной Осетии является одним из наиболее нашумевших конфликтов в 21 веке. Через войну в Южной Осетии четко прослеживается в первую очередь политика государств, а затем только забота о жизни и безопасности граждан. Немаловажным в данном вопросе является его всесторонний анализ сторон для получения максимально объективных результатов.

Рассматривая вопрос о  военном конфликте в Южной  Осетии, хотелось бы акцентировать  внимание на подоплеку данного конфликта, на информационную войну, на мысли и  планы политиков.

План данного реферата следующий: разобрать все вопросы  относительно информационной войны, так  называемых подводных камней, затем  изучить план Медведева-Саркози  и обратить свой взор на сегодняшнее  положение дел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная война против России: как это было

Оперативная маскировка Российской Армии

 

Для России целями оперативной  маскировки явились наращивание  вооружения, скрытность подготовки войск, подготовка обеспечения развертывания войск. 

Подготовка соединений, частей и учреждений, предназначенных для  отправки на Кавказ, проходила под  видом учений «Кавказ-2008», проводимых МО РФ России, по отработке вопросов комбинированной переброски войск  на большие расстояния воздушным, железнодорожным, морским и автомобильным транспортом.

Оперативная маскировка действий авиации и ПВО осуществлялась на всех этапах их участия в боевых действиях. Во-первых, важная роль отводилась маскировке при создании авиационных  группировок российских ВВС и  ПВО на Кавказе. Во-вторых, проводились  мероприятия по маскировке группировки  авиации, уже созданной в районе грузино-осетинского конфликта. В-третьих, маскировка осуществлялась при выполнении боевых задач частями и подразделениями  ВВС и ПВО. В ходе создания авиационной группировки основными мероприятиями оперативной маскировки являлись: ограничение количества лиц, привлекавшихся к планированию перегруппировки авиации в район вооруженного конфликта; соблюдение режима маскировки в период перебазирования частей, соединений и объединений ВВС и ПВО (в летном, воздушном и наземном эшелонах); дезинформация агентурной разведки о месте назначения и целях передислокации авиачастей и соединений; сокращение сроков организации и выполнения перегруппировки сил авиации в район конфликта.

Оперативная маскировка грузинской армии

 

 

 Для Грузии целями оперативной маскировки были: наращивание вооружения, непосредственная подготовка к вторжению; сокрытие масштабов  и сроков стратегической перегруппировки, обеспечение внезапности первого  удара, постановка боевых задач. Дезинформационные  мероприятия грузинской армии насчитывали  несколько этапов.

Первый этап – наращивание вооружения. Те документы, которые Грузии представляли о состояние своего вооружения, были явно занижены.

Второй этап (до 24 апреля 2008г.) - непосредственная подготовка к вторжениям грузинских войск в Южную Осетию. Введение руководства Южной Осетии и Абхазии в заблуждение относительно сроков операции, обеспечение внезапности первого удара и действий в наземной фазе операции. 

Командование армии Грузии постаралось обеспечить всестороннюю внезапность нападения для «блицкрига». С этой целью Тбилиси предпринял ряд шагов, усыпивших бдительность миротворцев и правительство  Южной Осетии. Тбилиси навязывал  разведке и спецслужбам заведомо ложное представление о своих  намерениях. Важные дезинформационные  мероприятия были осуществлены в  конце апреля, первой половине мая  и июне 2008г. в момент интенсивного наращивания тренировок войск. В  тот период через все каналы СМИ  Тбилиси афишировались полеты БЛПА над территорией Абхазии, что  вынуждало командование Абхазии  держать 1/3 личного состава в повышенной боевой готовности, ожидая удара с  моря. 

Третий этап, связанный с проведением сторонами комплекса мер по обоюдной дезинформации, охватывает период с 1 по 7 августа 2008г. Сокрытие масштабов и сроков стратегической перегруппировки в зону, непосредственно примыкающую к Южной Осетии, силами трех бригад (3 и 4 бригадами в 1-ом эшелоне, 1 бригада - во 2-ом). Скрытно был осуществлен вывод из грузинских сел женщин, детей и стариков, с оставлением мужчин в национальной гвардии и в грузинских войсках.

Пытаясь оправдать намерение  разрешить возникший кризис военным  путем, грузинские представители на самом высоком уровне постоянно  дезинформировали мировое общественное мнение относительно степени угрозы вторжения России на территорию Грузии. Столь же преувеличенными были заявления  представителей администрации Грузии о возможности нападения из Абхазии.

Основной акцент в оперативной маскировке отводился  обеспечению внезапности первого  удара. Поэтому были введены строгие меры по сохранению в тайне информации о планируемых действиях. Резко ограничивался круг лиц, привлекаемых к планированию операции. Детали операции были известны только узкому составу в правительстве Грузии. Дополнительно запрещалась связь по телефону с родными и близкими личному составу. Организовано прослушивание телефонных переговоров личного состава с членами семей в целях предотвращения утечки информации о сроках операции.

Для достижения стратегической и тактической внезапности, президент Грузии Саакашвили объявил по телевизору в 20 часов 7 августа о прекращении огня и о неприменении оружия грузинскими войсками. Уже зная, что проведение первого массированного ракетно-авиационного удара грузинские войска планировали нанести в 23.30. Грузинское командование широко использовало СМИ, распространяло заведомо ложные сведения. Саакашвили уже принял решение о вторжении в Южную Осетию, но продолжал говорить, что грузинские и юго-осетинские и миротворцы будут проводить переговоры по мирному урегулированию конфликта в Цхинвале 8 августа. Мероприятия по дезинформации противника становились составной частью замысла операции. Для достижения скрытности управления войсками разрабатывались, как правило, два плана операции. Постановка боевых задач осуществлялась накануне, а соединениям и частям Вооруженных Сил Грузии лишь за несколько часов до начала операции.

Так или иначе, но ночное вторжение грузинской армии на территорию Южной Осетии явилось «полной  неожиданностью» для руководства  этого государства. Все это в  значительной мере дезориентировало югоосетинское  и абхазское руководство и  настолько притупило его бдительность, что они не объявили о мобилизации, а часть танков и БМП не заняли заранее созданных позиций.

Следует отметить тот факт, что на протяжении всего конфликта, особенно его «боевой стадии», СМИ  Запада безудержно восхваляли, а также  явно преувеличивали достоинства оружия и военной техники, состоящих  на вооружении грузинских сил.

Таким образом, подготовка и  ведение военных действий на Кавказе  особенно оперативная маскировки и  дезинформационные мероприятия, как  их важнейшей части, продемонстрировали и наглядно показали ту роль, которую  могут играть СМИ в сохранении в тайне планов, введении в заблуждение  противника, навязывании ему своей  воли и дезориентации мировой  общественности.

Итак, мы подошли к понятию информационная война.

Информационная война  лета 2008 года

 

 

 Информационная война для России стала третьей войной ХХI века, о  чем говорит не только максимальное использование СМИ Америки, Европы, Азии и Африки. Россия проиграла  информационную войну. На всех ее этапах. Можно полагать, что впервые за всю постсоветскую историю, авторитет  России упал более чем в 9/10 странах  мира. Российское население считает  и воспринимает войну как справедливую, армия выполняет «операции по подержанию мира». Россияне поддерживают свое правительство, но армия попадает под огонь критики мирового сообщества. Было совершенно очевидным, что Грузия активно готовит мировое общественное мнение к тому, что Россия – потенциальный агрессор: обсуждение падения «российской» ракеты с привлечением международных экспертов, скандал вокруг сбитого БПЛА ВС Грузии, арест российского вооружения у миротворцев, якобы запрещенного к использованию в зоне конфликта и др. Михаил Саакашвили в своих заявлениях во время военных действий в Южной Осетии и после них все время говорил о том, что все происходящее - дело рук России. Именно «агрессией России против мирного грузинского народа» и объяснялось все происходящее не только в самой Грузии, но и в СМИ по всему миру.

Мировые информагентства  не упускали шанса показать разрушения в грузинском городе Гори и русские  орудия. Президент Грузии, каждый раз выступая на фоне флага ЕС, обязательно говорил о том, что это агрессия России не только против грузинского народа, но и против США, НАТО и ОБСЕ. Западные СМИ передавали репортажи с акцентами на российскую агрессию против маленькой беззащитной Грузии.   Актуализировался образ России как гегемона и захватчика. Действия России сравнивались с вторжениями СССР в Афганистан, Венгрию и Чехословакию, а сама политика нынешней российской власти трактовалась как сталинская и гитлеровская. При этом репортажи из зоны конфликта стали выходить в эфир, как только РФ ввела войска в Южную Осетию. А обстрел и разрушения Цхинвала грузинской артиллерией мировую прессу не интересовали. СМИ на Западе допускали прямые информационные подлоги. Любые попытки рассказать о событиях с точки зрения России и Южной Осетии пресекались. Мир смотрел на конфликт глазами Тбилиси. США обладают достаточным политическим влиянием, чтобы превратить собственную версию событий в доминирующее общественное мнение и, главное, точку зрения международных организаций. «Си-Эн-Эн» называют «информационным чудом XX века», которое по степени влияния на аудиторию не имеет себе равных в области мировых масс-медиа. Компания также занимает лидирующие позиции по охвату зрительской аудитории. Многие эксперты указывают на имевшие место факты преподнесения информации при освещении военного конфликта в Южной Осетии в «нужном ключе». «Си-Эн-Эн» показывала картинку российского телеканала «Раша тудей», с демонстрацией горящего города Цхинвал после его обстрела грузинской артиллерией, установками «Град» и его бомбардировки авиацией, а диктор «Си-Эн-Эн» объяснял, что это город Гори, уничтоженный российской армией. Потом, правда, через несколько часов объяснили, что произошла ошибка, но кадры из горящего города повторяли часами, а про ошибку сказали мимоходом и больше к этой теме не возвращались.

Организованные против России информационные операции проводились  в полном соответствии с концепцией, так называемой, информационной войны  третьего поколения, основой которой  являются операции на основе эффектов. Наиболее яркое и доступное определение информационной войны третьего поколения дал российский премьер Владимир Путин сказав, что западным специалистам удалось, умело выдавать черное за белое, а белое – за черное в течение нескольких месяцев.

В сфере кибератак грузинская сторона также напала первой. 8 августа, одновременно с обстрелом Цхинвала, хакерским кибератакам подвергалась значительная часть югоосетинских сайтов. Позже были совершены нападения и на российские СМИ, в частности вещающий на английском языке телеканал «Russia Today». В пропагандистской войне с Грузией – российские киберпартизаны охотно встали на службу государства. Ответные шаги не заставили себя ждать: были взломаны сайты президента Саакашвили, парламента, правительства, МИД Грузии. Сайт атакует в основном из Москвы и Санкт-Петербурга. Смысл атак – полное отключение грузинских сайтов. 

Обе стороны (Грузия и Россия) приуменьшали потери своих войск  и преувеличивали потери противника. Обе стороны широко использовали информационную дезинформацию, способную  посеять неверие в собственные силы. Публикации обеих стoрoн в открытых СМИ носили явно выраженное противоположное значение. Грузинская сторона широко применяла завышенные цифры потерь, примером тому потери самолетов. Эта хорошо скоординированная «информационная агрессия» достигла своей цели, по крайней мере, в отношении населения Грузии. Если, к началу 2007 года лишь каждый четвертый грузин выступал в поддержку войны, то к началу ее развязывания (середина июля 2008 года), согласно данным опросов, уже свыше 80% граждан Грузии поддерживали действия президента Саакашвили относительно урегулирования грузино-осетинского кризиса силой.

Анализ материалов западных СМИ за период подготовки этой операции позволяет сделать вывод, что  теле- и радиокомпании, газеты и глобальная система Интернет активно участвовали  в проведении информационной кампании против России. Главная цель этой кампании на стратегическом уровне заключалась  в том, чтобы побудить мировое  общественное мнение, как минимум, не препятствовать вооруженному вторжению  Грузии в Южную Осетию, как максимум, обеспечить широкую общественную поддержку  грузинского руководства. Кроме  того, необходимо было нейтрализовать влияние России, проводившей миротворческую операцию. 

Под информационным прикрытием конфликта грузино-осетинской войны решались совершенно далекие (даже географически) вопросы. Подписан договор о размещении элементов ПРО с Польшей и резко критиковалась российская инициатива по довооружению Балтийского Флота ядерным оружием. При подписании договора по ПРО с Польшей вопрос защиты от возможного ракетного нападения со стороны Ирана даже не поднимался, столь удачным был внешнеполитический контекст войны на Кавказе. 

Официальная информационная работа России сумела достичь статуса дoстaтoчнo дoстoвернoй среди российского, но не западного населения. 

План Медведева — Саркози

 

План урегулирования военного конфликта в Грузии в августе 2008 года, принятый на встрече президентов  России и Франции — Дмитрия  Медведева и Николя Саркози во время переговоров в Москве 12 августа 2008 года. 14 августа план был  подписан в Кремле президентами Абхазии  и Южной Осетии на встрече с  Медведевым, 15 августа — президентом  Грузии Михаилом Саакашвили, 16 августа  — президентом России Дмитрием Медведевым

8 сентября 2008 года, после  многочасовых переговоров между  Медведевым и Саркози, План  был модифицирован; было объявлено  о немедленном вступлении в  действие дополнительных пунктов.  Рано утром 9 сентября модифицированный  План был подписан Президентом  Грузии Саакашвили.

Информация о работе Информационная война против России: как это было