Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 21:51, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование современных требований к составлению и оформлению деловых писем.
Задачи курсовой работы:
- изучить историю возникновения делового письма;
- классифицировать деловые письма;
- изучить состав и оформление реквизитов письма;
- определить требования к стилистическим особенностям текста.
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретические основы делового письма ……………………………..4
Возникновение и развитие делового письма ……………………………4
Классификация деловых писем …………………………………………11
Глава 2. Структура и содержание деловых писем ……………………………19
2.1. Правила оформления делового письма …………………………………...19
2.2. Требования к языку и стилю делового письма …………………………...29
Заключение ………………………………………………………………………40
Список источников и литературы ……………………………………………...41
дострой вместо завершение строительства;
незавершенка вместо незавершенное строительство;
студенты –дневники вместо студенты дневного обучения;
студенты –вечерники вместо студенты вечернего обучения;
безнал, безналичка вместо безналичный растет и. т .д.
При употреблении терминов в деловых письмах необходимо следить за тем, чтобы термин был понятен как автору, так и адресату. Если термин является малоупотребительным и его значение может быть непонятным, следует прибегнуть к одному из предлагаемых способов:
- дать
официальное определение
Например: факторинг- продажа права на взыскание долгов;
- уточнить, расширить содержание термина словами нейтральной лексики,
Например:… невыполнение договора вызвано форс –мажорными обстоятельствами( ливневыми дождями размыло пути сообщения с заводом);
- убрать
термин и заменить его
Трудности в восприятии текста документа может вызывать неопределенное использование заимствованных слов. Наиболее типичная ошибка- немотивированное употребление иноязычных слов вместо уже существующих для обозначения понятий привычных слов, например:
паблисити вместо реклама, популярность известность,;
эксклюзивный вместо исключительный;
апеллировать вместо обращаться;
прерогативы вместо исключительное право и.т. п
В документах не должны употребляться слова и выражения, вышедшие из употребления( архаизмы и историзмы).
Следует писать не при сем направляет, а направляем; не сего года, а этого года( текущего года); не настоящим сообщаем, а сообщаем, не настоящий акт составлен, а акт составлен и. т. д.
Довольно часто в текстах
Вместе с тем не допускается употребление предлога по вместо предлога о ( об), если речь идет о конкретной теме, содержании, беседы, разговора, выступления, например: отчитаться о работе, доклад об итогах работы, переговоры о о новой сделке.
Предлог по не может указывать на цель действия и не должен употребляться вместо предлога для, например:
Правильно | Неправильно |
На заводе немало сделано для улучшения качества продукции. | На заводе немало сделано по улучшению качества продукции. |
Предлог по не должен употребляться вместо из –за, если указывается причина, связанная с поведением, действиями кого –либо, например:
Правильно | Неправильно |
Указание не выполнено из –за нераспорядительности администрации. | Указание не выполнено по нераспорядительности администрации. |
Исключением являются выражения : по невниманию, по небрежности, по вине.
Предлог благодаря употребляется только в тех случаях, когда речь идет о положительных изменениях; в случае негативных последствий следует употреблять предлог из –за, например: Благодаря высокой технической квалификации специалистов поставленная задача была решена на высоком техническом уровне. Но: Из-за низкого качества строительных работ значительное время уйдет на устранение неполадок.
Следует обращать внимание на согласование предлогов с существительными. При этом необходимо знать, каким падежом управляет предлог . Предлоги и предложения сочетания, наиболее часто встречающиеся в письменной деловой речи, приведены в таблицах:
Употребляются с родительным падежом | Употребляются
с дательным
падежом |
в отношении | благодаря |
во избежание | в отношении к |
в целях | применительно к |
в течение | сообразно |
в продолжение | согласно |
вследствие | по |
ввиду | |
в силу | |
впредь до | |
касательно | |
по мере | |
по причине | |
при посредстве |
В официально - деловой письменной речи сложились правила расположения определений. Так, согласованные определения ( выраженные прилагательными) ставятся перед определяемым словом, а несогласованные ( выраженные словосочетанием) – после него. Например: актуальный вопрос , оптовый рынок; вопрос первостепенного значения.
При сочетании согласованного и несогласованного определений первое обычно предшествует второму, например: актуальный всесоюзного значения вопрос.
При построении словосочетаний следует учитывать, что большинство слов в письменной деловой речи употребляется только с одним словом или с ограниченной группой слов. Например: приказ – издается; контроль- возлагается ; цена – устанавливается; задолженность - погашается ; рекламация ( претензия) - предъявляется ; платеж- производится; счет- выставляется ( оплачивается); оплата - производится ( гарантируется); должностные оклады – устанавливаются; порицание – выносится; договоренность – достигается; кредит выделяется и. т. п. – глагольные сочетания; доводы –веские; цены – низкие, высокие; скидки – значительные, незначительные; необходимость - настоятельная; сотрудничество - взаимовыгодное, плодотворное, успешное; рентабельность- высокая, низкая; расчеты – предварительные, окончательные и. т. п.- именные сочетания.
Нарушение сочетаемости слов
официально – деловой окраски
воспринимается как
При выборе устойчивого
В традиции русского делового письма предпочтительным является употребление страдательных конструкций вместо действительных. Например: не мы выполним, а нами будет выполнено, не Вы предлагаете, а Вами предложено. Страдательный залог, как правило, используется при необходимости подчеркнуть факт совершения действия( оплата гарантируется, предложение одобрено ). Однако для придания тексту большей убедительности, а также в случае, когда необходимо указать конкретное лицо или организацию как субъект юридической ответственности, более предпочтительной является форма действительного залога( Завод «Металлист» срывает поставку сырья; Руководитель кооператива не обеспечил технику безопасности и. т.п.)
Основное требование к информационному насыщению документа- это целесообразное количество включаемой информации, необходимое и достаточное для реализации коммуникативной задачи- убедить, побудить, привлечь внимание, выразить несогласие и.т . п. Избыточность, разнородность включаемой в документ информации затрудняет его восприятие, а следовательно, снижает его эффективность, убедительность.
Структура текста документа (логическое соединение смысловых аспектов) должна быть « прозрачной», легко воспринимаемой. Наиболее рациональна структура текста документа, состоящая из двух частей. В первой излагаются мотивы, факты и события, послужившие поводом для составления бумаги, во второй – выводы, просьбы, предложения, решения, распоряжения и.т.д. Например, структуру сопроводительного письма составляют два смысловых аспекта: сообщение о высылаемом материале и уточняющие сведения:
Направляем подробное описание автоматических систем управления.
Получение просим подтвердить.
В многоаспектных
документах изложение каждого аспекта
содержания следует начинать с нового
абзаца, выделять красной строкой. При
этом абзац служит показателем перехода
от одной мысли( темы) к другой. Средняя
длина абзаца 4- 6 предложений, но в текстах
документов могут встречаться абзацы,
состоящие из одного предложения.
Пример письма, содержащего ответ на запрос:
Сообщаем, что Ваш запрос получен и передан на рассмотрение заводу- изготовителю.
По получении заключения завода ответ на Ваш запрос будет выслан незамедлительно.
Каждое последующее предложение абзаца должно быть связано с предыдущим.
Специалисты различают два вида контекста: последовательный и параллельный. (Введенская Л.А)
В последовательном
строе контекста одно предложение содержательно
вытекает из другого, т.е. новая информация
предыдущего предложения становится предметом
рассмотрения в следующем предложении.
Например:
Приглашаем
Вас принять участие
в научно – практическом
семинаре и выступить
с докладом. Доклады,
представляющие научный
интерес, войду в
сборник научных
трудов ВНИИДАД. Издание
сборника запланировано
на 2001 г.
В
параллельном строе
контекста несколько последующих предложений
поясняют предыдущее, при этом предмет
речи является общим, но в последующих
предложениях о нем дается новая информация.
Например:
К
сожалению, условия
контракта № 468 о
строительстве
Соединение предложений
При составлении
деловых писем следует
По решению арбитражного суда задолженность необходимо погасить до 1 июля 2003 года.
Задолженность необходимо погасить до 1 июля 2003 года по решению арбитражного суда.
В первом
предложении целью высказывания
является указание срока, на который
назначено погашение