Аукционная торговля: понятие, особенности, этапы, назначение

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение понятия, особенностей, этапов и значения аукционной торговли.

Задачи:

раскрыть основы аукционной торговли;
рассмотреть мировой и российский опыт проведения аукционов.

Содержание

Введение 3
1. Основы аукционной деятельности 4
1.1. Понятие аукционов и их сущность 4
1.2. Виды аукционов и их особенности 7
1.3. Этапы проведения аукционов 13
2. Мировой и российский опыт проведения аукционов 14
2.1. Международные аукционы 14
2.2. Российский опыт проведения аукционов 18
2.3. Правовая основа и порядок проведения в Российской Федерации открытых аукционов в электронной форме (Интернет-аукционов)
28
3. Зарубежный и российский опыт использования лесных аукционов 34
3.1. Зарубежный опыт использования лесных аукционов 34
Заключение 35
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 279.50 Кб (Скачать)

      Аукционные  торги применяются в Российской Федерации не только в отношении сырьевых товаров и племенных животных, но и в отношении земельных участков24, при продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов25, в отношении прав заключения договоров о развитии застроенной территории26, прав пользования участками земных недр27 и т.д.

      В российском законодательстве, подзаконных  актах и приказах профильных министерств  и агентств закреплены общие понятия  об аукционах и все дополнительные параметры, в числе которых способы их претворения в жизнь.

     Процедура проведения аукционов в Российской Федерации наиболее полно регламентирована Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»28. Под аукционом на право заключить государственный или муниципальный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта. Аукцион при этом может быть открытым или закрытым. Рассмотрение заявок на участие в аукционе и отбор участников аукциона осуществляется аукционной комиссией29. Заказчик вправе размещать заказ путем проведения открытого аукциона, в том числе в электронной форме. Заказчик вправе размещать заказ путем проведения закрытого аукциона исключительно в случае размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации об аукционе или в проекте государственного контракта.

     В случае если начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта (цена лота) не превышает один миллион рублей, открытый аукцион может проводиться в электронной форме на сайте в сети "Интернет". Аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении открытого аукциона, на "шаг аукциона". "Шаг аукциона" устанавливается в размере пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении аукциона. В случае, если после троекратного объявления последнего предложения о цене контракта ни один из участников аукциона не заявил о своем намерении предложить более низкую цену контракта, аукционист обязан снизить "шаг аукциона" на 0,5 процента начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), но не ниже 0,5 процента начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). Аукционист выбирается из числа членов аукционной комиссии путем открытого голосования членов аукционной комиссии большинством голосов.

     Аукцион проводится в следующем порядке.

     На  первом этапе  аукционная комиссия непосредственно перед началом проведения аукциона регистрирует участников аукциона, явившихся на аукцион, или их представителей.

     Второй  этап – непосредственно проведение аукциона. Аукцион начинается с объявления аукционистом начала проведения аукциона (лота), номера лота, предмета контракта, начальной (максимальной) цены контракта (лота), "шага аукциона", наименований участников аукциона и т.д. Участник аукциона после объявления аукционистом начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) и цены контракта, сниженной в соответствии с "шагом аукциона", поднимает карточки в случае, если он согласен заключить контракт по объявленной цене. Аукционист объявляет номер карточки участника аукциона, который первым поднял карточку после объявления аукционистом начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) и цены контракта, сниженной в соответствии с "шагом аукциона". Аукцион считается оконченным, если после троекратного объявления аукционистом цены контракта ни один участник аукциона не поднял карточку. В этом случае аукционист объявляет об окончании проведения аукциона (лота), последнее и предпоследнее предложения о цене контракта, номер карточки и наименование победителя аукциона и участника аукциона, сделавшего предпоследнее предложение о цене контракта. Победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта.

     Третий  этап - заключение государственного или муниципального контракта по результатам аукциона30. Контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона, а при проведении закрытого аукциона - со дня подписания протокола аукциона. При этом контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона и документации об аукционе, по цене, предложенной победителем аукциона, либо в случае заключения контракта с участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, по цене, предложенной таким участником.

     В соответствии с Федеральным законом  «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» утвержден перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки которых осуществляется путем проведения аукциона31. В этом перечне указаны такие товары, как продукция сельского хозяйства; продукция охотничьего промысла; продукция лесного хозяйства и лесозаготовок; продукция рыболовства, рыбопитомников и рыбных ферм; мех и изделия из меха; кожа; древесина, изделия из древесины, пробки, соломки и плетенки;  целлюлоза, бумага, картон и изделия из них и др.

      Правительством  Российской Федерации вводятся количественные ограничения экспорта и импорта (общая квота). Квота - это доля общей квоты, определяемая Министерством промышленности и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с целью размещения и продажи на конкурсе или аукционе. Способ размещения (конкурс или аукцион) экспортных или импортных квот определяется Правительством Российской Федерации при принятии решения о введении количественных ограничений экспорта и импорта. Согласно статье 23 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «при принятии решения о введении квоты Правительство Российской Федерации определяет метод распределения квоты и в соответствующем случае устанавливает порядок проведения конкурса или аукциона. Распределение квоты основывается на равноправии участников внешнеторговой деятельности в отношении получения квоты и их недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке»32. Система внешнеторговой информации включает в себя, в числе прочих, сведения о российских лицах и об иностранных лицах, получивших квоты и лицензии33.

     Постановлением  Правительства Российской Федерации  от 31 октября 1996 г. № 1299 «О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже квот при введении количественных ограничений и лицензировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации»34 утверждено Положение о порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот при введении Правительством Российской Федерации количественных ограничений, которое определяет порядок проведения аукционов по продаже экспортных и импортных квот в пределах общей квоты, введенной в установленном порядке Правительством Российской Федерации.

     Аукционная  продажа квот производится российскими товарными биржами  на основании соглашения о взаимодействии между этими биржами и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. Объявление о проведении аукциона должно быть сделано биржей не менее чем за 30 дней до его проведения.

     При организации и проведении аукционов:

  1. биржам запрещается осуществлять координацию деятельности между участниками аукциона, которая имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции;
  2. все участники аукциона должны быть ознакомлены с правилами аукциона в приемлемый срок до начала его проведения;
  3. исключение из состава участников лиц, имеющих право участвовать в аукционе, может быть осуществлено только в случаях нарушения ими установленных правил проведения аукциона;
  4. ни одному из участников аукциона не могут быть созданы преимущественные условия, в том числе по доступу к конфиденциальной информации и по уменьшению платы за участие в аукционе;
  5. в аукционе должны участвовать не менее 3 лиц и/или групп лиц;
  6. одно лицо (группа лиц) не может в ходе одного аукциона приобрести более 35 процентов объема квоты, выставляемой на продажу;
  7. биржи обязаны: не разглашать коммерческую тайну участников аукциона; направлять в Комиссию и предоставлять участникам аукциона достоверную информацию о проведении аукциона; до начала торгов утвердить правила их проведения и направить их в Комиссию.

     Нарушение этих правил является основанием для  признания аукциона несостоявшимся. Квоты, проданные на аукционе, который  признан несостоявшимся, считаются неиспользованными и размещаются для их последующей продажи. Комиссия исходя из специфики товара, выставляемого на аукцион, и особых условий экспорта или импорта (международные обязательства Российской Федерации и другие аналогичные причины) может определять круг участников внешнеторговой деятельности, допускаемых к аукциону. На основании поступивших заявок и оценки эффективности ранее проведенных биржами аукционов Комиссия определяет объемы квот для аукционной продажи на биржах, устанавливает стартовую цену лотов, информирует заинтересованные биржи о выделенных им для продажи квотах и одновременно доводит эти сведения до уполномоченных Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в соответствующих регионах35.

     Победитель  аукциона и руководство биржи подписывают в день проведения аукциона протокол о его результатах, который имеет силу договора. Победителю аукционной продажи квот Министерство промышленности и торговли Российской Федерации через своего уполномоченного в соответствующем регионе выдает сертификат на основании банковского подтверждения об оплате аукционной стоимости лота в срок не более 10 банковских дней со дня проведения торгов. По истечении этого срока лот выставляется для повторной аукционной продажи. Выдача лицензии победителю аукциона осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации на основании полученного им сертификата и заявления экспортера или импортера на один вид товара в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

     Законодательством Российской Федерации предусмотрены  аукционы по продаже права на заключение договора о закреплении долей  квот добычи (вылова) водных биоресурсов, договора пользования водными биоресурсами, отнесенными к объектам рыболовства36. В качестве организатора таких аукционов выступает федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства или на основании договора с ним специализированная организация. Постановлением Правительства РФ от 12.08.2008 № 602 утверждены Правила проведения аукционов по продаже промышленных квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и долей в общем объеме квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства.

     В Перечне товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки которых осуществляется путем проведения аукционов37 названы и услуги связи. Согласно статье 31 Федерального закона Российской Федерации «О связи»38, аукционы, наряду с конкурсами, являются одним из способов получения лицензии в области связи. Лицензии выдаются по результатам аукциона в случае, если:

  1. услуга связи будет оказываться с использованием радиочастотного спектра, а государственная комиссия по радиочастотам установит, что доступный для оказания услуг связи радиочастотный спектр ограничивает возможное количество операторов связи на данной территории;
  2. на территории имеются ограниченные ресурсы сети связи общего пользования, в том числе ограниченный ресурс нумерации, и федеральный орган исполнительной власти в области связи устанавливает, что количество операторов связи на данной территории должно быть ограничено.

     Организация проведения торгов на получение лицензий в области связи возложено  на Федеральную службу по надзору  в сфере массовых коммуникаций, связи  и охраны культурного наследия39.

     Статьей 46.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации40 установлен порядок организации и проведения аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории. Аукцион на право заключить договор о развитии застроенной территории является открытым по составу участников и форме подачи заявок. Решение о проведении аукциона принимается главой местной администрации, который и выступает в качестве организатора проведения аукциона. Организатор определяет начальную цену предмета аукциона, сумму задатка и существенные условия договора. Организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, форму и сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона"). "Шаг аукциона" устанавливается в пределах от одного процента до пяти процентов начальной цены предмета аукциона. Организатор аукциона не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона должен опубликовать извещение о проведении аукциона, а также разместить указанное сообщение на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет". Для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок документы, в числе которых

  1. заявка на участие в аукционе по установленной форме с указанием реквизитов счета для возврата задатка в случае установления органом местного самоуправления требования о внесении задатка для участия в аукционе;
  2. выписка из единого государственного реестра юридических лиц - для юридических лиц, выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуальных предпринимателей и др. документы.

Информация о работе Аукционная торговля: понятие, особенности, этапы, назначение