Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 14:56, контрольная работа
Деятельность руководителя связана, прежде всего, с подготовкой и принятием управленческих решений. Принятие решений требует большой интеллектуальной работы, направленной на то, чтобы из множества возможных действий самого менеджера и организации, которую он возглавляет, выбрать наиболее оптимальное, т.е. действие, дающее наилучшие результаты.
Многие менеджеры стремятся принимать единоличные, авторитарные решения. И это во многих случаях оправдано. Однако бывает немало ситуаций, когда для принятия решения необходим коллективный разум, "мозговой штурм" проблемы. Следовательно, перед каждым руководителем встаёт задача о выборе своего собственного правильного стиля руководства, являющегося наиболее эффективным.
1. Сущность понятия «стиль руководства»………………………………………...3
2. Типы стилей руководства…………………………………………………………7
3. Практическое задание…………………………………………………………….11
Список используемой литературы…………………………………………………13
На практике выделяют две разновидности демократического стиля: «консультативную» и «партисипативную». В условиях «консультативной» руководитель доверяет подчиненным, консультируется с ними, стремиться использовать все лучшие советы, которые предлагают подчиненные. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение, а наказание используется в исключительных случаях. Сотрудники удовлетворены такой системой руководства, несмотря на то, что большинство решений подсказывается им сверху. Подчиненные стараются оказать своему начальнику помощь и поддержать морально в необходимых случаях.
«Партисипативная» разновидность демократического стиля руководства основана на том, что руководители полностью доверяют подчиненным во всех вопросах, всегда их выслушивают и используют все их предложения, организуют обмен всесторонней информацией, привлекают подчиненных к постановке целей и контролю за их исполнением.
Обычно демократический стиль управления применяется в том случае, когда исполнители хорошо разбираются в выполняемой работе, и могут внести в нее новизну и творчество.
Либеральный стиль руководства (нейтральный, попустительский). Его суть состоит в том, что руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые организационные условия для их работы, задает границы решения, а сам отходит на второй план. За собой он сохраняет функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты.
При
этом поощрение и наказание
Применение
этого стиля имеет все большее
распространение из-за растущих масштабов
научно-технической
Но такой стиль может превратиться в бюрократический, когда руководитель совсем устраняется от дел. Он передает все управление в руки независимых руководителей, которые от его имени управляют коллективом, применяя жесткие авторитарные методы руководства. Сам же он делает вид, что власть находиться в его руках, а на самом деле все больше становится зависимым от своих помощников.
Становление руководителя-либерала может объясняться многими причинами. По характеру такие руководители люди нерешительные, добродушные, боящиеся ссор и конфликтов. Они недооценивают значимости деятельности коллектива и то, что коллектив нуждается в них. Но может оказаться, что это высоко творческая личность, захваченная какой-то сферой своих интересов, но лишенная организаторского таланта. По этой причине обязанности руководителя оказываются для данного руководителя непосильными.
Я
считаю, что такой стиль имеет
короткую жизнь, поскольку руководитель
постепенно утрачивает контроль над своей
организацией, эффективность деятельности
резко снижается, что приводит к смене
руководства.
Практическое задание
Что
из перечисленных характеристик
относится к понятию «
а) осуществляется как в системе административно-правовых, так и морально-психологических связей;
б) выполняет несколько социальных ролей;
в)
осуществляется в системе административно-
г) имеет психологическую природу;
д)
даны права и полномочия законом.
Ответ: в, д.
Важнейшим отличием лидера от руководителя является то, что деятельность руководителя всегда закреплена правом и законом, а роль лидера возникает только по морально- психологической природе, а не по закону.
Лидер – это авторитетный член коллектива, обладающий высоким эффектом убеждения и внушения.
Руководитель - социально зафиксированная форма лидерства.
Мне кажется очень важным и необходимым обязательное совпадение при всех обстоятельствах в одном человеке и руководителя, и лидера. На эту идею работает предлагаемое иногда деление на «официальных» и «неофициальных» лидеров, когда под «официальным» лидером понимается как раз руководитель.
Проводились исследования, имеющие целью выявить, совпадают ли в данной группе лидер и руководитель. При обнаружении несоответствия давались рекомендация - заменить руководителя и назначить им того человека, который (часто по социометрической методике) оказался лидером.
Я считаю, что осуществление подобных рекомендаций зачастую приводит к дезорганизации деятельности группы, поскольку лидер оказывается совершенно негодным для выполнения функций руководителя. В реальной жизнедеятельности малых групп, конечно, наряду с руководителем могут существовать различные лидеры, выдвигающиеся из членов группы в каких-то определенных проявлениях: то ли в качестве центров эмоционального притяжения, то ли еще в других. Психологически важно определить специфику сочетания деятельности руководителя и деятельностей многочисленных лидеров, так же как и в его собственной деятельности сочетание черт руководителя и лидера.
Таким
образом, я думаю, что руководителю
нужно стремиться стать лидером в коллективе,
а не наоборот, чтобы какие-то «лидеры»,
выдвинутые по собственной наглости, становились
руководителями.