Дипломатический протокол

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:44, реферат

Описание работы

Дипломатический протокол имеет богатую историю, свои особенности и традиции. Но его основа стабильна и неизменна: это выражение глубокого уважения к высокому иностранному гостю, а в его лице -- к стране и народу, которые он представляет. Сложившиеся к настоящему времени правила и нормы дипломатического протокола регулируют практически все формы внешнеполитического и международно-экономического сотрудничества. Одной из органических составных частей дипломатического протокола, является дипломатический этикет.

Работа содержит 1 файл

реферат по дипломатическому протаколу.docx

— 62.16 Кб (Скачать)

     Дело  в том, что в течение почти 17 лет, вплоть до 1934 года, протокольное подразделение Наркоминдела возглавлял Флоринский Д.Т., принятый на работу во внешнеполитическое ведомство Российской империи в 1911 году и являвшийся в определенной степени носителем уже устоявшихся традиций и правил.[12]  
          Анализ сохранившихся в архиве дневников Флоринского Д.Т. наряду с официальными документами того времени позволяет выделить основные положения, которые были положены в основу строительства протокольной практики в новых условиях. Это относится как к деятельности иностранных дипломатических представительств в Советском Союзе, так и к первым шагам наших дипломатических представителей за рубежом.

     Главное здесь — констатация необходимости  строительства собственных норм дипломатического протокола при  соблюдении одного из важнейших принципов: строгое соблюдение установленных  протокольных норм при обеспечении  равных правил применительно к одним  и тем же поводам. 
          В основу формирования собственной протокольной практики с самого начала было положено соблюдение требования единообразного применения любой протокольной нормы. Аналогичный подход относится не только к вопросам церемониала, но и к другим аспектам протокольной работы, в том числе к дипломатической переписке.

     В практическом плане это нашло  отражение в циркуляре, разосланном  по НКИД в августе 1928 года, в котором говорилось о необходимости использования единообразного комплимента в конце не только вербальных, но и личных нот “вне зависимости от ранга дипломатического представителя, которому нота адресована”.  
 
                1.4  
Протокол и символы суверенитета государства  

     Неотъемлемой  принадлежностью каждого государства  являются государственный герб, флаг и гимн, которые олицетворяют символы  его суверенитета. Каждый из этих символов выступает и используется дипломатическими представительствами в строго установленных  случаях в соответствии с общепринятыми  протокольными нормами и традициями страны пребывания. Правила международной  вежливости, на которых основана современная  протокольная практика, требуют уважения к символам государства в межгосударственных отношениях.

     Отступление от этих правил принято рассматривать  как проявление неуважения к суверенитету государства, как оскорбление его достоинства.  
Российский и советский протокол всегда уделяли самое серьезное внимание вопросам государственной символики. В первых инструкциях, направлявшихся в полпредства, разъяснялось, что дипломатический представитель вправе поднимать национальный флаг своего государства, как над зданием представительства, так и на средствах передвижения.

     При этом обращалось внимание на то, что  подъем флага иностранными дипломатическими представительствами и консульскими представительствами “является  их привилегией и запрещать им пользоваться в определенные дни  флагом или настаивать на вывешивании  своего флага в дни наших национальных праздников не разрешалось. В отношении средств передвижения указывалось на необходимость соблюдать традиции страны пребывания и ежедневно устанавливать флаг на транспортном средстве только, если таковы практика других представительств (в противном случае поднимать флаг только в том случае, если дипломатический представитель следует на официальную церемонию).  

                  1.5   Установление дипломатических отношений 

     Вступление  дипломатического представителя в  должность. В 1918 году РСФСР имела  дипломатические отношения только с тремя государствами. Однако уже к концу 1921 года, за год до образования СССР официальные связи с зарубежными странами существенно расширились. Из данных, опубликованных в первом изданном после революции справочнике “Дипломатический корпус и иностранные миссии при Правительстве РСФСР”, можно видеть, что всего в российской столице насчитывалось 15 официальных дипломатических представительств: посольство Афганистана, чрезвычайное посольство Персии, посольство Правительства Великого Национального Собрания Турции, миссии Польши, Латвии, Литвы, Эстонии, Финляндии, полномочные представительства ряда Советских Социалистических Республик, вошедших затем в состав СССР Азербайджанской, Армянской, Грузинской, Белорусской, Украинской, а также полпредства Бухарской Народной Советской Республики и Дальневосточной Республики. [13]

     Кроме того, на правах дипломатических представительств действовали Австрийская миссия по делам военнопленных, Британская торговая миссия, Чехословацкая торгово-промышленная миссия и Временное представительство Германского правительства. Следует отметить, что почти половина стран, установивших дипотношения с РСФСР к концу 1921 года, составляла государственные образования, возникшие на территории бывшей Российской империи и вошедшие затем в состав СССР. Количество российских официальных миссий за границей в первые годы советской власти было невелико.

     На  конец 1921 года собственно дипломатические представительства, возглавлявшийся полпредами, были только в 10 странах: Германия, Латвия, Литва, Эстония, Финляндия, Персия, Турция, Грузия, Бухара и Хива. В Англии, Италии и Чехии РСФСР была представлена постоянными председателями торговых делегаций, в Австрии — полномочным представителем по делам военнопленных. В Монголии, Китае, Дальневосточной Республике и в Ташкенте были аккредитованы уполномоченные российского правительства, а в Швейцарии находилось официальное представительство Российского общества Красного Креста.  
              В 1924 году количество стран, установивших дипломатические отношения с Советским Союзом, возросло до 22, в 1940-м — до 29 и к концу Второй мировой войны, в 1945 году, — до 51. Соответственно число дипломатических миссий, аккредитованных в Москве, выросло к 1945 году до 32. В последующем эта динамика нарастала значительно более высокими темпами. В 1960 году СССР имел дипотношения уже с 69 государствами, в Москве было аккредитовано 53 иностранных дипломатических представительства. [14]

        По данным на 01 января 2001 г., Российская Федерация поддерживает дипотношения со 180 государствами. В Москве аккредитованы 153 главы дипломатических представительств, находятся посольства 137 стран.  
            Относительно порядка установления дипломатических отношений российская протокольная практика всегда исходила из общепринятых международных норм: обмен посланиями, телеграммами, нотами идентичного содержания, подписание соответствующего договора или соглашения.

     Правда, в первые годы советской власти документы  об установлении дипломатических отношений  наряду с констатацией юридической  нормы содержали, как правило, и  соответствующий идеологический рефрен.  
        В первые годы советской власти, когда количество дипломатических представительств в Москве было невелико.

     Протокольная  практика встречи послов по прибытии обставлялась с церемониальной точки  зрения весьма торжественно. На вокзале  выстраивался почетный караул, исполнялись  государственные гимны, во встрече  принимал участие целый ряд ответственных  сотрудников НКИД, включая одного из замнаркомов.

     Столь же торжественно обставлялась и церемония  вручения верительных грамот. Однако уже к 1924 году протокол встречи вновь назначенных послов стал носить более деловой характер, закрепленный соответствующим нормативным документом.  
         Решением Коллегии
НКИД 13 апреля 1931 г. был введен новый церемониал в отношении приезжающих в Москву послов, который предусматривал следующий порядок: 1) Для встречи вновь назначенного посла (или посланника) при его прибытии выезжает только зав. Протокольным отделом или его помощник. 2)Автомобиль НКИД не высылается кроме тех случаев, когда нового представителя в Москве некому встречать.3) Кроме краткого приветствия встречающих других почестей не оказывается почетный караул, оркестр музыки, речи. 4) Вновь прибывший посол делает визиты только наркому, членам коллегии, зав. Протокольным отделом. 5) Ответный визит послу отдает только зав. Протокольным отделом, остальные ограничиваются посылкой визитной карточки. 
6) При вручении грамот послом в нашей стране присутствует только: секретарь ЦИК, нарком, один член коллегии, зав. соответствующим Политотделом
НКИД, зав. Протокольным отделом и пом. зав. Протокольным отделом. В сообщении для печати о состоявшемся вручении грамот присутствующие не перечисляются 
7) При вручении грамот за послом посылается автомобиль и его сопровождает из миссии в
Кремль и обратно зав. Протокольным отделом или его помощник 
8) Специального обеда или завтрака вновь прибывшему послу нарком не устраивает. 9) В случае отъезда посла в отпуск или возвращения из отпуска представитель
НКИД на встречу не посылается. 10) При вручении отзывных грамот присутствуют с нашей стороны только нарком или его заместитель и зав. Протокольным отделом.[15]

     В 1934 году церемониал вручения верительных  грамот иностранными послами претерпел  дальнейшие изменения.

     В докладной записке наркома М.М. Литвинова и заведующего Протокольным отделом НКИД Флоринского Д.Т.  Председателю ЦИК М.И. Калинину было предложено отменить обмен речами.

     При этом делалась ссылка на протокольную практику ряда зарубежных государств (в Италии и Англии речи не произносятся, в Турции и Греции недавно отменены).  
         Измененный церемониал предусматривал вместе с тем элементы воинских почестей. Более детально была разработана протокольная сторона церемонии вручения
верительных грамот.

       07 января 1946 г. заведующий Протокольным отделом МИД Молочков Ф.Ф. представил записку с описанием церемонии вручения верительных грамот, в основу которой была положена протокольная практика, введенная в 1934 году. Местом проведения церемонии был предложен Екатерининский зал Большого театра Кремлевского дворца. 22 декабря 1947 г. Молочков Ф.Ф. выступил с инициативой внести ряд дополнений в установленный порядок вручения верительных грамот, предложив, в частности, восстановить практику обмена речами с опубликованием в печати текста речей и фотографий самой церемонии вручения. Однако заместитель министра иностранных дел А.Я. Вышинский не поддержал инициативу. Таким образом, была закреплена существовавшая протокольная практика, в соответствии с которой при вручении верительных грамот обе стороны ограничивались краткими приветствиями.[16]

     Однако 7 июля 1948 г. произошел следующий  казус. Посол Франции при вручении верительных грамот Н. М. Швернику спонтанно произнес речь, на которую Председатель Президиума Верховного Совета ответил.

     В качестве выхода из создавшегося положения  Протокольный отдел предложил не упоминать в сообщении для  печати о факте обмена речами, чтобы не создавать прецедента и не изменять существующего порядка. 
         После распада СССР порядок вступления вновь назначенного посла в должность при сохранении некоторых ранее разработанных церемониальных элементов претерпел ряд достаточно существенных изменений 
          В соответствии со статьей 86
Конституции Российской Федерации только Президенту принадлежит исключительное право принимать верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

     В соответствии с нормой советского протокола  этим правом обладал не только Председатель Президиума Верховного Совета СССР, но, в случае его отсутствия, и один из его заместителей. До принятия 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации прерогативой принимать верительные грамоты был наделен не только президент, но и вице-президент.  
           Принятый в настоящее время церемониал предусматривает возможность вручения
верительных грамот Президенту в назначенный день и час сразу несколькими послами. Порядок аккредитации главы иностранного дипломатического представительства предусматривает его встречу по прибытии в аэропорт заместителем директора Департамента Государственного протокола (ДГП) или другим ответственным сотрудником. Дата и час прибытия определяют очередность вручения верительных грамот.

     В ходе первой встречи посла с директором ДГП разъясняется порядок предстоящей  церемонии, после чего он наносит  визит заместителю министра иностранных дел и передает ему копии своих верительных грамот. С этого момента глава диппредставительства считается фактически приступившим к своим обязанностям.  
         В день, назначенный для вручения
верительных грамот, посол направляется в Кремль на автомашине из президентского гаража в сопровождении одного из ответственных сотрудников ДГП, который после завершения церемонии сопровождает его до посольства или резиденции. Другие дипломаты посольства на церемонию не приглашаются. У входа в Большой Кремлевский дворец посла встречает комендант БКД или его заместитель, выстраивается почетный расчет в парадной форме. Группа послов, ожидающих вручения верительных грамот, собирается в Георгиевском зале, а затем переходит в Александровский зал, где и проходит церемония.

     Президент в сопровождении министра иностранных дел и заместителя руководителя Администрации входит в зал под звуки президентских фанфар и принимает верительные грамоты послов в соответствии с протокольной очередностью. Производится официальное фотографирование с каждым из послов, вручающих свои грамоты.

Информация о работе Дипломатический протокол