Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 15:01, доклад
Генеральное соглашение по тарифам и торговле (англ. General Agreement on Tariffs and Trade, GATT, ГАТТ) — международное соглашение, заключенное на Бреттон-вудской конференции в 1947 году с целью восстановления экономики после Второй мировой войны, которое на протяжении почти 50 лет фактически выполняло функции международной организации (ныне — Всемирная торговая организация).
Во главе организации стоит Генеральный Директор с соответствующим подчиненным ему секретариатом.
Одним из важнейших
инструментов урегулирования возникающих
между странами-участницами
Некоторые решения Комиссии по Урегулированию Споров Всемирной Торговой Организации, вызвавшие большой общественный резонанс:
Отличия ГАТТ от ВТО
Всемирная торговая организация не просто продолжение ГАТТ. Напротив, она полностью заменила собой своего предшественника и коренным образом отличается от него по своему характеру. Среди принципиальных отличий следует назвать следующие:
• ГАТТ - это было комплекс правил, зафиксированных в международном соглашении, которое не предусматривало создание какой-либо организационной основы. Хотя ГАТТ получило неофициальный статус де факто международной организации, жизнь требовала перехода к более совершенному механизму. ВТО является постоянно действующей организацией, которая имеет собственный секретариат.
• ГАТТ применялось на "временной основе", хотя - после более, чем сорока лет его существования, - правительства предпочитали рассматривать содержащиеся в нем обязательства как действующие на постоянной основе. Обязательства ВТО носят полномасштабный характер и являются постоянными. Они ратифицированы парламентами всех стран-участниц, чего не было в отношении ГАТТ.
• Правила ГАТТ
применялись только к торговле товарами.
Помимо товаров, ВТО охватывает торговлю
услугами, а также связанные с
торговлей аспекты
• Хотя ГАТТ и являлось многосторонним международным инструментом, к началу восьмидесятых годов к нему добавилось много новых соглашений, в которых участницы ГАТТ могли участвовать, но не были обязаны это делать. Все соглашения, которые лежат в основе ВТО, являются обязательными для всех членов ВТО, и, таким образом, содержащиеся в них правовые нормы, являются обязательствами для всех членов организации. (Исключение составляют Соглашение по гражданской авиатехнике и по правительственным закупкам, участие в которых необязательное).
• Существующая в рамках ВТО система урегулирования споров носит более четкий и оперативный характер; она действует почти автоматически, а потому вероятность того, что она будет блокирована, гораздо меньше, чем при старой системе ГАТТ. Исполнение решений, принимаемых для урегулирования споров, будет легче реализовывать на практике.
"ГАТТ 1947 года"
продолжал действовать до
ВТО отличается от ГАТТ не только тем, что в ней представлено больше государств-членов, чем в ГАТТ, но и более широкими масштабами торгово-политической деятельности. ГАТТ действовало исключительно в сфере торговли товарами; ВТО охватывает торговлю товарами, услугами и "идеями", то есть интеллектуальную собственность и инвестициями.
Вступление Республики Беларусь в ВТО
Вступление Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию является внешнеполитическим приоритетом и рассматривается как важнейший этап интеграции в мировую экономику, который предоставит стране необходимый инструментарий для защиты и продвижения национальных интересов в рамках системы международной торговли. В то же время, присоединение к ВТО ставит перед Республикой Беларусь задачу обеспечить соответствие экономического законодательства страны правилам ВТО, а также сделать сбалансированные уступки торговым партнерам в целях обеспечения более открытого доступа иностранных товаров, услуг и инвестиций на внутренний рынок.
На начало 2006 г. проведено 8 заседаний Рабочей группы ВТО по присоединению Республики Беларусь, а также 17 раундов двусторонних переговоров со странами-членами ВТО. 24.5.2005г. в штаб-квартире ВТО в Женеве состоялось седьмое заседание Рабочей группы ВТО по присоединению Беларуси. В повестку дня заседания Рабочей группы был включен вопрос обсуждения новой редакции Сводного отчета. Это базовый документ, в котором излагаются итоги анализа, проведенного в рамках Рабочей группы, внешнеторгового режима Беларуси на его соответствие правилам и нормам ВТО. Страны-участницы Рабочей группы также рассмотрели действия правительства Беларуси по приведению национального законодательства в соответствие правилам многосторонних соглашений ВТО.
20–26 октября
2005 г. белорусская делегация
В рамках заседания двусторонней Межправительственной комиссии Республики Беларусь и КНР в г. Минске 26.11.2005 г. с китайской стороной удалось завершить двусторонние переговоры по товарам и услугам. Также был рассмотрен вопрос о взаимном признании статуса страны с рыночной экономикой и неприменении Республикой Беларусь в отношении Китая трех дискриминационных условий, содержащихся в пакете обязательств Китая по присоединению к ВТО. Китайская сторона согласилась на подписание по данной теме Меморандума о взаимопонимании.
Белорусская сторона
концентрирует усилия на завершении
аналогичных переговоров с
Белорусская делегация приняла участие в 6-й Министерской конференции ВТО, которая прошла в г. Гонконге (Китайская Народная Республика) 13–18.12. 2005 г. В рамках участия в конференции белорусской делегацией был проведен ряд двусторонних переговоров со странами-членами ВТО, включая Кубу, Турцию, Болгарию, Китайский Тайбэй (Тайвань), Армению, Норвегию и Кыргызстан. С Кубой, Турцией и Арменией переговоры были успешно завершены и подписаны соответствующие итоговые протоколы. С делегациями Болгарии, Норвегии и Китайского Тайбэя удалось согласовать значительное количество вопросов и создать предпосылки для завершения переговоров в первом полугодии 2006 г.
В августе 2005 г. подписано соглашение о сотрудничестве Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен (НЦМКЦ) с Международным торговым центром ЮНКТАД/ВТО (МТЦ), в рамках которого НЦМКЦ получил доступ ко всем информационным ресурсам этой организации. Это соглашение позволит оперативно и качественно удовлетворять потребности белорусских экспортеров в информации о конъюнктуре внешних рынков. Международный торговый центр ЮНКТАД/ВТО (МТЦ) является специализированным учреждением по предоставлению технической помощи развивающимся странам и странам с переходной экономикой в разработке эффективных программ развития торговли и расширения экспорта, а также совершенствования импортных операций.
Находясь на
завершающем этапе
В качестве основы
для осуществления комплекса мероприятий
по присоединению Республики Беларусь
к ВТО постановлением Совета Министров
и Национального банка Республики Беларусь
от 21.8.2002 г. №1127/22 одобрен План нормотворческих
работ по приведению законодательства
Республики Беларусь в соответствие с
требованиями ВТО.
Республика Беларусь уже проделала большую
работу по внедрению правил ВТО в свою
экономику и внешнюю торговлю. Так, в области
стандартов защиты интеллектуальной собственности
законодательство Беларуси соответствует
аналогичному многих стран-членов ВТО.
Белорусские законы готовятся с использованием
экспертизы ВТО. Переведены на английский
язык и направлены в эту организацию около
400 важнейших нормативных актов республики.
В рамках работы по приведению белорусского законодательства в соответствие с требованиями ВТО в 2002–2005 гг. принято более 20 законов, декретов и указов главы государства.
С 1.6.2005г. в республике
вступил в силу закон «О государственном
регулировании внешнеторговой деятельности»,
который полностью
Данным законом установлен исчерпывающий перечень государственного регулирования внешней торговли: таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, запреты и ограничения в торговле услугами и товарами интеллектуальной собственности, а также меры, способствующие развитию внешнеторговой деятельности.
Документ вводит
новые понятия: зона свободной торговли,
таможенный союз, взаимность, которые
базируются на принципах ВТО и
являются ключевыми для участия в интеграционных
группировках на постсоветском пространстве.
В нем предусмотрен ряд запретов: на введение
в действие нормативно-правовых актов
задним числом, на взимание сборов оформительского
характера по процентным ставкам от прямой
сделки, а также на применение дифференцированных
ставок налогов в зависимости от страны
происхождения товара.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Генеральное соглашение по тарифам и торговле