Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:05, курсовая работа
Итак, целью данной работы является изучение идеологии японского национализма и его места в японском обществе. В соответствии с целью, задачи исследования поставлены следующие:
выявить истоки японского национализма, причины его «хронического характера»
рассмотреть милитаристскую Японию в период Второй мировой войны, принятую послевоенную Конституцию и то, как она повлияла на дальнейшее развитие страны
показать изменения в общественном сознании в период «холодной войны», проследить за деятельностью националистских организаций этого периода
определить причины возрождения национализма в Японии на современном этапе и степень влияния его на умонастроения
ВВЕДЕНИЕ 3
1. НАЦИОНАЛИЗМ В ЯПОНИИ В ПЕРИОД С НАЧАЛА XX В. ДО 90-Х ГГ. 7
1.1. Истоки японского национализма. 7
1.2. Япония во Второй мировой войне. 10
1.3. Национализм в Японии в послевоенный период. 14
2. ЯПОНСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ СЕГОДНЯ: ТЕНДЕНЦИИ К ВОЗРОЖДЕНИЮ. 17
2. 1. Причины подъема национализма на современном этапе. 18
2.2. Период премьерства Дзюнъитиро Коидзуми. 21
2.3. Обстановка в Японии с осени 2006 г. и до настоящего момента. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29
После многих лет словесных нападок со стороны бывших жертв, особенно Китая, многие японцы, правы они или нет, чувствуют, что время извинений прошло. Они стремятся быть «гражданами нормальной страны»12. Преподаватели в Токио, где губернатором является представитель правых Синтаро Исихаро, подвергаются дисциплинарному взысканию, если из убеждений отказываются петь имперский национальный гимн на публике, стоя перед флагом страны.
Некоторые деятели считают поворотным моментом в эволюции коллективного сознания японцев 18 декабря 2001 года, когда принадлежащий Японии военный корабль произвёл обстрел иностранного судна, незаконно зашедшего в её территориальные воды. Ещё за десять лет до того не могло идти и речи о том, чтобы японские военные силы приняли столь жёсткие меры в отношении нарушителей национальной границы. Ведь это вызвало бы взрыв негодования в обществе, и возмущению по поводу нарушения 9 статьи Основного закона, который строго регламентирует использование военной силы, не было бы предела.
Причин
опасаться новой вспышки
Как ни странно, единственной тихоокеанской державой, готовой закрыть глаза на нездоровые аспекты японского национализма, оказались США, страна, разгромившая Японию в войне и продиктовавшая ее пацифистскую конституцию. Америка охотно поддерживает стремление своего японского союзника стать «нормальной» страной. Япония и США сотрудничают в области ПВО, исходя из того, что непосредственная опасность исходит от Северной Кореи, а долгосрочная - от Китая. Вашингтон рад видеть, как Токио усиливает и использует свои вооруженные силы для сдерживания растущей военной мощи Китая.
К
истокам возрождения
Считается, что именно премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми дал зеленый свет новому японскому национализму, отказавшись от пацифизма и робости, которые были девизом японской внешней политики со времен окончания войны. Дзюнъитиро Коидзуми, весьма националистически настроенный лидер партии ЛДПЯ, находился на посту премьер-министра Японии в период с 2001 по 2006 гг. ЛДПЯ – Либерально-демократическая партия Японии, известная также как «Дзию минсюто». Это правоцентристская консервативная партия, крупнейшая в Японии, практически не имевшая оппозиции до 1998 г., когда была сформирована Демократическая партия Японии (ДПЯ).
Коидзуми резко выделялся на фоне остальных японских политиков тем, что в нем намного больше западных, нежели традиционно восточных черт. Он сразу показал себя бескомпромиссным, прямолинейным и даже откровенно жестким относительно внешней политики. Коидзуми говорил о необходимости пересмотра Конституции, указывал на необходимость переименования Национальных сил самообороны Японии в Национальную Армию и выступал за предоставление Японии права участия в коллективной обороне. Пользуясь особенной популярностью среди молодежи, Коидзуми явился выразителем модернизированной японской национальной идеи. Особенно много внимание персоне премьер-министра стало уделяться после его визитов в мемориальный комплекс Ясукуни. Начиная с 13-го августа 2001 г., Коидзуми неоднократно критиковался за посещения этого храма, в котором наряду с павшими в боях за Японию воинами чествуются военные преступники, в том числе и четырнадцать преступников класса «А» (наиболее одиозные лидеры милитаристской Японии). Будучи на посту премьер-министра, Коидзуми посетил Ясукуни шесть раз. Учитывая «особенности» храма Ясукуни, визиты в него японских политиков неоднократно вызывали протесты со стороны ближайших соседей Японии – Китая и Южной Кореи. Также поступали протесты и со стороны самих японцев. Коидзуми же, наряду с другими руководителями Страны восходящего солнца, в ответ на протесты заявлял, что:14
Более того, недавно было несколько настораживающих случаев, когда националисты угрожали физической расправой тем, кто критиковал посещения Коидзуми музея Ясукуни, как это случилось с домом бывшего кандидата на пост премьер-министра Като Коичи, которого закидали зажигательными бомбами.
В
апреле 2005 года группа из 80 японских парламентариев
совершила демонстративный
Внешняя политика Коидзуми была сосредоточена на более тесных отношениях с США, однако он пошёл ещё дальше в поддержке политики Америки по борьбе с терроризмом. Коидзуми развернул в Ираке контингент Сил самообороны Японии, что стало их первой военной миссией в зоне активных боевых действий за рубежом в период после Второй мировой войны. Многие говорили, что дружественные отношения между США и Японией были основаны на личной дружбе Коидзуми и Джорджа Буша. Также Коидзуми занимал более активную, нежели его предшественники, позицию в вопросе похищений японских граждан агентами Северной Кореи. Считается, что Северная Корея на протяжении долгого времени похищала японских граждан для обучения японскому языку и культуре агентов-шпионов. Граждане более старшего возраста похищались также для того, чтобы агенты могли впоследствии воспользоваться их личными данными. Такие жертвы впоследствии уничтожались. Некоторые считают, что данный вопрос, использовался японскими националистами для дальнейшей милитаризации Японии, в т.ч. пересмотр Конституции с тем, что Япония могла позволить себе иметь армию, пересмотр законодательства об обязательном образовании и другие политические цели.
Коидзуми еще заранее объявил, что уйдёт в отставку в 2006 г. в соответствии с правилами ЛДПЯ, а также не будет выбирать себе преемника в отличие от предыдущих премьер-министров. В сентябре на выборах победил Синдзо Абэ, сменивший Коидзуми на посту председателя ЛДПЯ и премьер-министра Японии 26-го сентября 2006 г.
Новый премьер-министр – Синдзо Абэ, в отличие от Коидзуми, оказался не столь эмоциональным популистом и, трезво оценив международную обстановку, призвал к тому, что необходимо начать налаживание отношений между Японией и Китаем.15 Осенью 2006 г. премьер посетил руководство КНР с предложением начать переговоры по ряду вопросов.
Весной 2007 г. парламент Японии принял закон, в соответствии с которым в стране планируется провести референдум по вопросу о внесении ряда изменений в 9-ю статью Конституции. Речь идет о предоставлении Японии права располагать средствами войны и участвовать в коллективной обороне. Однако в этом законе сказано, что всенародный референдум, также как и вынесение на рассмотрение парламента предложений о конституционной реформе, невозможны ранее 2010 г. Кстати, надо заметить, что не все население Страны восходящего солнца поддерживают стремления к пересмотру Основного закона. С 2004 г. существует объединение «Статья 9», выступающее за недопущение пересмотра этой статьи. Своими целями они ставят: сделать все возможное для недопущения возрождения националистических настроений в Японии и предотвращение повторения Тихоокеанской войны, включая атомную бомбардировку Хиросимы и Нагасаки, а также японскую агрессию в Азии.16 В основном это объединение состоит из деятелей культуры и искусства, например Хисаси Инное, Такеши Умэхара, Ясухиро Окудайро, Макото Ода и другие. Периодически они проводят публичные агитации, создают видеоролики и т. д. Однако большой популярность все же «Объединение «Статья 9» не пользуется.
Премьерство Синдзо Абэ было недолгим – уже в сентябре 2007 г. он подал в отставку, заявив, что правительству не удалось провести эффективную политику, которая пользовалась бы доверием у населения. Действительно, популярность Абэ и всей партии ЛДПЯ резко упала после череды скандалов с членами кабинета министров. В мае покончил с собой министр сельского хозяйства Тосикацу Мацуока, замешанный в финансовых махинациях, в этом же был уличен его преемник - Норихико Акаги. Министр здравоохранения Хакуо Янагисава в феврале вызвал скандал, назвав женщин «машинами для рождения детей». Министр обороны Фумио Кюма был вынужден уйти в отставку после неосторожных высказываний по поводу атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Плюс ко всему произошел крупный скандал с ошибками при компьютеризации пенсионной системы, в результате которых миллионы японцев могут недополучить положенные им средства. Недовольство вызывают также намерение правительства пересмотреть мирные положения японской конституции и неспособность решить проблему большой разницы в доходах разных слоев населения. По другой версии, премьер-министр принял решение о собственной отставке в связи с нежеланием депутатов японского парламента согласиться с его планами увеличить военный контингент в Афганистане.
Как бы то ни было, 12-го сентября 2007 г. Синдзо Абэ сменил Ясуо Фукуда, который однако тоже прибывал на посту премьер-министра недолго – до 1-го сентября 2008 г. Следующим премьером стал и по сей день является председатель ЛДПЯ Таро Асо. Асо, как и Синдзо Абэ в отношении внешнеполитических вопросов является консерватором и в отношении некоторых стран Восточной Азии занял конфронтационную позицию, в частности, это коснулось Северной Кореи и – в меньшей степени – Китайской народной республики (КНР). Однако Абэ слыл более «умеренным» политиком, нежели Асо.
В
Японии «истинный патриотизм»
Буквально в последние 2 недели обозначилась еще одна проблема в Японии, напрямую связанная с национализмом. 14-го апреля глава Всеяпонского профсоюза работников в области металлообрабатывающего и информационного оборудования обратился в посольство Бразилии в Токио с возмущениями по поводу формы, распространяемой в бюро по трудоустройству в Хамамацу, что к юго-западу от Токио. Двусторонняя форма, напечатанная на больших листах бумаги, позволяет безработным работникам японского происхождения – и членам их семей – получить правительственную субсидию на билет домой. Для бразильцев, которым всё это предназначалось, это выглядело как довольно неплохое предложение. Однако мелким шрифтом по-португальски было указано, что билет будет предоставлен в один конец и что подписавший эту форму соглашается не возвращаться в Японию.
Предложение
Японии меньшинствам, находящимся в затруднении,
породило гнев среди тех, кому должно было
помочь. Одно дело – быть уволенным в период
экономического кризиса, и совсем другое
– быть безработным и чувствовать себя
нежелательным элементом в стране, где
вы поселились. Бразильцы говорят, деньги
это не проблема, факт в том, что им не позволят
возвратиться до тех пор, пока не улучшатся
экономика и условия занятости, если эта
ситуация вообще улучшится, и называют
это дискриминацией. Таро Асо представил
долгосрочную стратегию роста по созданию
миллионов рабочих мест и увеличению к
2020 г. ВВП на 1,2 трлн долларов. Однако обсуждение
иммиграционной реформы, как известно,
в Японии отсутствует, а проведение разумной
политики в отношении иностранных рабочих
едва началось. Поощрение уехать тех иностранцев,
что действительно хотели бы остаться
в Японии, кажется довольно странным.
Информация о работе Идеология японского национализма вчера и сегодня