Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 17:42, курсовая работа
Европейский союз (Евросоюз, ЕС) – объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор) с целью обеспечения мира и процветания своих граждан в рамках все более тесного объединения на основе общих экономических, политических и социальных интересов. Страны Союза твердо привержены сбалансированному и устойчивому социальному и экономическому прогрессу. В частности, это достигается путем создания пространства без внутренних границ, укрепления экономического и социального единства и учреждения экономического и валютного союза.
Введение………………………………………………………………………………...3
1. Предпосылки создания ЕС………………………………………………………….4
1.1. Римские договоры 1957 года и образование европейских сообществ…………7
1.2. Развитие сообществ в единый европейский рынок……………………………..8
1.3. Юридическая природа Европейских сообществ и Европейского союза……..13
2. Хронология расширения Сообщества…………………………………………….19
3. Европейский Союз сегодня………………………………………………………..20
4. Европейский Союз - член мирового сообщества………………………………...21
Заключение…………………………………………………………………………….22
Список использованной литературы
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Предпосылки создания ЕС………………………………………………………….4
1.1. Римские договоры 1957 года и образование европейских сообществ…………7
1.2. Развитие сообществ в единый европейский рынок……………………………..8
1.3. Юридическая природа Европейских сообществ и Европейского союза……..13
2. Хронология расширения Сообщества…………………………………………….19
3. Европейский
Союз сегодня………………………………………………………..
4. Европейский Союз - член мирового сообщества………………………………...21
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Европейский союз (Евросоюз, ЕС) – объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор) с целью обеспечения мира и процветания своих граждан в рамках все более тесного объединения на основе общих экономических, политических и социальных интересов. Страны Союза твердо привержены сбалансированному и устойчивому социальному и экономическому прогрессу. В частности, это достигается путем создания пространства без внутренних границ, укрепления экономического и социального единства и учреждения экономического и валютного союза.
Создание единого рынка для более чем 369 миллионов европейцев обеспечивает свободу перемещения людей, товаров, услуг и капитала.
Внутри Европейского Союза разрабатывается единая политика в таких областях, как сельское хозяйство, телекоммуникации, транспорт, энергетика и охрана окружающей среды. Для отношений с внешним миром Союз разрабатывает внешнюю торговую и коммерческую политику и начинает играть все более важную роль на международной арене путем проведения единой внешней политики и политики безопасности.
Таким
образом, ЕС — уникальное международное
образование: он сочетает признаки международной
организации и государства, однако формально
не является ни тем, ни другим. Союз не
является субъектом международного публичного
права, однако имеет полномочия на участие
в международных отношениях и играет в
них большую роль.
Идея создания объединенной Европы неоднократно выдвигалась в прошлом, особенно в связи с кровопролитными конфликтами в истории европейского континента. Первые проекты объединения Европы относятся к XIII-XV вв. и принадлежат французскому королевскому прокурору П. дю Бую и чешскому королю Й. Подебраду. Подобные же проекты предлагали англичане У. Пенн и Дж. Беллер, французы Ш.де Сен-Пьер и В.Гюго, великий немецкий философ И.Кант и многие другие. В ХХ в. в межвоенный период европеизм ассоциируется, прежде всего, с именем австрийского графа Р.Куденхове-Калерги, автора книги «Пан-Европа» и министра иностранных дел Франции А.Бриана. Но попытки объединения Европы в то время не принесли успеха. Оно началось в целях предотвращения войны и сотрудничества европейских народов после второй мировой войны. Документы, подписанные в Ялте и Потсдаме создавали, казалось бы, определенные предпосылки для сотрудничества; но противостояние двух систем после войны привело к тому, что это сотрудничество было сведено на нет. На смену антигитлеровской коалиции пришла Европа, разбитая на 2 лагеря. Началась очередная в истории Европы тридцатилетняя война, названная “холодной” война.
В
этой обстановке интеграционные процессы
пошли различными путями:
в Западной Европе они привели к созданию
различных объединений западноевропейских
государств, нередко под эгидой США; в
Восточной Европе появились свои объединения,
в свою очередь, под руководством в лице
СССР. Противостояние между этими двумя
лагерями привели к созданию военно-политических
организаций, например, Западноевропейский
союз (на основе Брюссельского пакта 1947
года), вошедший в НАТО в 1949 году; в Восточной
Европе – военно-политическая организация
Варшавского договора. Целям экономической
интеграции должно было отвечать создание
Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).
К сожалению, различные пути интеграции
основывались на различных принципах,
что и сыграло определяющую роль в их
судьбе как на Западе, так и на Востоке.
На Востоке Европы ни ОВД, ни СЭВ не выдержали
проверки временем. Сам интеграционный
процесс на Востоке развивался
в рамках прямого принуждения,
нередко в виде военной силы. Вместе с
крушением тоталитаризма эти интеграционные
объединения распались и прекратили
свое существование.
Иначе
развивался процесс интеграции на Западе
континента. Основная доминирующая черта
интеграции здесь: союз однородных по
своей социально-экономической
Западные
государства пошли по следующему
пути: кто не признает демократические
ценности, тот остается за рамками
интеграционных образований; чтобы
вступить в Союз, надо доказать, что
государство разделяет ценности и нормы в рамках
Если исторические
предпосылки после второй мировой войны
как на Западе, так и на Востоке были примерно
одинаковы, то формы, способы и приемы
объединения, направленность интеграционных
процессов - различны. На Западе идея создания
военно-политического союза не была конечной
целью интеграции; уже к началу 50-ых годов
возникла потребность в решении ряда новых
проблем. С одной стороны - необходимость
противостоять угрозе со стороны СССР,
с другой - американское противостояние.
Все это сказалось на особенностях интеграции
на европейском континенте, но движение
за объединение продолжало активно развиваться.
В литературе часто вспоминают У.Черчилля
(выступление в Олбрайте, Цюрихе - идея
создания Соединенных Штатов Европы).
Более конкретные предложения по интеграции
поступали от французских деятелей: Жана
Мане, Роберта Шумана и др.
В условиях таких различных подходов была созвана первая международная конференция, которая должна была разработать первый акт. В результате противоречий на конференции осталось всего 6 участников: Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург, которые и подписали 8 апреля 1951 году в Париже договор о Европейском Объединении Угля и Стали (ЕОУС), который вступил в силу в 1952 году. Формально его цель была скромной: создание узкофункционального сообщества, обеспечивающего создание общего рынка угля и стали шести государств. Соответственно, ЕОУС наделялось для этого необходимыми полномочиями. С созданием ЕОУС также решались некоторые конкретные вопросы, связанные с подъемом производства в тяжелой промышленности этих шести государств. Однако значение этого договора выходит далеко за эти рамки. Главное то, что на основе ЕОУС отрабатывались те начала и принципы, которые следовало положить в основу европейской интеграции.
Договор о ЕОУС, заключенный сроком на 50 лет, предусматривал создание 4-х институтов:
- верховный руководящий орган (где были представлены все государства-члены, но их представители были независимы от своих правительств);
- специальный совет министров;
- парламентская ассамблея;
- суд.
Ведущее
место в этой системе занимал
верховный руководящий орган, он
инициировал и принимал юридически
обязательные решения. Совмин обеспечивал
связь верховного руководящего органа
с национальными
В 1956 году состоялась встреча руководителей государств в Венеции; на конференции был одобрен доклад Спаака; затем начались переговоры о создании Европейского экономического сообщества.
Уже в 1957 году 2 акта, призванных сыграть важнейшую роль в развитии процессов интеграции, были готовы к подписанию. В 1957 году в Риме состоялась торжественная процедура подписания:
1) договора о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС, или договора об общем рынке);
2) договора
о создании Европейского сообщества по
атомной энергии (Евратом). Оба договора
вступили в силу с 1 января 1958 года.
Подписанные акты имели важное значение для развития процессов интеграции в Западной Европе. Евратом напоминал по своему функциональному назначению ЕОУС, т.е. регулировал сравнительно узкую, но очень важную (энергетическую) область международного сотрудничества.
В
отличие от Евратома, создание Европейского
экономического сообщества имело чрезвычайно
важное не только энергетическое, но и
политически-правовое значение. Речь шла
о создании интеграционного объединения
универсального характера. В состав
Сообщества вошли страны с высоким
уровнем развития, что во многом
предопределило значительные темпы
его экономического роста на протяжении
последующих 15 лет. В 1958г. среднемесячный
доход на душу населения составлял
980 долларов в Нидерландах, 1170 в Бельгии
и 800 долларов.
К началу 70-х годов стало ясно, что основные требования, связанные с созданием единого таможенного союза и формированием общего рынка были в основном выполнены. Необходимо было наметить дальнейшие рубежи сотрудничества. Однако сообщества столкнулись с острым мировым финансовым и экономическим кризисом начала 70-х гг. В этих условиях основное внимание стран Европейских сообществ было сосредоточено на преодолении именно экономических и финансовых трудностей, с чем сообществам удалось справиться.
В начале 80-х годов встал вопрос о программировании дальнейшего развития процесса интеграции. Под руководством де Лора была создана специальная комиссия, которая подготовила сборник проектов и предложений о переходе от общего к единому внутреннему рынку. Суть этих предложений, их главная цель – ликвидация препятствий и барьеров на пути свободного движения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов.
В 1973г. произошло первое расширение ЕЭС до девяти членов (прибавились Великобритания, Дания и Ирландия). Это серьёзно усилило диспропорции по странам, прежде всего из-за относительно низкого уровня экономического развития Ирландии и старых промышленных районов Великобритании( Ланкашир, Йоркшир, Западный Мериленд). Если принять за 100 средний показатель ВНП на душу населения по Сообществу, то в 1974г. разрыв между странами составлял 1:3 (на первом месте Дания-148, на последнем Ирландия-50). В результате расширения Сообщества в него вошли три страны, где во всех без исключения районах доход на душу населения был ниже среднего по Сообществу.
В 1981г. в ЕЭС вошла Греция. По сравнению с ведущими странами Сообщества её экономика находилась на качественно более низком уровне.
В 1986г. с присоединением Испании и Португалии произошло очередное расширение Сообщества, которое обусловило очередное резкое обострение диспропорций.
В этих условиях необходимо было урегулировать огромное число технических, количественных и качественных проблем.
Требовалось также решить и ряд проблем институционального характера, например, расширить юрисдикцию Европейских сообществ.
Для
выполнения этих задач было решено
созвать межправительственную конференцию,
которая и подготовила к
Суммируя экономические положения нового документа, нужно обратить внимание на то, что они должны были обеспечивать переход к новому этапу сотрудничества, т.е. к единому экономическому и валютному союзу (ЕВС).