Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:55, курсовая работа
Цель работы – анализ динамики внешнеэкономической деятельности российских добывающих ТНК.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
• раскрыть понятие ТНК;
• выявить последствия функционирования ТНК;
• рассмотреть и проанализировать динамику внешнеэкономической деятельности компаний «Лукойл», «Газпром» и ОАО «Норильский никель».
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ТНК 5
1.1. Понятие транснациональных корпораций 5
1.2. Последствия функционирования ТНК 9
ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ДОБЫВАЮЩИХ ТНК 14
2.1 Динамика международной деятельности ОАО «Газпром» 14
2.2. Основные направления зарубежной деятельности ОАО «Лукойл» 18
2.3 Анализ внешнеэкономической деятельности ОАО «Норильский никель» 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Основная часть деятельности Компании осуществляется на территории четырех федеральных округов РФ – Северо-Западного, Приволжского, Уральского и Южного. Основной ресурсной базой и основным регионом нефтедобычи Компании остается Западная Сибирь, на которую приходится 44% доказанных запасов и 49% добычи углеводородов.
На международные проекты приходится 10,2% доказанных запасов Компании и 9,4% добычи товарных углеводородов.
Добыча нефти группой «ЛУКОЙЛ» (с учетом доли в добыче, осуществляемой зависимыми организациями) в 2010 году составила 95 992 тыс. т. Среднесуточная добыча нефти сократилась на 1,6% по сравнению с уровнем 2009 года. Значимая часть добычи нефти осуществляется в ОПЕК и на Северном море (рис. 2).
Рис.2. Структура добычи нефти по странам мира (2010)
Источник: Добыча нефти [Электронный
ресурс] / Лукойл Основные факты 2011. – С.
14. - Режим доступа: http://www.lukoil.ru/
Добыча нефти по международным проектам в доле группы «ЛУКОЙЛ» составила 6 225 тыс. т, что на 8,3% больше уровня 2009 г. Рост объемов добычи был в основном обеспечен проектами Тенгиз и Северные Бузачи в Казахстане, Юго-Западный Гиссар в Узбекистане и Шах-Дениз в Азербайджане.
Экспорт нефти из России дочерними обществами ОАО «ЛУКОЙЛ» (с учетом нефти, приобретенной у сторонних производителей) в 2010 г. составил 40,59 млн. т., что на 3,4% ниже уровня 2009 г. Уменьшение объема экспорта обусловлено снижением объема добычи нефти, а также прекращением поставок нефти на переработку в Беларусь (рис. 3).
На внутреннем рынке в 2010 году было реализовано 3,6 млн. т. нефти, что на 22% больше, чем в 2009 году. Увеличение объемов продаж обусловлено прекращением переработки нефти на сторонних НПЗ в России и Беларуси, что привело к высвобождению дополнительного ресурса нефти, который был переориентирован на внутренний рынок.
Рис. 3. Экспорт нефти из России, млн. т.
Источник: Постава нефти [Электронный
ресурс] / Сайт ОАО «Лукойл». - Режим доступа: http://www.lukoil.ru/static_6_
Основная часть экспорта нефти Компании осуществлялась через транспортную систему ОАО «АК «Транснефть» (доля таких поставок в общем экспорте составила 78%), однако объем таких поставок по сравнению с 2009 годом снизился на 4,3%, до 31,59 млн. т. Объем экспортных поставок, минуя систему ОАО «АК «Транснефть», в 2010 году составил 9,00 млн. т., что соответствует уровню 2009 года. Цена нефти при таких поставках определялась в соответствии с фактическим качеством поставляемой нефти, с премией к цене Юралс.
В отчетном году Компания экспортировала 8,73 млн. т. нефти через собственные терминалы. Через Варандейский терминал в 2010 году было экспортировано 7,5 млн. т. нефти, через порт Светлый – 1,2 млн. т. Проанализируем структуру реализации нефти (рис. 4).
Рис. 4. Структура реализации нефти, %
Источник: Реализация нефти
[Электронный ресурс] / Сайт ОАО «Лукойл».
- Режим доступа:http://www.lukoil.ru/
На международном рынке (с учетом экспорта) было реализовано 47,74 млн. т. нефти, из них 3,18 млн. т. – в странах ближнего зарубежья и 44,56 млн. т. – в странах дальнего зарубежья. Общий объем реализации нефти на российском и международном рынках в 2010 году составил 51,38 млн. т., что на 2,8% выше уровня 2009 года. Сбыта нефтепродуктов сократился в 2009 году по сравнению с 2008 годом (таблица 4). Однако в 2010 году компания опять начала повышать свои показатели.
Таблица 4
Динамика сбыта нефтепродуктов компанией ОАО «Лукойл» в 2006-2010 гг., млн. долл.
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Экспорт и продажи на международных рынках |
37 459 |
47 154 |
62 542 |
46 888 |
60 018 |
Продажи на внутреннем рынке |
8 151 |
9 583 |
13 872 |
8 101 |
10 928 |
Итого |
45 610 |
56 737 |
76 414 |
54 989 |
70 946 |
Источник: Сбыт нефтепродуктов
и продукции нефтехимии [Электронный ресурс]
/ Лукойл Справочник аналитика 2011. –
С. 47. - Режим доступа: http://www.lukoil.ru/
Для большей наглядности рассмотрим структуру сбыта:
2006 г. - Международный рынок: 37 459 / 45 610 * 100% = 82%
- Внутренний рынок: 8 151 / 45 610 * 100% = 18%
2007 г. - Международный рынок: 47 154 / 56 737 * 100% = 83%
- Внутренний рынок: 9 583 / 56 737 * 100% = 17%
2008 г. - Международный рынок: 62 542 / 76 414 * 100% = 82%
- Внутренний рынок: 13 872 / 76 414 * 100% = 18%
2009 г. - Международный рынок: 46 888 / 54 989 * 100% = 85%
- Внутренний рынок: 8 101 / 54 989 * 100% = 15%
2010 г. - Международный рынок: 60 018 / 70 946 * 100% = 85%
- Внутренний рынок: 10 928 / 70 946 * 100% = 15%
Таким образом, хорошо видно,
что большая часть сбыта
Перейдем к рассмотрению прибыли компании (таблица 5).
Таблица 5
Результаты деятельности ОАО «Лукойл»
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Выручка |
67 684 |
81 891 |
107 680 |
81 083 |
104 956 |
Прибыль от основной деятельности |
10 052 |
13 071 |
13 709 |
9 778 |
11 533 |
Чистая прибыль ОАО «Лукойл» |
7 484 |
9 511 |
9 144 |
7 011 |
9 006 |
Источник: Консолидированная
отчетность [Электронный ресурс] / Лукойл
Справочник аналитика 2011. – С. 55. - Режим
доступа: http://www.lukoil.ru/
На основе данных показателей
можно сделать вывод, что корпорация
ведет эффективную
Лукойл постепенно и уверенно становится глобальной транснациональной нефтяной компанией. Таким образом, компания реализует свою стратегию развития. Впервые наши нефтяники замахнулись на цели, которые и должны ставиться частными компаниями нефтедобывающих держав, — экспортировать не только нефть, наше естественное природное преимущество, но и нефтяной бизнес — наше настоящее конкурентное преимущество. То есть быть не просто нефтеэкспортером, а глобальной транснациональной нефтяной компанией. «Лукойл» поставил перед собой задачу преуспеть по всем этим направлениям.12
ОАО «Норильский никель» – крупнейшая в мире компания, производящая никель, палладий, платину и медь. Кроме того, данная организация производит побочные металлы – кобальт, хром, родий, серебро, золото, иридий, рутений, а также селен, теллур и серу.
Основными видами деятельности компании являются поиск, разведка, добыча, обогащение и переработка полезных ископаемых, производство, маркетинг и реализация цветных и драгоценных металлов.
Производственные подразделения находятся в России, Австралии, Ботсване, Финляндии и ЮАР.
«Норильский никель» имеет собственную глобальную сеть представительских и сбытовых офисов в России, Великобритании, Китае, США и Швейцарии.
Основные российские производственные подразделения включают:
В Австралии Норильский никель владеет:
На долю ОАО «Норильский никель» приходится более 18% мирового производства никеля, около 2,5% меди, почти 50% производства палладия и 13% платины (рис. 5). На отечественном рынке на долю предприятия приходится около 96% всего производимого в стране никеля, 55% меди, более 90% МПГ, 95% кобальта.
Рис. 5. Динамика объема производства ОАО «Норильский никель», 2008-2010 гг.
Источник: Основные показатели
[Электронный ресурс] / Сайт ОАО «Норильский
никель». - Режим доступа: http://www.nornik.ru/investor/
Мы видим, что в 2009 году уменьшился выпуск товарного никеля на 5,9% и производство меди на 4,1% по сравнению с 2008 годом. Производство никеля на данных предприятиях увеличилось в 2010 году на 1,1% по сравнению с 2009 годом, а производство меди сократилось на 4,4%. Совокупный объем производства платины и палладия по сравнению с 2009 годом увеличился на 2,2%.
Сбыт продукции происходит по следующим основным направлениям:
• Норметимпэкс (Россия)
• Norilsk Nickel Europe Ltd. (Великобритания)
• Metal Trade Overseas AG (Швейцария)
• Norilsk Nickel USA (США)
• Norilsk Nickel Asia Ltd. (Гонконг)
• Norilsk Nickel Marketing (Shanghai) Co., Ltd. (Шанхай)
Поставки продукции охватывают большое количество стран. В последние годы увеличились продажи на азиатском рынке (рис. 6). За отчетный период компания заняла первые места по объему поставок рафинированного никеля в Китай и Индию. В 2009 году компания открыла дополнительный сбытовой офис в г. Шанхае (КНР) для обслуживания клиентов на внутреннем рынке этой страны. Компания также вышла на новые региональные рынки, в том числе Индонезию и Таиланд.
Рис. 6. Реализация основной продукции в 2009 г.
Источник: Карта реализации
основной продукции ОАО «ГМК «Норильский
никель» (2009 г.) [Электронный ресурс] / Сайт
ОАО «Норильский никель». - Режим доступа: http://www.nornik.ru/_upload/
Вся произведенная металлопродукция ОАО «Норильский никель» в 2009 году реализована по ценам выше среднегодовых рыночных, что дало свои результаты (таблица 6). Этого удалось достичь, несмотря на ухудшение конъюнктуры мировых товарных рынков и в условиях агрессивной маркетинговой политики конкурентов.
Таблица 6
Результаты деятельности компании, млн. долл.
2008 |
2009 |
2010 | |
Выручка |
13 980 |
10 155 |
12 775 |
Валовая прибыль |
6 354 |
4 503 |
7 892 |
Прибыль за год |
-555 |
2 651 |
3 089 |
Источник: Консолидированный
отчет о прибылях и убытках [Электронный
ресурс] / Сайт ОАО «Норильский никель».
- Режим доступа: http://www.nornik.ru/_upload/
По данным таблицы мы видим, что в 2008 году компания несла убытки, несмотря на то, что выручка и валовая прибыль были больше, нежели в 2009. Однако, в последующие года «Норильский никель» увеличивает свою прибыль, тем самым улучшая свою деятельность и ее результаты.
На основе результатов деятельности проанализируем структуру выручки компании (рис. 7).
Рис. 7. Структура выручки по рынкам сбыта в 2010 г.
Источник: Основные показатели
[Электронный ресурс] / Сайт ОАО «Норильский
никель». - Режим доступа: http://www.nornik.ru/investor/
Большая часть выручки компании приходится на Европу. А выручка в России составляет самую малую часть от общего показателя. Следовательно, основная деятельность направленна на зарубежных партнеров.
ОАО «Норильский никель» укрепляет ведущую позицию в мировой горно-металлургической отрасли и роль ответственного производителя и поставщика цветных и драгоценных металлов.
Возникновение международных корпораций является закономерным результатом развития мировой экономики и МЭО и мощным фактором их развития.
Транснациональная корпорация
— это комплекс, использующий в
своей деятельности международный
подход и предполагающий формирование
транснационального производственного,
торгового и финансового
Для отнесения корпораций к транснациональным комиссия ООН по ТНК выделяет несколько признаков:
Информация о работе Динамика ВЭД российских добывающих ТНК в современных условиях