Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:00, курсовая работа
Цель исследования-проследить эволюцию германской модели борьбы с терроризмом , выявить ее основные закономерности и характерные черты.
Проблема исследования-понять, насколько эффективной является германская модель борьбы с терроризмом, и выявить, целесообразно ли использовать германский опыт решения данной глобальной проблемы.
Введение. С.3-5.
Глава 1.
1.1 Зарождение террористических групп в ФРГ. С.6-8.
1.2 Фракция Красной Армии. Левацкие террористические
организации 1968-98 гг. С.8-13.
1.3 Борьба с внутренним терроризмом в ФРГ 1970-1990-е гг. С.13-19.
Глава 2.
2.1 Борьба с международным терроризмом в ФРГ при канцлере Шредере. С.19-22.
2.2 Контртеррористическая политика правительства Ангелы Меркель. С.22-25.
Заключение. С.25-26.
Список литературы и источников. С.27.
Оглавление.
Введение.
Глава 1.
1.1 Зарождение
террористических групп
в ФРГ.
1.2 Фракция Красной Армии. Левацкие террористические
1.3 Борьба с внутренним терроризмом в ФРГ 1970-1990-е гг. С.13-19.
Глава 2.
2.1 Борьба с международным терроризмом в ФРГ при канцлере Шредере. С.19-22.
2.2 Контртеррористическая политика правительства Ангелы Меркель. С.22-25.
Заключение.
Список
литературы и источников.
Введение.
В третье тысячелетие человечество вступило с острым ощущением новых забот и тревог за свою безопасность. Мировое сообщество столкнулось с небывалыми вызовами и угрозами, среди которых особую опасность представляет терроризм. Само по себе это явление не новое, но именно в последние годы терроризм превратился в глобальный политический фактор. В этих условиях, когда для борьбы с глобальной угрозой необходимо широкое международное сотрудничество, особое значение принимает приобретенный в ходе контртеррористической борьбы опыт отдельных государств мира.
В этом контексте актуальность темы курсовой работы определяется тремя аспектами: политическим, научным и практическим.
В политическом отношении важно подчеркнуть ведущую роль Германии в европейской политике. Накопленный Германией серьезный инструментарий борьбы с терроризмом резко поднимает ее авторитет в международном сообществе. С этой точки зрения возрастает значение обобщения и анализа германской модели противостояния терроризму.
С научной точки зрения актуальность работы определяется тем, что, хотя проблеме терроризма в целом уделяется большое внимание в литературе и СМИ, освещенность темы германского опыта борьбы с этой глобальной угрозой недостаточна. Как правило, борьба с терроризмом рассматривается в отрыве от исторического и социального контекста.
С практической точки зрения актуальность исследования обусловлена тем, что несмотря на то, что современные государства мира и их спецслужбы накопили определенный опыт борьбы с терроризмом и другими экстремистскими силами, опыт ФРГ, ее правоохранительных органов, разведки и контрразведки, которые были пионерами в этой сфере, заслуживает внимания.
Объектом исследования является политика обеспечения безопасности от терроризма в Германии.
В качестве предмета исследования рассматривается комплекс антитеррористических мер, предпринятых правительством Федеративной Республики Германия в период от зарождения экстремистских группировок левацкого терроризма ( конец 1960-гг.) до конца 2000-гг.в борьбе против международного терроризма.
Цель исследования-проследить эволюцию германской модели борьбы с терроризмом , выявить ее основные закономерности и характерные черты.
Проблема исследования-понять, насколько эффективной является германская модель борьбы с терроризмом, и выявить, целесообразно ли использовать германский опыт решения данной глобальной проблемы.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи исследования:
Хронологические рамки исследования. В работе рассматривается период 1970-2000 гг., при этом работа в соответствии с периодизацией разделена на две главы.
Первая посвящена борьбе с внутренним терроризмом в 1970-1998 гг. В этот период времени главной террористической угрозой для германского общества были левацкие террористические организации, такие как РАФ ( «Фракция Красной армии»). В этот период происходит становление «базовой» системы борьбы с терроризмом, позволившей к 1998 году победить РАФ.
Вторая глава посвящена борьбе с международным терроризмом в 1998-2010 гг. В ней речь идет о реакции правительства и общества ФРГ на новый вызов-глобальный терроризм. Это потребовало соответствующих изменений в устоявшейся модели антитеррористического противостояния.
В работе над исследованием использовались следующие виды источников:
Работы отечественных и зарубежных авторов не освещают полностью проблему борьбы с терроризмом в ФРГ в период от его возникновения до современности. Это обстоятельство потребовало использования комплекса работ, каждая из которых затрагивает какой-либо важный аспект, связанный с проблемой исследования.
Одни авторы (такие как, например, А.Козловский) рассматривают борьбу с терроризмом через призму юриспруденции и законов, а также трансформацию уголовно-процессуальной системы. По мнению А.Козловского «Поддержка со стороны законодателя в виде принятия соответствующих более жёстких и взвешенных законов по усилению ответственности за указанные действия и преступления, большое внимание к обеспечению разведки и контрразведки всем необходимым для такого рода деятельности, а также к вспомогательным силовым средствам в лице полиции и пограничной службы страны, оснащение спецслужб ФРГ современными техническими средствами во многом(….) способствовали изменению ситуации в стране, когда обстановка из кризисной с существованием практически неуправляемого чрезвычайного положения благодаря предпринятым мерам, не в последнюю очередь агентурно-оперативным, была в основном нормализована.».8 Работа этого автора позволила подробнее рассмотреть трансформацию уголовно-процессуальной системы ФРГ для борьбы с терроризмом.
Работы других авторов (таких как, например Б.Петерс), посвященные истории зарождения, возникновения и развития внутреннего терроризма в Германии, позволили проследить изменения, происходившие в террористической среде ФРГ, понять причины возникновения экстремистских организаций, их идеологию, цели и ориентацию.
Работы молодых отечественных исследователей (такие как, например В. Павлова) большее внимание уделяющих борьбе против международного терроризма в годы правления канцлеров Г.Шредера и А.Меркель, позволили рассмотреть новые точки зрения на эффективность современной германской модели противостояния терроризму и на проблемы, связанные с неоднозначной оценкой политики безопасности в обществе.
Таким образом,
комплекс источников и литературы,
использованных при написании работы,
полностью охватывает вышеуказанный хронологический
период и соответствует цели и задачам
исследования.
1.1 Зарождение террористических групп в ФРГ.
Экстремистские движения начали зарождаться в ФРГ с середины 1950-х годов и постепенно оформились в две ветви: праворадикальные силы и так называемые левые экстремисты.
Возрождение правых
сил в ФРГ произошло несколько позже, чем
в других европейских странах в определённой
степени из-за нацистского прошлого Германии
и действовавших в стране законов, запрещавших
любое возрождение нацизма. Однако затем,
начиная с 50-х годов прошлого века, в ФРГ
была создана разветвлённая сеть ультраправых
организаций и объединений, самыми массовыми
из которых являлись неонацистские партии
и группировки, а также реваншистские
“союзы”, “землячества” и милитаристские
организации. В 80-е годы потенциал националистических
организаций в ФРГ продолжал расти. На
политической арене всё громче заявлял
о себе “Немецкий народный союз”. Этот
союз, созданный в 1985 г., выдвинул программу
образования единого немецкого государства
на основе объединения ФРГ, ГДР и Австрии.
При этом опасность представляли не только
претензии неонацистов на участие в политическом
руководстве страной, но и их попытки поколебать
законность и конституционный порядок
любыми средствами, включая террор.
В 1980 г. в ФРГ существовало 69 правоэкстремистских
организаций, которые насчитывали примерно
20 тыс. чел. Всего в ФРГ регулярно выходило
92 газеты и журнала неонацистского содержания,
недельный тираж которых превышал 174800
экз.
По отчёту МВД ФРГ по количеству акций
неонацистов прослеживается тенденция
к их увеличению (1976 г. – 319, 1977 г. – 616, 1978
г. – 992, 1979 г. – 1484)9.
Речь шла о надругательствах над мемориальными
памятниками жертвам фашизма, еврейскими
кладбищами и синагогами, расклейке листовок,
вывешивании фашистских знамён, демонстрациях
в нацистской униформе и т.д. Правыми экстремистами
было совершено 117 преступлений, связанных
с применением насилия (52 – в 1976 г., 40 –
в 1977 г., 25 – в 1978 г.), в том числе 3 взрыва,
поджог, 26 случаев тяжких увечий.10
Ещё до появления левого экстремизма
в ФРГ после войны зародилось коммунистическое
движение. После крушения фашизма коммунисты
имели моральное преимущество перед другими
политическими силами. Коммунистическая
партия Германии (КПГ) была зарегистрирована
во всех оккупационных зонах и могла участвовать
в выборах. В западных зонах коммунисты
входили во все земельные правительства,
даже имели своих министров.
Однако ориентация на СССР привела сначала
к потере влияния КПГ в массах, а затем
и к её запрету в августе 1956 г. Была также
запрещена молодежная организация КПГ
“Свободная немецкая молодёжь”.
Приблизительно в это же время зарождаются
левоэкстремистские силы, объединившиеся
в такие организации, как группировки
анархистов, троцкистов, независимую рабочую
партию Германии, рабочую партию, независимую
социал-демократическую партию Западного
Берлина.
Активность левых сил с середины 50-х до
середины 60-х годов была минимальной. В
середине 60-х годов наступило заметное
оживление, стало нарастать студенческое
движение.
В 1968 г. была создана коммунистическая
партия Германии (марксисты-ленинцы), в
1970 г. – коммунистическая партия Германии,
в 1973 г. Коммунистический союз Западного
Берлина. В 1969 г. Была создана существующая
и поныне Германская коммунистическая
партия (ГКП).
Следует, однако, отметить, что в Западной
Германии эти партии, часто без достаточных
на то оснований, причисляли к экстремистским.
«Настоящий» левацкий терроризм берёт
своё начало в студенческом движении протеста
конца 60-х годов, вызванного тем обстоятельством,
что после прихода к власти в ФРГ коалиционного
правительства социал-демократов и либералов
стала очевидной неизменность взглядов
правящих кругов на систему безопасности
в ФРГ. Это побудило непримиримое меньшинство
объявить войну обществу. Начались поджоги,
взрывы с человеческими жертвами, похищения
людей, ответственность за которые взяли
на себя “Фракция Красной Армии”, “Революционные
ячейки” и “Движение 2 июня”.
Общим для левацких групп и организаций
являлось стремление соблюдать все правила
конспирации и дисциплины, быть готовыми
к нелегальным условиям работы, тактическая
линия на внедрение в профсоюзы, занятие
позиций в учебных заведениях. Это обстоятельство
было главным при решении вопроса об активном
использовании спецслужб в их разработке
и в целом в борьбе с ними. В 1972 г. численность
левых организаций достигла 15 тыс. чел.11
Одновременно с этим членам этих организаций
их руководством внушалась необходимость
тщательной подготовки открытых столкновений
с полицией, активное участие в массовых
мероприятиях. Источники финансирования
их деятельности были малоизвестны. Предполагалось,
что названные организации получают значительные
суммы от состоятельных писателей и адвокатов,
сочувствующих им. Кроме того, представители
этих организаций, занимая позиции, например,
в высших учебных заведениях, имели возможности
использовать государственные средства
для оказания помощи своим организациям.
Согласно данным опроса общественного
мнения в высших учебных заведениях ФРГ,
проведённого институтом демоскопии,
в 1967 г. четвёртая часть всех студентов
ФРГ принадлежала к “студенческим организациям”,
являвшихся базой для террористических
групп, почти столько же находилось в конфессиональных
объединениях и кружках “по интересам”.
В организациях самоуправления состояло
40% всех учащихся, а студенческие политические
объединения в 1967 г. насчитывали 10080 чел.,
то есть 3,7% молодёжи.12
Постепенно конфессиональные и чисто
студенческие объединения уходили на
второй план. Этот процесс был связан с
осознанием ими невозможности проведения
реформы высшего образования, опираясь
только на студенческих функционеров
и в рамках традиционных неполитических
организаций. Тон начали задавать левацкие
политические группы, готовые поддержать
любую инициативу и не требующие членских
взносов. Стали появляться так называемые
группы Прово (Provo-Gruppen), девизом которых
было “надо быть в оппозиции ко всему”
(конституции, капиталистической системе,
полиции и т.д.).
Таким образом, студенческое движение
и внепарламентская оппозиция являлись
прародителями терроризма в Германии,
которые предопределили появление из
этой среды РАФ (“Красных бригад” – Rote
Armee Fraktion).
Информация о работе Борьба с международным терроризмом в ФРГ при канцлере Шредере