Дипломатический протокол

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:44, реферат

Описание работы

Дипломатический протокол имеет богатую историю, свои особенности и традиции. Но его основа стабильна и неизменна: это выражение глубокого уважения к высокому иностранному гостю, а в его лице -- к стране и народу, которые он представляет. Сложившиеся к настоящему времени правила и нормы дипломатического протокола регулируют практически все формы внешнеполитического и международно-экономического сотрудничества. Одной из органических составных частей дипломатического протокола, является дипломатический этикет.

Работа содержит 1 файл

реферат по дипломатическому протаколу.docx

— 62.16 Кб (Скачать)

     После завершения этой процедуры Президент  обращается к послам с краткой  приветственной речью, затем подается бокал шампанского. После краткой  неформальной беседы с группой послов, вручивших верительные грамоты, церемония завершается.  Протокольная практика запроса агремана на назначенных в Российскую Федерацию послов в целом полностью соответствует общепринятым международным нормам и каких-либо существенных изменений не претерпела. Агреман может запрашиваться как в устной, так и в письменной форме, неизменным остается лишь требование биографической справки на вновь назначаемого дипломатического представителя. Какие-либо документы или нормативы на этот счет касаются лишь сугубо организационных моментов.

     В январе 1989 года МИД проинформировал посольства в Москве, что в целях упорядочения запросов агреманов при назначении новых иностранных послов и ответов на них эти запросы предлагается направлять в принятой в международной протокольной практике форме в Протокольный отдел, который уполномочивается сообщать посольствам результаты рассмотрения этих запросов. [17]

     При запросах через посольства за границей ответы направляются по тем же каналам. В соответствии с российской протокольной практикой после вручения верительных грамот посол направляет главам дипломатических представительств личные письма о факте вручения. Затем посол наносит визиты официальным лицам страны и дипкорпусу. В Москве обязательными визитами являются визиты руководству министерства, директору политического департамента, курирующего страну посла. Что касается визитов руководству страны, протокольный департамент оказывает содействие в их организации. Все просьбы о приеме российскими руководителями глав дипломатических представительств передаются только через соответствующие подразделения Министерства иностранных дел.

     Территориальный принцип построения национальной протокольной практики, положенной в основу Государственного протокола Российской Федерации, твердо отстаивал Молочков Ф.Ф., являвшийся одним из законодателей российского протокола.

     В России существуют свои протокольные правила и обычаи, и международная практика не требует взаимности в протоколе. Например, в ряде стран при вручении верительных грамот предусматривается почетный караул и исполнение гимна страны посла. У России такой протокольной нормы нет. 
          Важно в протокольной практике то, что в отношении дипломатических представителей соблюдались бы одинаковые правила без дискриминации. Протокол встречи и проводов посла у нас предусматривает только шефа протокола независимо от того, как провожали или встречали нашего посла. Это позволяет нам сохранить определенный порядок в протоколе и не давать повода к нареканиям. Протокол встречи и проводов посла у нас никогда не менялся (даже в годы войны при приезде послов
США и Англии). Несмотря на известную рутинность в международной протокольной практике, эта рутинность может иногда оказаться полезной, особенно в случаях, когда в интересах дела можно укрыться за эту стабильность протокольных норм.  

                1.6 Организация Российской протокольной службы на

                                                современном этапе 

     После распада Советского Союза в одном  из первых указов Президента России в  декабре 1991 г., касающегося формирования российского внешнеполитического  ведомства, была поставлена задача создания Службы государственного протокола, обеспечивающей единую протокольную практику в Российской Федерации.[18]

     В начале 1992 года протокольное подразделение  при Президенте, созданное в 1990 году, было реорганизовано в Службу протокола  Администрации Президента, которая  в 1995 году преобразована в Управление протокола Президента Российской Федерации. В ходе административной реформы  в 2004 г. в результате слияния двух структурных подразделений администрации  создано протокольно-организационное управление, куратором которого является Руководитель протокола Президента Российской Федерации.

     В настоящее время подразделения, занимающиеся вопросами протокола, имеются в аппарате Правительства  России, в ряде центральных органов  федеральной власти, а также в  субъектах Российской Федерации.

     В системе российской дипломатической  службы вопросами протокола занимается Департамент государственного протокола, являющийся структурным подразделением Министерства иностранных дел Российской Федерации. Департамент создан в  целях обеспечения средствами и  нормами дипломатического протокола  внешнеполитических мероприятий Российской Федерации, применения единой протокольной практики при приеме иностранных  официальных представителей в Российской Федерации и осуществлении визитов  руководителей России в зарубежные страны. Департамент в своей деятельности руководствуется федеральным законодательством, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями  и распоряжениями Правительства  Российской Федерации, другими нормативными актами.

     В задачи Департамента входит:

     - защита государственных интересов Российской Федерации и ее граждан при выполнении задач, связанных с пребыванием дипломатического корпуса;

     - контроль за соблюдением Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 года и соответствующих положений российского законодательства;

     - разработка предложений и осуществление мероприятий протокольной и организационного характера при визитах за границу Президента Российской Федерации, Председателя Правительства, Министра иностранных дел, а также визитов в Россию государственных и правительственных делегаций, глав государств, глав правительств, министров иностранных дел зарубежных стран;

     - контроль за составлением и направлением телеграмм от имени главы государства, главы правительства и Министра иностранных дел в связи с национальными праздниками и другими памятными датами зарубежных государств;

     - подготовка верительных и отзывных грамот послов Российской Федерации, аккредитация глав иностранных дипломатических представительств, регистрация их персонала и выдача соответствующих документов;

     - подготовка и проведение мероприятий по разъяснению внешней и внутренней политики страны среди аккредитованных в России дипломатических представительств.[19]

     По всем вопросам, касающимся обеспечения единой протокольной практики в Российской Федерации, Департамент  государственного протокола работает в тесном и постоянном контакте с протокольными службами Президента Российской Федерации и Правительства России. Департамент взаимодействует со всеми министерствами, ведомствами и субъектами Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, координирует деятельность загранучреждений и подразделений МИД по протокольным вопросам, ведет досье государственных флагов, гимнов и гербов иностранных государств.

     Высококвалифицированный кадровый состав Департамента позволяет  ежегодно обеспечить проведение сотен  дипломатических визитов на уровне глав государств, правительств и министров  иностранных дел, различного рода приемов, обедов и других протокольных мероприятий.

     Протокольные  подразделения или организационные  структуры, занимающиеся вопросами  протокола, созданы в настоящее  время не только в министерствах  и ведомствах, занимающихся международно-экономическим  сотрудничеством, но также в крупных  российских компаниях, выходящих на внешний рынок.

     В современном мире трудно устанавливать  и поддерживать тесные деловые отношения  в сфере экономики, бизнеса и  финансов, не соблюдая общепринятых правил делового общения, в основу которых  положены нормы дипломатического протокола.

     Опыт  сотрудничества с представителями  зарубежного делового мира, от руководителей  крупнейших корпораций и банков до владельцев средних предприятий  и фирм показывает, что подавляющее  большинство их весьма внимательно  и даже щепетильно относятся к  соблюдению протокольных норм и формальностей, требуя того же и от своих российских партнеров. Успех деловых контактов  в международно-экономической области  отнюдь не в последней степени  зависит от того, насколько точно, тонко и тактично соблюдаются  все принятые в международном  общении «правила игры».

     Нарушение норм протокола и деловой этики  может не только повредить успешному  международно-экономическому сотрудничеству, но и нанести ущерб государственным  интересам.

     посольский  протокол дипломатический

     В конечном счете, протокол -- это строгое соблюдение определенных обязанностей, пусть порой и чисто формального свойства. В то же время -- это и учет национальных особенностей, традиций и обычаев иностранного партнера, как гласит известная пословица: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят».

                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                          Заключение 

     Международные контакты Российской Федерации за последнее  десятилетие получили дальнейшее развитие. Они затрагивают весь спектр межгосударственных отношений, в том числе сферу  экономического сотрудничества. Ежегодно в России принимают более ста  иностранных делегаций на уровне глав государств, правительств и министров  иностранных дел. Интенсивно осуществляются зарубежные визиты российского руководства. Важное место в программе таких  визитов занимают встречи с представителями  деловых кругов.

     По  данным на 1 января 2005 года Российская Федерация имеет дипломатические  отношения со 186 государствами. В  Москве аккредитованы главы 154 дипломатических  представительств, находятся посольства 140 стран. В свою очередь Россия имеет  дипломатические представительства  в 142 странах.

     Для успешной реализации внешней политики Российская Федерация ведет работу в совершенствовании дипломатического протокола, в основу которого соблюдение общепринятых правил представлений  и знакомств, организации визитов  делегаций иностранных деловых  партнеров, протокола деловых встреч и переговоров, дипломатических  и сугубо деловых приемов, деловой  переписки, словом всего того, что  входит в понятие «культура делового общения». В ее основе -- формирование таких правил поведения, которые способствуют установлению деловых контактов, взаимопониманию в процессе общения, поддержанию безупречной деловой репутации.

     Соблюдение  правил и норм дипломатического протокола  в различных формах международно-экономического сотрудничества призвано создать благоприятную  атмосферу в ходе любой деловой  встречи, что всегда благотворно  сказывается на ее результатах.

     За  всем этим -- опыт и анализ, ответственность и организация, предвидение и оперативность, а порой нервы и здоровье. Уровень нагрузки сотрудников протокольных служб иногда запредельный. Размеренности и неторопливости здесь никогда не бывает.

     Основные  положения государственной протокольной практики Российской Федерации позволяют  обеспечить единообразное применение нормативно-правового законодательства в ходе любых международных контактов, в том числе в сфере международно-экономического сотрудничества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                    

                                      Библиографический список 

1. Борунков А.Ф. Дипломатический протокол в России и дипломатический этикет /

    А.Ф. Борунков. - М. : Интерпракс, 1993. - 320 с.

2. Лядов П.Ф. Протокольная служба министерства иностранных дел российской   

    федерации // Дипломатический вестник. - 2003. - № 2.

3. Лядов П.Ф. Международное сотрудничество и дипломатический протокол //

    http://www.govvrn.ru/wps/wcm/

4. Олеарий А. Описание путешествия в Московию. Пер с нем. А.С. Ловягина.

    Смоленск: Русич, - 2003. - С. 26, 131.

5. Семенов  И. Из истории российского дипломатического  протокола //

    http://www.rau.su/observer/N11_2006/120_127.pdf

6. Наука международного права о возникновении дипломатического права //  

    Сборник аспирантских научных работ юридического факультета КГУ. - Казань:  

    Центр инновационных технологий, 2000. - С.235.

7. Правовые основы дипломатической деятельности Российского государства в

Информация о работе Дипломатический протокол