Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 18:41, курсовая работа
Вступление Российской Федерации в переходный период к рынку обусловило усиление значения цен и ценообразования в развитии экономики страны. Цены и ценообразование играют ключевую роль в рыночном механизме, однако ими необходимо умело управлять, не допуская стихийности процесса ценообразования и динамики цен.
Введение 2
Ценообразующие факторы – важнейший элемент ценообразования 4
Спрос и предложение, как основной ценообразующий фактор 4
1.2 Ценообразование в зависимости от типа рынка 9
1.3 Виды цен в мировой торговле 13
2. Россия в системе мирового ценообразования 19
2.1 Ценообразование переходного периода 19
Заключение 22
Список литературы 24
Введение
1.2 Ценообразование
в зависимости от типа рынка
1.3 Виды цен
в мировой торговле
2. Россия в системе
мирового ценообразования
2.1 Ценообразование
переходного периода
Заключение
Список литературы
Вступление Российской Федерации в переходный период к рынку обусловило усиление значения цен и ценообразования в развитии экономики страны. Цены и ценообразование играют ключевую роль в рыночном механизме, однако ими необходимо умело управлять, не допуская стихийности процесса ценообразования и динамики цен.
Переход
к рыночной экономике потребовал
новых методов, принципов и подходов
к ценообразованию и
Цена
– сложная экономическая
Ценообразование – процесс формирования цен на товары и услуги. В принципиальном плане процесс ценообразования на внутреннем и внешнем рынках схож, однако деятельность на внешнем рынке осложняется наличием гораздо большего числа продавцов и покупателей, более острой конкуренцией.
Для
системы ценообразования в
Ценообразование на различных типах рынков проводится по методике, приемлемой для каждого из четырех видов рынка, каждый из которых ставит свои проблемы в области ценообразования и от которых зависит ценовая политика стран-участников мировой торговли.
При анализе процессов,
В
современных условиях одной из важных
проблем развития конкуренции на
мировом рынке товаров и услуг,
а также повышения их конкурентоспособности,
является изучение факторов, влияющих
на конкурентоспособность
1. ЦЕНООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ – ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
1.1 Спрос и предложение, как основной ценообразующий фактор
Ценообразование на мировых товарных рынках происходит под воздействием факторов, оказывающих влияние на формирование цен. От цен зависит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи товара, какие нет, каков уровень доходов, прибыли и куда будут направлены ресурсы, возникнут ли стимулы для дальнейшего расширения внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
В условиях рыночной экономики ценообразование во внешней торговле, также как и на внутреннем рынке, осуществляется под воздействием конкретной рыночной ситуации. В принципиальном плане понятие цены сходно и для характеристики внутреннего рынка, и для характеристики внешнего. Цена в международной торговле – это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель.
Совпадение этих двух требований зависит от многих условий, получивших название «ценообразующих факторов». По характеру, уровню и сфере действия они могут быть разграничены на пять групп:
1. Общеэкономические,
т.е. действующие независимо
2. Конкретно
экономические, т.е.
3. Специфические, т.е. действующие только в отношении некоторых видов товаров и услуг:
4. Специальные, т.е. связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов:
5. Внеэкономические: политические, военные.
В
условиях рыночного хозяйства
Спрос определяется объемом покупательной способности населения, фирм, стран, заинтересованных в покупке данного товара.
Предложение выступает, как способность всех производителей дать на рынок необходимое количество товара, способное удовлетворить сложившийся на него спрос.
Соотношения спроса и предложения в условиях мирового рынка ощущаются субъектами внешней торговли гораздо острее, нежели поставщиками продукции на внутреннем рынке. Участник международной торговли сталкивается на рынке с большим числом конкурентов, чем на рынке внутреннем. Он обязан видеть перед собой мировой рынок, постоянно сравнивать свои издержки производства не только с внутренними рыночными ценами, но и с мировыми. Значительно больше на международном рынке и покупателей. Кроме того, в рамках мирового рынка факторы производства менее мобильны. Свобода передвижения товаров, капитала, услуг и рабочей силы значительно ниже, чем в рамках одного конкретного государства. Их перемещение сдерживается национальными границами, отношениями в валютной сфере, что противодействует выравниванию затрат и прибыли. Все это не может не отражаться на формировании мировых цен.
Под
мировыми ценами понимаются цены крупных
экспортно-импортных сделок, заключаемых
на мировых товарных рынках, в основных
центрах мировой торговли. Мировой
товарный рынок – совокупность устойчивых,
повторяющихся операций по купле-продаже
данных товаров и услуг, имеющих
организационные международные
формы (биржи, аукционы), или выражающиеся
в систематических экспортно-
Практически на цену предлагаемого товара, со стороны спроса влияет:
Со стороны предложения, составляющие ценообразующие факторы это:
Общим фактором является замещаемость предлагаемого к реализации товара другим, удовлетворяющим покупателя. На уровень мировых цен воздействуют валюта платежа, условия расчета и некоторые другие, как экономические, так и внеэкономические факторы.
На мировом рынке возможны случаи т.н. «искажения соотношения спроса и предложения». В случае огромного спроса, может возникнуть ситуация, при которой на рынок будет выброшен товар, произведенный в наихудших условиях по национальной цене, которая по существу и будет какое-то время определять мировую цену, и которая наверняка будет весьма высокой. И наоборот, нередко предложение значительно превышает спрос. Тогда основной объем продаж приходится на те субъекты международной торговли, условия производства в которых наилучшие, а цены ниже.
В
последние десятилетия важную роль
в ценообразовании на товары в
мировой торговле, занимают сопутствующие
услуги, оказываемые производителем
и поставщиком какого-либо товара
импортеру или конечному
Также на мировые цены воздействует развитие науки и новые технологии, оказывая влияние на совершенствование качественных характеристик товара. Внедрение новых технологий повышает производительность труда, эффективность производства, снижает затраты труда. В условиях НТР в абсолютном выражении цена растет практически для всех групп товаров. Однако с учетом т.н. полезного эффекта (например, возрастает скорость, надежность и т.д.) относительная стоимость товара, а значит, и его цена для потребителя снижается.
При
анализе цен следует учитывать
и движение экономического цикла, что
в сфере международных
Необходимо
отметить, что в зависимости от
вида товаров и товарных групп
динамика изменения цен отличается.
Так, при изменении конъюнктуры
наиболее резко и быстро меняются
цены практически на все виды сырья,
медленнее реакция
1.2 Ценообразование в зависимости от типа рынка
Не менее важное значение при ценообразовании в мировой торговле имеет тип рынка. Экономисты различают четыре типа рынков в зависимости от степени свободы конкуренции:
Прежде всего, эти рынки отличаются друг от друга количеством субъектов торговли. Это очень сильно влияет на механизм ценообразования.
Рынок совершенной конкуренции характеризуется, прежде всего, очень большим числом субъектов внешней торговли (покупателей и продавцов) и сравнительно однородным характером поставляемой продукции. Под воздействием спроса и предложения цены имеют тенденцию к сближению, т.е. в данном регионе, в данный временной промежуток цены практически одинаковы. Согласно практическим наблюдениям, в условиях данной рыночной модели стремление каждого экспортера к получению максимальной прибыли приводит к снижению цены на товар. Для сохранения своих позиций на рынке экспортер прибегает к скидкам, который не столь значителен 3-5%. Выигрыш экспортера – в возрастающих объемах поставок.