Европейский Союз

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

Европейский союз (Евросоюз, ЕС) – объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор) с целью обеспечения мира и процветания своих граждан в рамках все более тесного объединения на основе общих экономических, политических и социальных интересов. Страны Союза твердо привержены сбалансированному и устойчивому социальному и экономическому прогрессу. В частности, это достигается путем создания пространства без внутренних границ, укрепления экономического и социального единства и учреждения экономического и валютного союза.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
1. Предпосылки создания ЕС………………………………………………………….4
1.1. Римские договоры 1957 года и образование европейских сообществ…………7
1.2. Развитие сообществ в единый европейский рынок……………………………..8
1.3. Юридическая природа Европейских сообществ и Европейского союза……..13
2. Хронология расширения Сообщества…………………………………………….19
3. Европейский Союз сегодня………………………………………………………..20
4. Европейский Союз - член мирового сообщества………………………………...21
Заключение…………………………………………………………………………….22
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат ОВЭД.docx

— 48.93 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3

1. Предпосылки создания ЕС………………………………………………………….4

1.1. Римские договоры 1957 года и образование европейских сообществ…………7

1.2. Развитие сообществ в единый европейский рынок……………………………..8

1.3. Юридическая природа Европейских сообществ и Европейского союза……..13

2. Хронология расширения Сообщества…………………………………………….19

3. Европейский Союз сегодня………………………………………………………..20

4. Европейский Союз - член мирового сообщества………………………………...21

Заключение…………………………………………………………………………….22

Список  использованной литературы

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

      Европейский союз (Евросоюз, ЕС) – объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор) с  целью обеспечения мира и процветания  своих  граждан в рамках все более тесного объединения на основе общих экономических, политических и социальных интересов. Страны Союза твердо привержены  сбалансированному и устойчивому социальному и экономическому прогрессу. В частности, это достигается путем создания пространства без внутренних границ, укрепления  экономического и социального единства  и учреждения  экономического и валютного союза.

      Создание единого рынка для  более  чем 369  миллионов европейцев обеспечивает свободу перемещения людей, товаров, услуг и капитала.

Внутри  Европейского Союза разрабатывается  единая политика в таких областях, как сельское хозяйство, телекоммуникации, транспорт, энергетика и охрана окружающей среды. Для отношений с внешним  миром Союз разрабатывает внешнюю  торговую и  коммерческую  политику и  начинает играть все более важную роль на международной арене  путем  проведения  единой внешней политики и политики безопасности.

      Таким образом, ЕС — уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них большую роль. 
 
 
 
 

  1. ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ.

     Идея  создания  объединенной  Европы  неоднократно  выдвигалась  в  прошлом, особенно в связи с кровопролитными  конфликтами в истории  европейского континента. Первые проекты объединения  Европы относятся  к XIII-XV вв. и принадлежат французскому  королевскому  прокурору   П. дю Бую и  чешскому королю Й. Подебраду. Подобные  же  проекты  предлагали англичане У. Пенн и Дж. Беллер, французы Ш.де Сен-Пьер и В.Гюго, великий немецкий философ И.Кант и многие другие. В ХХ в. в межвоенный период европеизм ассоциируется, прежде всего, с именем австрийского графа Р.Куденхове-Калерги, автора книги «Пан-Европа» и министра иностранных дел Франции А.Бриана. Но попытки объединения Европы в то время не принесли успеха. Оно началось в целях предотвращения войны  и  сотрудничества европейских народов после второй мировой  войны. Документы,  подписанные в Ялте и Потсдаме создавали, казалось бы, определенные  предпосылки для сотрудничества; но противостояние двух систем после войны привело к тому, что это сотрудничество было сведено на нет. На смену антигитлеровской коалиции пришла Европа, разбитая на  2 лагеря.  Началась  очередная  в истории Европы тридцатилетняя война, названная “холодной” война.

     В этой обстановке интеграционные процессы пошли различными путями:  
в Западной Европе они привели к созданию различных объединений западноевропейских государств, нередко под эгидой США; в Восточной Европе появились свои объединения, в свою очередь, под руководством в лице СССР. Противостояние между этими двумя лагерями привели к созданию военно-политических организаций, например,  Западноевропейский союз (на основе Брюссельского пакта 1947 года), вошедший в НАТО в 1949 году; в Восточной Европе – военно-политическая организация Варшавского  договора. Целям экономической  интеграции должно было отвечать  создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). К сожалению, различные пути интеграции основывались на различных принципах, что и сыграло определяющую роль в их судьбе как на Западе, так и на  Востоке. На Востоке Европы ни ОВД, ни СЭВ не выдержали проверки временем. Сам  интеграционный процесс на  Востоке  развивался  в  рамках  прямого  принуждения, нередко в виде военной силы. Вместе с крушением тоталитаризма эти интеграционные объединения распались и  прекратили  свое  существование.

      Иначе развивался процесс интеграции на Западе континента. Основная доминирующая черта  интеграции здесь: союз однородных по своей социально-экономической природе  государств, в основу кладется система  демократических ценностей и  институтов, которые позволили создать  достаточно прочные объединения  в лице европейских сообществ.

Западные  государства пошли по следующему пути: кто не признает демократические  ценности, тот остается за рамками  интеграционных образований; чтобы  вступить в Союз, надо доказать, что государство разделяет ценности и нормы в рамках Европейского права.  
        Если исторические предпосылки после второй мировой войны как на Западе, так и на Востоке были примерно одинаковы, то формы, способы и приемы объединения, направленность интеграционных процессов - различны. На Западе идея создания военно-политического союза не была конечной целью интеграции; уже к началу 50-ых годов возникла потребность в решении ряда новых проблем. С одной стороны - необходимость противостоять угрозе со стороны СССР, с другой - американское противостояние. Все это сказалось на особенностях интеграции на европейском континенте, но движение за объединение продолжало активно развиваться. В литературе часто вспоминают У.Черчилля (выступление в Олбрайте, Цюрихе - идея создания Соединенных Штатов Европы). Более конкретные предложения по интеграции поступали от французских деятелей: Жана Мане, Роберта Шумана и др.

      В условиях таких различных подходов была созвана первая международная  конференция, которая должна была разработать  первый акт. В результате противоречий на конференции осталось всего 6 участников: Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург, которые и подписали 8 апреля 1951 году в Париже договор о Европейском Объединении Угля и Стали (ЕОУС), который вступил в силу в 1952 году. Формально его цель была скромной: создание узкофункционального сообщества, обеспечивающего создание общего рынка угля и стали шести государств. Соответственно, ЕОУС наделялось для этого необходимыми полномочиями. С созданием ЕОУС также решались некоторые конкретные вопросы, связанные с подъемом производства в тяжелой промышленности этих шести государств. Однако значение этого договора выходит далеко за эти рамки. Главное то, что на основе ЕОУС отрабатывались те начала и принципы, которые следовало положить в основу европейской интеграции.

      Договор о ЕОУС, заключенный сроком на 50 лет, предусматривал создание 4-х институтов:

- верховный руководящий орган (где были представлены все государства-члены, но их представители были независимы от своих правительств);

- специальный совет министров;

- парламентская ассамблея;

- суд.

      Ведущее место в этой системе занимал  верховный руководящий орган, он инициировал и принимал юридически обязательные решения. Совмин обеспечивал  связь верховного руководящего органа с национальными правительствами. Парламентская ассамблея состояла из делегаций национальных парламентов  и обладала консультативными функциями. Суд осуществлял контроль за выполнением  нормативно-правовых актов объединения. 
 
 
 
 

    1. Римские договоры 1957 года и образование европейских  сообществ.

  В 1956 году состоялась встреча руководителей государств в Венеции; на конференции был одобрен доклад Спаака; затем начались переговоры о создании Европейского экономического сообщества.

      Уже в 1957 году 2 акта, призванных сыграть  важнейшую роль в развитии процессов  интеграции, были готовы к подписанию. В 1957 году в Риме состоялась торжественная  процедура подписания:

1) договора о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС, или договора об общем рынке);

2) договора о создании Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).   Оба договора вступили в силу с 1 января 1958 года.                                                      

      Подписанные акты имели важное значение для развития процессов интеграции в Западной Европе. Евратом напоминал по своему функциональному назначению ЕОУС, т.е. регулировал сравнительно узкую, но очень важную (энергетическую) область  международного сотрудничества.

      В отличие от Евратома, создание Европейского экономического сообщества имело чрезвычайно  важное не только энергетическое, но и  политически-правовое значение. Речь шла  о создании интеграционного объединения  универсального характера. В состав Сообщества вошли страны с высоким  уровнем развития, что во многом предопределило значительные темпы  его экономического роста на протяжении последующих 15 лет. В 1958г. среднемесячный доход на душу населения составлял 980 долларов в Нидерландах, 1170 в Бельгии  и 800 долларов. 
 
 
 
 
 
 

    1. Развитие сообществ в единый европейский рынок

      К началу 70-х годов стало ясно, что  основные требования, связанные с  созданием единого таможенного  союза и формированием общего рынка были в основном выполнены. Необходимо было наметить дальнейшие рубежи сотрудничества. Однако сообщества столкнулись с острым мировым  финансовым и экономическим кризисом начала 70-х гг. В этих условиях основное внимание стран Европейских сообществ  было сосредоточено на преодолении  именно экономических и финансовых трудностей, с чем сообществам  удалось справиться.

      В начале 80-х годов встал вопрос о программировании дальнейшего  развития процесса интеграции. Под  руководством де Лора была создана  специальная комиссия, которая подготовила  сборник проектов и предложений  о переходе от общего к единому  внутреннему рынку. Суть этих предложений, их главная цель – ликвидация препятствий  и барьеров на пути свободного движения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов.

      В 1973г. произошло первое расширение ЕЭС  до девяти членов (прибавились Великобритания, Дания и Ирландия). Это серьёзно усилило диспропорции по странам, прежде всего из-за относительно низкого уровня экономического развития Ирландии и старых промышленных районов Великобритании( Ланкашир, Йоркшир, Западный Мериленд). Если принять за 100 средний показатель ВНП на душу населения по Сообществу, то в 1974г. разрыв между странами составлял 1:3 (на первом месте Дания-148, на последнем Ирландия-50). В результате расширения Сообщества в него вошли три страны, где во всех без исключения районах доход на душу населения был ниже среднего по Сообществу. 

      В 1981г. в ЕЭС вошла Греция. По сравнению  с ведущими странами Сообщества её экономика находилась на качественно  более низком уровне.

      В 1986г. с присоединением Испании и  Португалии произошло очередное  расширение Сообщества, которое обусловило очередное резкое обострение диспропорций.

      В этих условиях необходимо было урегулировать  огромное число технических, количественных и качественных проблем.

      Требовалось также решить и ряд проблем  институционального характера, например, расширить юрисдикцию Европейских  сообществ.

      Для выполнения этих задач было решено созвать межправительственную конференцию, которая и подготовила к подписанию новый документ - Единый европейский акт (ЕЕА). ЕЕА – это учредительный договор, содержащий изменения и поправки, вносившиеся в действующие акты европейских сообществ. Он был принят в 1986 году и довольно четко сформулировал трехэтапную программу построения единого внутреннего рынка. Оно должно было быть завершено к началу 1992 года. ЕЕА также подтвердил и закрепил расширение сферы ведения сообществ. Их полномочия теперь распространялись также на защиту окружающей среды, расширение сотрудничества в социальной сфере, научные исследования и создание новейших технологий, защиту прав потребителей. До подписания ЕЕА Европейские сообщества в той или иной мере осуществляли эти полномочия по решениям Европейского суда (он ссылался на ст.235 договора о ЕЭС, которая позволяла предпринимать меры, прямо не предусмотренные этим договором, но необходимые для достижения целей).

      Суммируя  экономические положения нового документа, нужно обратить внимание на то, что они должны были обеспечивать переход к новому этапу сотрудничества, т.е. к единому экономическому и валютному союзу (ЕВС).

Информация о работе Европейский Союз