Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 18:07, курсовая работа
Цель работы – является анализ международных отношений в Европе.
Для достижения этой цели потребуется решение следующих задач:
1.рассмотреть основные дилеммы формирования новой Европы;
2.систематизировать типологию международных отношений;
Введение……………………………………………………………………........3
1. Поиск механизмов управления ситуацией…………………………….5
1.1 Основные дилеммы формирования новой Европы………............7
1.2 Институционализация и преобразование СБСЕ в ОБСЕ……….11
2.Процессы трансформации в ЦВЕ………………………………………17
2.1. НАТО: адаптация и расширение………………………………….22
2.2 Основные контуры будущей системы отношений в Европе……28
2.3 Институционализация отношений России с европейскими организациями………………………………………………………………31
Заключение………………………………………………………………....33
Список литературы…………………………………………………………34
В 1991 г. ряд стран ЦВЕ ставили перед НАТО вопрос о предоставлении им статуса ассоциированных членов союза. В ответ 20 декабря 1991г. НАТО вместе с 9 государствами Восточной Европы учредила Совет североатлантического сотрудничества (ССАС) - многосторонний консультативный орган, в рамках которого согласовывались программы сотрудничества между НАТО и бывшими членами ОВД. После распада Советского Союза участниками ССАС стали страны бывшего СССР, а также Албания. В работе ССАС в качестве наблюдателей принимали участие Австрия, Финляндия, Швейцария и Швеция.
С осени 1993 г., когда в странах ЦВЕ и на Западе активизировалась дискуссия о расширении НАТО на Восток, по инициативе США была разработана программа «Партнерство ради мира». Эта программа, официально принятая на сессии Совета альянса в Брюсселе 10-11 января 1994 г., была адресована всем участникам СБСЕ. Заинтересованные государства могли подписать рамочный документ ПРМ, в котором излагались политические цели программы: обеспечение транспарентности национального военного планирования и оборонных бюджетов, демократического контроля над вооруженными силами; поддержание способности и готовности вносить вклад в миротворческие операции, проводимые под руководством ООН и/или под эгидой ОБСЕ; совместное планирование, обучение и проведение учений Для отработки операций по поддержанию мира, поисковых и спасательных операций, гуманитарных и других акций; обеспечение в долгосрочной перспективе большей совместимости вооружениях сил государств-партнеров и НАТО. В дальнейшем каждое государство могло разработать индивидуальную программу партнерства с НАТО. ПРМ способствовала индивидуализации отношений альянса с государствами-партнерами. Транспарентность индивидуальных программ обеспечивалась созданием в рамках ССАС координационного комитета по военно-политическим вопросам ПРМ.
Январские решения 1994г. по существу открыли двери НАТО для вступления новых членов из числа стран ЦВЕ. Хотя принятие ПРМ откладывало окончательное решение вопроса о расширении блока, в ней говорилось, что «активное участие» в программе «сыграет важную роль в эволюционном процессе расширения НАТО». На данном же этапе блок предлагал проведение консультаций «с любым активным участником «партнерства», если этот партнер ощущает прямую угрозу своей территориальной целостности, политической независимости или безопасности».
В ПРМ участвуют 24 государства, включая Россию, страны СНГ и нейтральные страны Западной Европы (Австрия, Финляндия, Швейцария, Швеция). На практике ПРМ не только позволила интенсифицировать военно-политическое сотрудничество стран ЦВЕ с НАТО, но и способствовала подготовке некоторых из них к вступлению в альянс. К сентябрю 1995 г. альянс подготовил «Исследование по вопросу о расширении НАТО», где были сформулированы основные принципы и критерии этого процесса. Одновременно НАТО выступила с инициативой дальнейшей институционализации политического диалога с Россией. По существу к 1995 г. вопрос о расширении НАТО можно было считать решенным, хотя странам альянса еще предстояло в этой связи решить ряд конкретных проблем:
- определить круг государств, которые могли бы войти в первую «волну» расширения, продумав при этом политику в отношении стран ЦВЕ, которым на данном этапе было бы отказано в возможности вступить в НАТО;
- урегулировать отношения с Россией;
- определить перспективы
10 декабря 1996 г. сессией Совета
НАТО было принято решение
о начале процесса расширения
альянса. Подготовка первой «
1. В 1996 - 1997 гг. группа секретариата НАТО провела переговоры с двенадцатью странами ЦВЕ, проявившими интерес к вступлению в альянс. По итогам переговоров был составлен доклад, обобщивший военные, политические и иные аспекты, связанные с приемом новых членов из числа государств ЦВЕ. Однако окончательное определение первых кандидатов на вступление в НАТО оставалось предметом споров вплоть до мадридского саммита НАТО. В Мадриде 8 июля 1997 г. приглашение вступить в НАТО получили три государства - Венгрия, Польша и Чешская Республика. После коротких переговоров 16 декабря 1997 г. с ними были подписаны протоколы о вступлении в НАТО. 12 марта 1999г. процесс ратификации протоколов завершился вступлением трех стран в НАТО.
2. С января 1997 г. между НАТО
и Россией состоялось
3. Одновременно с принятием
4. 16 января 1998 г. в Вашингтоне
была подписана Хартия
5. На встрече министров
6. Весной 1997 г. министры обороны
и иностранных дел стран НАТО
приняли решение о модификации
ПРМ, получившей название «
С точки зрения НАТО, меры, принятые на разных направлениях, призваны разрешить дилеммы, перед которыми альянс оказался в процессе начавшегося расширения на Восток.
2.2 Основные контуры будущей системы отношений в Европе
Ввиду принятия в 1997 г. прежде всего
ЕС и НАТО решений о начале процесса
их поэтапного расширения на Восток, а
также с учетом промежуточных
результатов дискуссии в рамках
ОБСЕ о модели общей и всеобъемлющей
безопасности для Европы XXI в., ведущейся
с 1995 г. по инициативе России, можно
утверждать, что в настоящее время
Европа вступила в решающую фазу формирования
новой системы
Во-первых, это начавшееся расширение
западноевропейского и
Во-вторых, это плюралистический характер
формирующейся системы
Этот вывод предполагает признание того факта, что сейчас и в обозримом будущем ни одна европейская организация не сможет самостоятельно решить все проблемы переживаемого Европой переходного периода, а также справиться с возникающими рисками. Данный вывод в равной степени относится и к ОБСЕ, и к НАТО. Ни укрепление и расширение возможностей первой, ни расширение второй не являются ответом на все проблемы европейской безопасности, хотя порой в пылу полемики сторонники той или другой точки зрения абсолютизируют возможности отдельных организаций.
Таким образом, в действительности
мы не стоим перед выбором: либо ОБСЕ
- либо НАТО. Если расширение НАТО позволяет
распространить стабилизирующее действие
атлантического сообщества безопасности
на ряд стран Центральной и
Восточной Европы, то ОБСЕ сохраняет
неоспоримое первенство в целом
ряде областей европейской политики.
Это единственная универсальная
организация европейских
В-третьих, это отсутствие необходимости
создавать новые организации
в Европе. Задача сегодня состоит
в том, чтобы упорядочить
Наконец, это вопрос о том, каким образом Россия будет встраиваться в новую систему отношений в Европе. Смена парадигмы формирования единой Европы, безусловно, имеет для России иное значение, чем для большинства восточноевропейских стран. Прежде всего потому, что в отличие от них перед Россией не стоит вопрос о вступлении в ЕС или НАТО. Расширение же последних сужает для России выбор путей интеграции в новую европейскую систему. Вместе с тем нет никаких оснований драматизировать происходящее в Европе.
В нашем понимании главный
Второй, не менее важный интерес
России заключается в том, чтобы
не допустить возрождения
Именно поэтому, а не потому, что
Североатлантический союз расширяется
на Восток, необходим диалог с НАТО.
Хотя вопрос о строительстве отношений
России с НАТО в последние годы
оказался тесно увязанным с вопросом
о расширении последней, углубление
партнерства с альянсом имеет
самостоятельное значение. Формирование
долгосрочного партнерства
2.3 Институционализация отношений России с европейскими организациями
Стержневой линией российской политики долгое время оставалось противопоставление укрепления ОБСЕ расширению западных структур, прежде всего НАТО. Тем не менее начиная с 1994г. в политике России прослеживается акцент на постепенную институционализацию отношений с ведущими европейскими организациями на основе налаживания механизмов прямого политического диалога с ними.
24 июня 1994 г. было подписано Соглашение
о партнерстве и
Информация о работе Формирование новой системы международных отношений в Европе