Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:55, курсовая работа
Цель работы – анализ динамики внешнеэкономической деятельности российских добывающих ТНК.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
• раскрыть понятие ТНК;
• выявить последствия функционирования ТНК;
• рассмотреть и проанализировать динамику внешнеэкономической деятельности компаний «Лукойл», «Газпром» и ОАО «Норильский никель».
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ТНК 5
1.1. Понятие транснациональных корпораций 5
1.2. Последствия функционирования ТНК 9
ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ДОБЫВАЮЩИХ ТНК 14
2.1 Динамика международной деятельности ОАО «Газпром» 14
2.2. Основные направления зарубежной деятельности ОАО «Лукойл» 18
2.3 Анализ внешнеэкономической деятельности ОАО «Норильский никель» 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Следующим положительным аспектом воздействия ТНК на экономику принимающей страны выступает кооперирование с местными компаниями, при котором происходит устранение производственного дублирования, совершенствование производственных и управленческих технологий, снижение издержек национальных фирм.
Согласно вышеприведенным аргументам, транснациональные корпорации можно считать благом для экономики принимающей страны и для мирового хозяйства в целом. Однако, существуют и противоположные точки зрения на последствия деятельности ТНК в национальной экономике.
Главным негативным аспектом воздействия ТНК на экономику принимающей страны считается возникновение в национальной экономике так называемого внешнего сектора, который не подвержен государственному воздействию и управляется из материнской компании ТНК. Через этот сектор корпорации способны оказывать воздействие на уровень занятости в стране, показатели внешней торговли, характер и направления инвестиционного процесса.6
Отрицательным аспектом воздействия ТНК на экономику принимающей страны является минимизация налоговых поступлений в бюджет страны от их деятельности, поскольку ТНК в процессе функционирования пользуются так называемой системой внутренних рынков, на которых движение товаров осуществляется по переводным (трансфертным) ценам. На долю внутренних рынков приходится значительная часть поставок между материнской корпорацией и ее зарубежными подразделениями. Таким образом, обходятся национальные таможенные и налоговые барьеры, происходит укрытие доходов от налогообложения путем перекачивания их в оффшорные зоны вместо их реинвестирования в экономику страны.7
Одними из наиболее негативных аспектов воздействия ТНК на экономику принимающей страны является размещение в ней экологически вредных производств и создание угрозы для национальной экономической безопасности, такая угроза возникает, прежде всего, потому что в процессе деятельности в принимающей стране ТНК полностью или частично игнорируют законы и правила, по которым функционируют национальные фирмы, если они противоречат стратегии ТНК.
Далее рассмотрим воздействие ТНК на экономику страны материнской компании. Здесь наблюдаются позитивные и негативные аспекты. Во-первых, в стране складывается чрезвычайно мощные кредитно-банковский и финансовый секторы, получают широкое развитие те формы экономической активности, которые ТНК не переносят в зарубежные подразделения (научно-исследовательские разработки, управленческая деятельность).
Однако, возникают и негативные последствия. Так, в экономике наблюдается неустойчивость конъюнктурного развития, которая поддерживается стремлением ТНК к свертыванию убыточного, кризисного производства. На практике это может проявляться в глубоких спадах и интенсивных подъемах, однако, более вероятным становится медленный экономический рост, стремящийся перейти в падение. Финансовые же показатели ТНК на уровне корпорации в целом, не подвергаются значительным колебаниям в периоды кризисов и подъемов, поскольку показатели одного подразделения компенсируются значениями показателей зарубежных филиалов. Как правило, именно в сферах, затронутых кризисом, показатели транснациональных корпораций оказываются выше среднеотраслевых. В целом, даже в стране, ТНК которой осуществляют успешный бизнес по всему миру, могут наблюдаться такие негативные явления, как неустойчивый экономический рост, инфляция, недостаточный уровень капиталовложений, повышенный уровень безработицы. Следовательно, успешное и прибыльное функционирование ТНК не всегда положительно отражается на состоянии экономики базирования ее материнской компании.8
В заключении выделим несколько основных направлений влияния ТНК на мировую экономику:
Таким образом, ТНК играют определяющую роль в процессе международной конкуренции, сотрудничая и соперничая друг с другом, а также с малым и средним бизнесом.
Газовая промышленность в России представлена акционерным обществом «Газпром» - крупнейшей мировой газовой компанией, на долю которой приходится около 90% добываемого природного газа и практически весь объем его транспортировки внутри страны и на экспорт. Основные виды деятельности: разведка запасов углеводородов и бурение; добыча нефти и газа; транспортировка газа и конденсата; подземное хранение газа; реализация газа, нефти и конденсата на внутреннем рынке и на экспорт.
Крупнейшими иностранными партнерами «Газпрома» являются: немецкие компании E.ON, Wintershall Holding, Verbundnetz Gas, Siemens, RWE; французские GDF SUEZ, EDF и Total; итальянская ENI; турецкая Botas; финская Fortum; нидерландские Gasunie и GasTerra; датская DONG Energy; норвежская Statoil; австрийская OMV; китайские CNPC, PetroChina; индийская GAIL; алжирская Sonatrach, вьетнамская Petrovietnam, венесуэльская PDVSA; венгерская MOL; польская PGNiG; словацкая SPP, корейская Kogas, японские Mitsui, Mitsubishi Corporation и транснациональная Shell.10
В 2010 г. «Газпром» продал за границей 218,3 млрд. куб. м. газа. Объем поставок российским потребителям в 2010 г. составил 262,1 млрд. куб. м. Нетрудно заметить, что объемы зарубежных продаж составляют почти половину товарного газа «Газпрома» (рис. 1).
Рис. 1. Структура реализации газа Группой «Газпром» в 2010 году
Источник: «Газпром» на внешних
рынках [Электронный ресурс] / Газпром
в вопросах и ответах 2011. - Режим доступа: http://www.gazpromquestions.
«Газпром» является одним из основных поставщиков природного газа европейским потребителям и обеспечивает примерно треть суммарного импорта газа в Западную Европу (таблица 2). Первые поставки газа из России на экспорт начались в середине 40-х годов в Польшу. В 1967 российский газ начал поступать в Чехословакию. В 1968 г. по контракту с австрийской компанией OMV начались первые поставки газа в Западную Европу. В 2010 г. российский сетевой газ поступал в 31 страну ближнего и дальнего зарубежья.11
Таблица 2
Продажа газа в страны Европы в 2010 г., млрд куб. м
Страна |
Объем продаж |
Страна |
Объем продаж |
Германия |
35,3 |
Румыния |
2,6 |
Турция |
18,0 |
Болгария |
2,3 |
Италия |
13,1 |
Другие страны |
2,1 |
Польша |
11,8 |
Греция |
2,1 |
Великобритания |
10,7 |
Сербия |
2,1 |
Чехия |
9,0 |
Хорватия |
1,1 |
Франция |
8,9 |
Бельгия |
0,5 |
Венгрия |
6,9 |
Словения |
0,5 |
Словакия |
5,8 |
Швейцария |
0,3 |
Австрия |
5,6 |
Босния и Герцеговина |
0,2 |
Финляндия |
4,8 |
Македония |
0,1 |
Нидерланды |
4,3 |
Источник: «Газпром» на внешних
рынках [Электронный ресурс] / Газпром
в вопросах и ответах 2011. - Режим доступа: http://www.gazpromquestions.
В 2010 г. совокупные объемы продаж «Газпрома» составили 148,1 млрд. куб. м. природного газа, снизившись по сравнению с 2009 г. примерно на 3%. Ведущими покупателями российского голубого топлива на сегодняшний день являются Германия, Турция и Италия.
В 2010 г. продажи газа в страны СНГ и Балтии составили 70,2 млрд. куб. м., увеличившись на 3,6% к уровню 2009 г. Наибольшие объемы газа поступают в Украину, Беларусь и Казахстан.
«Газпром» экспортирует газ в страны Центральной и Западной Европы преимущественно в рамках долгосрочных контрактов сроком до 25 лет, заключенных, как правило, на базе межправительственных соглашений.
Долгосрочные контракты являются основой стабильности и надежности поставок газа. Такие контракты с основными покупателями содержат условие «бери или плати». Таким образом, в контрактах определен минимальный объем газа, который потребитель обязан оплатить даже в том случае, если фактически возьмет меньший объем. Для крупных поставщиков газа, каковым является «Газпром», это служит необходимой гарантией ответственности покупателя.
В 2006 г. «Газпром» завершил переход к рыночным принципам формирования цен для потребителей газа во всех государствах СНГ и Балтии. В результате цены для стран ближнего зарубежья выросли в 2–3 раза и постепенно выходят на европейские уровни. В то же время, при формировании ценовых предложений для каждой отдельной страны принимается во внимание степень ее интеграции с газовым бизнесом «Газпрома».
Экспортный газ существенно дороже. В 2010 г. российское голубое топливо поставлялось в Западную Европу по ценам в среднем в 3,1 раза, а в страны СНГ и Балтии — более чем в 2,7 раз выше, чем российским потребителям.
Рассмотрим и проанализируем выручку ОАО «Газпром» (таблица 3).
Таблица 3
Динамика выручки Группы «Газпром» (за вычетом НДС, акциза и таможенных пошлин), млн. руб.
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Россия |
356 033 |
399 452 |
474 268 |
494 931 |
614 702 |
Дальнее зарубежье |
845 867 |
873 410 |
1 260 645 |
1 105 453 |
1 099 225 |
Страны БСС |
209 719 |
269 645 |
356 514 |
371 152 |
450 137 |
Всего |
1 411 619 |
1 542 507 |
2 091 427 |
1 971 536 |
2 164 064 |
Источник: «Газпром» Маркетинг
[Электронный ресурс] / Сайт ОАО «Газпром».
- Режим доступа: http://www.gazprom.ru/
Мы видим, что выручка увеличивается. Однако показатель в Дальнем зарубежье в 2009 году снизился по сравнению с 2008 годом. Также в 2010 г. выручка уменьшилась по сравнению с показателем 2009 г. примерно на 0,5%. Это повлияло на уменьшение и общей суммы выручки, несмотря на то, что в остальных странах наблюдается ее увеличение.
По данным таблицы рассчитаем
структуру выручки ОАО «
2006 г. - Россия: 356 033 / 1 411 619 * 100% = 25%
- Дальнее зарубежье: 845 867 / 1 411 619 * 100% = 60%
- Страны БСС: 209 719 / 1 411 619 * 100% = 15%
2007 г. - Россия: 399 452 / 1 542 507 * 100% = 26%
- Дальнее зарубежье: 873 410 / 1 542 507 * 100% = 57%
- Страны БСС: 269 645 / 1 542 507 * 100% = 17%
2008 г. - Россия: 474 268 / 2 091 427 * 100% = 23%
- Дальнее зарубежье: 1 260 645 / 2 091 427 * 100% = 60%
- Страны БСС: 356 514 / 2 091 427 * 100% = 17%
2009 г. - Россия: 494 931 / 1 971 536 * 100% = 25%
- Дальнее зарубежье: 1 105 453 / 1 971 536 * 100% = 56%
- Страны БСС: 371 152 / 1 971 536 * 100% = 19%
2010 г. - Россия: 614 702 / 2 164 064 * 100% = 28%
- Дальнее зарубежье: 1 099 225 / 2 164 064 * 100% = 51%
- Страны БСС: 450 137 / 2 164 064 * 100% = 21%
Основываясь на эти расчеты, можно увидеть, что во всех годах больше половины выручки приходится на Дальнее зарубежье. Ведь именно там находятся самые крупные потребители и партнеры компании. А самая малая доля выручки компании в странах БСС. Большая доля выручки на Дальнем Зарубежье демонстрирует нам, что компания ведет активную внешнеэкономическую деятельность, которая приносит свои положительные результаты.
Таким образом, ОАО «Газпром» как по масштабам, так и по разнообразию своей текущей деятельности может быть поставлен в один ряд с ведущими транснациональными нефтегазовыми компаниями мира.
ОАО «ЛУКОЙЛ» — одна из крупнейших международных вертикально интегрированных нефтегазовых компаний, обеспечивающая 2,2% мировой добычи нефти.
ЛУКОЙЛ реализует проекты по разведке и добыче нефти и газа в 12 странах мира.
Доказанные запасы углеводородов группы «ЛУКОЙЛ» по состоянию на конец 2010 года составляют 17,3 млрд. барр. н. э. На Россию приходится 89,8% доказанных запасов Компании и 90,6% добычи товарных углеводородов. За рубежом Компания участвует в 11 проектах по добыче нефти в пяти странах мира.
Информация о работе Динамика ВЭД российских добывающих ТНК в современных условиях