Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 15:01, доклад
Генеральное соглашение по тарифам и торговле (англ. General Agreement on Tariffs and Trade, GATT, ГАТТ) — международное соглашение, заключенное на Бреттон-вудской конференции в 1947 году с целью восстановления экономики после Второй мировой войны, которое на протяжении почти 50 лет фактически выполняло функции международной организации (ныне — Всемирная торговая организация).
Генеральное соглашение по тарифам и торговле
Генеральное соглашение по тарифам и торговле (англ. General Agreement on Tariffs and Trade, GATT, ГАТТ) — международное соглашение, заключенное на Бреттон-вудской конференции в 1947 году с целью восстановления экономики после Второй мировой войны, которое на протяжении почти 50 лет фактически выполняло функции международной организации (ныне — Всемирная торговая организация).
Страны-учредители ГАТТ в 1947 году:
Австралия, Бельгия, Бирма, Бразилия, Великобритания, Индия, Канада Китай, Куба Ливан, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Пакистан, Сирия, США, Франция, Цейлон, Чехословакия, Чили, ЮАР, Южная Родезия.
Основная цель ГАТТ — снижение барьеров в международной торговле. Это было достигнуто снижением тарифных барьеров, количественными ограничениями (импортная квота) и субсидиями торговли через различные дополнительные соглашения.
ГАТТ — соглашение, не организация. Изначально, ГАТТ предполагалось преобразовать в полноценную международную организацию, такую как Мировой Банк или Международная Торговая Организация (МТО). Однако, соглашение не было ратифицировано и осталось лишь соглашением. Функции ГАТТ были переданы Всемирной торговой организации, основанной последним раундом переговоров по ГАТТ в начале 1990-х.
Историю ГАТТ принято грубо делить на три фазы — первая, с 1947 года до Торквейского раунда (фокусировалось на том, какие именно товары подлежат регулированию и замораживании существующих тарифов); вторая, с 1959 по 1979 года, включала три раунда (снижение тарифов) и третья, Уругвайский раунд с 1986 по 1994 года (расширение ГАТТ до таких новых областей, как интеллектуальная собственность, услуги, капитал и сельское хозяйство; зарождение ВТО).
История торговых раундов переговоров в рамках ГАТТ
Наибольший прогресс в либерализации международной торговли был достигнут в ходе международных торговых переговоров или "торговых раундов", которые проводились под эгидой ГАТТ. Последним и самым продолжительным из них был Уругвайский раунд.
Хотя торговые
раунды зачастую носили затяжной характер,
тем не менее они являли собой
комплексный подход к торговым переговорам,
то есть подход, который имеет ряд
преимуществ перед
Во-первых, торговый раунд позволяет участникам получить гарантированные преимущества по широкому кругу вопросов.
Во-вторых, уступки, на которые бывает необходимо пойти тем или иным странам, зачастую нелегко обосновать дома по соображениям внутренней политики, но эти же самые уступки принимаются более охотно, если они представлены в одном контексте или "пакете" с осязаемыми политическими и экономическими выгодами.
В-третьих, развивающиеся страны и другие менее влиятельные участники переговоров имеют больше шансов повлиять на международную систему в контексте раунда, действуя коллективно, чем если бы над всем довлели двусторонние отношения между основными торговыми державами. Наконец, общая реформа в политически чувствительных секторах мировой торговли может оказаться более целесообразной, если ее рассматривать в глобальном контексте или "пакете". В качестве примера можно привести реформирование торговли сельскохозяйственной продукцией, соответствующее решение о чем было принято в ходе Уругвайского раунда.
Первые торговые
раунды ГАТТ были посвящены продолжению
процесса снижения тарифов. В то же
время, в ходе раунда Кеннеди, проходившего
в середине шестидесятых годов, было
заключено новое
Торговые раунды ГАТТ и ВТО
|
[1] Раунды получили
своё название от наименования городов
(стран), в которых проходила Конференция
Министров открывшая раунд. Первый раунд
многосторонних торговых переговоров
в рамках ВТО получил название Доха-раунд
от имени столицы государства, где проходила
Конференция его открывшая.
Токийский раунд - первая попытка
реформы системы международной торговли
В Токийском раунде, который проходил с 1973 по 1979 г., участвовали 102 страны. Этот раунд продолжил усилия ГАТТ, направленные на постепенное снижение тарифов. Среди достигнутых результатов можно назвать снижение в среднем на одну треть таможенных пошлин на промышленные изделия, в результате чего средняя величина ставок таможенных пошлин на промышленные изделия снизилась до 4.7 процента. Снижение тарифов, проходившее постепенно в течение восьми лет, включало в себя элемент гармонизации, в результате чего наиболее высокие тарифы снижались в большей степени, чем низкие тарифы. Однако, снижение тарифов было вскоре нивелировано ростом цен и изменением валютных курсов.
По другим направлениям результаты Токийского раунда были более значительны. Этот раунд ознаменовался поворотом усилий к модернизации правил торговли. В результате переговоров был достигнут ряд новых соглашений. Некоторые из этих соглашений были связаны с условиями применения ряда действующих правил ГАТТ, другие же охватывали совершенно новые направления. К этим соглашениям присоединились прежде всего промышленно развитые страны и часть развивающихся государств. Соглашения были достигнуты по таким вопросам, как:
Уругвайский раунд. От ГАТТ к ВТО
Принимая во внимание, что ГАТТ создавался на временной основе и с ограниченной сферой деятельности, вряд ли можно оспаривать те успехи, которые были достигнут им за 47 лет существования в деле либерализации большей части мировой торговли, развитии и закреплении полученных результатов. Последовательное снижение тарифов содействовало росту мировой торговли в пятидесятые и шестидесятые годы на уровне примерно 8 процентов в год. Тот импульс, который был дан процессу либерализации торговли, способствовал тому, что темпы роста торговли стабильно опережали темпы роста производства в течение всей эры ГАТТ. Присоединение к ГАТТ новых членов показало, что многосторонняя система мировой торговли, представленная в то время ГАТТ, получила признание государств, которые рассматривали ее, образно говоря, как центр развития и средство реформирования экономики и торговли.
Снижение тарифов до очень низкого уровня благодаря усилиям ГАТТ, а также серия спадов в экономике в семидесятые и начале восьмидесятых годов заставили правительства прибегнуть к новым формам защиты тех секторов экономики своих стран, которым с новой силой угрожали иностранные конкуренты. Высокий уровень безработицы и участившиеся случаи закрытия фабрик и заводов подтолкнули правительства стран Евросоюза и США к поиску двусторонних соглашений о разделе рынков со своими конкурентами и заставили их начать "гонку субсидий", чтобы удержать свои позиции в торговле сельскохозяйственной продукцией. Стал развиваться новый протекционизм. Эти изменения в мире подорвали доверие к ГАТТ и его эффективности.
Помимо ухудшения обстановки в сфере мировой торговли в начале восьмидесятых годов стало очевидно, что Генеральное Соглашение по тарифам и торговле и механизм его реализации стали отставать от реальностей мировой торговли. Во-первых, мировая торговля превратилась в более сложный механизм, чем сорок лет назад, и стала играть гораздо более важную роль: мировая экономика развивалась по пути глобализации, международные инвестиции переживали бум, а торговля услугами, которые не были охвачены правилами ГАТТ, оказалось в центре повышенного внимания и интереса все большего числа стран. Более того, торговля услугами все теснее переплеталась с торговлей промышленными товарами. В других областях ГАТТ не могло похвастаться своими успехами, например, в сельском хозяйстве, где лазейки, существовавшие в системе мировой торговли, использовались странами в полной мере, а потому все усилия по либерализации торговли не давали желаемых результатов, а также в вопросах торговли текстилем и одеждой, по которым в процессе переговоров было согласовано изъятие из стандартных правил ГАТТ в форме Соглашения по международной торговле текстилем. Даже организационная структура ГАТТ и система урегулирования споров под эгидой ГАТТ вызывали сомнения.
Информация о работе Генеральное соглашение по тарифам и торговле