Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:22, курсовая работа
Актуальность работы. Принципиальное значение имел отказ СССР от «доктрины Брежнева», оправдывавшей прямое, в том числе военное вмешательство в дела стран, входивших в сферу советского влияния. После частичных выборов в Польше в июне 1989 г., в результате которых правящая рабочая партия лишилась монополии на власть, лидеры ряда ортодоксальных коммунистических режимов призывали силой вернуть ПОРП руководящую роль в Польше.
Введение……………………………………………………………………........3
Поиск механизмов управления ситуацией…………………………….5
Основные дилеммы формирования новой Европы………............7
1.2 Институционализация и преобразование СБСЕ в ОБСЕ……….11
2.Процессы трансформации в ЦВЕ………………………………………17
2.1. НАТО: адаптация и расширение………………………………….22
2.2 Основные контуры будущей системы отношений в Европе……28
2.3 Институционализация отношений России с европейскими организациями………………………………………………………………31
Заключение………………………………………………………………....33
Список литературы…………………………………………………………34
1.3 Процессы трансформации в ЦВЕ
Динамика внутреннего развития и внешней политики стран ЦВЕ в 90-е годы определялась рядом факторов. Искусственность навязанных им коммунистических режимов предопределила не только стремительный распад последних в условиях ослабления блокового противостояния и отказа СССР от «доктрины Брежнева», но и относительно безболезненное расставание с коммунистической идеологией, переход бывших коммунистических рабочих партий на позиции социал-демократии. К началу 90-х годов после короткого периода дискуссий в этих странах сформировался более или менее широкий консенсус в отношении основных внутренних и внешнеполитических целей. Его суть сводится к определению путей реинтеграции стран ЦВЕ в Европу, под которой понимается вступление в Совет Европы, ЕС и ЗЕС, а также в НАТО. Различия между консервативными и левыми партиями, сменяющими друг друга у власти, касаются главным образом средств и методов достижения этой цели.
На положении стран ЦВЕ и
их внутреннем развитии в возрастающей
степени сказывается ряд
Наследие плановой экономики, сложности,
обусловленные комплексным
Одна из десяти стран ЦВЕ - Албания,
согласно классификации ООН, относится
к государствам с низким уровнем
доходов (ВВП на душу населения менее
750 долл. США в 1994 г.). Большая часть
государств относится к группе с
низкими средними доходами (до 3 тыс.
долл. США). Лишь три страны (Чехия, Венгрия
и Словения) попадают в группу с
высокими средними доходами. В группу
же с высокими доходами не попадает
ни одно из государств ЦВЕ. Отсталость
в развитии усугублялась начавшимся
после 1989г. и связанным с процессами
трансформации спадом производства,
хотя в странах ЦВЕ этот спад был
значительно меньшим, чем в бывшем
СССР, что предопределило относительно
быстрое возобновление
В ходе преобразований в странах
ЦВЕ в зависимости от сочетания
исходных предпосылок для проведения
реформ, последовательности и целенаправленности
проводившейся политики а также
внешних условий наметилась дифференциация
государств региона во всех сферах
преобразований. В зависимости от
достигнутого прогресса в осуществлении
политических и экономических
Лидирующая пятерка стран ЦВЕ
добилась заметного прогресса в
осуществлении реформ, во второй половине
90-х годов улучшилось их экономическое
положение. В силу более благоприятных
стартовых условий системные
преобразования в этих странах были
начаты быстрее и оказались успешнее.
С 1993-1994гг. во всех пяти странах отмечается
экономический рост. Спад производства
здесь был менее существенным
- падение ВВП с 1990г. составило
всего 15%. Благоприятными для этих стран
факторами являются рост инвестиций
и умеренные темпы инфляции, которая
в 1997 г. составила от 6,4% (Словакия) до
1°/° (Венгрия). Считается, что в перспективе
названные пять стран по своим
экономическим показателям
Страны Балтии - Латвия, Литва и Эстония относятся к странам, способным вплотную подтянуться к лидирующей пятерке ЦВЕ. Однако они по-прежнему сталкиваются с серьезными экономическими и социальными проблемами, в том числе в силу того обстоятельства, что спад здесь был более глубоким. Несмотря на многочисленные проблемы краткосрочного плана, страны Балтии заметно расширили свободу маневра в результате быстрого хотя и болезненного выхода из экономического пространства бывшего СССР. Процессы трансформации в странах Юго-Восточной Европы - Албании, Болгарии и Румынии характеризуются нестабильностью и хрупкостью достигнутых результатов, что в наиболее острой форме проявилось в условиях албанского кризиса 1996- 1997гг. Общий низкий уровень экономического развития усугубляет существующие в этих странах проблемы.
Во внешнеполитическом плане ситуация
в ЦВЕ характеризуется
Тем не менее участие в различных
формах субрегионального сотрудничества
чаще всего рассматривалось странами
ЦВЕ ибо как временный вариант
регулирования отношений с
2 Европейский союз: углубление и расширение интеграции
Окончание холодной войны, исчезновение блокового противостояния в Европе, объединение Германии, начало системной трансформации в ЦВЕ поставили страны ЕС перед новыми вызовами. Стремление «растворить» возрастающее влияние Германии на европейскую политику подталкивало партнеров Бонна к углублению интеграции в рамках ЕС. Сторонниками этой линии, хотя и с определенными оговорками, выступали, в частности, Франция, Италия, ряд малых стран ЕС. С самого начала эту линию поддержала и Германия. Наиболее скептично относившаяся к углублению интеграции Великобритания отдавала предпочтение иному варианту адаптации ЕС к новым условиям, а именно - расширению состава ЕС за счет государств ЦВЕ. В течение короткого периода основные дискуссии в рамках ЕС сводились к обсуждению дилеммы: углубление или расширение? В конечном счете выбор был сделан в пользу углубления интеграции, которое сопровождалось бы ее последующим расширением сначала за счет развитых западноевропейских государств, а затем и стран ЦВЕ.
Усилия по углублению интеграции в
рамках ЕС неоднократно предпринимались
и до окончания холодной войны, хотя
в силу разногласий между основными
государствами-участниками они
Перемены в Европе подтолкнули
страны ЕС к более радикальным
шагам в деле углубления интеграции.
9 -10 декабря 1991 г. на встрече лидеров
стран ЕС в Маастрихте (Нидерланды)
был одобрен проект договора о
Европейском союзе, подписанного министрами
иностранных дел и финансов 7 февраля
1992 г. и вступившего в силу 1 ноября
1993 г. Договор предусматривает
1. Европейское экономическое
2. Новым направлением
3. Новым направлением стало
Сам Маастрихтский договор стал
результатом сложных
- расширение компетенции ЕС
в сфере внутренней политики.
Европол, созданный в Гааге
в качестве центра по сбору,
обработке и обмену
- регулирование правового
- расширение функций союза в
сфере социальной политики. В
договоре впервые появилась
Информация о работе Формирование новой системы международных отношений в Европе