Государственные внешние долговые обязательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 22:07, реферат

Описание работы

В современном мире практически все государства прибегают к внешним заимствованиям. Внешняя задолженность порождает многочисленные проблемы, затрагивающие устойчивость мировой экономической системы в целом. Неслучайно поэтому истекшие 20 лет были периодом широкомасштабных усилий финансовых центров во главе с МВФ по созданию целостной и надежной системы управления международным внешним финансированием.

Содержание

План
Внешний долг
Понятие внешнего долга
Влияние либерализации международных экономических отношений на формирование внешнего долга
Кризис внешнего долга
Регулирование внешнего долга
Внешний долг Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

мировая реферат.docx

— 106.53 Кб (Скачать)

Автономная  некоммерческая организация

высшего профессионального образования

Центросоюза Российской Федерации

«Российский Университет Кооперации» 

Кафедра мировой экономики 

Реферат

по мировой  экономике

на тему

Государственные внешние долговые обязательства 
 
 
 

                                                                                                 Выполнила: студентка

                                                                                                             Ковалева Л.А.

курс очной  формы обучения

института «Российский  Университет Кооперации»

специальность: финансы и кредит

группа №  ФК10-оч1

зачетная  книжка №10659

Проверил: доцент Минченкова И.В. 

Москва 2011

План

  1. Внешний долг
    1. Понятие внешнего долга
    2. Влияние либерализации международных экономических отношений на формирование внешнего долга
    3. Кризис внешнего долга
    4. Регулирование внешнего долга
  2. Внешний долг Российской Федерации
  3. Заключение
  4. Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

В современном  мире практически все государства  прибегают к внешним заимствованиям. Внешняя задолженность порождает  многочисленные проблемы, затрагивающие  устойчивость мировой экономической  системы в целом. Неслучайно поэтому  истекшие 20 лет были периодом широкомасштабных усилий финансовых центров во главе  с МВФ по созданию целостной и  надежной системы управления международным  внешним финансированием.

Наличие значительного  по величине внешнего долга в настоящее  время является неотъемлемым атрибутом  экономического развития целого ряда государств. В одних случаях увеличение внешней задолженности сопровождается позитивными изменениями в национальном хозяйстве, в большинстве других превращается в непосильное бремя  экономики. Возросшая нестабильность мировых финансовых и товарно-сырьевых рынков еще более усугубляет положение  суверенных должников, существенно  уменьшая их возможности по обслуживанию внешних обязательств.                                                                                                  Проблемы, связанные с управлением государственным долгом, его регулированием, с выбором правильной долговой политики до сих пор достаточно актуальны. Несмотря на то, что за последние годы ситуация на рынке государственных заимствований очень сильно изменилась, и в лучшую сторону, не стоит забывать о том, что любой неверный шаг может привести к серьезным проблемам в будущем. Чтобы этого избежать, необходимо регулярно контролировать процесс выпуска государственных займов, выдачи государственных кредитов и гарантий. Правильно оценить ситуацию возможно только лишь зная все особенности государственного долга.                                                                                                                             Целью работы является рассмотрение сущности и особенностей государственного внешнего долга.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Внешний долг

1.1 Понятие внешнего долга

Привлечение внешних  ресурсов является нормальной международной  практикой. Внешние финансовые ресурсы  выполняют, как правило, функцию дополнительного источника развития экономики страны. Внешние заимствования осуществляет и государственный, и частный сектор. Для многих стран внешние займы выступают средством финансирования дефицита бюджета и государственного долга. Лидирующее место в мире по уровню финансирования государственного долга за счет внешних ресурсов занимают США. Многие другие развитые страны также имеют значительный внешний долг, который выражен в форме долговых инструментов казначейства США, купленных нерезидентами, главным образом центральными банками других стран.

   В 2003 г. МВФ опубликовал руководство по статистике внешнего долга («Статистика внешнего долга: руководство для составителей и пользователей»). 
   Руководство содержит следующее определение внешнего валового долга: «Внешний валовой долг — это объем непогашенных фактических текущих, не связанных никакими условиями обязательств в виде основной суммы и процентов, принятых резидентами одной страны по отношению к нерезидентам, а также обязательства резидентов страны по отношению к нерезидентам, подлежащие погашению в определенное время в будущем».

   Внешний валовой дол страны включает долг государственного и частного секторов (официальный и частный долг).

   В настоящее время страны в состав государственного внешнего 
долга
(в России — органов государственного управления и органов 
денежно-кредитного регулирования) включают: 
1) кредиты и займы государства и его уполномоченных органов; 
2) рыночные ценные бумаги, выпущенные государством или 
его уполномоченными органами на международных рынках капитала;

3) гарантии и иные косвенные обязательства государства и его 
уполномоченных органов, которые предполагают солидарную или 
субсидиарную ответственность по обязательствам третьих лиц.

   Внешние заимствования и внешний долг оказывают противоречивое воздействие на финансово-экономическое положение 
стран-заемщиков. С одной стороны, они способствуют мобилизации дополнительных финансовых ресурсов, а с другой — увеличение размеров внешнего заимствования может стать причиной финансового кризиса.

   Внешний долг государства существенно влияет на его международные экономические, в том числе кредитные, отношения, а через них — на национальную и мировую экономику. Проблемное состояние внешнего долга, сопряженное с наличием просроченной задолженности, ведет к снижению уровня рейтинга заемщика, что отрицательно сказывается на поведении внешних кредиторов и инвесторов и ведет к удорожанию привлекаемых извне финансовых ресурсов. Странам, имеющим высокий уровень просроченной внешней задолженности, фактически закрыт доступ на международные финансовые рынки. Для них основным источником внешних ресурсов выступают кредиты международных финансовых организаций.

Приведем примерную  структуру  внешнего долга стран  мира (таблица 1).

Государственный внешний долг стран мира                                        Таблица 1

Место страны в мире Страна Долг - внешний  Дата  информации
1 Соединенные Штаты 13 980 000 000 000$ 30 июня 2010 
2 Европейский союз 13 720 000 000 000$ 30 июня 2010 
3 Соединенное Королевство 8 981 000 000 000$ 30 июня 2010 
4 Германия 4 713 000 000 000$ 30 июня 2010 
5 Франция 4 698 000 000 000$ 30 июня 2010 
6 Япония 2 246 000 000 000$ 30 июня 2010 
7 Норвегия 2 232 000 000 000$ 30 июня 2010 
8 Италия 2 223 000 000 000$ 30 июня 2010 оценка. 
9 Испания 2 166 000 000 000$ 30 июня 2010 
10 Ирландия 2 131 000 000 000$ 30 июня 2010 
11 Люксембург 1 892 000 000 000$ 30 июня 2010 
12 Бельгия 1 241 000 000 000$ 30 июня 2010 
13 Швейцария 1 190 000 000 000$ 30 июня 2010 
14 Австралия 1 169 000 000 000$ 31 декабря 2010 оценка. 
15 Канада 1 009 000 000 000$ 30 июня 2010 
16 Швеция 853 300 000 000$ 30 июня 2010 
17 Австрия 755 000 000 000$ 30 июня 2010 
18 Дания 559 500 000 000$ 30 июня 2010 
19 Греция 532 900 000 000$ 30 июня 2010 
20 Португалия 497 800 000 000$ 30 июня 2010 
22 Китай 406 600 000 000$ 31 декабря 2010 оценка. 
23 Финляндия 370 800 000 000$ 30 июня 2010 
24 Корея, Юг 370 100 000 000$ 31 декабря 2010 оценка. 
25 Бразилия 310 800 000 000$ 31 декабря 2010 оценка. 
26 Турция 270 700 000 000$ 31 декабря 2010 оценка. 
27 Польша 252 900 000 000$ 31 декабря 2010 оценка. 
28 Индия 237 100 000 000$ 31 декабря 2010 оценка. 
29 Мексика 212 500 000 000$ 31 декабря 2010 оценка. 
30 Индонезия 155 900 000 000$ 31 декабря 2010 оценка. 
31 Венгрия 134 600 000 000$ 31 декабря 2010 оценка. 
32 Аргентина 128 600 000 000$ 31 декабря 2010 оценка. 
33 Объединенные  Арабские Эмираты 122 700 000 000$ 31 декабря 2010 оценка. 
34 Румыния 108 900 000 000$ 31 декабря 2010 оценка. 
35 Украина 97 500 000 000$ 31 декабря 2010 оценка. 
36 Казахстан 94 440 000 000$ 31 декабря 2010 оценка. 
37 Тайвань 91 410 000 000$ 31 декабря 2010 оценка. 
38 Израиль 89 680 000 000$ 31 декабря 2010 оценка. 
39 Чешская Республика 86 790 000 000$ 31 декабря 2010 оценка. 
40 Чили 84 510 000 000$ 31 декабря 2010 оценка. 
41 Саудовская  Аравия 82 920 000 000$ 31 декабря 2010 оценка. 
42 Таиланд 82 500 000 000$ 31 декабря 2010 оценка. 
44 Катар 71 380 000 000$ 31 декабря 2010
45 Гонконг 69 860 000 000$ 31 декабря 2010 оценка. 
46 Новая Зеландия 64 330 000 000$ 31 декабря 2010 оценка. 
47 Малайзия 62 820 000 000$ 31 декабря 2010 оценка. 
48 Филиппины 61 850 000 000$ 31 декабря 2010 оценка. 
49 Хорватия 59 700 000 000$ 31 декабря 2010 оценка. 
50 Словакия 59 330 000 000$ 30 июня 2010 оценка. 
51 Колумбия 57 740 000 000$ 31 декабря 2010 оценка. 
52 Пакистан 57 210 000 000$ 31 декабря 2010 оценка. 
53 Кувейт 56 810 000 000$ 31 декабря 2010 оценка. 
54 Венесуэла 55 610 000 000$ 31 декабря 2010 оценка. 
55 Ирак 52 580 000 000$ 31 декабря 2010 оценка. 
56 Словения 51 570 000 000$ 30 июня 2010 
57 Мальта 41 020 000 000$ 30 июня 2010 
58 Россия 40 700 000 000$ 31 декабря 2010 оценка. 
59 Латвия 37 280 000 000$ 31 декабря 2010 оценка. 
60 Болгария 36 150 000 000$ 31 декабря 2010 оценка. 
61 Ливан 34 450 000 000$ 31 декабря 2010 оценка. 
62 Вьетнам 33 450 000 000$ 31 декабря 2010 оценка. 
63 Перу 33 290 000 000$ 31 декабря 2010 оценка. 
64 Сербия 32 310 000 000$ 31 декабря 2010 оценка. 
65 Египет 30 610 000 000$ 31 декабря 2010 оценка. 
66 Литва 27 600 000 000$ 31 декабря 2010 оценка. 
67 Эстония 25 130 000 000$ 31 декабря 2010 оценка. 
68 Белоруссия 24 800 000 000$ 31 декабря 2010 оценка.

1.2 Влияние либерализации международных экономических отношений на формирование внешнего долга

Важнейшим фактором формирования внешнего долга является либерализация международных экономических отношений, валютного и налогового режимов. Снижение таможенных тарифов, отмена валютных ограничений по текущим операциям способствуют росту международной торговли. Объем международной торговли еще более возрастает с отменой странами валютных ограничений по операциям международного движения капитала, так как инвестиционные товары и часть потребительских товаров продаются с рассрочкой платежа, т.е. с предоставлением кредита. Развитые страны полностью сняли валютные ограничения по операциям движения капитала в 80—90-е гг. (США и Швейцария сделали это намного раньше). К началу 1990-х гг. количество стран, отменивших валютные ограничения по международным текущим платежам, составило 67, а к началу XXI в. — 148. Импортеры в результате этой отмены получили возможность свободной конверсии национальной валюты для оплаты импорта товаров и услуг. Это влияет на конкурентоспособность национальных производителей, вынуждая их осуществлять модернизацию производства, повышение его эффективности и экономию издержек.

   Большую роль в процессе снятия валютных ограничений  по текущим операциям играет МВФ. Отменив валютные ограничения по текущим операциям, страны сами продолжают процесс либерализации международных валютных и кредитных отношений путем постепенной отмены валютных ограничений по операциям международного движения капитала.

   Либерализация странами международного движения капитала отражается на объемах внешних займов, составляющих основу долговых пассивов. У 24 развитых стран с 1998 по 2004 г. объем выданных займов нерезидентам (долговых активов) увеличился до772 млрд, т.е. в 7 раз, объем привлеченных — с 243 до 689 млрд , т.е. в 3 раза. У развивающихся стран совокупный объем займов выданных нерезидентам, сократился со 101 млрд долл.  в 1998 г. до 13,2 млрд в 2003 г.; в 2004 г. произошло снижение внешних долговых активов на 28 млрд долл. Объем полученных займов увеличился с 23 млрд долл. в 1998 г. до 50 млрд долл. в 2004 г.

   На формирование внешнего долга оказывает воздействие состояние мировой экономики. В период ее подъема (середина 1970-х и вторая половина 1980-х гг.) предложение капитала увеличивалось, и возрастали размеры внешнего финансирования, а в периоды экономического спада (начало 1980-х и конец 1990-х гг.) движение капитала в развивающиеся страны и страны с переходной экономикой существенно сокращалось. Выход мировой экономики из состояния стагнации в 2002—2004 гг. сопровождался ростом предложения капитала.

   Для стран-кредиторов предоставление кредитов и займов выступает важнейшим средством продвижения экспорта, обеспечения бескризисного воспроизводства и стабильного уровня занятости. Развитые страны используют внешние ресурсы для финансирования бюджетного дефицита и государственного долга. Для них финансирование бюджетных дефицитов за счет внешних ресурсов не является безальтернативным вариантом, поскольку они имеют собственные емкие финансовые рынки и экономика их стабильна.

   Иная картина наблюдается в большинстве других стран. Доступность внешних ресурсов для них ниже (хуже условия заимствований). Поскольку доходы многих из них обычно нестабильны, а источники финансирования ограниченны, чрезмерные и необоснованные объемы их внешнего долга представляют опасность для их национальной экономики, могут привести к подрыву политической стабильности. Внешний долг развивающихся стран негативно отражается и на международной финансовой системе.

   Огромные преимущества в использовании внешних ресурсов для финансирования своих дефицитов (платежного баланса и бюджетa ) имеют страны — эмитенты резервных валют, прежде всего США. Казначейские векселя с номиналом в национальной валюте и другие долговые инструменты такого государства покупаются иностранными центральными банками и другими нерезидентами. Покупая и продавая нерезидентам векселя, Казначейство США, например, не только финансирует дефицит бюджета за счет нерезидентов, но и влияет таким образом на международное долларовое обращение и на уровень мировой  долларовой инфляции. 

1.3 Кризис внешнего долга

Большое значение для развития мировой экономики  и международных экономических  отношений имеет внешний долг развивающихся стран. Толчком к его быстрому росту послужили нефтяной кризис 1973—1974 гг. и первый скачок мировых цен на нефть, увеличившие потребность особенно этих стран во внешних источниках финансирования. Западные коммерческие банки, переполненные нефтедолларами стран — экспортеров нефти, вкладывали эти ресурсы в развивающиеся страны, что повышало темпы роста объемов внешнего долга последних. Внешние займы, полученные в тот период, были использованы развивающимися странами в основном для текущего потребления и неэффективных инвестиций.

   Начало второго нефтяного кризиса в 1979 г. Сопровождалось резким изменением в денежной политике США и других индустриальных стран и ростом процентных ставок по долларовым кредитам. Кризис усугублялся ухудшением условий торговли — падением цен на экспортные товары (сырье и продовольствие) в 1981—1982 гг. и ростом стоимости внешних кредитов. Внешние займы стали основным источником покрытия пассива платежного баланса для развивающихся стран. В 1981 г. они получили новых займов на 24,6 млрд долл. больше, чем выплатили по предыдущим. 

Информация о работе Государственные внешние долговые обязательства