Идеология японского национализма вчера и сегодня

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Итак, целью данной работы является изучение идеологии японского национализма и его места в японском обществе. В соответствии с целью, задачи исследования поставлены следующие:
выявить истоки японского национализма, причины его «хронического характера»
рассмотреть милитаристскую Японию в период Второй мировой войны, принятую послевоенную Конституцию и то, как она повлияла на дальнейшее развитие страны
показать изменения в общественном сознании в период «холодной войны», проследить за деятельностью националистских организаций этого периода
определить причины возрождения национализма в Японии на современном этапе и степень влияния его на умонастроения

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. НАЦИОНАЛИЗМ В ЯПОНИИ В ПЕРИОД С НАЧАЛА XX В. ДО 90-Х ГГ. 7
1.1. Истоки японского национализма. 7
1.2. Япония во Второй мировой войне. 10
1.3. Национализм в Японии в послевоенный период. 14
2. ЯПОНСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ СЕГОДНЯ: ТЕНДЕНЦИИ К ВОЗРОЖДЕНИЮ. 17
2. 1. Причины подъема национализма на современном этапе. 18
2.2. Период премьерства Дзюнъитиро Коидзуми. 21
2.3. Обстановка в Японии с осени 2006 г. и до настоящего момента. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29

Работа содержит 1 файл

ЯПОНСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

       В 1933 г. Япония, жестко критикуемая за действия в Китае, вышла из Лиги Наций. В стране же все более активно  развертывали деятельность военно-фашистские группировки, и ядром милитаризма стала Социалистическая массовая партия, поддерживающая агрессивную политику страны. Также действовало множество группировок фашистской военщины: группа «императорского пути» (Кодоха), «группа контроля» (Тосэйха) и другие, боровшиеся за власть. Укрепление международных позиций СССР и возрастание его экономической и оборонной мощи делали для Японии совершенно ясным то, что для осуществления своих экспансионистских планов на севере она должна приобрести могущественного союзника, способного приковать силы СССР в Европе. Таким союзником могла стать фашистская Германия и в середине 1936 г. был заключен «Антикоминтерновский пакт»6. А в 1939 г. Япония напала на Монгольскую народную республику, стремясь потом подойти к границам СССР. Разжиганию японо-советского конфликта вызвало радость у США и Англии.

       27 сентября 1940 г. был подписан «Тройственный  пакт» между Германией, Италией  и Японией, направленный как  против СССР, так и против западных  держав, и это вызвало недовольство США. С СССР же Япония заключила пакт о нейтралитете. Тем временем военно-фашистские элементы усилили нажим на правительство и требовали добиться немедленного прекращения экономического давления со стороны США и начать войну. И 7 декабря 1941 г. Япония нанесла неожиданный удар по американской военно-морской базе Перл-Харбор и таким образом окончательно вступила во Вторую мировую. Цели японское правительство в этой войне ставило следующие:

  1. Установление мира и порядка в Юго-Восточной Азии путем изгнания оттуда западных и колониальных держав.
  2. Создание неприступного периметра путем укрепления стратегических баз в Маниле, Гонконге и Сингапуре как плацдармов для защиты империи.
  3. Создание самообеспечивающейся экономики – в сфере процветания стран Юго-Восточной Азии.
  4. Сохранение временного военного управления в бывших колониальных странах с последующей заменой их «независимыми» правительствами, дружественными Японии.
  5. Успешное завершение войны в Китае.
  6. Признание Соединенными Штатами созданной Японией сферы процветания в Юго-Восточной Азии.7

       Рассматривать ход военных действий в данном случае не столь важно, следует сказать  лишь, что война была закончена на Окинаве в 1945 г. 27 июля 1945 года союзники предложили Японии подписать Потсдамскую декларацию о капитуляции, угрожая продолжить уничтожение страны. Но военные и не думали сдаваться, даже после того, как США сбросили две атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки 6 и 9 августа, и после объявления Советским Союзом войны Японии 8 августа. Однако 14 августа более трезвомыслящий император Хирохито принял решение о безоговорочной капитуляции.

       Одним из итогов Тихоокеанской войны стало  принятие новой японской Конституции. Она была принята в 1947 г., когда  её территория ещё находилась под  американской оккупацией. Документ был призван не только установить в стране стабильный политический режим, который гарантировал бы социальную гармонию и невозможность возрождения милитаристских настроений, но и лишить потенциальных сторонников экспансионистской внешней политики тех идеологических зацепок, которые когда-то уже были использованы радикально настроенными военными для обоснования своих притязаний на чужие территории и региональную гегемонию. Речь идёт, прежде всего, о главенствующей роли императора в общественной и политической жизни Японии. Знаменитая статья 9 этого документа, действующего и сегодня, гласит: «Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров. Для достижения цели, указанной в предыдущем абзаце, никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признается»8. Статья 66-я установила, что все главные министерские должности могут занимать исключительно гражданские лица. Вообще, Конституция Японии 1947 г. носит ярко выраженный пацифистский характер, и навязанное США миролюбие присутствует практически во всех разделах Основного закона Японии.

       Итак, поражение во Второй мировой войне  японского милитаризма, мнившего себя непобедимым, имело своим результатом  утрату влияния идей ультранационализма в японском народе. Поражение в этом глобальном военном конфликте и подписание осенью 1945 года Акта о капитуляции ознаменовали начало новой эры в истории Страны восходящего солнца.

       1.3. Национализм в Японии в послевоенный период.

       Хотя  германский и итальянский фашизм потерпел крах, фашистский режим еще удерживался в одних странах и возрождался в новых формах в ряде других. Японский национализм послевоенного периода имел свои специфические черты. Он более точно был связан с монополиями, значительную часть членов правых организаций составляла деклассированная молодежь. И если до войны эти организации были орудием главным образом монархии, помещиков, военщины, и связанных с ними монополий, орудием военно-феодального империализма, то теперь их хозяевами стали представители монополистического капитала, на содержании которого они находились и которому служили.

       Произошли изменения в самой платформе  и методах пропаганды этих организаций  по вопросам внешней и внутренней политики. Многие националистические организации этого периода   выступали с резко антикоммунистическими и антисоветскими лозунгами и проповедовали принцип «дружба с США – вражда с СССР». США и японское правительство не только не запрещали деятельность в Японии подобных организаций, но всячески поощряли такую деятельность. Некоторые из них («Патриотическая партия Японии», «Всеазиатский союз свободной молодежи против коммунизма») даже были тесно связаны с американской разведкой. Все эти организации время от времени давали о себе знать. В частности, 23 марта 1964 г. на посла США в Японии Р. Рэйшауэра было совершено покушение. Американская пресса расценила его как свидетельство развивающихся в японском обществе антиамериканских тенденций.

       Питательной почвой для всех этих антиамериканских настроений стала политика Японии по укреплению империалистического союза  с США, его агрессивной направленности, ремилитаризация страны, пересмотр конституции, а также подавление рабочего и демократического движения. Действия японских ультра были направлены именно на то, чтобы активизировать эти меры, ускорить процесс вооружения и милитаризации Японии. Националисты этого периода выступали под лозунгом – «восстановление национальной гордости, единства нации под эгидой императора»9, воспитание любви и преклонения перед славой и традициями отцов и дедов, возвращение к институтам и привычкам прошлого. Они призывали исправить ошибки оккупации, т. е. пересмотреть конституцию как неяпонскую, усилить экономическую мощь страны, ее техническую и научную вооруженность, чтобы не допустить «ошибок прошлой войны», когда слабость Японии в этой области, по их мнению, явилась одной из главных причин поражения страны. Японские правые были за полную независимость своей страны, которая должна иметь свою армию, руководимую только военными, за связь с США, но на равной основе. Также они считали, что Японии необходимо занять позицию ведущей азиатской страны, объединяющей другие нации в Азии в целях обеспечения их политической независимости от Запада. Отсюда т. н. «экономическая дипломатия», а точнее – стремление к установлению экономического господства Японии в Юго-Восточной Азии.

       Для времен Холодной войны характерным было то, что милитаристы проводили все больше своих кандидатов в японский парламент. В депутаты были избраны такие известные милитаристы, как бывший военный министр и генерал-губернатор Кореи генерал Угаки, вице-адмирал Носина, адмирал К. Мадзаки, генерал Мацумура, генерал Хасимото, а также многие другие националисты и военные преступники, проходившие как независимые и как кандидаты от консервативной партии ЛДП 10.

       И все же успехи национализма в Японии ограничивались распространением влияния на старые военные и националистические кадры и те слои японского общества, которые мечтали о реванше или расширении империалистического влияния Японии в Азии. Что же касается широких масс японского народа (пролетариата, интеллигенции, студенчества), то влияние ультраправых было незначительным. Их воинственность и антисоветская направленность, которая во многом смыкалась с расистской и профашистской идеологией довоенного милитаризма, скомпрометированного в глазах народа, вызвала решительное осуждение многих японцев. Слабостью японского национализма явилось также отсутствие единой организации в масштабах страны: ультраправые общества в Японии всегда создавались по принципу секретности и личной преданности их членов руководителю. Нередко эти общества враждовали между собой, и все попытки объединить их не давали результатов.

       Программы ультранационалистических организаций  нередко включали положения, которые  могли бы привлечь симпатии населения: многие выступали против безработицы, за повышение жизненного уровня и т. д., но практические дела этих организаций обычно находились в резком противоречии с их демагогическими лозунгами и программами. А бандитские налеты на мирные демонстрации, террор сильно компрометировали их в глазах народа.

       В целом, на данном историческом этапе Япония, благодаря усилиям американских политиков, в скором времени превратилась в один из основных форпостов на пути «мировой коммунистической угрозы». Тесное военно-политическое сотрудничество с Соединёнными Штатами вскоре дополнилось втягиванием страны в модернизированную после войны систему западной рыночной экономики. Это самым коренным образом повлияло на развитие японского общества: в кратчайшие сроки внешняя сторона его жизни заметно вестернизировалась.

       Благодаря этому изменился и смысловой оттенок японского национализма: вовсе не отказавшись от амбиций регионального лидера, Япония во второй половине минувшего столетия была всё же вынуждена использовать иные в сравнении с эпохой 30-40-х годов средства расширения влияния в регионе, поскольку ставка на военную силу в новых условиях стала попросту невозможной. Официальный Токио стремился создать благоприятные условия для популяризации японской массовой культуры, налаживания широкого гуманитарного сотрудничества с соседними странами с целью укрепления позиций Японии в региональных делах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ЯПОНСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ СЕГОДНЯ: ТЕНДЕНЦИИ К ВОЗРОЖДЕНИЮ.

       2. 1. Причины подъема национализма  на современном этапе.

       Крах  СССР и ликвидация старой биполярной системы международных отношений  поставили Японию в затруднительное  положение. Геополитические условия  после Холодной войны более не вынуждали США к поддержанию «особых отношений» с этой страной и скоро Токио осознал необходимость рассчитывать лишь на собственные силы в вопросах обороны. Отсутствие внешних гарантий неприкосновенности границ вынудило руководителей Страны восходящего солнца приступить к постепенному пересмотру устаревшей концепции национальной безопасности в сторону ужесточения. Это стало причиной начала общенациональной дискуссии о внесении изменений в Конституцию, и вызвало беспокойство мирового сообщества относительно вероятности возрождения экспансионистских амбиций Японии.

       «В XIX столетии Великобритания создала международный экономический порядок и возглавила его. В XX веке то же самое сделали американцы. Настало время Японии создать такую международную систему, которая отразила бы ее величие и стратегические интересы».11 Это слова М. Исидзука - деятеля националистической группировки «Кокумин кайги». Интересно то, что сейчас эту фразу можно услышать из уст многих японских политиков, что в свою очередь отражает настроения японского общества.

       Начиная с 80-х годов, Япония укрепила свой экономический потенциал и даже стала обгонять своего влиятельного союзника — США по некоторым позициям. Конечно,  до японского превосходства над Америкой еще очень далеко. Однако головокружение от успехов над американцами в какой-то мере спровоцировало взрыв национализма в стране, одновременно явившись стимулом для таких националистических организаций Японии, как «Нихон-о мамору кокумин кайги» (Национальный совет в защиту Японии), «Кокка кихон мондай досикай» (Ассоциация по обсуждению фундаментальных проблем государства). Воскрешаются и теории о японской уникальности и превосходстве над другими расами. В  центре дискуссии о происхождении японцев фигурирует извечная тема места императора в обществе, его культа в синтоизме, отношения к милитаризму. Круг вопросов, которые еще до начала 80-х годов считались «запретными», ныне получает самое детальное освещение в средствах массовой информации. Причем, и это следует особенно подчеркнуть, население Японии в целом с пониманием и даже одобрением относится к обсуждению этих тем. Опросы общественного мнения показывают возрастающий интерес японцев к возврату «к традициям», к развитии «чувства уважения» к императору. При этом такой «интерес» наиболее проявляется у молодых японцев (16—19 лет) и меньше у лиц старше 65 лет. Все больше японских политиков перенимают патриотические курсы, которые раньше были уделом правых эксцентриков, не пользующихся большой популярностью.

Информация о работе Идеология японского национализма вчера и сегодня