Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 14:39, реферат
Республика Казахстан отметила десятую годовщину провозглашения своего государственного суверенитета. Известно, что одним из важнейших элементов государственного суверенитета является внешняя политика государства. Внешняя политика - это лицо государства. Внешняя политика государства должна быть независимой и делаться в столице этого государства. Внешнеполитическая доктрина и внешнеполитический курс страны определяются главою государства. "Внешняя политика - это политика Президента", - говорит Н.А.Назарбаев.
Введение.....................................................................................................................
1) Европейский Союз – как идея европейской интеграции……………………..
1.1. Краткая история создания Европейского Союза……………………………
1.2. ЕВРО как инструмент европейской интеграции……………………………
2) Сотрудничество между Республикой Казахстан и Европейским Союзом…
2.1. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Европейским Союзом (СПС)………………………………………..
Другим важным элементом европейской интеграции или ее важным инструментом является создание европейской армии, первоначально численностью в шестьдесят тысяч человек. Армия будет иметь мобильный характер, ее главная цель - заниматься миротворчеством на европейском континенте. Конечно, создание единой европейской армии также в какой-то степени затрагивает государственный суверенитет, но Европа идет к этому. Она считает, что создание европейской армии сыграет важную роль в процессе, когда Европа должна взять оборону в свои руки. Создание европейской армии в какой-то мере вступает в противоречие с НАТО, недаром и до совещания, и после совещания глав государств стран-членов Европейского Союза во французском городе Ницце руководство НАТО обеспокоилось перспективой создания европейской армии. Однако рано или поздно произойдет какое-то разделение между НАТО и Европейским Союзом в вопросах обороны. Европа хочет взять вопросы обороны в собственные руки. Поэтому на некоторое время противоречия между Европейским Союзом и НАТО в какой-то степени будут сглаживаться. Но ясно одно, что Европа со временем будет иметь свою единую армию, и создание такой армии сыграет важную роль в создании единого европейского государства.
Важным инструментом европейской интеграции является общая внешняя политика и политика безопасности. Речь идет о том, что государства-члены Европейского Союза, если желают построить объединенную Европу или, иными словами, создать единое европейское государство, должны иметь общую внешнеполитическую доктрину и единый внешнеполитический курс. Однако внешняя политика является важнейшим элементом государственного суверенитета. Поэтому государства-члены Европейского Союза, желающие построить объединенную Европу, должны знать в какой степени поступиться частью государственного суверенитета в области внешней политики.
Одной из важных и плодотворных форм сотрудничества между Европейским Союзом и странами, не входящими в него, является установление института партнерства, то есть, когда эти страны становятся торговыми партнерами Европейского Союза. Идеей института партнерства проникнут как Римский договор, так и Маастрихтский договор, учредивший Европейский Союз. Многие страны мира стали торговыми партнерами Европейского Союза, среди них и Республика Казахстан, подписавшая в 1995 г. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом.
В 1989 г. Европейский Союз составил программу ТАСИС, означающую оказание технической помощи со стороны Европейского Союза Советскому Союзу, начавшему в конце 80-х гг. компанию по перестройке. После распада СССР эта программа была распространена на оказание технической помощи Новым независимым государствам на территории бывшего СССР.
В настоящее время Европейский Союз в процессе интеграции вступил в новую стадию своего развития, а именно к формированию политического объединения Европы, принятию новых государств Центральной и Восточной Европы, а также прибалтийских стран.
Европейский Союз расширяется. Европа
интегрируется. В связи с этим острыми
становятся вопросы государственного
суверенитета, процедуры принятия важнейших
решений и будущей политической формы
интегрированной Европы.
1.2.
ЕВРО – как инструмент
европейской интеграции.
Профессор Колумбийского университета (США) Роберт Мондель разработал концепцию четырех мировых валютных зон. За это открытие в 1999 году он получил Нобелевскую премию по экономике. Однако он не предполагал, что первая валютная зона будет сформирована в Европе. И уж так случилось, что именно в 1999 году Европейский союз окончательно сформировал европейскую валютную систему и начал вводить в оборот единую валюту – евро.
Европейская интеграция идет полным ходом. Завершив формирование единого европейского рынка, ЕС вплотную подошел к реализации единой европейской валюты. С января 1999 года евро функционирует как расчетная единица, а с 1 января 2002 года уже находится в кошельках 302 млн. европейцев 12 стран, входящих в Европейский союз, воспринявших единую европейскую валютную систему. Отказались по разным причинам принять эту систему Великобритания, Швеция и Дания, которые, тем не менее, являются полноправными членами Европейского союза.
Великобритания не вступила в единую европейскую валютную систему, так как английский фунт стерлингов как твердая валюта имеет довольно высокий курс. К тому же островная Великобритания проявляет осторожность: она хочет посмотреть, что же хорошего получится с евро. Население Дании болезненно реагирует на потерю хотя бы частично национального суверенитета страны: маленькая Дания боится затеряться среди крупных европейских держав. Швеция, поздно вступившая в Европейский союз, пока просто не готова стать частью европейской валютной системы.
Европейский центральный банк, находящийся во Франкфурте на Майне, отпечатал более 14 млрд. купюр и отчеканил более 56 млрд. монет, которые отправил 1 сентября 2001 года во все банки стран Европейского союза с тем, чтобы с января начать обмен национальных валют на новую единую денежную единицу.
Национальные валюты были в действии еще в течение двух месяцев, а с 1 марта 2002 г., марки, франки, лиры, гульдены и пр. отправлены в национальные нумизматические музеи. Таким образом, завершился еще один этап европейской интеграции.
Введение в оборот евро затронуло также страны Центральной и Восточной Европы, желающие вступить в Европейский союз. Все они, согласно решению саммита Европейского союза, прошедшего в декабре 2000 года в Ницце, безоговорочно должны принять евро. Многие граждане этих стран в качестве сбережений держат на руках германские марки. Теперь для них стоит проблема обмена их на евро. Впрочем, такая проблема стоит перед всеми, кто имеет на руках денежные единицы стран Европы, принявшие евро.
Вполне понятно, что евро будет содействовать
развитию европейского производства,
укреплению европейского единого рынка
и превращению Европы в сильного экономического
конкурента на мировом рынке. Такая цель
была поставлена на саммите Европейского
союза в марте 2001 года в Стокгольме.
2) Сотрудничество между
Республикой Казахстан
и
Европейским Союзом
2.1. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Европейским Союзом (СПС)
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве устанавливает между Республикой Казахстан и Европейским Союзом и его государствами-членами стабильные политические отношения, закрепляя расширение связей между РК и ЕС и западным миром в целом. Впечатляет количество и разнообразие событий, предшествующих подписанию СПС между Республикой Казахстан и Европейским Союзом. В частности, в 1991 г. Европейский Союз признал Казахстан независимым государством; 15 апреля 1993 г. было открыто посольство РК в Королевстве Бельгия, а семь государств-членов ЕС и Комиссия Европейского Союза открыли свои посольства в Алматы; Европейская энергетическая хартия (ЕЭХ), подписанная 16-17 декабря 1994 г., явилась первым международным документом, заключенным Республикой Казахстан после обретения независимости; 23 января 1995 г. было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и Республикой Казахстан; 5 декабря 1995 г. - Временное соглашение по торговле; и, наконец, 1 июля 1999 г. вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между РК и ЕС.
В октябре 1992 г. Совет министров Европейского Союза принял положения для проведения переговоров по Соглашениям о партнерстве и сотрудничестве со странами бывшего Советского Союза. В течение 1993-1994 гг. было проведено два раунда переговоров с Республикой Казахстан на базе этих положений. Осенью 1994 г. продолжились контакты и консультации между РК и ЕС, целью которых была подготовка того самого Временного договора, позволяющего вступить в силу положениям о торговле, а также относящихся к нему положениям из СПС. Работа над Временным договором была приостановлена, потому что в Брюссель не был вовремя представлен текст на казахском языке, к середине ноября казахский текст был получен. Но к концу 1994 г. стало ясно, что Казахстану придется заключать соглашение с новой Комиссией ЕС под руководством премьер-министра Люксембурга Ж. Сантера.
Дальнейшему сотрудничеству ЕС со странами Центральной и Восточной Европы предшествовала прошедшая 9-10 декабря 1 994 г. в Эссене встреча на высшем уровне, на которой главы государств-членов ЕС приняли документ о стратегии, призванной определить политику Евросоюза на несколько лет вперед. Центральное место в этом документе занимала новая стратегия ЕС, нацеленная на сотрудничество и интеграцию в ЕС государств Центральной и Восточной Европы. Помимо этого региона, Европейский Союз придавал большое значение сотрудничеству со средиземноморскими государствами. Таким образом, большинство стран СНГ, в том числе и Казахстан, оставались на периферии европейских экономических и политических интересов.
23 января 1995 г. Президент Казахстана Н.А.Назарбаев и председатель Комиссии Европейского Союза Ж. Сантер подписали Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и Республикой Казахстан. Помимо них, в процедуре подписания участвовали председатель Совета ЕС А. Жюппе и министры иностранных дел всех пятнадцати государств-членов Европейского Союза. Во время подписания А. Жюппе и Ж. Сантер выступили с речами, в которых отметили, что они высоко оценивают экономический потенциал Казахстана, последовательность курса руководства Республики на ускорение рыночных реформ и развитие демократии. Был отмечен также личный вклад Президента РК Н.А.Назарбаева в укрепление стабильности в стране, СНГ и Азии в целом. Руководители Европейского Союза особо подчеркнули, что в Европе рассматривают Казахстан как очень перспективного партнера. Кроме того, европейские политики высоко оценили политику Казахстана в отношении соблюдения прав человека и прав национальных меньшинств. Председатель Комиссии ЕС Ж. Сантер в своей речи особо подчеркнул, что Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между РЮ и ЕС является важным инструментом для будущего экономического и социального прогресса в Казахстане.
В свою очередь, Президент Н.Назарбаев также концептуально осветил свое видение развития отношений Республики с Европейским Союзом. Он подчеркнул, что страны СНГ должны последовать примеру Евросоюза, который основан на четырех свободах: свободное движение товаров, рабочей силы, услуг и капитала. Президент Н.Назарбаев также подчеркнул, что ЕС может служить достойным примером для подражания, образцом магистрального, наиболее перспективного и эффективного направления экономической и политической интеграции, обращенной в XXI век. Президент также попытался четко провести параллели между европейской интеграцией и интеграцией внутри СНГ, чьим активным сторонником он является.
В своей речи Н.Назарбаев обратил внимание на то, что подписанное соглашение зафиксировало предоставление весьма льготных, а по ряду характеристик даже более чем льготных условий для деятельности европейских компаний на казахстанском рынке. В то же время они выгодны и для Казахстана, потому что предоставляют Республике режим наибольшего благоприятствования, доступ к международному морскому рынку, обеспечивают свободное передвижение капиталов, связанных с прямыми инвестициями, гарантируют репатриацию инвестиций и прибылей. Президент также отметил, что дальнейшему развитию сотрудничества между РК и ЕС будет способствовать договоренность о том, что через пять лет Казахстан присоединится к ряду многосторонних конвенций по правам интеллектуальной, промышленной и коммерческой собственности, в которых участвуют страны.
Поскольку Соглашение о партнерстве и сотрудничестве касается дел Сообщества, вопросов как национальной, так и совместной компетенции стран-членов ЕС, его со стороны ЕС необходимо было ратифицировать не только тремя Европейским сообществами (Европейским экономическим сообществом, Европейским объединением угля и стали и Европейским сообществом по атомной энергии), но также и всеми странами-участницами ЕС.
На период, необходимый для ратификации Соглашения национальными парламентами стран-членов ЕС, был подписан Временный договор по торговле и связанными с ней вопросами. Этот документ охватывал договоренности о предоставлении каждой из сторон режима наибольшего благоприятствования в торговле товарами, положения об антидемпинговых мероприятиях, платежах, конкуренции и другие аспекты торгового сотрудничества. В ходе ратификации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве на заседании Европейского парламента Ладюмье сделала доклад об отношениях с Казахстаном. В нем отмечалось, что Казахстан еще не достиг уровня демократизации в полной мере, но прилагает усилия для развития отношений с Европой.
Длительный процесс ратификации СПС государствами-членами ЕС закончился только в 1999 г.
13 марта 1997 г. СПС было одобрено Европейским парламентом, а в мае 1997 г. - парламентом Казахстана. 1 июля 1999 г. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Европейским Союзом вступило в силу.
СПС является соглашением Республики Казахстан с Европейскими Сообществами и их государствами-членами, в котором содержится внушительный список целей и задач в области гражданского сотрудничества: от торговли до интеллектуальной собственности и уставов компаний, от транспорта до высшего образования, от сельского хозяйства до борьбы с противозаконной деятельностью.