Автор: Светлана Муханчикова, 03 Октября 2010 в 13:52, реферат
Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.
Государственный долг является составляющей более широкого понятия «государственный кредит»
Если валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа госдолга:
Внутренний — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.
Внешний — задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.
В случае конвертируемой валюты, все кредиторы (держатели облигаций) как внутренние, так и внешние, имеют равные права, и государственный долг на внутренний и внешний не разделяется.
С точки зрения
баланса интересов при
Управляющие долгом
должны сообщать органам бюджетно-налогового
регулирования о своей точке зрения на
затраты и риски, сопряженные с потребностями
правительства в финансировании и уровнями
задолженности.
Только в тех
случаях, когда это позволяет
уровень финансового развития, следует
разграничивать цели и ответственность
в области управления долгом и в области
денежно-кредитной политики, что в настоящее
время для нашей страны представляется
преждевременным.
Министерство
финансов Российской Федерации должно
обеспечивать проведение единой финансовой,
бюджетной, налоговой и валютной политики
в стране и координировать деятельность
в этой сфере иных федеральных органов
исполнительной власти. Однако в настоящее
время в действующем законодательстве
нет четкого определения процедур и механизмов
взаимодействия и координации, функций
и сопряженной с ними ответственности,
а также обмена информацией между государственными
органами, осуществляющими валютную, денежно-кредитную
и долговую и бюджетную политику.
Таким образом, учитывая изложенное, становится очевидной необходимость разработки метода проведения оценки эффективности управления долгом в целях развития контроля как элемента системы управления.
1.4. Способы управления
государственным долгом
Управление государственным
долгом, в частности, осуществляется
путем подготовки, принятия и исполнения
решений, определяющих долговую политику.
Так, Министерством финансов Российской
Федерации были подготовлены и утверждены
на заседаниях Правительства следующие
документы:
• Основные направления
политики Правительства Российской
Федерации в сфере государственного долга
на 2003–2005 годы и комплекс мер по ее реализации
(2003);
• Долговая политика
на 2006–2008 годы и результаты исполнения
долговой стратегии на 2003–2005 годы (2005);
• Об основных направлениях
политики в сфере государственных
заимствований и управления государственным
долгом Российской Федерации на 2007–2009
годы (2006).
В указанных
документах подводились итоги выполнения
целей и задач долговой политики
за прошедший период, давалась оперативная
оценка реализации долговой стратегии
в текущем периоде, обозначились основные
цели и задачи на среднесрочную перспективу.
Основными позициями,
по которым подводятся итоги, являются
следующие:
• операции Министерства
финансов России на внутреннем рынке;
• операции Министерства
финансов России на внешнем рынке;
• объем и
структура государственного долга;
• предоставление
и исполнение гарантий;
• мониторинг и
заимствования субъектов
Текущая ситуация
оценивалась по следующим позициям.
1. В части
государственных внутренних заимствований:
• замещение
внешнего долга внутренними
• сегментация
рынка государственных
• проведение новой
аукционной политики Министерства финансов
России, предусматривающей размещение
крупных выпусков государственных облигаций
фиксированной длины в заранее установленные
даты и проведение аукционов по доразмещению
государственных облигаций в условиях
повышенного спроса на государственные
облигации;
• проведение процентной
политики, учитывающей изменение
на российском и зарубежном финансовых
рынках;
• заимствования
субъектов Российской Федерации.
2. В части
государственных внешних
• задолженность
перед Международным валютным фондом;
• задолженность
перед членами Парижского клуба;
• задолженность
перед кредиторами, не входящими
в Парижский клуб;
• рынок российских
еврооблигаций;
• заимствования
субъектов Российской Федерации.
3. В части
предоставления и исполнения государственных
гарантий Российской Федерации:
• предоставление
государственных гарантий в иностранной
валюте;
• предоставление
государственных гарантий на поддержку
экспорта;
• предоставление
гарантий в рублях на внутренние проекты.
Основные направления
долговой политики на среднесрочную перспективу
определялись по следующим показателям:
• размещение государственных
ценных бумаг на внутреннем рынке;
• компенсация
сбережений граждан Российской Федерации;
• операции на внешнем
рынке;
• предоставление
и исполнение государственных гарантий;
• инвестирование
пенсионных накоплений.
Основные параметры
государственного долга (предельный объем
внутреннего и внешнего долга, предельный
объем предоставления гарантий) определяются
федеральным законом о
Отдельными текстовыми
статьями закона определяются следующие
конкретные решения по управлению государственным
долгом:
• полномочия Правительства
Российской Федерации по использованию
средств федерального бюджета для
сокращения объема государственного долга;
• полномочия Правительства
Российской Федерации по объему выпуска
ценных бумаг;
• полномочия Правительства
Российской Федерации по выкупу у
Центрального банка России принадлежащих
ему ценных бумаг;
• урегулирование
коммерческого долга бывшего СССР;
• предоставление
кредитов заемщикам из федерального
бюджета;
• условия прекращения
обязательств по государственным ценным
бумагам;
• условия проведения
реструктуризации задолженности конечных
заемщиков по кредитам, привлеченным
под гарантии Правительства Российской
Федерации;
• условия предоставления
государственных гарантий;
• условия погашения
товарных обязательств и т.п.
Детальное распределение
расходов федерального бюджета, в том
числе на обслуживание государственного
долга, утверждается бюджетной росписью,
которую ведет Министерство финансов
России.
Выполнение требований
федерального закона о федеральном
бюджете в части
Существует ряд
способов управления долгом в части
отдельных операций с долговыми обязательствами.
Использование
своповых операций. Наряду с предложениями
реальных свопов «долг-акции», которые
при разрешении их использования
на приватизационных конкурсах могут
поднять цену приватизируемых объектов
в полтора-два раза, необходимо расширить
применение свопов «долг-недвижимость»,
«долг-аренда земли или лизинг оборудования»,
«долг-рубли» (для пополнения оборотных
средств, уплаты налогов и таможенных
платежей), «долг-охрана окружающей среды».
В связи с
расширением своповых операций необходимо
внести изменения в Бюджетный кодекс Российской
Федерации. В настоящее время бюджетное
законодательство регулирует, в основном,
вопросы заимствований и реструктуризации
государственного долга. В этой связи
необходимо разработать нормативные акты,
детализирующие полномочия правительства
и федеральных органов исполнительной
власти по проведению операций по конверсии
долга на инвестиции, товары, ценные бумаги,
другие финансовые активы.
Выкуп рыночного
долга с привлечением корпоративных
структур. Для стимулирования заинтересованности
корпоративных структур по участию в данных
операциях может быть использована практика
зачета их задолженности перед бюджетом
по налогам, штрафам и пени. Необходимо
разработать соответствующую методику
оценки зачета суверенных долговых обязательств
за задолженность перед бюджетом корпоративных
структур и региональных органов власти.
Сейчас в связи с ростом цены российских
долговых обязательств на внешнем и внутреннем
рынках заинтересованность в выкупе валютных
обязательств значительно снизилась.
Однако в условиях существенных колебаний
цен на эти долговые бумаги такие операции
снова могут стать эффективными. Оценки
возможных эффектов для бюджета от подобных
операций должны проводиться в каждом
случае при подготовке очередных решений.
Осуществление
операций по снижению стоимости обслуживания
долга (секьюритизация ценных бумаг, выкуп
или досрочное погашение самых
дорогих долгов). В последнее время
средняя стоимость новых
Необходимо также
внести изменения в Бюджетный
кодекс Российской Федерации и разработать
специальные нормативные акты, регулирующие
операции по выкупу и досрочному погашению
долга.
Замещение внешних
заимствований внутренними и
наоборот. Замещение внешних
Значительное
увеличение доли внутреннего долга
в структуре совокупного
В то же время
есть опасность чрезмерного
Кроме того, инвестиции
в государственные ценные бумаги
вытесняют инвестиции в частный
сектор, что лишает реальную экономику
значительных инвестиционных ресурсов
со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В силу того, что многие компании, а также
региональные и муниципальные образования
по тем или иным причинам не могут привлечь
внешние займы, процесс вытеснения протекает
на внутреннем рынке активнее, чем на внешнем.
Все это требует
более взвешенного подхода к
росту внутренних заимствований, своевременного
их замещения внешними заимствованиями
в случае проявления названных выше
негативных тенденций. Необходимо разработать
взвешенную долгосрочную программу
внутренних заимствований с учетом названных
выше возможных последствий для роста
инвестиционного потенциала в частный
сектор.
Информация о работе Государственный долг (внутренний и внешний) и современная бюджетная политика