Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 01:00, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение основ европейской интеграции, Европейского союза как интеграционного объединения.
Для достижения поставленной цели выделены следующие задачи:
- изучение теоретических основ европейской интеграции;
- изучение причин, этапов и условий создания Европейского союза;
-изучение достоинств и недостатков современной европейской интеграции;
- изучение состояния и перспектив развития внешнеэкономических связей Республики Беларусь с Европой.
Во-первых, его следствием стала слишком большая децентрализация международного сообщества, определенная дисперсия его усилий. Во-вторых, обнаружилось, что в реальной практике международной интеграции функциональное сотрудничество не ведет автоматически к «отмиранию суверенитета». Более того, европейский процесс показал, что особенно болезненной является именно проблема передачи государствами «в общий котел» части их экономической, политической и военной компетенции.
Указанные недостатки отчасти были воспроизведены и «неофункционализмом», согласно которому потребности сотрудничества в том или ином секторе экономической, социальной или культурной деятельности способны вызвать эффект цепной реакции в других, что, в свою очередь, приведет к необходимости создания специализированных наднациональных институтов для их координации и таким образом - к ускорению процесса интеграции. При этом начинать следует с ограниченных экономических проектов, которые воспринимаются гораздо легче, чем «крупные повороты».
Федерализм рассматривается как договорный отказ от централизма, структурно оформленная дисперсия полномочий между различными центрами, законные полномочия которых гарантируются конституцией. Международная интеграция на пути федерализма рассматривается по аналогии с «внутренними режимами» государств, построенными на принципах федерального устройства, то есть - на основе этатистской модели. Одним из главных недостатков федералистской модели международной интеграции является то, что при всей своей внешней привлекательности, она имеет значительно меньше шансов на успех, чем функциональная модель, поскольку удельный вес элемента нормативности в ней еще более высок. Поэтому, учитывая недостатки других рассмотренных выше концепций, реальный процесс международной интеграции может быть понят лишь с учетом комплексного понимания преимуществ каждого из них.
В обобщенном
виде рассмотренные
Таблица 3.1 - Теоретические модели международной интеграции
Решение проблем |
"Функционализм" (Д. Митрани) |
"Неофункционализм" (Э. Хаас, Л. Линдберг) |
"Федерализм" (А. Этциони) |
"Плюрализм" (К. Дойч) |
Неадаптированность гос. структур к управлению общими социально-экономическими интереса ми; принцип разделенности. |
Современ. общество: индустриальное, демократическое, плюралистическое и идеологически нейтральное. |
Давление внешней угрозы; угроза процветанию и общим ценностям. |
Сохранение своего образа жизни; возможности экономической выгоды для всех. - социальная мобильность. | |
Продолжение таблицы | ||||
АГЕНТЫ |
Прагматичная лояльность населения. |
Коалиция интересов социально- экономических элит. |
Выдающаяся личность; - Политическая элита; - Государство-авангард. |
Государство- локомотив. |
НЕДОСТАТКИ |
Чрезмерная децентрализация МО и связанные с этим новые проблемы координации. - Делегирование политических и военно-политических компетенции сталкивается с приверженностью государств национальным приоритетам. |
-Хрупкость коалиций социально-экономических интересов. - Национализм и восстановление государственной мощи. |
Престиж обычных государств. |
Слишком продвинутая институализация (сообщество амальгам ной безопасности). |
МЕХАНИЗМЫ |
Сотрудничество в решении задач технического, экономического, социального характера и его политическое закрепление. |
Роль центральных институтов в формировании нового "национального сознания"; Передача суверенитетов новому центру. Постоянное сопоставление и согласование то чек зрения. |
Институализация; Принятие общефедеральной конституции; Двойное гражданство в условиях "двойного правительства"; Субсидиарность. |
Институализация. Адекватное и постоянное реагирование политических элит на сигналы и действия заинтересованных правительств |
ПУТИ |
Замена "вертикальной" территориальной замкнутости "горизонтальными" структурами в конкретных сферах; прямые контакты с администрацией; "отмирание" нац.гос. суверенитетов. |
Совершенствование механизмов ППР; возрастание численности функционеров. |
Согласованный отказ от централизации и от политической обособленности. Разграничение полномочий центральных и региональных органов власти. |
Рост обменов (товарами, идея ми, людьми); расширение сетей коммуникаций. |
ТЕМПЫ, ЭТАПЫ |
Постепенность: последовательная пере дача технико- социоэкономич. компетенции международным организациям. - Делегирование прагматичной лояльности. |
Постепенность:
последовательное делегирование социально- |
Институциональная революция; или переходный этап конфедерации. |
Медленное социальное обучение отказу от использования насилия. |
возможный РЕЗУЛЬТАТ |
Переплетение МПО огранич. компетенции. - Поддержание мира путем распространения принципа нетерриториальности власти или "отмирания" государства. |
Создание территориального государства на высшем уровне. |
Воссоздание территориального государства. - Достижение мира посредством политической власти. |
Всеобщее распространение отказа от применения насилия: "сообщество плюралистической безопасности". - Мир не смотря на "плюрализм суверенитетов". |
Движущей силой
международной экономической
Одновременно происходит санация фирменной структуры - в результате расширения рынка сильные (но не обязательно крупные) фирмы становятся еще могущественнее, а слабые, которые находили ниши и удерживались на национальных рынках, не выдерживают конкуренции на международном рынке, разоряются и поглощаются более сильными. С ликвидацией границ и унификацией стандартов к требованиям международного рынка могут приспособиться только сильные динамичные предприятия. В условиях международной экономической интеграции на уровне участников внешнеторговых сделок учитываются следующие экономические эффекты: отсутствие необходимости содержать торговые представительства в каждой стране; рост преимуществ узкой специализации экспорта за счет эффекта масштаба; увеличение спроса в рамках региона; рост степени ценовой конкурентоспособности за счет устранения тарифных и нетарифных барьеров: растущие доходы, которые позволяют успешнее осваивать рынки третьих стран.
На макроуровне
принимается в расчет, что внутрирегиональная
торговля становится эффективнее; появляются
новые возможности для
Правовая база региональной экономической группировки обычно направлена на защиту экономически более слабых стран-членов. Она уменьшает негативное воздействие конъюнктурного характера со стороны мирового хозяйства и формально отвечает интересам как сильных, так и слабых ее участников.
Специалисты, изучавшие проблемы регионализации в Европе, высказывают некоторые опасения, которые имеют самое непосредственное значение для трансформирующихся стран.
«Очевидно, именно бедные периферийные районы Сообщества должны в первую очередь получить большую независимость в принятии политических решений и возможность контролировать достаточные финансовые средства. Это поможет им ускорить темпы экономического развития и сделать его более автономным от центра и богатых передовых районов.
По мере завершения создания единого внутреннего рынка из-за резкого усиления конкуренции региональные диспропорции, вероятно, будут иметь тенденцию к обострению. Преимущества экономической интеграции в первую очередь помогают передовым, процветающим районам. В то же время создание единого рынка может породить новые виды экономической периферии. Эволюционные процессы не бывают справедливыми.
Жертвами создания
единого внутреннего рынка
Сближение и сращивание национальных хозяйств приводит к существенному пересмотру подходов к развитию многих отраслей национальной экономики в каждой стране и необходимости координации и приспособления внутренних рынков к возникающим общим интересам стран - участниц интеграционного объединения. В этой связи появляется необходимость повышения уровня регулирования межгосударственных хозяйственных связей путем ограничения суверенитета каждого государства и создания наднациональных органов управления, в функции которых входит разработка, координация и контроль отдельных сфер экономик стран - участниц интеграционных объединений.
В то же время, уступая часть своего суверенитета, интегрирующиеся государства как бы приобретают в общее пользование часть суверенитета других государств. При этом предметом острых противоречий обычно остается определение допустимых пределов делегирования экономического и политического суверенитета в коллективное пользование. В частности, обязанность интегрирующегося государства приводить свои технические нормы и стандарты в соответствие со стандартами, принятыми в интеграционном объединении, может наносить существенный материальный ущерб национальным фирмам, поставлявшим продукцию на местный рынок.
Национальные стандарты защищали производителей от иностранных конкурентов, продукция которых по таможенным правилам должна была соответствовать стандартам страны-импортера.
Примером ограничения суверенитета государств в использовании технических норм и стандартов по своему усмотрению могут служить правила ЕС, в соответствии с которыми правительства стран - членов Союза обязаны посылать в Комиссию Европейского союза (КЕС) для утверждения все законы, касающиеся технических стандартов. В случае несоответствия национальных технических стандартов нормам ЕС и отказа правительства привести их в надлежащее соответствие с этими нормами КЕС передает дело на рассмотрение в другой наднациональный орган - Суд Европейского союза.
Ограничения суверенитета интегрирующихся государств могут наносить существенный ущерб целым отраслям производства этих стран. Так, условиями договора о таможенном союзе, заключенного между Европейским союзом и Турцией в 1995 г., предусматривалось устранение барьеров (тарифов) во взаимной торговле. Если для экономики Турции в целом этот договор был благоприятным, так как давал возможность получать от ЕС льготные займы и безвозмездные ссуды, то автомобильная промышленность ее, ранее защищенная 40%-ным протекционистским тарифом, понесла большие потери от наплыва в страну западноевропейских автомобилей.
По мнению ряда экспертов ВТО, преференциальные соглашения внутри международных экономических интеграционных объединений порой серьезно подрывают главное правило ГАТТ/ВТО - взаимное предоставление (глобальное) странам-членам режима наибольшего благоприятствования. Преференциальные взаимные соглашения между членами интеграционных региональных группировок могут игнорировать его, легально предоставляя партнерам по группировке значительно большие торговые льготы, чем другим странам - членам ГАТТ/ВТО. Кроме того, государства - члены интеграционных объединений порой применяют антидемпинговые меры и "добровольные" ограничения экспорта к предприятиям третьих стран в обход норм ГАТТ/ВТО.
Столкновение национальных интересов государств внутри Европейского союза выливается в серьезные затяжные конфликты, которые время от времени вспыхивают между ними. Однако для совместного демократического урегулирования этих конфликтов в ЕС нет ни подходящего института, ни переговоров, ни даже серьезной программы.
Вполне обоснованной критике подвергается институциональная основа ЕС, который, как утверждают многие его сторонники, представляет собой антидемократическую диктатуру. Уже сейчас он трудноуправляем и забюрократизирован. Фактический отказ от принципа разделения властей в пользу господства Европейского Совета лишь дискредитирует идею западноевропейской интеграции в глазах граждан стран ЕС. Многие считают, что выборы в Европарламент представляют собой постоянно повторяющееся игнорирование воли избирателей. Выработка решений на уровне ЕС происходит по сути дела колейно и выведена из-под контроля общественности входящих в него государств. А поскольку решения принимаются совместно всеми правительствами, в конечном счете никто не несет ответственности за нерациональное расходование миллиардов из бюджета ЕС, за его плохо организованную администрацию, за неудачно сформулированные законы. Многие европейцы утверждают, что подобная система все глубже ввергает Европу в недееспособность.
Завершая рассмотрение
проблем международной
4. Состояние
и перспективы развития
Национальные интересы любого государства определяют приоритеты ее внешней политики. Ключевую роль в определении главных направлений внешнеполитического и экономического курса играет геополитическое положение страны, а также состояние ее экономики. Выбор приоритетов также во многом зависит от состояния международной обстановки, в первую очередь, от отношений с соседними странами. Все вышесказанное в полной мере относится к Республике Беларусь.
Основной целью внешней политики Республики Беларусь является обеспечение благоприятных внешних условий эффективного внутреннего развития страны. В этой связи желательно присутствовать во всех регионах мира, где это экономически выгодно и соответствует ее национальным интересам.
Беларусь геополитически расположена на перекрестке европейских дорог с Запада на Восток и с Севера на Юг. Это объективно обусловило многовекторный характер ее международных связей.
История отношений Беларуси
с Евросоюзом началась в 1992 году, после
обретения Беларусью
Первый этап отношений охватывает 1992-1996 годы. Его можно охарактеризовать обоюдным стремлением к интеграции Беларуси в Евросоюз. Это проявилось в реальных политических и экономических шагах.
В ходе визита в Минск делегации Комиссии Европейских сообществ в ноябре 1992 года было принято решение о заключении между Республикой Беларусь и Европейскими сообществами Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС), призванного заменить Соглашение о торговле и экономическом сотрудничестве между СССР и Европейским экономическим сообществом, Европейским объединением угля и стали, Европейским сообществом по атомной энергии от 18 декабря 1989 г.
Отношения между
Беларусью и Евросоюзом в разные
периоды складывались по-разному. Но после
присоединения к объединенной Европе
в 2004 году стран - непосредственных соседей
Беларуси они стали особенными: соседскими.
А соседи, как известно, при всех сложностях
пытаются жить дружно, развивать взаимовыгодные
контакты и учиться понимать друг друга.
Дипломатические отношения Беларусь и
ЕС установили в августе 1992 года. В марте
1995 года президент Александр Лукашенко
подписал в Брюсселе Соглашение о партнерстве
и сотрудничестве, закладывающее основы
для двустороннего и многостороннего
взаимодействия. Однако документ был ратифицирован
только белорусским парламентом: его принятие
странами ЕС было заморожено после белорусского
референдума 1996 года.
Евросоюз не признал результаты этого
референдума, и развитие белорусско-европейских
отношений затормозилось. Началась более
чем десятилетняя история ограничительных
мер.