Стиль руководства

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 14:56, контрольная работа

Описание работы

Деятельность руководителя связана, прежде всего, с подготовкой и принятием управленческих решений. Принятие решений требует большой интеллектуальной работы, направленной на то, чтобы из множества возможных действий самого менеджера и организации, которую он возглавляет, выбрать наиболее оптимальное, т.е. действие, дающее наилучшие результаты.

Многие менеджеры стремятся принимать единоличные, авторитарные решения. И это во многих случаях оправдано. Однако бывает немало ситуаций, когда для принятия решения необходим коллективный разум, "мозговой штурм" проблемы. Следовательно, перед каждым руководителем встаёт задача о выборе своего собственного правильного стиля руководства, являющегося наиболее эффективным.

Содержание

1. Сущность понятия «стиль руководства»………………………………………...3

2. Типы стилей руководства…………………………………………………………7

3. Практическое задание…………………………………………………………….11

Список используемой литературы…………………………………………………13

Работа содержит 1 файл

Моя Работа.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

   ГОУ ВПО

   Всероссийский заочный финансово-экономический институт 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Контрольная работа

   по  дисциплине

   «Деловое общение»

   Тема: Стиль руководства

   Вариант №16 
 
 
 
 
 

                                                   Исполнитель: Одинцова Мария

                                                   Валерьевна 

                                                   Специальность: БУАиА (день)

                                                   Руководитель:   Лежников Валерий    

                                                            Петрович  
 
 
 
 

   Ярославль 2011 г.

Содержание

      1. Сущность понятия «стиль руководства»………………………………………...3

    2. Типы стилей  руководства…………………………………………………………7

    3. Практическое задание…………………………………………………………….11

   Список используемой литературы…………………………………………………13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Сущность  понятия  «стиль руководства»

      Деятельность руководителя связана,  прежде всего, с подготовкой  и принятием управленческих решений.  Принятие решений требует большой  интеллектуальной работы, направленной на то, чтобы из множества возможных действий самого менеджера и организации, которую он возглавляет, выбрать наиболее оптимальное, т.е. действие, дающее наилучшие результаты.

      Многие менеджеры стремятся принимать  единоличные, авторитарные решения. И это во многих случаях оправдано. Однако бывает немало ситуаций, когда для принятия решения необходим коллективный разум, "мозговой штурм" проблемы. Следовательно, перед каждым руководителем встаёт задача о выборе своего собственного правильного стиля руководства, являющегося наиболее эффективным.

      Под стилем руководства понимается  совокупность применяемых руководителем  методов воздействия на подчиненных,  а также форму (манеру, характер) исполнения этих методов. Это  понятие призвано отразить не вообще поведение руководителя, а только устойчивые, постоянные характеристики, сохраняющиеся в различных ситуациях. Типологию индивидуальных стилей руководства разработал в З0-е гг. 20в. Курт Левин. В ней выделяются три основных стиля:

     1) авторитарный;

     2) демократический;

     3) попустительский.

    Тем не менее, существуют и другие стили руководства, опирающиеся на различные психологические основания:

    -   патриархальный стиль- стиль убеждений и стимулов, предполагающий, что похвалы и порицания руководителя обладают силой родительского внушения. Такой руководитель стремится все знать и все контролировать. Самое большое раздражение у него вызывает самостоятельность подчиненных или сокрытие любой, самой незначительной информации.

    -   либеральный стиль - стиль консультаций и вознаграждений. Руководитель – либерал ценит компетентных экспертов, которые способны прямо оговаривать условия предоставления своих услуг.

    - ситуативный стиль - зависящий от личности руководителя, степени поддержки его вышестоящим начальством, влияния коллег – начальников, силы подчиненных, выражающейся в  уровне квалификации, независимых действиях, желании ответственности, и силы самой ситуации.

    Но  какой бы стиль не использовал  руководитель, он – должностное лицо, определяемое структурной организацией деятельности.

    Помимо  воли администрации в каждом коллективе складываются малые неформальные группы из нескольких человек.     

    Важнейшим признаком неформальной группы является наличие общей цели, которая, во-первых, не всегда осознается членами группы и, во-вторых, не обязательно связана с решением производственных задач. Потребность в общении может возникнуть в связи с совместной учебой, общим хобби и т.д. Цели малой группы могут быть позитивными, т.е. способствовать сплоченности коллектива, нейтральными либо негативными.

    Потребность в целеполагании, формулировке цели и организации деятельности по ее достижению приводит к появлению  лидеров. Этот феномен просматривается  во всех неформальных группах, насчитывающих  более трех человек.

    Жесткое противопоставление лидерства и руководства едва ли правомерно — понятия близки, руководство выступает в качестве общей категории, не случайно в английском, немецком и ряде других европейских языков руководство и лидерство обозначаются одним и тем же словом. В социологии и политологии различают формальное и неформальное лидерство, отмечая связь терминов с понятием руководства. Формальное лидерство рассматривается как приоритетное влияние определенного лица на членов организации, основывающееся на руководящем положении данного лица в общественной иерархии.

      Руководство — это всегда формальное  лидерство. Неформальное лидерство  интерпретируется как субъективная способность, готовность и умение человека выполнять роль лидера, а также признание за ним права на руководство со стороны группы. Неформальный лидер далеко не всегда является руководителем по статусу.

    Лидер и руководитель - понятия разные. Руководитель - социально зафиксированная форма лидерства. То есть руководитель - это место, должность и функция. В отделе должен быть начальник, в группе - староста, на кафедре - заведующий.  Человек, претендующий на место руководителя, должен, прежде всего, обладать системой социально значимых признаков, например ученой степенью или  необходимым послужным списком, а потом уже психологическими чертами лидера.  Руководитель назначается или выбирается целенаправленно, его существование относительно стабильно, отличительными чертами руководителя является обладание санкциями в отношении подчиненных: продвижение по службе, материальное и моральное вознаграждение, распределение работы. Таким образом, руководитель занимается регуляцией официальных, социально закрепленных отношений в группе.

    Лидер - это чисто психологическая характеристика. Лидер - член группы, за которым признается право принимать решения в значимых для группы ситуациях. Лидер возникает в ситуации, требующей человека, выполняющего определенные функции в группе и принимающего ответственность за решение вопросов. Лидер и определяется в группе через соотношение меры личностных притязаний на власть и ответственность и меры готовности группы принять их и делегировать полномочия. Существует несколько подходов к объяснению феномена лидерства.

          Лидер – человек, обладающий особыми чертами характера: харизмой, активностью и инициативностью; он уверен в себе, способен подняться над частностями, готов руководить людьми и получает удовлетворение от  возложенной на него ответственности.

      Власть лидера держится на авторитете, страхе, любви и влиянии. Власть вообще - это способность приказывать в условиях, когда другой готов подчиниться. Власть - так же как и лидерство, понятие социально-психологическое. Формы власти официально закреплены социумом, но феномен власти неуловим иначе, чем через влияние на человеческую психику.

    Любой неформальный лидер обладает личностным притяжением, которое проявляется  в разной форме. Выделяют три типа лидеров: вожак, лидер (в узком смысле слова) и ситуативный лидер.

    Вожак - самый авторитетный член группы, обладающий даром внушения и убеждения. На других членов группы он влияет словом, жестом, взглядом.

    Лидер - гораздо менее авторитетен, чем вожак. Наряду с внушением и убеждением ему часто приходится побуждать к действию личным примером ("делай, как я"). Как правило, его влиянием распространяется только на часть членов неформальной группы.

    Ситуативный лидер - обладает личностными качествами, имеющими значение только в какой-то вполне конкретной ситуации: торжественное событие в коллективе, спортивное мероприятие, турпоход и т.д.

    Лидеры  есть в любом коллективе, и заслуживают особого внимания, так как именно они активно влияют на морально-психологический климат в коллективе. Среди неформальных лидеров можно выделить деловых, эмоциональных, авторитарных, демократичных, позитивных и негативных лидеров.

    Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации  группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень  активности, участия, влияния в решении данной задачи. Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции.  
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Типы стилей руководства

       Стиль руководства - типичный вид поведения руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения поставленной цели. Выделяют следующие  основные стили управления:

    Авторитарный  стиль руководства (автократический, директивный, административный). Отличается чрезмерной централизацией власти, самовластным решением всех вопросов, касающихся деятельности организации, ограничением контактов с подчиненными, присущ единоличный способ принятия управленческих решений, жесткий и строгий контроль руководителя за выполнением задания, ожидание беспрекословного повиновения со стороны подчиненных, предпочтение репрессивным методам воздействия на исполнителей, минимальное информирование сотрудников об общем состоянии дел в организации. Выбор авторитарного стиля ясно показывает, что руководитель ориентирован исключительно на производственные задачи. Личностные же проблемы работников его интересуют мало.

    Существуют  разновидности авторитарного стиля: «эксплуататорский» и «благожелательный».

    «Эксплуататорский»  авторитарный стиль сводится к тому, что руководитель, не доверяя подчиненным  и не спрашивая их мнения и советов, единолично решает все вопросы, и  берет на себя ответственность за все, давая исполнителям только указания, что, как и когда делать, в качестве основной формы стимулирования использует наказание.

    Сотрудники  относятся к приказам руководителя безразлично или негативно, радуются любой его ошибке, находят в  ней подтверждение своей правоты. В целом в результате этого  в организации или подразделении формируется неблагоприятный морально-психологический климат, и создается атмосфера для развития производственных конфликтов.

    При более мягкой «благожелательной» разновидности  авторитарного стиля руководитель относится к подчиненным снисходительно, интересуется при принятии решений их мнением, но, несмотря на его обоснованность, может поступить по-своему. Если это делается демонстративно, психологический климат ухудшается. Данный стиль руководства предоставляет подчиненным определенную самостоятельность, пусть даже в ограниченных пределах. Мотивирование страхом здесь присутствует, но оно минимально.

    Появление руководителя-автократа связано  с особенностями его характера. В большинстве случаев это  властные, настойчивые и упорные  люди, с преувеличенными представлениями о собственных способностях, обладающие большим стремлением к престижности и власти. По темпераменту они являются холериками.

    Демократический стиль руководства (коллегиальный) характеризуется признанием необходимости коллегиальных способов принятия решения (регулярные обсуждения рабочих проблем, учет мнений и инициатив сотрудников). Этот стиль предполагает умеренный контроль за выполнением задания, предпочтение поощрительным средствам воздействия. Руководители такого стиля отличаются ровным тоном, доброжелательностью, открытостью.

      Организации, в которых преобладает  данный стиль руководства, характеризуются  высокой степенью децентрализации  полномочий, активным участием сотрудников  в принятии решений. Создается  атмосфера, при которой выполнение служебных обязанностей становится делом привлекательным, а достижение при этом успеха служит вознаграждением.

Информация о работе Стиль руководства