Государственное регулирование рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 12:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - показать сущность рынка труда как необходимой части рыночной экономики и основные причины безработицы в сегодняшних условиях. Структура работы позволяет последовательно рассмотреть: в первой части теоретические вопросы формирования рынка труда, во второй - вопрос о рынке труда в Казахстане, а в третьей – о проблеме государственного регулирования рынка труда.

Работа содержит 1 файл

Рынок труда и его особенности1.docx

— 398.86 Кб (Скачать)

 

Среднемесячная  номинальная заработная плата работников  
по регионам в августе 2011года

 

Среднемесячная  номинальная заработная плата по видам экономической деятельности 
в августе 2011года

Среднемесячная  номинальная заработная плата по видам экономической деятельности 
в августе 2011года

Среднемесячная номинальная  заработная плата

Индекс реальной заработной платы, в процентах к

тенге

в процентах к

предыду-щему месяцу

соответствую-щему месяцу прошлого года

предыду-щему месяцу

соответствую-щему месяцу прошлого года

По всем видам  экономической деятельности

   93 106

    100,1

    115,2

    99,8

    105,7

 Сельское, лесное и  рыбное хозяйство

   42 784

    105,3

    110,7

    105,0

    101,5

Промышленность

 110 435

    104,2

    113,6

    103,9

    104,3

 Горнодобывающая

 промышленность

 и разработка карьеров

 178 639

    111,3

    113,6

    110,9

    104,2

Обрабатывающая промышленность

   91 949

    99,3

    112,1

    99,0

    102,9

 Электроснабжение, подача  газа, пара

 и воздушное

 кондиционирование

   78 282

    100,1

    112,5

    99,8

    103,2

 Водоснабжение;

 канализационная

 система, контроль  над сбором и 

 распределением отходов

   53 536

    101,4

    106,7

    101,1

    97,9

Строительство

 110 994

    103,9

    102,9

    103,5

    94,4

 Оптовая и розничная  торговля; ремонт автомобилей и  мотоциклов

   82 838

    96,7

    112,2

    96,4

    102,9

Транспорт и складирование

118 797

    104,8

    111,9

    104,4

    102,6

 Услуги по проживанию  и питанию

   77 434

    100,3

    107,1

    100,0

    98,2

Информация и связь

127 369

    98,6

    114,6

    98,3

    105,1

Финансовая и страховая  деятельность

 175 351

    98,6

    112,4

    98,3

    103,1

Операции с недвижимым имуществом

   84 815

    102,0

    120,5

    101,7

    110,5

 Профессиональная, научная  и техническая деятельность

177 140

    100,2

    125,3

    99,9

    114,9

 Деятельность в области  административного и вспомогательного  обслуживания

   96 571

    102,7

    101,2

    102,4

    92,8

 Государственное управление  и оборона; обязательное  социальное  обеспечение

   91 460

    99,1

    120,4

    98,8

    110,5

Образование

   61 130

    93,3

    120,0

    93,0

    110,1

Здравоохранение и социальные услуги

   74 345

    97,6

    129,5

    97,4

    118,8

Искусство, развлечения и  отдых

   67 300

    90,1

    123,1

    89,9

    112,9

Предоставление прочих видов  услуг

 141 552

    100,4

    107,6

    100,1

    98,7

 Деятельность экстерриториальных  организаций и органов

385 892

    100,0

    142,4

    99,7

    130,7


 

 

 

 

 

 

    Глава  III Государственное регулирование  рынка труда 

 

    3.1 Политика  занятости и регулирования рынка  труда 

 

    До  последнего  времени под давлением  объективных  и субъективных обстоятельств  проблемы использования трудового  потенциала сводились к сохранению занятости, ограничению масштабов безработицы и организации помощи безработным. Решение задач структурной перестройки, высвобождения внутрипроизводственных резервов рабочей силы, повышения производительности труда и в целом более эффективного использования трудового потенциала общества практически было отодвинуто на задний план.

    Министерство  труда и социальной защиты  населения  Республики Казахстан  является центральным исполнительным  органом, осуществляющим руководство,  а также в пределах, предусмотренных  законодательством, межотраслевую  координацию в сфере деятельности, отнесенной к его компетенции.

     Основными  задачами Министерства  являются  формирование государственной   политики, а также в пределах, предусмотренных законодательством,  межотраслевая координация в  области труда, безопасности и  охраны труда, занятости, социального  партнерства, социальной защиты  населения, пенсионного обеспечения,  социального страхования и регулирования  миграционных процессов в пределах  своей компетенции.

     Государственная  политика занятости заключается   в содействии полной, продуктивной  и свободно избранной занятости  путём обеспечения профессиональной  подготовки, повышения квалификации  и переподготовки высвобождающихся  граждан, сдерживания массовой  долгосрочной (хронической) безработицы,  повышения эффективности государственной  службы занятости и реализации  других мер, направленных на  обеспечение социальной защиты  граждан на рынке труда. 

    Формой  реализации  государственной политики занятости  на всех уровнях управления  являются государственные, территориальные   и местные (городские, районные) программы. 

        Особого  внимания заслуживает изучение  зависимости  проблем занятости,  с одной стороны, от динамики  платежеспособного спроса предприятий  и населения, с другой - способности  производства адекватно реагировать  на этот спрос. Конечно, платежеспособный  спрос может расширяться лишь  постепенно: в зависимости от  увеличения доходов населения,  то есть по мере преодоления  кризисной ситуации в экономике.

    Предстоит глубокое  реформирование на уровне предприятий,  охватывающее всех занятых на  них работников. Речь идёт о  том, чтобы трудовые коллективы  и отдельные работники существенно  повысили качество своего труда,  что в итоге приведёт к сокращению  численности занятых.

    Современный рынок  труда – это сфера  не  столько противостояния предпринимателей  и работников, сколько компромиссов  и договорённостей сторон: продавцов   и покупателей рабочей силы  при  посреднической роли государства. 

    Политика  на  рынке труда в ближайшем   периоде будет направлена на:

обеспечение прогрессивных  сдвигов в отраслевой структуре  занятости населения;

переориентацию экономически активного населения на новые  формы трудовых отношений;

достижение сбалансированности предложения рабочей силы и числа  рабочих мест;

предупреждение массовой безработицы на местных рынках труда;

создание новых и повышение  эффективности существующих рабочих  мест;

развитие кадрового потенциала путём совершенствования системы  обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров;

рост мобильности трудовых ресурсов.

   Стабилизация  на  рынке труда требует изменения   подхода к регулированию занятости  в общегосударственном масштабе. Данная задача должна быть  включена в состав наивысших  приоритетов хозяйственной политики, наравне с финансовой стабилизацией  и стабилизацией уровня производства. Для этого, в первую очередь, необходимо введение целевых показателей уровня занятости (безработицы) и числа создаваемых рабочих мест в официальные прогнозы, бюджетные проектировки и программы действия Правительства наравне с присутствующими в настоящие время в указанных документах показателями уровней инфляции, производства ВВП и другими, которые рассматриваются как приоритетные. Казалось бы, и сейчас в большинстве официальных программ и прогнозов в том или ином виде формально (часто на уровне приложений) присутствуют показатели занятости. Но речь идёт одругом: при утверждении общеэкономических программ, бюджета на очередной финансовый год и других первоочередных государственных экономических документов Президент и другие высшие государственные инстанции должны рассматривать, исходя из нескольких “ключевых показателей”, в число которых должна входить, наряду с показателями динамики ВВП и инфляции, динамика уровня безработицы.

    Государственное  регулирование рынка труда целесообразно   рассматривать как многоуровневый  процесс. В обобщённом виде  иерархию процесса можно представить  в виде трёх уровней: макроуровня,  регионального уровня и микроуровня. 

    На макроуровне  высшие органы законодательной  и исполнительной власти призваны  решать следующие основные задачи:

    1. Согласование финансово – кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономических политик с системой целей регулирования рынка труда. К этой задаче относятся вопросы принятия решений о государственных заказах и закупках продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного, экологического и социального назначения, о государственных инвестиционных программах, дотациях, субвенциях, кредитах и налоговых льготах, направленных на поддержание и развитие производства  в приоритетных отраслях. Особая задача - регулирование внешнеэкономических связей в интересах занятости.

             2.Согласование социальной, демографической,  миграционной политик с целями  и приоритетами регулирования  рынка труда. В число задач  этого блока входят минимизация  оттока квалифицированных кадров  за рубеж, ограничение нежелательных  и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных  беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых  в данном контексте как цена  труда.

    3. Политика трудоустройства  и социальной поддержки незанятого  населения. В число задач данного  блока входят организационное  развитие Министерства труда  и социального развития, в том  числе службы занятости и других  структур. Основой данного блока  является политика Министерства  труда и социального развития (службы занятости) на рынке  труда. 

    На  региональном  уровне государственное регулирование  рынка труда в основном должно  осуществляться в тех же направлениях. Субъектами регулирования в регионах  являются соответственно органы  законодательной и исполнительной  власти. Перечень составных элементов  регулирования рынка труда на  уровне регионов уже, чем на  общегосударственном уровне. Часть  названных выше направлений регулирования  осуществляется преимущественно  властями федерального уровня: такова  в основном демографическая политика, многие аспекты внешнеэкономической  политики  регулируются также  на федеральном уровне.

    На  микроуровне  регулирование рынка труда включает  законодательное и иное нормативное  регулирование, финансовое, налоговое  стимулирование поведения на  рынке труда предприятий, организаций,  индивидуальных зарегистрированных  и незарегистрированных предпринимателей  и домохозяйств.

    На  предприятиях  осуществляется управление персоналом, развитие систем отбора и   внутрифирменных перемещений, подготовки  и переподготовки кадров. От успешного  решения предприятиями задач  в сфере управления персоналом  зависит как общая ситуация  с занятостью в стране и  регионе, так и рыночная конкурентоспособность самих предприятий. В конечном счете, именно на предприятиях производится сохранение и создание новых рабочих мест, “деление” рабочих мест, перевод части работников в режимы неполного рабочего времени и отпусков по инициативе администрации.

    В домохозяйствах  осуществляются основные функции  воспроизводства рабочей  силы, от уровня благосостояния семей   зависит суммарное предложение  труда в стране и регионе.  Домохозяйства, традиционно являвшиеся  в нашей стране в последние  десятилетия потребительскими ячейками  общества, теперь частично восстановили  производственные функции. Фермерские  и некоторые другие предпринимательские  домохозяйства являются, наряду, с  предприятиями субъектами воссоздания  рабочих мест. Поддержка экономической  активности домохозяйств так  же входит в число приоритетов  регулирования рынка труда.

    Поддержание в  период кризиса и особенно  создание новых, технологически  перспективных рабочих мест в  послекризисной перспективе должно рассматриваться как генеральное направление регулирование рынка труда в стране. Но финансирование соответствующих программ должно в дальнейшем производиться не из фондов занятости, а из собственных средств предприятий, за счёт кредитных ресурсов и, при наличии возможности, из государственных бюджетов всех уровней.

 

3.2.Программы по  регулированию рынка труда 

 

Программа занятости 2020

Первое направление программы  нацелено на обеспечение устойчивой и продуктивной занятости граждан  путем содействия в трудоустройстве  по месту жительства, и будет охватывать самозанятых, безработных и малообеспеченных граждан.

Приоритетные возможности  участия в Программе предоставляются  сельской молодежи.

Участникам первого направления  будут предложены такие виды государственной  поддержки, как:

-направление на бесплатные  курсы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;

-предоставление субсидий  на проезд до места обучения  и проживание;

-поиск подходящих вакансий  и содействие трудоустройству,  включая социальные рабочие места,

- психологическая адаптация.

Целью второго направления  является повышение экономической  активности граждан через организацию  собственного дела.

Информация о работе Государственное регулирование рынка труда