Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 20:58, курсовая работа
Данная курсовая работа охватывает многие актуальные вопросы делопроизводства как в частности Республики Беларусь, так и бывшего СССР. Благодаря документам, которые сохранила для нас история, мы можем проанализировать делопроизводство предыдущих столетий и эпох.
Основными целями курсовой работы является: анализ, выявление наиболее актуальных и перспективных методов унификации и стандартизации документов с учетом приобретенного многолетнего опыта в сфере делопроизводства.
Основными
принципами унификации документов являются:
1) Унификация от общего к частному.
Заключается в построении формуляра-образца
документов для конкретной системы документации
и установлении на его основе состава
реквизитов для данной системы документации,
отдельных видов документов, конкретного
документа и т. д.;
2) Единообразие форм документов
и правил их построения, составления, оформления.
Обеспечивается путем максимальной типизации
и трафаретизации документов, унификации
расположения данных на поле документа,
выработки технологий и условных сокращений;
3) Комплексность унификации. При ее проведении
должны предусматриваться все требования
к документу на всех стадиях его создания,
заполнения, обработки и хранения. Кроме
того, должны учитываться психофизиологические
возможности человека и параметры технических
средств;
4) Информативность. Означает включение
в документы только тех реквизитов, которые
нужны для решения конкретных задач, для
поиска и подтверждения юридической силы
документа;
5) Сокращение числа видов документов.
Достигается за счет совершенствования
методов управления, например, в направлении
повсеместного применения оргтехники;
6) Стабильность требований к документам
(установлены государственными и отраслевыми
стандартами);
7) Сопряжение с действующими
системами классификации и кодирования
технико-экономической информации разных
типов;
8) Экономичность. Достигается за счет
обоснованного включения документов в
систему документации, широкого применения
бланков, рациональной компоновки форм
документов, установления оптимального
объема реквизитов и т. д. [14, с.19].
Существует
3 способа унификации текстов: трафарет,
анкета и
таблица.
Трафарет- это способ фиксации постоянной информации в виде связанного текста с пробелами для переменной информации. В форме трафарета создаются ряд приказов, заявлений.
Анкета-
способ представления унифицированного
текста, при котором
постоянная информация располагается
в левой части листа, а переменная
вносится в документ в процессе его составления
в правую часть листа. В
унифицированной системе документации
на организационно- распорядительные
документы анкетным методом смоделированы
приказы по приему, переводу, увольнению;
кадровые докладные и объяснительные
записки. Достоинства анкет: упрощается
подготовка документа, облегчаются машинописные
работы; создаются предпосылки для копирования
информации.
Таблица
- разорванный текст, расположенный
по определенному
принципу: постоянная информация расположена
в заголовках граф и боковике, а переменная
- на пересечении соответствующих граф
и строк. Обладает большой информационной
емкостью, позволяет строго классифицировать,
кодировать информацию, легко суммировать
данные. Однако он более сложен в машинописи.
В табличной форме в УСД по ОРД представлены: штатное расписание, график отпусков, кадровые приказы.
Эффект от унификации и стандартизации управленческих документов бывает косвенным (повышение качества управления, эффективности использования оргтехники, ускорении оборачиваемости финансовых средств) и прямым (снижение затрат труда (а следовательно и затрат на заработную плату) при работе с документами, расхода материалов на их изготовление, удельных капвложений на оргтехнику, затрат на амортизацию и ремонт оргтехники).
Стандартизация
– это деятельность по установлению
норм, правил и характеристик в целях обеспечения:
- безопасности продукции, работ и услуг;
жизни и здоровья;
- технической и информационной совместимости,
а так же взаимозаменяемой
продукцией;
- экономии всех
видов ресурсов.
Все
ГОСТы, действующие на территории нашей
страны объединены в
единую государственную систему стандартизацию
– иерархически организованную систему
классификации и самих ГОСТов [10, с.76].
В целях сокращения количества применяемых в деятельности учреждения документов, типизации их формы, снижения трудовых, временных и материальных затрат на их подготовку и обработку, достижения информации. Совместимости автоматизированных баз данных в народном хозяйстве проводятся работы по унификации документов и созданию унифицированных систем документации (УСД).
УДС – совокупность взаимосвязанных унифицированных форм документа, обеспечивающих документированное представление данных в определенных видах хозяйственной деятельности.
В
основе создания УСД лежит метод
унификация – установление
единообразия состава и форм управленческих
документов создаваемых при
решении однотипных управленческих задач.
Одновременно разрабатываются
классификаторы технико-экономической
с социальной информации,
обеспечивающих интегративную автоматизированную
обработку данных.
Государственная система документированного
обеспечения управления
(ГСДОУ) – это совокупность принципов
и правил устанавливающих единые
требования в документации управленческой
деятельности и организации работы с документами
в органах государственного управления
на предприятиях.
Основные
положения ГСДОУ охватывают вопросы
документирования
управленческой деятельностью, организации
работы с документами, механизации и автоматизации
работы с документами.
Различают
следующие виды документов:
- По назначению (средства фиксации фактов
(авто протоколы, отчеты) и средства передачи
документов (письмо, телеграмма).
- По происхождению (служебные и личные
документы).
- По форме (индивидуальные, типовые,
трафаретные).
- По срокам исполнения и хранения
(постоянные, долговременные, временные).
- По месту составления (внутренние и внешние).
- По наименованию (проказы, указы, отчеты).
- По стадиям создания (выписки, отпуск,
оригиналы).
Таким
образом, основная цель ГСДОУ упорядочивание
документа оборота организации сокращения
количества и повышение количества документов,
создание наиболее благоприятных условий
для применения технических средств и
современных технологий сбора, обработки
и анализа информации.
2.2 Унифицированные
формы документов и
системы документации
Стандартизация в соответствии с законом «О стандартизации» - это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения:
- безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
- технической
и информационной
- качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; единства измерений;
- экономии всех видов ресурсов;
- безопасности
хозяйственных объектов с
- обороноспособности и мобилизационной готовности страны. К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории нашей страны, относятся;
- государственные
стандарты (ГОСТ); применяемые в
установленном порядке
- стандарты отраслей; стандарты предприятий; стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.
Государственные стандарты разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение [11, с.348]. Содержание требований стандартов, области их распространения, сферы их действия и даты их введения определяются государственными органами управления, которые их принимают. В соответствии с законом «О стандартизации» государственные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации принимает Госстандарт России; они вводятся в действие после их государственной регистрации. Требования, устанавливаемые стандартами, обязательны для всех государственных органов управления и субъектов хозяйственной деятельности. Госстандарт России и иные специально уполномоченные государственные органы управления в пределах их компетенции осуществляют госконтроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов.
Все государственные стандарты, действующие на территории нашей страны, объединены в единую Государственную систему стандартизации - иерархически организованную систему классификации и кодирования самих государственных стандартов.
В целях сокращения количества применяемых в деятельности учреждений, организаций и предприятий документов, типизации их формы, снижения трудовых, временных и материальных затрат на их подготовку и обработку, достижения информационной совместимости автоматизированных Баз данных в народном хозяйстве проводятся работы по унификации документов и созданию унифицированных систем документации (УСД) - совокупности взаимоувязанных унифицированных форм документов, обеспечивающих документированное представление данных в определенных видах хозяйственной деятельности, средств их ведения, нормативных и методических материалов по их разработке и применению, В основе создания УСД лежит метод унификации -установление единообразия состава и форм управленческих документов, создаваемых при решении однотипных управленческих функций и задач. Одновременно разрабатываются классификаторы технико-экономической и социальной информации, обеспечивающие интегрированную автоматизированную обработку данных, содержащихся в УСД. В настоящее время действует восемь УСД:
-
унифицированная система организационно-
- унифицированная система банковской документации;
- унифицированная система финансовой» учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетным учреждений и организаций;
- унифицированная система отчетно-статистической документации;
- унифицированная система учетной и отчетной бухгалтерской документации предприятий;
- унифицированная система документации по труду;
- унифицированная система документации Пенсионного фонда Российской Федерации;
- унифицированная система внешнеторговой документации.
Разработка УСД ведется соответствующими министерствами н ведомствами, которым поручена эта работа.
Для поддержания УСД в актуальном состоянии осуществляется их ведение, предусматривающее внесение изменений и дополнений в контрольный массив унифицированных форм документов по мере необходимости.
Важными
средствами информационного обеспечения,
прежде всего в таких областях,
как экономика, статистика, банковское
дело, таможенное дело, внешнеэкономическая
деятельность, являются классификаторы
технико-экономической и
Классификаторы
технико-экономической и
Совокупность классификаторов технико-экономической и социальной информации, а также научно-методических и нормативно-технических документов по их разработке, ведению и внедрению, а также или иной области договариваются, что понимать, какое понятие вкладывать в тот или иной термин. Из этого следует, что содержанке понятия, обозначенного термином, может быть понято только через его дефиницию - краткое логическое определение, устанавливающее существенные отличительные признаки предмета или значение понятия, его содержание и границы. Поэтому всегда, когда речь идет о терминах, мы должны иметь в виду, что термин лишь называет понятие, а его существо, содержание раскрывает определение.
В управленческой деятельности, как правило, решаются задачи двух типов: оригинальные (нетривиальные) и однотипные, повторяющиеся. Оригинальные задачи нельзя унифицировать и стандартизовать в полном объеме, но для них могут быть стандартизованы принципы решения [3, с.34]. Для повторяющихся однотипных задач в большинстве случаев целесообразно стандартизовать как технологию их решения, так и формы представления информации.