Демпинг и антидемпинговая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 12:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы рассмотреть и подробно изучить демпинг и антидемпинговую политику в международной торговле.

Для достижения данной цели, необходимо выполнить ряд задач:
Раскрыть понятие демпинг и рассмотреть его сущность;
Перечислить типы и виды демпинга;
Рассмотреть вилы ценовых войн;
Рассмотреть антидемпинговую политику на современном этапе;
Рассмотреть антидемпинговую политику в рамках ГАТТ/ВТО.
Сделать соответствующие выводы на основе изученного материала и отобразить их в заключении;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………

Глава 1. Демпинг как явление современной экономики…………………………..

1.1 Характеристика демпинга и его сущность…………………………………….

1.2 Виды демпинга………………………………………………………………..

1.3 Демпинг в экономике……………………………………………………………

1.4 Ценовые войны…………………………………………………………………

1.5 Ценовая политика в условиях демпинга……………………………………..

Глава 2. Антидемпинговая политика………………………………………………….

2.1 Антидемпинговая политика на современном этапе…………………………….

2.2 Антидемпинговая политика как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности………………………………………………………

2.3 Антидемпинговая политика в рамках ГАТТ/ВТО………………………………

Заключение………………………………………………………………….…..

Список литературы……………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

курсовая по мт.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

     В случае избыточного производства продукта национальными товаропроизводителями  осуществляется государственное субсидирование экспорта, снижаются экспортные пошлины, вводятся прямые доплаты национальным товаропроизводителям вместо экспортных субсидий (скрытая форма субсидирования экспорта). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Антидемпинговая  пошлина как мера  государственного  регулирования внешнеторговой  деятельности.

     В целях борьбы с недобросовестной конкуренцией на внешних рынках могут использоваться как таможенно-тарифные, так и нетарифные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

     Использование таможенно-тарифных средств регулирования  внешнеторговой деятельности позволяет ограничить поступление иностранных товаров на внутренний рынок косвенным путем, то есть путем удорожания импорта в результате обложения товара. Сюда относится таможенная пошлина, таможенная номенклатура, система тарифных льгот и т. д.

     Нетарифные  ограничения хотя и сохраняют  эффект удорожания импорта, но характеризуются  более прямым действием, которое  выражается в установлении препятствий  в виде абсолютных или относительных  лимитов по ценам, количеству или  техническим характеристикам. Действие нетарифных инструментов основывается на возможности применения государственными органами властного принуждения в отношении отдельных участников внешнеторговой деятельности. В данную группу входят административные меры регулирования -  лицензирование, установление запретов на пропуск определенных товаров, технические стандарты и т. д.

     Соответственно  применение таможенно-тарифных средств  регламентируется в большей мере финансово-правовыми нормами, а нетарифных - административно-правовыми.

     Политика снижения ставок таможенных тарифов, активно проводимая в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле, со временем привела к потере былой «протекционистской привлекательности» таможенных пошлин. Кроме того, таможенно-тарифные преграды стали сравнительно легко преодолеваться поставками товара по заниженным ценам. В этом случае даже высокие ставки таможенных пошлин оказываются малоэффективными, а поэтому на первый план постепенно стали выходить нетарифные меры внешнеторгового регулирования.

     Нетарифные ограничения - это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренний рынок. В мировой практике применяются различные средства нетарифных ограничений - это лицензирование и введение санитарных норм, сертификация товара и т. д. (всего около 800).

     Среди разнообразных инструментов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на борьбу с недобросовестной конкуренцией непосредственно нацелены антидемпинговые  меры.

     Под антидемпинговыми мерами понимаются мероприятия по ограничению демпингового импорта товара, которые осуществляются исполнительной властью посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе временной антидемпинговой пошлины, либо принятию ценовых обязательств.

     Рассмотрим  подробнее сущность и правовую природу  антидемпинговой пошлины.

     Так как поставка товара по демпинговым  ценам может нанести ущерб, создать  угрозу нанесения ущерба определенной отрасли промышленности импортирующей  страны или оказать негативное воздействие на становление такой отрасли, власти импортирующей страны, после проведения антидемпингового расследования, вправе обложить такие товары антидемпинговой пошлиной с целью нейтрализации или минимизации отрицательного воздействия демпинговой внешнеторговой операции на отрасль отечественной промышленности.

     Антидемпинговые пошлины вводятся государством в  качестве средства, противодействующего  мероприятиям по форсированию экспорта при помощи внешнеторговых поставок по заниженным ценам. В соответствии со ст. 9 Закона РФ «О таможенном тарифе» антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства данных товаров в Российской Федерации.

     Применение  антидемпинговых пошлин связано  с наличием одновременно трех обстоятельств:

  1. факта ввоза товаров на таможенную территорию страны импорта по цене более низкой, чем их нормальная цена, сложившаяся на момент ввоза товаров в стране экспорта;
  2. наличия материального ущерба или угрозы его нанесения;
  3. причинно-следственной связи между ввозом таких товаров, с одной стороны, и нанесением (угрозой нанесения) материального ущерба отечественным производителям подобных товаров либо препятствием организации или расширению производства подобных товаров в стране импорта, с другой стороны.

     Механизм  воздействия антидемпинговой пошлины предусматривает обложение импортных товаров в целях повышения цен. Размер ставки антидемпинговой пошлины должен быть таким, чтобы цена импортного товара, включая антидемпинговую и обычные таможенные пошлины, взимаемые при импорте, была на уровне или выше цены аналогичного национального товара и/или была достаточной для устранения нанесенного или возможного ущерба национальной отрасли промышленности импортирующей страны. Поэтому антидемпинговые пошлины иногда еще называют покровительственными, воспитательными или протекционистскими, поскольку взимание антидемпинговых пошлин помогает выдерживать конкуренцию иностранными товарами и развивать соответствующие отрасли национальной промышленности. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3Антидемпинговая  политика в рамках  ГАТТ/ВТО. 

     Всемирная торговая организация (ВТО) представляет собой многостороннее генеральное  соглашение, правилами которого регулируется свыше 90% мировой торговли товарами и услугами.

     Антидемпинговые меры – это сильный экономический инструмент, применяемый импортирующей страной против нежелательного, с ее точки зрения, импорта. Для экспортера фактически закрывается доступ на рынок данной страны.

     В рамках ВТО функционирует специальный  Комитет по антидемпинговой практике (Антидемпинговый комитет), состоящий из представителей всех стран-участниц. Он рассматривает национальное антидемпинговое законодательство на предмет соответствия правилам ВТО.

     Страны, входящие в ВТО, например, во втором полугодии 2001 года инициировали 186 антидемпинговых расследований. Они инициировались 19 странами против 55 государств и территорий. Наиболее активными были Индия (начато 51 расследование), США (35) и Аргентина (16). Субъектом расследований чаще всего становился экспорт из Китая (25 раз), Бразилии, Таиланда и США (по 9). Среди отдельных групп товаров по количеству антидемпинговых расследований лидирует продукция сталелитейной промышленности (60, из них более половины (35) инициированы США), на втором месте – химической промышленности (41, из них 28 инициировано Индией). По итогам расследований во втором полугодии 8 стран ВТО ввели 79 антидемпинговых мер против экспорта из 33 стран. Лидером по количеству одобренных антидемпинговых мер с показателем 21 являются США. Китай больше всех (21 раз) становился объектом антидемпинговых мер. Во втором полугодии 2000 года, когда Китай еще не присоединился к ВТО, этот показатель равнялся 17.

     Демпинг запрещен как международными правилами  в рамках ВТО, так и национальными  антидемпинговыми законами многих стран, которые позволяют применять пошлины в случае обнаружения факта демпинга.

     Если  компания экспортирует продукцию по ценам ниже уровня цен на внутреннем рынке страны-экспортера, то принято  говорить о демпинговых ценах  на данный вид продукции. Можно ли подобную практику считать формой «недобросовестной» конкуренции? Мнения на этот счет расходятся, но многие страны принимают меры против демпинговой практики, чтобы защитить внутренний рынок. Соглашение ВТО также содержит положения о демпинге. Они, прежде всего, касаются упорядочения антидемпинговых мер, поэтому само соглашение часто называют «Антидемпинговым соглашением».

     Термины, принятые в международном праве, более точны. Данное соглашение ВТО, однако, позволяет странам принимать  антидемпинговые меры в тех случаях, когда наносится ощутимый материальный ущерб конкурирующим национальным компаниям. С этой целью правительства должны достоверно подтвердить наличие демпинговой практики, представить расчет демпинга (то есть насколько экспортные цены превышают цены внутреннего рынка страны-экспортера), а также представить свидетельства того, что демпинговая практика наносит ущерб национальным компаниям.

     Раздел 6 Соглашения о приведении в исполнение требований статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) 1994 года разрешает странам применять меры против демпинга. Антидемпинговое соглашение ГАТТ расширяет и поясняет положения Раздела 6, и оба договора действуют одновременно. Для противодействия демпингу в соглашениях предусмотрено право стран-импортеров действовать вопреки принципам ГАТТ об увязывании тарифов и недопущении дискриминации торговых партнеров, поэтому, как правило, антидемпинговые меры заключаются в повышении импортных пошлин на товары страны-экспортера, которые ввозятся по демпинговым ценам, чтобы свести цену импортного товара до «нормального уровня» и предотвратить ущерб национальным компаниям страны-импортера. 

В статье VI ГАТТ и в Антидемпинговом кодексе (ст. 2.1-2.5 АК) предусматривается несколько  видов альтернативных критериев/способов определения «нормальной цены»:

  • В качестве нормальной цены может считаться цена на аналогичный товар на национальном рынке производства. В этом случае сравнивается цена на национальном рынке страны производства и экспортная цена демпингового товара (средневзвешенные цены).
  • При отсутствии внутренних цен в стране производства, нормальной ценой может считаться цена товара на рынке третьей страны.  Данный метод получил название метода суррогатной страны. В этом случае сравнивается цена товара на рынке третьей страны и экспортная цена демпингового товара в стране-импортере.
  • Нормальной может считаться цена, которая учитывает себестоимость производства в стране происхождения с добавлением «разумной наценки» в возмещение расходов по продаже, а также прибыли в умеренном размере. В этом случае сравнивается такая цена и экспортная цена демпингового товара в стране-импортере.
  • Нормальной ценой (при отсутствии экспортных цен либо когда эти цены не фиксируются) считается средневзвешенная цена продаж независимому покупателю. Другими словами, в этом случае индивидуальная цена на одном рынке сравнивается со средневзвешенной ценой на другом;
  • Если товар поступает не из страны происхождения, а из промежуточной страны (транзитом через третью страну), в качестве нормальной может считаться цена, действующая в этой третьей — промежуточной — стране, стране экспорта;
  • Если товар поступает из страны, не являющейся страной происхождения, то в качестве нормальной может считаться цена на аналогичный/подобный товар в стране происхождения товара.

Цена считается  ниже нормальной, если она на иностранном рынке сравнимой цены на аналогичный товар — так говорится «Антидемпинговом кодексе» (ст. 2.1,2.6 АК).

     Однако  расчет демпингового компонента сам  по себе не достаточен. Антидемпинговые меры могут быть предприняты только в том случае, если демпинговая практика наносит ущерб промышленности страны-импортера. Поэтому сначала необходимо провести детальное расследование в соответствии с конкретными правилами. Оно должно включать все реальные экономические факторы, влияющие на состояние соответствующей отрасли промышленности страны-импортера. Если результаты расследования подтверждают, что демпинговая практика имеет место и тем самым нанесен ущерб национальной промышленности, компания-экспортер будет вынуждена повысить цены на свою продукцию до взаимно согласованного уровня и тем самым избежать антидемпинговых импортных пошлин.

     Действующие ныне правила приняты в ходе «уругвайского» раунда (1986–1994 гг.) переговоров по уточнению  Генерального соглашения с целью пересмотра Кодекса об антидемпинговых мерах, принятого в ходе «токийского» раунда (1973–1979 гг.). «Токийский» кодекс был подписан не всеми государствами-членами ГАТТ. Правила, принятые в ходе «уругвайского» раунда, являются составной частью соглашения ВТО и распространяются на все государства-члены. Антидемпинговое соглашение ВТО содержит:

  • более подробную методику расчета демпингового компонента;
  • более подробный порядок возбуждения и проведения антидемпинговых расследований;
  • правила и продолжительность применения антидемпинговых мер;
  • нормы работы арбитражных экспертных групп для использования при разрешении споров в антидемпинговой практике.

     В соглашении дано подробное описание процедуры возбуждения дел по случаям демпинговой практики, порядка проведения расследований и условий, необходимых для дачи показаний всеми заинтересованными сторонами. Срок действия антидемпинговых мер – пять лет с даты введения санкций, если дополнительное расследование не подтвердит, что отмена санкций чревата ущербом.

     Антидемпинговое расследование прекращается немедленно в случае, если проводящие его органы сочтут, что демпинговый компонент  незначителен (по определению, ниже 2% экспортной цены продукта). Соглашение содержит и  другие условия. В частности, расследование следует прекратить, если объем импортируемой продукции по демпинговым ценам незначителен (по определению, если объем импорта в данную страну составляет менее 3% от общего объема импорта этого вида продукции). Хотя расследование может быть продолжено в случае, если несколько стран, в каждой из которых объем импорта составляет менее 3%, в совокупности импортируют 7% или более от общего объема импорта данного вида продукции.

Информация о работе Демпинг и антидемпинговая политика