Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 14:56, контрольная работа
Деятельность руководителя связана, прежде всего, с подготовкой и принятием управленческих решений. Принятие решений требует большой интеллектуальной работы, направленной на то, чтобы из множества возможных действий самого менеджера и организации, которую он возглавляет, выбрать наиболее оптимальное, т.е. действие, дающее наилучшие результаты.
Многие менеджеры стремятся принимать единоличные, авторитарные решения. И это во многих случаях оправдано. Однако бывает немало ситуаций, когда для принятия решения необходим коллективный разум, "мозговой штурм" проблемы. Следовательно, перед каждым руководителем встаёт задача о выборе своего собственного правильного стиля руководства, являющегося наиболее эффективным.
1. Сущность понятия «стиль руководства»………………………………………...3
2. Типы стилей руководства…………………………………………………………7
3. Практическое задание…………………………………………………………….11
Список используемой литературы…………………………………………………13
ГОУ ВПО
Всероссийский
заочный финансово-экономический институт
Контрольная работа
по дисциплине
«Деловое общение»
Тема: Стиль руководства
Вариант
№16
Ярославль 2011 г.
Содержание
1. Сущность понятия «стиль руководства»………………………………………...
2. Типы стилей
руководства…………………………………………………
3. Практическое
задание……………………………………………………………
Список
используемой литературы…………………………………………………
Деятельность руководителя
Многие менеджеры стремятся
Под стилем руководства
1) авторитарный;
2) демократический;
3) попустительский.
Тем не менее, существуют и другие стили руководства, опирающиеся на различные психологические основания:
- патриархальный стиль- стиль убеждений и стимулов, предполагающий, что похвалы и порицания руководителя обладают силой родительского внушения. Такой руководитель стремится все знать и все контролировать. Самое большое раздражение у него вызывает самостоятельность подчиненных или сокрытие любой, самой незначительной информации.
- либеральный стиль - стиль консультаций и вознаграждений. Руководитель – либерал ценит компетентных экспертов, которые способны прямо оговаривать условия предоставления своих услуг.
- ситуативный стиль - зависящий от личности руководителя, степени поддержки его вышестоящим начальством, влияния коллег – начальников, силы подчиненных, выражающейся в уровне квалификации, независимых действиях, желании ответственности, и силы самой ситуации.
Но какой бы стиль не использовал руководитель, он – должностное лицо, определяемое структурной организацией деятельности.
Помимо воли администрации в каждом коллективе складываются малые неформальные группы из нескольких человек.
Важнейшим признаком неформальной группы является наличие общей цели, которая, во-первых, не всегда осознается членами группы и, во-вторых, не обязательно связана с решением производственных задач. Потребность в общении может возникнуть в связи с совместной учебой, общим хобби и т.д. Цели малой группы могут быть позитивными, т.е. способствовать сплоченности коллектива, нейтральными либо негативными.
Потребность в целеполагании, формулировке цели и организации деятельности по ее достижению приводит к появлению лидеров. Этот феномен просматривается во всех неформальных группах, насчитывающих более трех человек.
Жесткое противопоставление лидерства и руководства едва ли правомерно — понятия близки, руководство выступает в качестве общей категории, не случайно в английском, немецком и ряде других европейских языков руководство и лидерство обозначаются одним и тем же словом. В социологии и политологии различают формальное и неформальное лидерство, отмечая связь терминов с понятием руководства. Формальное лидерство рассматривается как приоритетное влияние определенного лица на членов организации, основывающееся на руководящем положении данного лица в общественной иерархии.
Руководство — это всегда
Лидер и руководитель - понятия разные. Руководитель - социально зафиксированная форма лидерства. То есть руководитель - это место, должность и функция. В отделе должен быть начальник, в группе - староста, на кафедре - заведующий. Человек, претендующий на место руководителя, должен, прежде всего, обладать системой социально значимых признаков, например ученой степенью или необходимым послужным списком, а потом уже психологическими чертами лидера. Руководитель назначается или выбирается целенаправленно, его существование относительно стабильно, отличительными чертами руководителя является обладание санкциями в отношении подчиненных: продвижение по службе, материальное и моральное вознаграждение, распределение работы. Таким образом, руководитель занимается регуляцией официальных, социально закрепленных отношений в группе.
Лидер
- это чисто психологическая
Лидер – человек, обладающий особыми чертами характера: харизмой, активностью и инициативностью; он уверен в себе, способен подняться над частностями, готов руководить людьми и получает удовлетворение от возложенной на него ответственности.
Власть лидера держится на авторитете, страхе, любви и влиянии. Власть вообще - это способность приказывать в условиях, когда другой готов подчиниться. Власть - так же как и лидерство, понятие социально-психологическое. Формы власти официально закреплены социумом, но феномен власти неуловим иначе, чем через влияние на человеческую психику.
Любой неформальный лидер обладает личностным притяжением, которое проявляется в разной форме. Выделяют три типа лидеров: вожак, лидер (в узком смысле слова) и ситуативный лидер.
Вожак - самый авторитетный член группы, обладающий даром внушения и убеждения. На других членов группы он влияет словом, жестом, взглядом.
Лидер - гораздо менее авторитетен, чем вожак. Наряду с внушением и убеждением ему часто приходится побуждать к действию личным примером ("делай, как я"). Как правило, его влиянием распространяется только на часть членов неформальной группы.
Ситуативный лидер - обладает личностными качествами, имеющими значение только в какой-то вполне конкретной ситуации: торжественное событие в коллективе, спортивное мероприятие, турпоход и т.д.
Лидеры есть в любом коллективе, и заслуживают особого внимания, так как именно они активно влияют на морально-психологический климат в коллективе. Среди неформальных лидеров можно выделить деловых, эмоциональных, авторитарных, демократичных, позитивных и негативных лидеров.
Лидером
является такой член малой группы,
который выдвигается в
Стиль руководства - типичный вид поведения руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения поставленной цели. Выделяют следующие основные стили управления:
Авторитарный стиль руководства (автократический, директивный, административный). Отличается чрезмерной централизацией власти, самовластным решением всех вопросов, касающихся деятельности организации, ограничением контактов с подчиненными, присущ единоличный способ принятия управленческих решений, жесткий и строгий контроль руководителя за выполнением задания, ожидание беспрекословного повиновения со стороны подчиненных, предпочтение репрессивным методам воздействия на исполнителей, минимальное информирование сотрудников об общем состоянии дел в организации. Выбор авторитарного стиля ясно показывает, что руководитель ориентирован исключительно на производственные задачи. Личностные же проблемы работников его интересуют мало.
Существуют
разновидности авторитарного
«Эксплуататорский» авторитарный стиль сводится к тому, что руководитель, не доверяя подчиненным и не спрашивая их мнения и советов, единолично решает все вопросы, и берет на себя ответственность за все, давая исполнителям только указания, что, как и когда делать, в качестве основной формы стимулирования использует наказание.
Сотрудники
относятся к приказам руководителя
безразлично или негативно, радуются
любой его ошибке, находят в
ней подтверждение своей
При
более мягкой «благожелательной» разновидности
авторитарного стиля
Появление
руководителя-автократа
Демократический стиль руководства (коллегиальный) характеризуется признанием необходимости коллегиальных способов принятия решения (регулярные обсуждения рабочих проблем, учет мнений и инициатив сотрудников). Этот стиль предполагает умеренный контроль за выполнением задания, предпочтение поощрительным средствам воздействия. Руководители такого стиля отличаются ровным тоном, доброжелательностью, открытостью.
Организации, в которых