Афганский вопрос в системе международных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 23:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование роли Афганистана в системе международных отношений и рассмотрение того, как ситуация в Афганистане влияет на стабильность всего мира.

Задача исследования состоит в том, чтобы выяснить:

- как война с СССР повлияла на стабильность в Афганистане и во всем мире в целом;

- откуда появилось движение талибан и какую угрозу они несут миру;

- как связаны события 11 сентября 2004 года и ситуация в Афганистане;

- способы решения Афганского вопроса мировыми сообществами и результаты этой борьбы;

Содержание

Введение 3-6

Гл.1. Афганистан во время и после войны с СССР 7-9

Гл 2. Режим движения Талибан в Афганистане в 1996-2001гг 10-14

Гл 3. События 11 сентября 2001г. и ситуация в Афганистане 15-18

Гл 4. Международный антитеррористический фронт в Афганистане и установление режима военного протектора США в 2001-2007гг. 19-29

Гл 5.Уроки конфликта в Афганистане для глобальной безопасности 30-32

Заключение 33-34

Список использованной литературы 35

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

      К концу октября – началу ноября командование коалиции прибегает к  использованию новых видов штурмового вооружения, в частности, кассетных  бомб, и организует рейды сил специального назначения вглубь талибских позиций. К тому же более активно включается в конфликт Северный Альянс, которому была отведена роль передовых сил коалиции при осуществлении наземных операций. На этом этапе операции был разработан и осуществлен план по захвату ключевого города на севере страны Мазари-Шарифа. 9 ноября, осознав бесперспективность обороны Мазари-Шарифа, талибы оставили город, а на следующий день в него вошли передовые отряды Северного Альянса. Сразу же начались расстрелы оставшихся в городе сторонников движения Талибан и «Аль-Кайды», грабежи и другие бесчинства. Было очевидно, что представленные сами себе, полевые командиры отрядов Северного Альянса не смогут обеспечить законную и упорядоченную власть на территории всей страны.

      13 ноября пал Кабул. Талибы отошли  к своему ключевому опорному пункту на юго-востоке страны – городу Кандагару. Одновременно члены «Аль-Кайды», предположительно во главе с самим Бен Ладеном, заняли оборону в специально укрепленной зоне в районе пещер Тора Бора («Черная пыль»), самой границе с Пакистаном. Войска коалиции были вынуждены разделиться и предпринять серьезные усилия для того, чтобы подавить два оставшихся сопротивления исламистов. В начале зимы мулла Омар, возглавивший оборону Кандагара и изначально заявивший о намерении стоять до конца, решил прекратить оборону города и 7 декабря 2001г. вместе с небольшой группой самых верных сторонников исчез из города, чем предрешил его захват моджахедами Северного Альянса. Американские войска заняли аэропорт Кандагара и оборудовали там военную базу – мощнейшую га юге страны. Одновременно продолжалась спецоперация по ликвидации базы «Аль-Кайды» в пещерах Тора Бора. Западные союзники использовали все средства для полной блокады осажденных, захвата или ликвидации руководства исламистов. Однако, когда сопротивление было сломлено, и 17 декабря 2001г. Тора Бора пала, выяснилось, что ключевые фигуры исламистов во главе с О.Бен Ладеном избежали пленения и смерти и, как и многие лидеры Талибан, исчезли в неизвестном направлении для того, чтобы продолжить борьбу.

      Быстрый результат военной операции в Афганистане был обеспечен двумя факторами: с одной стороны, сокрушительной мощью военно-воздушных и ракетных ударов США и союзников, с другой – очевидным усилением Северного Альянса, получившим значительную военную помощь, в том числе, от России.

      Руководство США, Великобритании, НАТО и лидеры Северного Альянса объявили об успешном завершении военной фазы операции и  разгроме движения Талибан.

      После завершения военной операции силами Северного Альянса и западной коалиции на повестке дня оказался вопрос о будущем государственном и политическом устройстве Афганистана. В декабре 2001г. по инициативе ООН в Германии состоялась встреча лидеров различных политических групп Афганистана, готовых участвовать в политическом переустройстве страны с помощью Запада и в условиях иностранного военного присутствия. Результатом этой встречи стало т.н. Боннское соглашение, узаконившее временный орган высшей государственной власти в стране – Временный орган Афганистана (полгода спустя – Переходное правительство). Главой Переходного правительства стал Хамид Карзай, этнический пуштун из рода зирак племени дурани, в свое время сторонник прозападной политики короля Захир-шаха и убежденный противник власти талибов. Специальной Резолюцией № 1386 от 26 декабря 2001г., в основе которой лежало Боннское соглашение, СБ ООН учредил Международные силы содействия безопасности в Афганистане, в задачу которых входило оказание помощи афганскому Временному органу «в обеспечении безопасности в Кабуле и прилегающих к нему районах, с тем чтобы афганский Временный орган, а также персонал Организации Объединенных наций могли действовать в условиях безопасности». Основу этого международного военного контингента составили вооруженные силы НАТО, впервые в истории действовавшие за пределами Северноатлантического региона.

      С самого начала своей деятельности в  качестве главы переходного правительства  Х. Карзай пользовался исключительной поддержкой США и руководства. В  декабре 2004г. в Афганистане состоялись первые общенациональные выборы главы государства, на которых с большим преимуществом перед другими 23 кандидатами победил Х. Карзай.

      Ранее, в январе 2004г. собрание представителей племен Лойа джирга приняло проект Конституции Республики Афганистан. В этом важнейшем документе, впервые  принятом в Афганистане с 1987г., нашли свое отражение принципы территориального устройства страны, организации государственной власти, гарантии гражданских прав и свобод при сохранении традиционно высокой роли ислама в жизни общества.

      Очевидно, что согласно вновь принятой Конституции, Афганистан получил Республику с сильной президентской властью при сохранении роли патриархальных традиций в сфере управления государством и взаимоотношений государственной власти с народом.

      В сентябре 2005г. состоялись выборы в Национальную Ассамблею – двухпалатный парламент, состоящий из Палаты народов (Волеси джирга) и Палаты старейшин (Мешрано джирга). Среди баллотировавшихся многочисленных политических группировок оказались представители моджахедов, близких к Северному Альянсу, бывшие талибы, коммунисты, сторонники реформских движений. При этом из 250 депутатов Волеси джирга 28% составляли женщины.

      Очевидные признаки нормализации ситуации в Афганистане впервые годы после свержения сласти талибов коснулись в основном Кабула и близлежащих провинций. Центральная власть во главе с президентом не контролировала в полном объеме всю территорию страны. Пограничные с Афганистаном районы оставались под сильным влиянием движения Талибан и поддерживающих их сил в соседнем Пакистане. Более того, были сделаны попытки дестабилизировать ситуацию в столице с использованием атак на иностранных военных и покушений на высших должностных лиц страны. Так, президент Х. Карзай в сентябре 2002-го и в сентябре 2004г. пережил покушения, явно организованные движением Талибан.

      В этих условиях было очевидно, что единственным средством поддержать новую власть в Афганистане и не дать развязать  в стране очередную гражданскую  войну возможно лишь при сохранении мощного военного присутствия международного военного контингента. Изначально зоной ответственности МССБ оставался Кабул, но уже к концу 2003г. стало очевидно, что для эффективного контроля над ситуацией необходимо расширить мандат военной миссии на всю территорию страны. !7 сентября 2004г. СБ ООН принял соответствующую резолюцию (№1563). Помимо вооруженных контингентов стран-членов НАТО, в составе МССБ действовали военные из десяти других государств, представлявших разные регионы мира. Необходимость военного присутствия в Афганистане неуклонно растет, несмотря на укрепление собственно афганских вооруженных сил и органов правопорядка. Это вызвано ростом насилия в районах страны на границе с Афганистаном, связанного с новым усилением движения Талибан и радикального исламизма в целом. Если при создании МССБ их контингент составлял 9000 человек, то в сентябре 2006г. численность международных вооруженных сил в Афганистане достигла 20000, а в октябре – 32000.

      Помимо  санкционированного военного присутствия  в Афганистане Резолюцией СБ ООН  № 1401 от 28 марта 2002г. учреждалась Вспомогательная миссия ООН в Афганистане (UNAMA). Основными задачами миссии, объединявшей деятельность 16 органов и институтов ООН, действовавших в Афганистане, являлись:

    • способствование национальному примирению;
    • исполнение задач и обязанностей, возложенных на ООН в Афганистане Боннскими соглашениями (защита прав человека, верховенство закона, равенство полов и т.д.);
    • управлению деятельностью ООН, связанной с решением гуманитарных проблем, вопросов реконструкции и восстановления, в тесном взаимодействии с правительством Афганистана.

В 2006г. наметился очередной кризис в  развитии конфликта в Афганистане. Несмотря на успехи в строительстве  новой государственности и послевоенной реконструкции, эти достижения распространяются в основном на Кабул, близлежащие провинции и места постоянной дислокации международных воинских контингентов. Во многих отдаленных провинциях центральная власть не контролирует ситуацию, и этому находится сразу несколько причин.

      Во-первых, очевидна ограниченность политического и экономического ресурсов действующей власти в Афганистане. Власть президента Х.Карзая держится исключительно на военной мощи международных сил. Внутриполитическая нестабильность связана, в первую очередь, с этническими проблемами. В ходе последнего обострения конфликта в очередной раз произошел серьезный сдвиг в этническом балансе внутри страны. Наметилось сокращение численности и политического влияния пуштунов и укрепление непуштунских этнических групп, прежде всего, таджиков и узбеков, составляющих оплот Северного Альянса. Сохраняется соперничество между полевыми командирами и племенными авторитетами из разных провинций, что ослабляет центральные органы власти и поддерживает напряженность в межэтнических отношениях.

      Во-вторых, состояние экономики страны также не свидетельствует о необратимости позитивных перемен. Правительство Афганистана не имеет других источников доходов, кроме таможенных сборов, а они зачастую не доходят до столицы. На состоявшейся в октябре 2006г. встрече Х.Карзая с Дж.Бушем и президентом Пакистана Первезом Мушаррафом афганский лидер отметил многие перемены к лучшему в экономике страны, в частности, строительство новых дорог, расширение коммуникаций и т.д. Однако ранее он неоднократно жаловался на то, что западная помощь его стране значительно меньше того, что было обещано сразу после свержения режима талибов. Действительно, с 2002г. Афганистан должен был получить 15 млрд долларов иностранной помощи, в реальности же поступило менее половины этой суммы. В этих условиях происходит рост незаконного производства и оборота наркотиков, который сегодня превосходит показатели по этим преступным видам экономической деятельности времен правления талибов. Согласно докладу Генерального секретаря ООН К.Ананна на Совете Безопасности от 11 сентября 2006г., общий объем производства опиума в Афганистане увеличился с 4100 тонн в год до 6100 тонн. На долю Афганистана приходится 92% общемирового предложения опиума и его производного продукта -героина. Происходит расширение производства наркотиков в масштабах страны, если в конце 90-х гг.опиумный мак культивировался примерно в 15-20 провинциях Афганистана, то 2005-2006 гг. он выращивался в 20-30 провинциях страны. Производимые наркотики в основном поставляются в Россию, страны бывшего СССР и Европу. Кроме того, растет потребление наркотиков и внутри страны: согласно данным 2006 г., наркотики употребляют около 0,9 млн. афганцев из 29,8млн населения. Рост производства и потребления наркотиков, усиление позиций наркомафии играет на руку боевикам Талибан, которые извлекают из организации наркотрафика стабильный доход.

    К экономическим трудностям структурного  характера прибавляется и непростая  ситуация в гуманитарной сфере. Серьезная засуха 2006 г.в общей сложности оказала воздействие на 2,5 млн. человек, а общая недостача урожая в этом году составила 1,2 млн.метрических тонн зерновых.

     Наконец, главным фактором нестабильности остается военная и террористическая деятельность со стороны талибов. Особенно активны исламисты на юге и востоке страны. Они все более широко используют методы, применяемые в Ираке: подрывы с помощью самодельных взрывных устройств, атаки  шахидов-самоубийц, вооруженные нападения на населенные пункты. По данным Британского Королевского статистического общества, с 1мая по 12 августа 2006г. каждую неделю в Афганистане в среднем погибало 5 солдат международной коалиции, что в 2 раза больше чем при вторжении в Ирак в 2003г. Всего же за неполный 2006 год жертвами военных действий в стране стали 2800 человек, что на 1300 больше чем в 2005г. Основную массу повстанцев составляют афганцы, действующие внутри страны. Наиболее опасными очагами вновь разрастающегося конфликта являются провинции Кандагар, Гильменд, Урузган и Фарах.

     Особо острый всплеск активности  талибов пришелся на летние  месяцы 2006г.,когда только на середину августа пришлось 65 нападений смертников по сравнению с 17 за весь 2005г.В уже упомянутом докладе К.Ананна прямо указывается, что «никогда еще со времени падения Талибана в 2001г.угроза переходу (переходному переходу) Афганистана не была настолько зловещей». Ответом стала предпринятая в сентябре командованием МССБ операция под кодовым названием «Медуза», в результате которой силам коалиции и Афганской народной армии удалось изгнать талибов из ряда провинций и нанести им чувствительные удары. Однако и союзники, США и НАТО, потеряли с начала 2006г. свыше 140 человек убитыми, а всего со времени вмешательства во внутриафганский конфликт в2001 г. и до середины 2007г. международные силы потеряли свыше 500 военнослужащих.

      Операция  «Медуза», в результате которой, по данным командования НАТО, было уничтожено более 500 и захвачено более 80 талибов, была расценена как успех МССБ и Афганской национальной армии, однако то обстоятельство, что сразу после этого ООН объявила о необходимости многократного увеличения международного военного присутствия в Афганистане, говорит о том, что военная фаза конфликта далека от завершения.

      Прямое  вмешательство в конфликт третьих  сторон становится определяющим для  оценки для дальнейшего развития. При этом особое значение приобретает вектор взаимоотношений новой власти в Афганистане с региональными державами. Прежде всего, это касается афгано-пакистанских отношений. После 11 сентября Пакистан присоединился к антиталибской коалиции под прямым давлением  США, поэтому нельзя говорить о сложившихся причинах для добросоветских отношений между двумя странами, после прихода к власти в Кабуле прозападных сил. Более того, многие наблюдатели все чаще обвиняют Исламабад в тайном содействии движению талибан и «Аль-Кайде», нашедшим убежище на территории Пакистана. В частности, в связях с исламистами обвиняется пакистанская разведка ISI, якобы использующая для поддержки талибов коалицию пакистанских религиозных партий. Пакистанское руководство активно опровергает эти обвинения и указывает на причины нерешенности проблем с талибами в самом Афганистане. По мнению президента П.Мушаррафа, движение Талибан, в отличие от «Аль-Кайда», имеет прочную социальную базу в Афганистане, поэтому одними силовыми методами проблему не решить. Кроме того, как считает пакистанское руководство, на ситуацию отрицательно влияет ограниченная легитимность и, как следствие, непопулярность Х.Карзая, который большую часть «первой афганской войны» провел в США и к власти пришел «на штыках американцев». В последнее время США оказывают все большее давление на Исламабад, чтобы поддержать Х.Карзая в его непростых отношениях с восточными соседами, но, как показала упомянутая трехсторонняя встреча в Вашингтоне, особых успехов пока не добились.

Информация о работе Афганский вопрос в системе международных отношений