Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 00:58, контрольная работа
В современных условиях на первое место выступает проблема социальной ценности человека, при этом здоровье является одним из важных объективных условий жизнедеятельности. Среди множества факторов, определяющих работоспособность и другие характеристики здоровья, большую роль играет психическая устойчивость к стрессовым ситуациям. Высокий уровень психической устойчивости к стрессам является залогом сохранения, развития и укрепления здоровья и профессионального долголетия личности.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Формирование стрессоустойчивости в повседневной жизни……….4
2. Влияние самооценки на стрессоустойчивость……………………….7
3. Тест……………………………………………………………………..10
Заключение……………………………………………………………….11
Список использованной литературы…………………………….…….12
Содержание
Введение……………………………………………
1.
Формирование
2.
Влияние самооценки на
3.
Тест……………………………………………………………………
Заключение………………………………………
Список
использованной литературы…………………………….…….12
Введение
В
современных условиях на первое место
выступает проблема социальной ценности
человека, при этом здоровье является
одним из важных объективных условий
жизнедеятельности. Среди множества
факторов, определяющих работоспособность
и другие характеристики здоровья,
большую роль играет психическая
устойчивость к стрессовым ситуациям.
Высокий уровень психической
устойчивости к стрессам является залогом
сохранения, развития и укрепления
здоровья и профессионального долголетия
личности. Формирование стрессоустойчивости
является залогом психического здоровья
людей и непременным условием
социальной стабильности, прогнозируемости
процессов, происходящих в обществе.
Нарастающие нагрузки, в том числе
психические, на нервную систему
и психику современного человека
приводит к формированию эмоционального
напряжения, которое выступает одним
из главных факторов развития различных
заболеваний. В настоящее время
на передний план выходит забота о
сохранении психического здоровья и
формировании стрессоустойчивости
современного человека. Путь к психическому
здоровью - это путь к интегральной
личности, не разрываемой изнутри
конфликтами мотивов, сомнений, неуверенностью
в себе. На этом пути важно познавать
особенности своей психики, что
позволит не только предупреждать возникновение
болезней, укреплять здоровье, но и
совершенствовать самих себя и свое
взаимодействие с внешним миром.
Социальные взаимоотношения могут
способствовать психологической, социальной
адаптации, усвоению форм здорового
поведения и восстановлению, если
они носят поддерживающий характер,
а также влиять на физиологические
показатели здоровья.
1.
Формирование
Стресс
- это повышенное напряжение психофизиологических
ресурсов человека, проявляющееся как
в острых, так и в хронических
негативных переживаниях. Развитие стресса
во многом определяется особенностями
субъективного отношения
Каждый из собственного опыта знает, что в качестве стрессора может выступать все, что угодно: взгляд, слово, действие, событие, затерявшаяся вещь и т.д., и т.п. Поэтому дело не столько в самом стрессоре, сколько в нашем отношении к нему. Если личность не в состоянии своевременно измениться, признав факт реального существования раздражителя, не соглашаясь с этим фактом и не принимая его реальности, он закономерно превращается в стрессор. Не принимая реальности, личность рассогласовывается с ней, что порождает негативные переживания, внутреннее психическое напряжение, а в дальнейшем тягостное психологическое состояние, болезни, преждевременное старение и смерть.
За
последние 20 лет в ходе реализуемой
программы исследования стрессоустойчивости
было охвачено более 73 тыс. человек, проживающих
на территории стран СНГ. При этом
удалось построить
-
общий энергетический
- уровень развития интуиции,
- уровень развития логических способностей,
-
эмоциональная зрелость
- пластичность (гибкость, готовность личности к изменениям),
- тип темперамента,
- уровень развития рефлексии и др.
Уровень стрессоустойчивости личности не представляет собой чего-то неизменного. Под воздействием различных факторов он может как повышаться, так и понижаться. Последнее активно используется организаторами так называемых деструктивных культов (церковь свидетелей Иеговы, Белое Братство, церковь "Новая жизнь", различные антисциентистские и псевдорелигиозные секты и т.п.). Разрушая систему ценностей и привычную картину мира человека, они в десятки раз снижают присущий ему уровень эмоциональной устойчивости и защищенности, и, в конечном счете, стрессоустойчивости. При этом различные страхи становятся главным инструментом манипулирования.
Таким
образом, можно сделать вывод: уровень
стрессоустойчивости зависит от
психического здоровья, психического
равновесия человека. Следовательно для
формирования стрессоустойчивости необходимо
развивать и укреплять "внутренние
силы" индивида. Для этого существуют
различные программы, центры, где психологи,
психотерапевты проводят консультации,
тренинги и т.д. Для самостоятельной работы
над собой существует специальная литература,
а самым ценным лекарством "от нервов",
по мнению психологов, является отдых
и положительные эмоции.
2.
Влияние самооценки на
Стрессоустойчивость - это культура отношения к себе: понимание своих состояний, формирующихся в процессе повседневной жизни, понимание механизмов, причин и последствий развития стресса, знание способов управления собственным состоянием и умением эти способы реализовывать.
Человек на протяжении всей жизни каждый день сталкивается со стрессами разных уровней тяжести. Для того чтобы справиться хотя бы с некоторыми из них без ущерба для психического здоровья значительную роль играют личные убеждения, его мировоззрение, привычки, умение управлять своими эмоциями.
Как правило, несовпадение должного (что должно быть) и сущего (того, что есть) свойственно не только окружающей нас реальности, но и нам самим. Здесь также коренится внушительный источник стрессовых реакций. У него два полюса: чрезмерно завышенные представления о себе и, наоборот, заниженная самооценка. Между прочим, любопытно: а что встречается чаще, завышенная или заниженная оценка нами собственных способностей и возможностей? Как показывают многочисленные психологические исследования на эту тему, у большинства из нас существует некое неосознаваемое предрасположение в пользу своего Я. Мы, как правило, оцениваем себя практически по всем параметрам не как среднего человека, а несколько выше. Но можем ли мы все разом быть выше среднего? Ясно, что это - иллюзия. Она помогает нам сохранить оптимистичный взгляд на мир и наше собственное место в нем, но порой причиняет и неприятности в виде стрессов oт "завышенных ожиданий" или "рухнувшей надежды". Да и знаменитый "кризис среднего возраста" имеет одним из своих оснований все ту же завышенную самооценку. А это материя весьма тонкая и практически никак от нас не зависимая. Следовательно, гораздо лучше реалистически оценить свои способности (к юношеским годам они вполне отчетливо проявляются) и сформировать соответствующим уровень притязаний. Вполне допустимо, чтобы он был чуть-чуть выше того, что можно достичь наверняка.
Существует знаменитая "формула самоуважения" У. Джемса, из которой следует, что степень самоуважения зависит от соотношения уровней успеха (числитель) и притязаний (знаменатель). Если результат такого "деления" невысок, может оказаться полезным подумать о понижении уровня своих притязаний.
Однако занижать свои притязания чрезмерно тоже не стоит. Это может привести к тому же стрессу, но уже по другой причине - из-за заниженной самооценки. Ощущение своего неблагополучия, невезучести, обида на судьбу-злодейку и неблагоприятно складывающиеся обстоятельства стрессогенны не менее завышенных притязаний. Поэтому забота о повышении своей самооценки входит в число средств-профилактики стрессов. Действовать рекомендуется на трех уровнях:
- телесном - займитесь своим здоровьем, режимом питания, внешним видом и т.д.;
- эмоциональном - ищите эмоционально-комфортные для себя ситуации, обеспечьте себе хоть чуть-чуть ощутимый успех в каком-нибудь занятии, создавайте себе и другим маленькие праздники и пр.;
- рассудочном - примите и полюбите себя такими, каковы вы есть! Речь, разумеется, не о нарциссическом самолюбовании, а об ощущении ценности и неповторимости собственной жизни.
Все
это настолько просто и очевидно,
что остаётся только удивляться: откуда
же у нас столько стрессов, связанных
с заниженной самооценкой? Ответ, впрочем,
не менее очевиден: виноваты все
те же инертность, лень, неверие в
то, что достаточно простыми средствами
можно достичь серьезных
3. Тест
Проанализируйте, какие из перечисленных утверждений являются ложными:
а) "стресс - это удел слабых людей";
б) "я не могу нести ответственность за стресс в моей жизни, мы все его жертвы";
в) "я всегда знаю, когда испытываю чрезмерный стресс";
г) "все люди реагируют на стресс одинаково";
д) "при стрессе все, что нужно сделать, - это прежде всего расслабиться";
е) "важнейшее мероприятие в борьбе со стрессом - это психотерапия".
Ответ: а), б), д).
На мой взгляд данные утверждения являются неверными т.к. :
а) стрессам подвержены все люди независимо от отношения к действительности, настроения, темперамента и т.д. различие лишь в том, что стрессы бывают разными и "порог чувствительности" у каждого человека свой. Следовательно, и реакция на один и тот же раздражитель может быть разная;
б) необходимо стараться настроить себя на противостояние стрессу, работать над собой. Это не значит, что стрессов больше не будет, скорее поменяется отношение человека к различного рода неприятностям;