Ценообразование на мировом рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Вступление Российской Федерации в переходный период к рынку обусловило усиление значения цен и ценообразования в развитии экономики страны. Цены и ценообразование играют ключевую роль в рыночном механизме, однако ими необходимо умело управлять, не допуская стихийности процесса ценообразования и динамики цен.

Содержание

Введение 2
Ценообразующие факторы – важнейший элемент ценообразования 4
Спрос и предложение, как основной ценообразующий фактор 4

1.2 Ценообразование в зависимости от типа рынка 9

1.3 Виды цен в мировой торговле 13

2. Россия в системе мирового ценообразования 19

2.1 Ценообразование переходного периода 19

Заключение 22

Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

К.р.по МЭО.docx

— 45.41 Кб (Скачать)

   Замечено, что на рынке совершенной конкуренции  поставщики продукции (ими могут  быть как сами производители-экспортеры, так и их торговые агенты) стремятся  к максимизации удовлетворения потребительного  спроса. Конкурирующие фирмы-поставщики ориентируются на товары, произведенные  по более эффективным технологиям, а производители, на продажу товара по достаточно низкой цене с учетом своих издержек производства.

   На  практике к данному типу рынка (с  определенным резервом) можно отнести, например, международную торговлю различными товарами широкого потребления –  одеждой, обувью, табаком, сельхозпродукцией  и в т.ч. продовольствием и т.д.

   Рынок чистой монополии характеризуется наличием одного единственного поставщика товара. Ценообразование в этом случае диктуется монополистом, он контролирует все предложения, варьирует цены в зависимости от спроса и может вызывать изменения цен, манипулируя объемами производимой продукции, заранее заручается на рынках зарубежных стран эксклюзивным правом на поставку своей продукции, чем уже и юридически затрудняет проникновение конкурента.

   Монополист  в силу самой природы данного  рынка стремится установить цены на товар на наиболее высоком уровне по методу полных затрат, включающих издержки производства и желательную (для  производителя) прибыль. Существуют, однако, определенные установки, которых вынужден придерживаться монополист. Так, несмотря на единоличное присутствие на рынке, монополист, как правило, не назначает  наивысшую цену на товар, потому что, в конечном счете, общая прибыль  может быть меньше. Под диктовку монополиста происходит, такой оптимальный  подбор объемов производства и цен, чтобы совокупный доход был как  можно выше, который все же будет  ниже максимума прибыли на единицу  продукции. Это происходит, потому что  не все участники мирового рынка  имеют возможность приобрести товар  по наивысшей цене. Иногда применяется  ценовая дискриминация, означающая, что монопольный поставщик товара на международный рынок варьирует  цену на поставляемый товар в зависимости  от страны-импортера, точнее от финансовых возможностей импортера.

   Однако  при этом всегда имеется в виду, возможен ли дальнейший реэкспорт данной продукции. Дискриминационные цены, как правило, устанавливаются на изолированных рынках, исключающих  реэкспорт.

   В мировой практике в настоящее  время чистых монополистов сравнительно немного. В 70-80-е годы на мировом космическом  рынке чистым монополистом выступали  США через компанию НАСА, которая  полностью контролировала коммерческие запуски. Практически чистым монополистом является компания «Де Бирс» на рынке алмазов.

   Монополистическая конкуренция предполагает смешанный тип рынка – на данном рынке присутствуют, как правило, ряд крупных монополистов и значительное число менее сильных фирм, но которые занимают видное место. Характер ценообразования конкурентный, с приоритетом монополизма в пределах рынка дифференцированного фирменного продукта.

   Господство  крупных фирм одной страны на рынке  отдельных товаров ослабляется  натиском крупных монополистических  фирм другой страны, а также более  легковесных конкурентов, стремящихся  получить свою долю высокой прибыли. В случае взвинчивания цен со стороны  монополий всегда находятся конкуренты, способные дать более выгодные предложения, т.е. лучшие цены.

   Значительное  влияние на цены оказывает конкуренция  монополий, представляющих разные отрасли, предлагающие товары с различной  товароведческой характеристикой  и разными физическими свойствами, но которые используются для одной  и той же цели. В качестве примера  может служить конкуренция между  производителями-поставщиками металла  и пластмасс автомобилестроительным концернам.

   При формировании цен учитывается и  конкуренция товаров заменяющих по своим качествам традиционные. Например, компании Австралии и Англии, традиционно поставлявшие на мировой рынок шерсть, сталкиваются с серьезной конкуренцией со стороны производителей-поставщиков химических волокон.

   Рынок конкуренции немногих поставщиков, или  олигополия, характеризуется наличием нескольких крупных компаний производителей, обладающих значительными сегментами рынка, полностью или практически полностью обеспечивающих поставку товаров на мировой рынок. Между фирмами и странами-импортерами, как правило, существуют соглашения о сотрудничестве (разделении сферы влияния), зачастую фирмы обладают эксклюзивными правами на покупку стратегически необходимого сырья, вкладывают огромные средства на рекламные мероприятия.

   Практика  ценообразования на поставляемую продукцию  показывает, что любое крупное  решение, принимаемое экспортером, установление цены, определение объемов  производства, закупок, инвестиций и  т.д., требует взвешивания вероятной  реакции конкурентов. Важную роль в  плане сохранения компаниями статус-кво  играют неафишируемые для широкой публики неофициальные договоренности основных конкурентов. В ходе специальных переговоров достигаются соглашения о фиксировании цен, о разделе рынков сбыта, об объемах производства.

   Ценообразование имеет свои особенности для рынков разных отраслей, и анализ формирования цен на конкретные изделия, поставляемые на международный рынок, затруднен  из-за различий конструктивного характера, многообразия оборудования и т.д. Тем  не менее, поставщики аналогичной продукции  на мировой рынок имеют определенное представление о ценах конкурента. Как правило, уровень цен отражает конкретные производственные издержки с добавлением определенного  процента, с учетом конкретного рынка  сбыта, партнера, региона и т.д.

   1.3 Виды цен в мировой торговле

   Для современного мирового рынка характерно наличие большого количества различных  отраслевых рынков товаров и услуг, множественность цен. На практике цена на конкретную продукцию одного и  того же рынка может существенно  различаться. Поэтому при ценообразовании  учитывается характер сделки, диктующий  особенность назначения цены:

  • использование цен раздельных экспортных и импортных операций;
  • цены в условиях оплаты наличными;
  • цены, формирующиеся в рамках обычных коммерческих сделок.

   Цены, фиксируемые в рамках долгосрочных межгосударственных соглашений, будут  существенно отличаться от цен в  сделках, или от цен на товар, оплачиваемый путем сложных банковских операций, в условиях определенных валютных ограничений  и т.д.

   Поставщики  товара на внешний рынок встречаются  с существенными колебаниями  цен, предоставлением различных  скидок, приложением надбавок. Кроме  того, практически всегда цены на аналогичную  продукцию отличаются, т.к. разные поставщики поставляют товары различного качества, комплектации и т.п. Значительную долю в конечной цене составляют транспортные расходы.

   Для изучения и использования на практике ценовых показателей мирового рынка  необходимо знать основные источники  сведений о ценах. В настоящее  время созданы специальные банки  данных практически для всех товаров  и товарных групп по регионам и  временным периодам (для товаров  сезонных). Огромные возможности предоставляет  система компьютерных телекоммуникаций, позволяющая в считанные минуты получить ориентировку практически  на все поставляемые на мировой рынок товары. Однако механизм ценообразования остался старым: анализ спроса и предложения, проект цены, исходя из ситуации на рынке, и формирование контрактной цены в ходе непосредственных переговоров поставщика и покупателя

   Существует  несколько видов цен на мировых  рынках.

   Контрактная цена – это конкретная цена, которую согласовали между собой продавец и покупатель в ходе переговоров, которая, как правило, ниже цены предложения поставщика. Контрактная цена действительна на весь период действия контракта, если ее не подвергли пересмотру в ходе выполнения поставок. Контрактные цены нигде не публикуются, ибо они представляют коммерческую тайну. В принципе, контрактные цены на определенный товар в определенном регионе и при наличии небольшого круга продавцов и покупателей известны. Практическая задача состоит в сборе информации и создании банка данных.

   Справочные  цены – это цены продавца, публикуемые в специализированных изданиях, бюллетенях, а также в периодической литературе, в газетах, журналах, в каналах компьютерной информации. Круг товаров, попадающих в ценовые справочники, в основном охватывает внебиржевые сырьевые товары и полуфабрикаты (нефть и нефтепродукты, черные металлы, удобрения и т.д.). В настоящее время справочная литература по ценам на внебиржевые товары получила очень большое распространение. Так, экспортер нефтепродуктов ориентируется на ежедневные котировки цен, подтоварные и региональные – публикуемые в справочниках, которые можно получать ежедневно через интернет. Однако следует иметь в виду, что между ценами, публикуемыми в справочных изданиях, и фактическими ценами сделок существует определенный зазор. Как правило, справочные цены несколько завышены. Справочные цены не реагируют быстро на изменения конъюнктуры или на какие-либо политические события, за исключением, может быть, цен на нефть – товар весьма специфичный. Вместе с тем, они отражают динамику цен на данном рынке и тенденции.

   Биржевые  цены – это цены на товары, торговля которыми производится на товарных биржах. К биржевым товарам относятся в основном сырьё и полуфабрикаты. Цены на биржевые товары оперативно отражают все изменения, происходящие на рынке данного товара. Малейшие изменения в ту или иную сторону конъюнктуры рынка моментально сказываются на биржевых котировках. Это объясняется тем, что сами биржевые котировки являются фактическими ценами сделок именно в данный момент. Однако, биржевые котировки не отражают в себе другие инструменты международной торговли: условия поставки, платежа и т.д. Существует определенный регламент работы биржи и участия в ее работе. Биржи функционируют ежедневно, и котировочная комиссия регистрирует и публикует котировочные цены в специальных бюллетенях. Котировки бывают двух видов: срочные котировки (фьючерсы) на товары, отсутствующие на данный момент, с условиями поставки через определенное время и котировки на реализуемые товары. Как показывает практика, биржевые котировки, довольно остро реагируя на различные внешние раздражители, все-таки не могут отражать действительные тенденции в движении цен. Зачастую на биржах проводятся операции, носящие откровенно спекулятивный характер.

   В международной внешнеторговой практике специалисты ориентируются на котировки  наиболее известных, хорошо зарекомендовавших  себя бирж, имеющих персонал исключительно  высокой квалификации, таких, как  Лондонская биржа металлов, Чикагская  биржа, занимающаяся котировками и  продажами зерновых, Нью-йоркская биржа  хлопка.

   Цены  аукционов – показывают цены, полученные в результате торгов. Это реальные цены, отражающие спрос и предложение в данный временной период. Аукционный вид торговли является достаточно специфичным. На аукционных торгах, например, продается и покупается пушнина, животные, предметы искусства.

   Статистические  внешнеторговые цены – публикуются в различных национальных и международных статистических справочниках. Данные цены, появляющиеся в подобных изданиях, определяются путем деления стоимости экспорта или импорта на объем закупленной или поставленной продукции. Эти цены не показывают конкретную цену конкретного товара. С точки зрения их практического применения они интересны для понимания общей динамики внешней торговли той или иной страны, для статистических расчетов, используются как приблизительный ориентир. В процессе согласования цен экспортер и импортер, основываясь на собственном анализе данных о положении на рынке товара, приступают к переговорам, заранее зная, на какие уступки они могут пойти. В мировой практике ведения внешней торговли известно большое количество различных скидок. Ценовые скидки – метод уторговывания цены с учетом состояния рынка и условий контракта. По оценкам специалистов, существуют около 40 различных видов ценовых скидок и надбавок. К наиболее распространенным относятся следующие:

  • скидка продавца, когда за объем единовременной покупки (партии) или за устойчивость покупок экспортер в процессе торга предоставляет скидку в зависимости от ситуации на конкретном рынке. Может достигать 20-30% к первоначальной цене;
  • скидка для эксклюзивного импортера, фирма-импортер является единственным поставщиком товара в страну или регион, добивается наилучших условий для продажи этого товара, по существу помогает экспортеру закрепиться на рынке данной страны. Достигает 10-15% от первоначальной цены. Практикуется в условиях рынка монопольной конкуренции;
  • скидка «сконто», в случае осуществления импортером предоплаты, полной или частичной, за поставляемый товар. Как правило, такая скидка предоставляется и в случае прямого банковского перевода денег при оформлении товарных накладных;
  • скидка традиционному партнеру (или бонусная), как правило, предоставляется импортеру, длительное время работающему на рынке с одним и тем же экспортером. В данном случае экспортер уверен в своем партнере- покупателе с точки зрения правильного и своевременного выполнения контрактных обязательств; скидка предоставляется, как правило, на годовой объем продаж товара. Характерна, в первую очередь, для рынка совершенной конкуренции;
  • скидки за покупку внесезонного товара, как правило, предоставляется на рынках сельхозпродукции, одежды, обуви и др.
  • дилерская скидка, предоставляется оптовым и розничным торговцам, агентам и посредникам. Эта скидка должна покрывать расходы дилеров на продажу и сервис и обеспечивать им определенный размер прибыли.

Информация о работе Ценообразование на мировом рынке