Доктринальные основы внешней политики Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования является нормативно-правовая и нормативно-политическая база, на которой основывается внешнеполитическая функция государства.
Целью данной курсовой работы является анализ доктринальных основ внешней политики Российской Федерации. Для этого передо мной стояла задача освещения следующих вопросов: передача основного содержания нормативно-правовых и нормативно-политических источников и оснований внешней политики современной России и выявление ее приоритетов во внешнеполитическом взаимодействии.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: ДОКТРИНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Глава 1. Нормативно-правовые и нормативно-политические источники и основания внешней политики России
1.1. Концепция внешней политики Российской Федерации
1.2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации
1.3. Военная доктрина Российской Федерации
Глава 2. Внешнеполитические концепции Российской Федерации
2.1. Россия и ближнее зарубежье
2.2. Россия и дальнее зарубежье
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
IV. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ доктрин основы внеш полит РФ.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года является основным инструментом системы обеспечения национальной безопасности. Она сохраняет преемственность принятых политических установок в области национальной безопасности, в первую очередь Концепции национальной безопасности Российской Федерации, и уточняет государственную политику в области обеспечения национальной безопасности на долгосрочную перспективу, увязанную по целям и задачам с социально-экономическим развитием Российской Федерации.

Как важнейший документ в системе стратегического планирования, неразрывно связанный с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегия исходит из фундаментального положения о взаимосвязи и взаимозависимости устойчивого развития государства и обеспечения национальной безопасности.

Особенность Стратегии - ее социальная и социально-политическая направленность, которая состоит в том, что национальная безопасность обеспечивается исходя из принципа «безопасность - через приоритеты устойчивого развития», то есть - через достижение стратегических национальных приоритетов, в числе которых - национальная оборона, государственная и общественная безопасность, а также приоритеты устойчивого социально-экономического развития государства - повышение качества жизни российских граждан, экономический рост, наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, экология и рациональное природопользование.

Спектр характеристик Стратегии национальной безопасности довольно широк. В рамках данной работы будут рассмотрены лишь некоторые из них.

Стратегия нацелена на повышение качества государственного управления и призвана скоординировать деятельность органов государственной власти, государственных, корпоративных и общественных организаций по защите национальных интересов России и обеспечению безопасности личности, общества и государства. В ней сформулированы главные направления и задачи развития системы обеспечения национальной безопасности России, а также стратегические национальные приоритеты и меры в области внутренней и внешней политики.

В рассматриваемом документе в соответствии со ст. 2 основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются стратегические национальные паритеты. Такой подход устраняет возможность определения важнейших направлений деятельности государства и первенство во времени по осуществлению комплекса оперативных и долговременных мер, касающихся обеспечения национальной безопасности.

Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года - официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.

Стратегия является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности. Она является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства.
Основная задача настоящей Стратегии состоит в формировании и поддержании силами обеспечения национальной безопасности внутренних и внешних условий, благоприятных для реализации стратегических национальных приоритетов.

На долгосрочную перспективу Российская Федерация будет стремиться выстраивать международные отношения на принципах международного права, обеспечения надежной и равной безопасности государств.

Для защиты своих национальных интересов Россия, оставаясь в рамках международного права, будет проводить рациональную и прагматичную внешнюю политику, исключающую затратную конфронтацию, в том числе и новую гонку вооружений.

В сфере международной безопасности Россия сохранит приверженность использованию политических, правовых, внешнеэкономических, военных и иных инструментов защиты государственного суверенитета и национальных интересов.

Проведение предсказуемой и открытой внешней политики неразрывно связано с реализацией задач устойчивого развития России.

Основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность.

Для обеспечения национальной безопасности Российская Федерация, наряду с достижением основных приоритетов национальной безопасности, сосредоточивает свои усилия и ресурсы на следующих приоритетах устойчивого развития:

-повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения;
-экономический рост, который достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;
-наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства;

-экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны;

-стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства.[8]

Реализация Стратегии национальной безопасности Российской Федерации призвана стать мобилизующим фактором развития национальной экономики, улучшения качества жизни населения, обеспечения политической стабильности в обществе, укрепления национальной обороны, государственной безопасности и правопорядка, повышения конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации.

Национальные интересы любой страны - это своеобразный мост между жизненно важными потребностями и ценностями нации и ее стратегическими целями, реализуемыми в государственной политике и способствующими благу нации-государства.

В международной сфере национальные интересы России требуют проведения активного внешнеполитического курса, направленного на упрочение авторитета и позиций страны как великой державы, без участия которой невозможно решение глобальных и региональных проблем, упрочение международной безопасности. При этом необходимо ориентироваться на развитие диалога и всестороннего сотрудничества не только с Западом, но и со странами Центральной и Восточной Европы, Америки, Ближнего Востока, Азии, Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона. Говоря о международной сфере, национальные интересы России включают в себя также защиту жизни, достоинства, международно-признанных гражданских прав и свобод российских граждан и наших соотечественников за рубежом.

 

 

1.3. Военная доктрина Российской Федерации

 

Военная доктрина Российской Федерации является одним из основных документов стратегического планирования в Российской Федерации и представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации.[9]

Правовую основу Военной доктрины составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в области обороны, контроля над вооружениями и разоружения, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Доктрина состоит из вводной части и трех глав. Во вводной части раскрыты основные понятия и термины, применяемые в документе. В первой главе "Военные опасности и военные угрозы" сформулированы внешние и внутренние военные опасности и возможные военные угрозы, отражен также характер военных конфликтов, в которые может быть вовлечена наша страна.

Во второй главе "Военная политика Российской Федерации" определено, что Россия считает своей важнейшей задачей предотвращение и сдерживание от развязывания любых военных конфликтов. В то же время подчеркивается, что Россия считает правомерным применение войск для отражения агрессии против нее или ее союзников.

В третьей главе "Военно-экономическое и военно-техническое обеспечение обороны" приоритетным направлением определено совершенствование оборонно-промышленного комплекса. [10]

Военная доктрина отражает приверженность Российской Федерации к использованию политических, дипломатических, правовых, экономических, экологических, информационных, военных и других инструментов защиты национальных интересов Российской Федерации и интересов ее союзников.

Положения Военной доктрины конкретизируются в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и могут корректироваться в рамках стратегического планирования в военной сфере (военного планирования).

Военная Доктрина конкретизирует применительно к военной сфере установки Концепции Национальной Безопасности и включает положения по предотвращению войн и конфликтов, их характеру, противодействию угрозам военной безопасности, подготовке страны и её военной организации к защите государства, рассматривает основы применения Вооруженных Сил и других войск, определяет цели и формы их применения при обеспечении военной безопасности в мирное время, отражении (пресечении) вооруженного нападения (агрессии), в операциях по поддержанию и восстановлению мира в конфликтах.

Военная доктрина является одним из основных документов по обеспечению стратегического планирования применения Вооруженных Сил и других войск по обеспечению национальной обороны, государственной и общественной безопасности Российской Федерации.

В военной доктрине определена установка о необходимости поддержания мобилизационной базы в состоянии, обеспечивающем проведение мобилизационного и стратегического развёртывания Вооружённых Сил и других войск.[11]

В документе отражены такие новые военные опасности, как борьба за топливно-энергетические и другие ресурсы с привлечением Вооруженных сил, расширение НАТО, распространение оружия массового поражения, в том числе ядерного оружия, международный терроризм. Введены новые подразделы по вопросам военного планирования и оснащения Вооруженных сил и других войск вооружением и военной техникой. Уточнены положения о применении Россией ядерного оружия при отражении агрессии с применением обычных средств поражения.

Реализация Военной доктрины достигается путем централизации государственного управления в военной области и осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Внешнеполитические концепции России

 

В пространственно-географическом плане национальные интересы любого государства не ограничиваются пределами только собственной территории. Процессы, которые развертываются в различных регионах ближнего и дальнего зарубежья, могут непосредственно влиять на безопасность нации. Отсюда следует, что наряду с внутренними приоритетами страны имеются и внешние национальные интересы.

Региональные внешнеполитические приоритеты отражены в Главе IV Концепции внешней политики РФ.[12] Среди них важнейшее значение имеют:

1)     СНГ

2)     Европа

3)     США

4)     Азия

5)     Ближний Восток

6)     Африка

7)     Центральная и Южная Америка

2.1. Россия и ближнее зарубежье

Для большинства государств их основные внешнеполитические задачи сосредоточены в том географическом регионе, где они расположены. Поэтому отношения с соседними странами всегда имеют приоритетное, ключевое значение, составляют первый круг забот дипломатов. Для России ими являются государства постсоветского пространства, которые были, остаются и будут на обозримую историческую перспективу зоной ее жизненно важных интересов. И это продиктовано отнюдь не пресловутыми «имперскими амбициями», которые определенные силы за рубежом упорно пытаются нам приписать. Национальные интересы РФ в ближнем зарубежье основываются не на сиюминутных, прикладных или ведомственных задачах, а на постоянных приоритетах. Они объективны и обусловливаются географическими, экономическими, историческими, культурными и другими факторами. [13]

Ближнее зарубежье занимает в системе национальных интересов России особое место. Эти страны — наши ближайшие соседи. Нас объединяют общая история и переплетение человеческих судеб. На территории государств постсоветского пространства сосредоточены жизненно важные интересы Российской Федерации в области экономики, обороны и безопасности, а также защиты прав русскоязычного населения, обеспечение которых составляет основу национальной безопасности страны.

    Взаимоотношения России со странами ближнего зарубежья складываются, во-первых, из отношений со странами СНГ и, во-вторых, — со странами Балтии, т.е. с Эстонией, Латвией и Литвой, не входящими в Содружество.

За годы независимого развития стран СНГ и Балтии у России сложилась система многосторонних и двусторонних договорных отношений с ними. За эти годы сформировалась и нормативная база внешнеполитических отношений России со странами СНГ, как общего характера, так и двустороннего. Главной целью политики России в странах СНГ является создание интегрированного экономически и политически объединения государств, способного претендовать на достойное место в мировом сообществе. [14]

Другая важная задача политики России в отношениях с государствами Содружества была сформулирована там же как «содействие становлению государств СНГ в качестве политически и экономически устойчивых государств, приводящих дружественную политику в отношении России».

В процессе развития событий определился также круг важнейших внешнеполитических задач России во взаимоотношениях со странами СНГ. Среди них: налаживание политической, экономической интеграции в рамках СНГ; защита интересов русскоязычного населения в бывших союзных республиках; раздел собственности бывшего Союза, в том числе Черноморского флота, и собственности бывшего СССР в дальнем зарубежье; миротворческие операции в «горячих точках» СНГ.

Во взаимоотношениях России со странами ближнего зарубежья особое место занимают вопросы военного характера. Взаимодействие стран СНГ в этой области осуществляется в соответствии с Договором о коллективной безопасности (ДКБ).

Главной целью ДКБ является создание системы коллективной безопасности. Для осуществления жизненно важной для всех стран СНГ крупномасштабной цели Договор создает условия для решения политических, военно-поли тических, военно-технических, военно-экономи ческих, военно-научных задач. Со времени подписания ДКБ в рамках Содружества была разработана значительная нормативно-правовая база, охватывающая в общей сложности около 400 документов в области военного сотрудниче ства. На их основе создается объединенная система ПВО; в основном сформированы национальные Вооруженные силы стран СНГ и т.д. Несмотря на это интеграционные процессы в военной области идут неровно и носят в целом декларативно-совещательный характер.

Среди внешнеполитических усилий России в ближнем зарубежье особое место занимает защита прав этнических русских.

Обобщая рассмотрение вопроса о внешней политике России в отношении стран ближнего зарубежья, следует отметить, что, несмотря на огромные трудности, в том числе субъективного характера, создаваемые нередко самими политическими лидерами этих государств, эта сфера постепенно развивается, смягчая последствия распада СССР, уменьшая, насколько это возможно, ущерб от этого распада. Это вселяет некоторый оптимизм относительно перспектив интеграции.

 

Информация о работе Доктринальные основы внешней политики Российской Федерации