Автор: Светлана Муханчикова, 03 Октября 2010 в 13:52, реферат
Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.
Государственный долг является составляющей более широкого понятия «государственный кредит»
Если валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа госдолга:
Внутренний — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.
Внешний — задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.
В случае конвертируемой валюты, все кредиторы (держатели облигаций) как внутренние, так и внешние, имеют равные права, и государственный долг на внутренний и внешний не разделяется.
Макроэкономика.
Государственный
долг (внутренний и внешний) и современная
бюджетная политика.
ВВЕДЕНИЕ:
Государственный
долг — результат финансовых заимствований
государства, осуществляемых для покрытия
дефицита бюджета. Государственный долг
равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом
вычета бюджетных излишков. Государственный
долг складывается из задолженности центрального
правительства, региональных и местных
органов власти, государственных организаций,
предприятий.
Государственный долг является составляющей более широкого понятия «государственный кредит»
Если валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа госдолга:
Внутренний —
задолженность государства
Внешний — задолженность
государства другим странам, международным
экономическим организациям и другим
лицам, выраженная в иностранной
валюте. Погашается за счёт экспорта товаров
или новых заимствований.
В случае конвертируемой
валюты, все кредиторы (держатели облигаций)
как внутренние, так и внешние, имеют равные
права, и государственный долг на внутренний
и внешний не разделяется.
Государственный
долг. Понятие государственного долга
Для того чтобы
было понятно о чем идет речь,
давайте уточним, что такое государственный
долг. Итак, государственный долг является
суммой денег, которую государство выдало
займы, но не была погашена. Вследствие
чего, начисляется к выпущенной сумме
процент за определенный срок пользования
этой суммой. Кроме того, что государственный
долг делится на основной и текущий долг,
также есть еще два вида государственного
долга. Это внутренний и внешний государственный
долг.
Внутренний государственный
долг
Внутренний государственный долг это долговое обязательство между государством и юридическими, или физическими лицами. Среди видов долговых обязательств существуют такие формы, как кредиты (государственные), а также
государственные
займы. Государственные займы
Внешний государственный
долг
Вторая форма государственного долга, внешний долг, является задолженностью в виде непогашенного внешнего займа в
иностранной валюте
с невыплаченными процентами по займу.
Основной государственный
долг
В свою очередь
основной долг является общей суммой
задолженности государства, которая
не была выплачена в назначенный
срок и не может быть выплачена
за определенный период времени, который
государства выделяет для погашения задолженности.
Текущий государственный
долг
И, конечно же,
надо уточнить, что текущий государственный
долг это долговое обязательство, которое
наступает в момент срока платежа
долговой суммы. Государственный долг
должен входить в рамки половины ВВП страны.
Долговая сумма
свыше этой нормы может привести
к кризисному состоянию страны. Заданием
государственного долга является осуществление
операционных работ по созданию долговых
обязательств, соответственное погашение
долговой суммы и процентам по ней.
Управление государственным
долгом
Управление государственным
долгом это ряд финансовых мероприятий
государства. Под мероприятиями
подразумевается установка
Помимо всего
этого под управлением государственным
долгом понимается проведение конверсий
и консолидации займа.
Бюджетирование
и государственный долг
Одной из самых главных статей бюджетирования является выплата доходов по долговой сумме и ее погашение. В связи с этим возникает необходимость проведения пролонгации кредитов, то есть продления срока погашения займа. Также в
случае необходимости
возможно проведение конверсии. Конверсия
подразумевает под собой
Антон Гаген
Информационное
Агентство "Финансовый Юрист"
ВВП – валовой
внутренний продукт
ВОЗ – еврооблигация
(облигация внешних облигационных займов
Российской Федерации)
ВЭБ – Внешэкономбанк
ГКО – государственная
краткосрочная облигация
ГСО – государственная
сберегательная облигация
ИНТОСАИ – Международная
организация органов
МБРР – Международный
банк реконструкции и развития
МБЭС – Международный
банк экономического сотрудничества
МВФ – Международный
валютный фонд
МИБ – Межрегиональный
инвестиционный банк
МФО – международная
финансовая организация
МЭРТ – Министерство
экономического развития и торговли
НИОКР – научно-исследовательские
и опытно-конструкторские
ОВГВЗ – облигация
внутреннего государственного валютного
займа
ОГНЗ – облигация
государственных нерыночных займов
ОФЗ – облигация
федерального займа
ОЭСР – Организация экономического сотрудничества и развития
Введение
. Государственный
долг играет существенную и многогранную
роль в макроэкономической системе любой
страны. Это объясняется тем, что отношения
по поводу формирования, обслуживания
и погашения долга оказывают значительное
влияние на состояние государственных
финансов, денежного обращения, инвестиционного
климата, структуры потребления и развития
международного сотрудничества.
Причиной возникновения
государственного долга является проводимая
политика, которая не обеспечивает сбалансированность
доходов и расходов государства.
Вместе с тем
в мире нет ни одной страны, которая
в те или иные периоды своей
истории не сталкивалась бы с этой
проблемой. Государственный долг является
неотъемлемой частью большинства финансовых
систем. Мировая практика свидетельствует
о широком использовании заемной политики
для финансирования расходов бюджета.
Таким образом, государственный долг –
это нормальное явление в финансовом хозяйстве
каждой цивилизованной страны.
С экономической
точки зрения государственный долг
представляет собой задолженность
государственных органов как
результат формирования дополнительных
ресурсов страны, направленных на разрешение
противоречий между экономическими
и социальными потребностями общества
на основе займов денежных средств у частных
лиц, институтов негосударственного сектора
и иностранных государств.
С материальной
точки зрения государственный долг
представляет собой общую сумму
задолженности страны по непогашенным
долговым обязательствам и невыплаченным
по ним процентам.
Специфика долговых
отношений, которые складываются в
процессе привлечения, размещения государством
дополнительных финансовых ресурсов физических
лиц и организаций на принципах
добровольности, срочности, возвратности
и возмездности для покрытия дефицита
бюджета, а также отношения по погашению
государственных долговых обязательств
заключается в том, что страна в этих отношениях
всегда выступает в роли заемщика (должника)
и/или гаранта.
Правительства
часто управляют большими портфелями
валютных резервов, их бюджетная позиция
нередко подвергается значительному риску
по условным обязательствам и последствиям
плохого управления бухгалтерским балансом
в частном секторе. Поэтому при любых финансовых
кризисах, как порожденных внутренними
проблемами банковского сектора страны,
так и привнесенных извне в результате
распространения мирового финансового
кризиса, обоснованная политика управления
государственным долгом, наряду с надежной
макроэкономической политикой и регулированием,
имеют решающее значение для ограничения
человеческих и производственных издержек,
вызываемых такими кризисами.
Необходимо выделить
вопросы, которые не могут быть решены
исключительно за счет надежного
управления государственным долгом.
Управление не заменяет взвешенную макроэкономическую
и налогово-бюджетную политику, и его одного
недостаточно, чтобы гарантировать надежную
защиту страны от экономических и финансовых
потрясений. Следует подчеркнуть необходимость
следующих моментов: надежная основа макроэкономической
политики, характеризующейся адекватным
режимом валютного курса; основа денежно-кредитной
политики, надежно ориентированной на
достижение стабильности цен; экономически
приемлемые уровни государственного долга;
устойчивая внешняя позиция; финансовая
система, за которой осуществляется надлежащий
надзор. Такая финансовая основа представляет
собой важный фактор, способствующий появлению
у участников финансового рынка уверенности
в том, что они могут вкладывать средства
в государственные ценные бумаги с минимальным
уровнем неопределенности.
Таким образом, наличие этих основ является важным предварительным условием в создании такой структуры долга, которая отражает предпочтения органов государственного управления, касающиеся желаемого соотношения между риском и затратами, и в целом помогает стране свести к минимуму ее уязвимость по отношению к экономическим и финансовым потрясениям.
1. Система управления государственным долгом
1.1. Цели и
задачи
В соответствии
с действующим
Д.Л. Головачев
дает следующее определение: «Под управлением
государственным долгом в широком
смысле понимается формирование одного
из направлений экономической политики
государства, связанной с его деятельностью
в качестве заемщика. Управление государственным
долгом заключается в следующем:
• формирование
политики в отношении государственного
долга;
• установление
границ государственной задолженности
(в том числе в определении общего объема
бюджетного дефицита и, следовательно,
объемов заимствований, необходимых для
его финансирования);
• определение
основных направлений и целей
воздействия на микро– и макроэкономические
показатели;
• установление
возможности и целесообразности
финансирования за счет государственного
долга общегосударственных
Под управлением
государственным долгом в узком
смысле понимается совокупность мероприятий,
связанных с выпуском и размещением
государственных долговых обязательств,
обслуживанием, погашением и рефинансированием
государственного долга, а также регулированием
рынка государственных ценных бумаг»
[13].
Осуществление
мероприятий по управлению государственным
долгом требует от государства системного
подхода и определяет многоплановый характер
регулирования существующей задолженности.
Информация о работе Государственный долг (внутренний и внешний) и современная бюджетная политика