Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 12:39, курсовая работа
Объектом исследования курсовой работы является внешняя торговля Республики Беларусь. Предметом исследования - структура, проблемы и перспективы развития внешней торговли Республики Беларусь.
Цель работы: изучение внешней торговли Республики Беларусь, ее структуры, проблем и перспектив развития.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. ОБЩЕТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ………………………...5
1.1. Понятие, сущность и основные направления внешней торговли и внешнеторговой политики……………………………………………………..5
1.2. Основные инструменты внешнеторговой политики……………………11
1.3 Внешнеэкономическая сфера РБ и ее роль в формировании экономического потенциала РБ………………………………………………………………….17
2. Состояние внешней торговли Республики Беларусь……………………..20
2.1 Экспорт товаров Республики Беларусь………………………….……….20
2.2 Импорт товаров Республики Беларусь…………………………………..25
2.3 Сальдо внешней торговли Республики Беларусь………………………..29
3. Пути совершенствования структуры внешней торговли РБ…………….30
Заключение…………………………………………………………………….38
Список использованных источников………………………………………...39
С целью защиты экономических
интересов товаропроизводителей от
импорта товаров, который причиняет
или может причинить ущерб
отечественному производству, в Республике
Беларусь сформирована нормативно-правовая
база, регламентирующая применение специальных
защитных, антидемпинговых и
1. Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 346-з "О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами";
2. Постановление Советов Министров Республики Беларусь от 9 июня 2005 г. № 612 "Об утверждении Положения о порядке проведения расследования в целях применения специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер и признании утратившим силу Постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 5 июня 2000 г. № 800 и от 26 июня 2002 г. № 859 ".
Нужно отметить, что внешнеторговой
деятельностью (в частности экспорта)
в Беларуси занимаются преимущественно
крупные предприятия под
Такая структура организационно-
2. Состояние внешней торговли Республики Беларусь
2.1 Экспорт товаров Республики Беларусь
ЭКСПОРТ — вывоз из страны в другие страны продукции (иногда это называют “видимым экспортом”) и услуг (“невидимый экспорт”). Как правило, имеется в виду вывоз возмездный, продажа с целью получения валюты, расходуемой, в частности, на импорт необходимых стране товаров и услуг. В настоящее время ставится вопрос о развитии экспортных отраслей производства для улучшения экономического положения страны. Расширяются возможности экспорта продукции и других отраслей, в частности, путем соответствующего регулирования валютного курса рубля. Экспорт товаров происходит при участии таможенных властей, как в стране экспорта, так и в стране импорта.
Экспорт является одним из основных приоритетов развития белорусской экономики. В структуре экономики экспорт традиционно составляет более половины валового внутреннего продукта, в силу чего является одним из основных источников обеспечения устойчивого экономического роста в стране.
За годы развития экономики
Беларуси в целом завершено формирование
на государственном уровне системы
стимулирования и поддержки экспорта,
основанной на эффективной международной
практике. Эта система постоянно
развивается и
Внешняя торговля Республики Беларусь подверглась определенной структурной трансформации в посткризисный период развития мировой торговли. Сегодня взят курс на увеличение доли наукоемкой и высокотехнологичной продукции в структуре экспорта, диверсификации поставок на новые рынки.
Важнейшими событиями, которые существенно влияют на условия осуществления экспортной деятельности, являются фундаментальные изменения во внешней торговле, связанные с участием Беларуси в Таможенном союзе с Россией и Казахстаном, формированием общего единого экономического пространства, предстоящим вступлением в ВТО.
Таблица 2.1.1 – Экспорт товаров Республики Беларусь в 2011 году по месяцам (миллионов долларов США)
месяц |
экспорт |
Январь |
1 796,4 |
Февраль |
2 734,4 |
Март |
3 442,2 |
Апрель |
3 691,7 |
Май |
3 649,2 |
Июнь |
3 472,3 |
Июль |
3 893,2 |
Август |
3 757,0 |
Сентябрь |
3 634,3 |
Октябрь |
3 500,5 |
Ноябрь |
3 696,2 |
Декабрь |
3 805,6 |
Итого |
41 072,9 |
Источник – Государственный таможенный комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: gtk.gov.by
В таблице 2.1.1 представлен экспорт товаров Республики Беларусь в 2011 году по месяцам. Наибольшее количество экспорта приходится на июль – 3 893,2 млн. долларов США, наименьшее – на январь – 1 796,4 млн. долларов США. Общее количество экспорта в 2011 году составило 41 072,9 млн. долларов США.
Таблица 2.1.2 – Товарная структура экспорта в 2011 году (в % к общему объему)
Наименование продукции |
Удельный вес |
Нефть и нефтепродукты |
34,4 |
Товары химической промышленности |
21,5 |
Машины, оборудование и транспортные средства |
18,1 |
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье |
9,6 |
Металлы и изделия из них |
6,1 |
Текстиль, текстильные изделия и обувь |
2,6 |
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
2,0 |
Минеральные продукты (без нефти и нефтепродуктов) |
1,6 |
Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них |
0,2 |
Другие товары |
3,7 |
Источник – Министерство иностранных дел Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mfa.gov.by/
В таблице 2.1.2 представлена товарная структура экспорта. Наибольший удельный вес занимают нефть и нефтепродукты – 34,4%, товары химической промышленности – 21,5%. Наименьший удельный вес занимают кожевенное сырье, пушнина и изделия из них – 0,2%, минеральные продукты – 1,6%.
Таблица 2.1.3 – Экспорт важнейших видов продукции
Продукция |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Нефтепродукты, млн. т |
13,5 |
14,8 |
15,1 |
15,2 |
15,5 |
11,2 |
15,6 |
Азотные удобрения (в пересчете на 100% N), тыс. т |
214,5 |
224,9 |
236,4 |
153,9 |
305,6 |
238,2 |
323,3 |
Калийные удобрения (в пересчете на 100% К2О), тыс. т |
4 288,7 |
3 962,7 |
4 354,0 |
3 797,2 |
1 759,0 |
4 180,6 |
4 698,3 |
Шины, тыс. шт. |
2 332,8 |
2 636,3 |
3 492,9 |
3 455,7 |
3 808,0 |
3 716,1 |
3 715,2 |
Химические волокна и нити, тыс. т |
141,0 |
153,1 |
160,9 |
151,4 |
156,1 |
171,6 |
153,5 |
Черные металлы, тыс. т |
1 631,4 |
1 825,9 |
1 857,3 |
1 903,9 |
1 863,9 |
1 747,2 |
1 775,4 |
Холодильники, морозильники и холодильное оборудование, тыс. шт. |
890,1 |
969,0 |
982,4 |
946,4 |
816,3 |
989,5 |
941,7 |
Телевизоры, видеомониторы и видеопроекторы, тыс. шт. |
814,8 |
437,4 |
385,2 |
355,2 |
176,4 |
296,2 |
270,5 |
Тракторы и седельные тягачи, тыс. шт. |
41,4 |
49,9 |
64,6 |
62,6 |
41,3 |
43,9 |
64,1 |
Грузовые автомобили, тыс. шт. |
13,2 |
13,2 |
13,5 |
11,5 |
3,0 |
6,9 |
11,8 |
Велосипеды, тыс. шт. |
381,2 |
283,7 |
169,2 |
276,0 |
90,6 |
86,8 |
105,6 |
Прицепы и полуприцепы, тыс. шт. |
34,0 |
31,2 |
21,7 |
20,9 |
10,2 |
10,6 |
19,9 |
Мебель, включая медицинскую, млн. долл. США |
263,7 |
301,8 |
391,2 |
467,1 |
271,5 |
322,1 |
393,2 |
Источник – Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:// belstat.gov.by
В таблице 2.1.3 представлен
экспорт важнейших видов
Таблица 2.1.4 – Экспорт товаров Республики Беларусь по странам СНГ (миллионов долларов США)
СТРАНЫ |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Азербайджан |
28,0 |
34,5 |
86,4 |
105,4 |
120,3 |
140,2 |
200,0 |
Армения |
12,9 |
19,5 |
20,3 |
23,6 |
23,2 |
42,1 |
26,8 |
Казахстан |
183,5 |
259,4 |
361,4 |
365,2 |
313,4 |
464,8 |
631,2 |
Кыргызстан |
8,8 |
20,0 |
23,1 |
37,9 |
65,7 |
85,5 |
217,0 |
Молдова |
102,2 |
95,7 |
144,8 |
241,2 |
169,6 |
165,2 |
241,9 |
Россия |
5 715,8 |
6 845,3 |
8 878,6 |
10 551,9 |
6 718,5 |
9 953,6 |
13 685,0 |
Таджикистан |
8,6 |
13,6 |
27,7 |
37,4 |
34,6 |
42,1 |
50,4 |
Туркменистан |
43,9 |
14,5 |
86,9 |
47,4 |
73,1 |
87,2 |
230,1 |
Узбекистан |
42,1 |
54,2 |
93,1 |
138,1 |
106,5 |
95,1 |
63,8 |
Украина |
907,8 |
1 234,0 |
1 469,8 |
2 777,9 |
1 691,5 |
2 560,1 |
4 157,1 |
ВСЕГО |
7 060,3 |
8 608,8 |
11 221,4 |
14 360,2 |
9 316,3 |
13 635,8 |
19 503,3 |
Источник – Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:// belstat.gov.by
В таблице 2.1.4 представлен экспорт товаров Республики Беларусь по странам СНГ. Наибольшее количество товаров экспортируется в Россию – 13 685 млн. долларов США в 2011 году. Наименьшее количество товаров экспортируется в Армению – 26,8 млн. долларов США, в Таджикистан – 50,4 млн. долларов США, в Узбекистан – 63,8 млн. долларов США. Общий экспорт товаров по странам СНГ в 2011 году составил 19 503,3 млн. долларов, что на 5 867,5 млн. больше, чем в 2010 году и на 12 443 млн. больше, чем в 2005 году.
Таблица 2.1.5 – Экспорт товаров Республики Беларусь по основным странам вне СНГ (миллионов долларов США)
Страны |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Бельгия |
78,7 |
95,9 |
101,4 |
194,0 |
87,3 |
103,8 |
181,7 |
Бразилия |
167,5 |
207,4 |
371,1 |
1 073,7 |
444,8 |
705,5 |
1 224,1 |
Венесуэла |
15,6 |
6,0 |
42,7 |
173,1 |
230,6 |
302,4 |
198,8 |
Вьетнам |
40,0 |
40,8 |
48,0 |
89,5 |
82,2 |
105,5 |
164,3 |
Германия |
708,5 |
752,8 |
731,1 |
812,0 |
987,4 |
460,8 |
1 826,3 |
Индия |
197,5 |
112,9 |
102,0 |
313,8 |
487,8 |
330,8 |
333,5 |
Индонезия |
24,2 |
37,5 |
27,5 |
87,7 |
21,0 |
129,3 |
160,9 |
Италия |
159,7 |
172,9 |
184,4 |
322,1 |
187,2 |
195,4 |
553,3 |
Китай |
430,9 |
398,7 |
484,5 |
613,4 |
174,0 |
475,8 |
637,1 |
Латвия |
322,6 |
462,0 |
990,2 |
2 141,0 |
1 655,8 |
929,5 |
3 150,8 |
Литва |
351,8 |
432,7 |
564,5 |
619,2 |
362,3 |
450,5 |
859,3 |
Нидерланды |
2 408,3 |
3 494,5 |
4 277,3 |
5 408,2 |
3 698,0 |
2 845,6 |
6 157,9 |
Польша |
847,3 |
1 032,8 |
1 226,2 |
1 798,4 |
823,2 |
885,8 |
1 123,2 |
Соединенное королевство |
1 120,4 |
1 474,9 |
1 528,9 |
1 415,5 |
803,7 |
935,2 |
406,9 |
Эстония |
106,4 |
94,5 |
226,5 |
329,2 |
119,8 |
126,3 |
578,2 |
ВСЕГО |
8 919,0 |
11 124,9 |
13 053,9 |
18 210,6 |
11 987,9 |
11 647,7 |
20 790,7 |
Информация о работе Государственная политика внешней торговли