Государственные внешние долговые обязательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 22:07, реферат

Описание работы

В современном мире практически все государства прибегают к внешним заимствованиям. Внешняя задолженность порождает многочисленные проблемы, затрагивающие устойчивость мировой экономической системы в целом. Неслучайно поэтому истекшие 20 лет были периодом широкомасштабных усилий финансовых центров во главе с МВФ по созданию целостной и надежной системы управления международным внешним финансированием.

Содержание

План
Внешний долг
Понятие внешнего долга
Влияние либерализации международных экономических отношений на формирование внешнего долга
Кризис внешнего долга
Регулирование внешнего долга
Внешний долг Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

мировая реферат.docx

— 106.53 Кб (Скачать)

   Август 1982 г. стал началом глобального кризиса внешней задолженности, когда Мексика объявила, что она не в состоянии обслуживать свой внешний долг. Аналогичные заявления вскоре сделали Аргентина, Бразилия и Чили. Проблемы с обслуживанием внешнего долга возникли и в других странах Латинской Америки, а также Южной Азии (особенно на Филиппинах), Африки и  странах с переходной экономикой (в Польше и Югославии). Полный дефолт лишь трех крупнейших латиноамериканских стран (Аргентины, Бразилии и Мексики) мог вызвать банкротство крупнейших банков США и привести к мировому финансовому кризису.

   С начала 80-х гг. стала отчетливой тенденция к увеличению перевода денежных ресурсов из развивающихся стран и превращению их из нетто-импортеров в нетто-экспортеров капитала. Значительное место в этих переводах занимали платежи процентов по внешнему долгу.

   В результате произошло перераспределение основных направлений  потоков движения капитала в пользу развитых стран.

   Смягчить кризис удалось с помощью ряда мер, предпринятых с участием международных финансовых организаций, в частности, финансовой помощи МВФ, реструктуризации долга. В последующие десятилетия тенденция снижения темпов роста внешнего долга развивающихся стран сохранилась. В 2007 г.внешний долг развивающихся стран и стран с переходной экономикой составил 3352 млрд долл., со средними темпами роста 3,7% в год с 1998 г. Больше половины этого долга приходится на официальных кредиторов (государственные органы и международные организации). Из общей суммы этого государственного долга страны Азии должны 955 млрд долл., Латинской Америки — 757 млрд, 
ЦВЕ — 723 млрд, СНГ — 418 млрд, Ближнего Востока — 256 млрд, Африки— 243 млрд долл.

   В структуре внешнего долга происходят серьезные изменения, связанные с ростом внешних обязательств в форме выпуска облигаций. В 1990-е г. они ежегодно возрастали на 23%, в то время как обязательства по коммерческим кредитам — только на 2%. Происходило сокращение наиболее обременительных и дорогостоящих кредитов. Важным фактором, обостряющим проблему внешнего долга развивающихся стран, стало усиление оттока капитала.

   Современное состояние внешнего долга упомянутых стран и 
стран с переходной экономикой характеризуется, во-первых, более низкими темпами роста, которые ниже темпов роста ВВП, отсутствием существенных сдвигов в улучшении их кредитоспособности, поскольку со снижением темпов роста внешнего долга происходит увеличение темпов роста внутреннего долга и, в-третьих, повышение доли облигационных займов и сокращением доли банковских кредитов.
 

1.4 Регулирование внешнего долга

Постоянное наращивание  объема внешнего долга чревато перспективой превращения расходов по его обслуживанию в непосильное бремя для экономики  страны-заемщика. Для анализа уровня внешнего долга государства и  его платежеспособности используется ряд показателей: доля краткосрочного долга во внешнем долге, отношение  внешнего долга к экспорту и к  валовому продукту , отношение расходов по обслуживанию долга к экспорту и отношение официальных резервов к долгу.

   По данным Всемирного банка, на протяжении 1997—2004 гг. у развивающихся стран и стран с переходной экономикой происходило улучшение этих показателей, что означает облегчение бремени внешнего долга. Исключение составляет отношение краткосрочного долга к внешнему долгу, который не претерпевал существенного улучшения. В 2003 г. он составил 15%, что выше среднего уровня в 2000-2002 гг.

   Изменение объема внешнего долга государства имеет непосредственную связь с его платежеспособностью, экономической, в том числе финансовой, безопасностью и оказывает воздействие на международные кредитные отношения государства, а через них — на весь комплекс внешнеэкономических связей и экономику в целом. Размер внешнего долга и уровень его показателей, позволяющих судить о платежеспособности страны, определяет степень ее доступа на международные рынки капитала.

   Авторитетные международные рейтинговые агентства отслеживают не только параметры внешнего долга стран, но и меры, предпринимаемые правительствами в сфере международных экономических и валютно-кредитных отношений, и осуществляют корректировку рейтинга. А изменение кредитного рейтинга оказывает воздействие на стоимость заемных ресурсов и саму возможность регулирования и привлечения внешних займов и кредитов. Поэтому большинство государств вынуждены для обеспечения бескризисного процесса воспроизводства принимать меры по поддержанию объема внешнего долга на уровне, который не ущемляет интересы национальной экономики.

   Для развитых стран, и прежде всего США, повышение размера государственного долга и доли этого долга, финансируемой нерезидентами в форме покупки казначейских обязательств, является важнейшим негативным курсообразующим фактором, который ведет к эрозии мировых денежных функций их национальной валюты.

   Наращивание внешнего долга, как государственного, так и частного, сверх допустимых пределов приводит во многих странах к кризису системы его обслуживания. Это выражается в возникновении просрочки процентных платежей и основного долга. Наличие просрочки выплаты процентов закрывает для заемщика путь к новым внешним заимствованиям. Иностранные кредиторы возбуждают иски в судах, что чревато арестом и конфискацией собственности государства-заемщика, оказавшейся вне пределов его территории.

   Возникновение просроченной задолженности вынуждает государство вести переговоры с иностранными кредиторами по урегулированию внешнего долга. Урегулирование внешнего долга — это принятие заемщиком мер по ликвидации просроченной внешней задолженности и снижении выплат процентов и основного долга.

   Наибольшая часть официального внешнего долга находится в руках стран, являющихся членами Парижского клуба, а частного долга — в ведении банков, входящих в Лондонский клуб кредиторов.

    Крупномасштабные меры по урегулированию внешнего долга развивающихся стран впервые стали предприниматься в начале 1980-х гг. в ответ на разразившийся долговой кризис. Урегулирование внешней задолженности стало объектом политики правительств, государственных структур, международных экономических и финансовых организаций. Преследуя свои интересы, кредиторы стали переносить рассмотрение и принятие окончательных решений по урегулированию внешнего долга своих должников в рамки международных форумов, и прежде всего Парижского и 
Лондонского клубов.

   Главной целью Парижского и Лондонского клубов является координация действий и выработка единой стратегии кредиторов в отношении просроченной внешней задолженности развивающихся стран и стран с переходной экономикой,

  Соглашения  стран с этими клубами предусматривают  реструктуризацию внешнего долга,  конверсию его части в облигационную  (рыночную) форму, а также прощение  части долга наиболее бедных стран. Официальная задолженность странам, не входящим в Парижский клуб кредиторов, урегулируется на двусторонних переговорах.

  Создание Парижского и Лондонского клубов кредиторов способствовало снижению остроты проблемы внешней задолженности развивающихся стран и стран с формирующимися рынками.

   Процесс урегулирования внешней задолженности приобрел управляемый характер. Страны-должники получили возможность стабилизировать свои международные кредитные отношения.

   В результате принятия мер Парижским клубом и международными финансовыми институтами произошло существенное сокращение общей суммы внешнего долга развивающихся стран и стран с переходной экономикой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Внешний долг Российской  Федерации

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ внешний  долг – это обязательства, возникающие  в иностранной валюте, за исключением  обязательств субъектов РФ и муниципальных  образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых  иностранных кредиторов (заимствований).

   К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

Рассмотрим  график выплат по внешнему долгу в 2001 – 2010 гг. млрд .долл.   ( таблица 2)

Таблица 2

График  выплат по внешнему долгу в 2001-2010 гг.млрд.долл.
Структура долга Год
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Российский  долг: 7,5 7,7 8,1 5,1 7,4 3,0 4,8 4,2 1,4 1,3
еврооблигации 2,6 1,5 3,1 2,5 4,9 0,9 3,2 3,2 0,7 1,7
привилегированные кредиторы 2,8 4,4 3,8 2,0 2,1 1,9 1,4 0,9 0,6 0,5
правительства иностранных государств 2,1 1,8 1,2 0,6 0,4 0,2 0,2 0,1 0,1 0
Советский долг: 4,1 5,0 5,2 5,2 5,2 5,8 6,8 7,4 8,9 8,8
Лондонский  клуб 0,9 1,1 1,1 1,1 1,1 1,7 2,0 2,2 2,7 2,4
Парижский клуб* 1,1 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 2,1 2,5 3,3 3,4
платежи государствам, не входящим в Парижский  клуб 0,3 0,4 0,4 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
др.платежи 1,8 2,0 2,2 2,1 2,2 2,3 2,2 2,3 2,4 2,6
ОВГВЗ 0,3 0,3 3,8 0,2 0,2 2,5 0,7 2,9 0,1 0,1
Всего (без других платежей) 10,1 10,9 14,9 8,4 10,7 9,1 10,1 12,3 7,9 7,6
Всего 11,9 12,9 17,1 10,5 12,9 11,4 12,3 14,6 10,3 10,2
Платежи до реструктуризации 15,7 16,2 21,8 17,9 21,2 19,8 20,2 24,0 17,7 19,8
*После  реструктуризации долга РФ Парижскому  клубу

 
   Государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. 
   Федеральные органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств РФ и обслуживания государственного долга РФ.                            Долговые обязательства РФ могут существовать в форме:  
1) кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями; 
2) государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; 
3) договоров и соглашений о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; 
4) договоров о предоставлении РФ государственных гарантий; 
5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.                                                                                                                   Долговые обязательства РФ могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до 5 лет) и долгосрочными (свыше 5 лет до 30 лет). Долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. 
   Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

   Объем государственного внешнего долга РФ на 1 мая 2011 года составил $38.833 млрд (26.171 млрд евро). Об этом свидетельствуют материалы Минфина. Таким образом, с 1 января 2011 года долг уменьшился на 2.8%. Задолженность по еврооблигационным займам составила $29.82 млрд, задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являющаяся предметом реструктуризации - $682.1 млн, перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба - $1.608 млрд, перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ - $1.139 млрд, коммерческая задолженность бывшего СССР - $57.5 млн, перед международными финансовыми организациями - $2.934 млрд. 
 
 
 
 
 

Динамика объема и структуры государственного долга  Российской Федерации в 2008- 2011 годах млрд. руб. ( таблица 3)

Таблица 3

5000

4500 
4000 
3500 
3000 
2500 
2000 
1500 
1000 
500 
0

Информация о работе Государственные внешние долговые обязательства