Современные методы оценки персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является исследование современных методов оценки управленческого персонала предприятия.
Для выполнения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать отечественный и зарубежный опыт применения различных методов оценки управленческого персонала;
описать, методы оценки работы, которые на сегодняшний день получили наиболее широкое распространение в практике;
проанализировать результаты оценки.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Цели и методы оценки управленческого персонала…...4
Оценка управленческого персонала: цели и подходы………………...4
Система и методы оценки управленческого персонала на предприятии……………………………………………………………...9
Виды и методы оценки персонала………………………….....13
Количественные методы оценки: экспертные оценки………………..13
Качественные методы оценки………………………………………….15
Заключение…………………………………………………………………….22
Список использованных источников………………………………24

Работа содержит 1 файл

современные методы оценки персонала.docx

— 47.11 Кб (Скачать)

     В ситуации закрытой кадровой политики реализуются следующие цели при  оценке персонала:

    • сбор информации о потенциальных возможностях и темпах профессионального роста для планирования карьеры;
    • использование оценки в качестве средства повышения уровня компетентности управленческого персонала;
    • индивидуальная диагностика с целью профориентации.
 

1.2 Система и методы оценки управленческого персонала

на  предприятии 

     Система оценки результативности труда должна обеспечивать точные и достоверные  данные. Чем она строже и определенней, тем выше вероятность получить достоверные  и точные данные. Специалисты рекомендуют  создавать основу для такой системы  в шесть этапов:

    • установить стандарты результативности труда по каждому рабочему месту и критерии ее оценки;
    • выработать политику проведения оценок результативности труда, то есть решить, когда, сколь часто и кому следует проводить оценку;
    • обязать определенных лиц производить оценку результативности труда;
    • вменить в обязанности лицам, производящим оценку, собирать данные по результативности труда работников;
    • обсудить оценку с работником;
    • принять решение и задокументировать оценку;

     Одна  из важнейших методических проблем - кто должен оценивать работника. В практике большинства фирм США  этим занимается менеджер - управляющий. Кроме него в ряде случаев этим занимаются:

    • комитет из нескольких контролеров. Такой подход имеет то преимущество, что он исключает предвзятость, возможную при проведении оценки одним начальником;
    • коллеги оцениваемого. Чтобы эта система приносила плоды, необходимо, чтобы они знали уровень результативности его труда, верили друг другу и не стремились выиграть один у другого возможность повышения зарплаты и повышения по службе;
    • подчиненные оцениваемого;
    • кто-либо, не имеющий непосредственного отношения к рабочей ситуации. Этот вариант требует больших затрат, чем другие, и в основном используется для оценки работника на каком-либо очень важном посту. Возможно использование подобного варианта также в случаях, если необходимо бороть­ся с обвинениями в предвзятости и предрассудках. Следует принять во внимание, что при использовании данного подхода лицо, производящее оценку, не будет иметь такого объема информации, как при предшествующих четырех вариантах;
    • самооценка. В данном случае - работник оценивает себя при помощи методов, используемых другими оценщиками. Этот подход используется скорее для развития навыков самоанализа у работников, нежели для оценки результативности труда;
    • использование комбинации перечисленных форм оценки: оценка контролера может быть подтверждена самооценкой, а результаты оценки начальником могут сравниваться с оценкой подчиненных или коллег. Двухстороннее (оценщик - оцениваемый) обсуждение результатов оценки дает хорошие предложения для высшего руководства.

     Основным  из всех рассмотренных подходов является оценка подчиненных их руководителем, но важнейшей целью оценки является выявление возможностей личного  развития работника и тогда лучше  использовать оценку начальником своих  подчиненных в сочетании с  другими методами.

     Кроме установления качественных критериев, позволяющих дать объективную и  достаточно полную характеристику деятельности управленческих работников, чрезвычайно  важно оценить их количественно. К наиболее эффективным, достаточно распространенным и перспективным  можно отнести метод коллективного  обсуждения кандидата на должность. Этот экспертный метод полностью  отвечает современным рекомендациям, хотя практически широко используется еще с начала XX в.

     Достаточно  распространены сегодня в кадровой работе метод коэффициентов, балльный метод и другие. Для текущих (оперативных) оценок управленческого работника  и руководителя применяют метод  образца, когда кандидат на должность  сравнивается с реальным работником, взятым в качестве своеобразного  эталона.

     В целевых и плановых оценках (формирование состава резерва кадров на выдвижение, аттестация работников аппарата управления и др.), а также в текущих (оперативных) оценках в отечественной и  зарубежной практике управления условно  различают три группы методов: качественные, количественные и комбинированные.

     К группе качественных методов обычно относят методы биографического  описания, деловой характеристики, специального устного отзыва, эталона, а также оценки на основе обсуждения (дискуссии). Например, если правильно организовать процедуру оценки и учесть, что характеристика представляет собой совокупность оценок работника со стороны не только администрации, но и различных общественных организаций, то методом деловой характеристики можно получить достаточно объективные результаты. Эти оценки соответствуют конкретному набору качеств.

     Замечено, что методы биографического описания, устного отзыва и характеристик  в хозяйственной практике чаще всего  применяются при найме и перемещении  работников, а методы эталона (оценка фактических качеств работника  в сравнении с моделью) и дискуссий - преимущественно при назначении руководителей.

     К количественным методам относят  все методы с числовой оценкой  уровня качеств работника. Среди  них наиболее простыми и эффективными считают метод коэффициентов  и балльный.

     Применение  компьютеров и других средств  вычислительной техники позволяет  оперативно производить расчеты  и в итоге получать достаточно объективные оценки труда работника. Эти методы не только достаточно просты, но и носят открытый характер, так  как позволяют каждому самостоятельно посчитать по достаточно строгой методике "свои коэффициенты" или "баллы", оценить результативность своего труда.

     К группе комбинированных методов относят широко распространенные и разнообразные методы экспертной оценки частоты проявления определенных качеств, специальные тесты и некоторые другие комбинаций качественных и количественных методов. Все они строятся на предварительном описании и оценке определенных признаков, с которыми сравниваются фактические качества оцениваемого работника. 
 
 
 

  1. Виды  и методы оценки персонала
    1. Количественные методы оценки: экспертные оценки

     Количественные  оценки, например деловых и организаторских  качеств работника, производятся, как  правило, с помощью экспертных оценок.

     Экспертные  оценки с целью определения способностей и личностных качеств менеджера  или кандидата на выдвижение. Они  проводятся  на основе обработки  специальных анкет, которые заполняют  на оцениваемого вышестоящие руководители, подчиненные и он сам (трехсторонняя  оценка кадров). Обычно форма-анкета содержит такие данные:

    • способности (выявления профессиональных качеств, необходимых для выполнения главных функций управления: способности принимать решения, планировать, организовывать людей, контролировать деятельность подчиненных);
    • опыт работы (соответствие или несоответствие занимаемой должности);
    • качество профессиональной деятельности (устремленность в будущее, план должностного продвижения);
    • развитие (для оценки   черт характера и их совершенствования).

     При этом для характеристики кандидата  на должность сначала устанавливают (с учетом специфики производства и условий работы) 6-7 критериев. Например:

    • способность организовывать и планировать труд;
    • профессиональная компетентность;
    • сознание ответственности за выполняемую работу;
    • контактность и коммуникабельность;
    • способность к нововведениям;
    • трудолюбие и работоспособность.

     По  каждому из этих критериев на основе изучения деятельности кандидатов на должность дается соответствующая оценка по избранной, например, пятибалльной шкале (отлично - 5; хорошо - 4; удовлетворительно - 3; не удовлетворительно - 2; плохо - 1).

     Оценки  по критериям обычно располагают  по нарастающему количественному значению. Например, при оценке по критерию "способность  организовывать и планировать труд":

     "1" - явно неорганизованный работник  и руководитель;

     "2" - не умеет организовывать и  планировать свой труд и труд  подчиненных;

     "3" - умеет организовать трудовой  процесс, но не всегда удачно  планирует работу;

     "4" - умеет хорошо организовывать  и планировать свой труд и  труд подчиненных;

     "5" - умеет создавать и поддерживать  четкий порядок в работе на  основе эффективного планирования.

     По  своей значимости в общей оценке кандидата на конкретную должность  определенные качества всегда имеют  различный удельный вес, что устанавливается  экспертным путем. Например, по шести  указанным выше критериям могут  быть приняты определенные значения.

     Для определения общей оценки деловых  и организаторских качеств кандидата  на управленческую должность составляется специальный оценочный лист.

     Естественно, чем выше общая оценка по каждой группе качеств, тем более достоин  кандидат заместить должность в  аппарате управления. Наибольшая возможная  оценка - 5, а самая низкая - 1.

     Образование, стаж работы и возраст работника  должны обязательно учитываться  при оценке деловых качеств. Дело в том, что образование - одна из основных качественных характеристик при  определении уровня квалификации работника, стаж работы - количественная мера опыта, а возраст находится во взаимосвязи  со стажем работы. 

    1. Качественные  методы оценки
 

     Оценка  по методу черт. Широкое распространение получила оценка руководителей по методу черт. В ее основе - признание влияния психологических свойств человека на характеристики его деятельности. К числу методик, основанных на данном подходе, относится балльная оценка степени выраженности у руководителей некоторого набора деловых и личностных качеств, оценка тех черт, которые в наибольшей степени коррелируют с эффективностью деятельности руководителей в конкретных коллективах. Для этого с помощью ЭВМ выбирается (без интерпретации количественных оценок) такой перечень свойств, который в наибольшей степени отличает каждого руководителя и помогает составить его деловой портрет.

     Различие  методик связано с используемыми  способами измерения личностных свойств и предлагаемыми перечнями  черт. Однако, несмотря на многообразие модификаций таких методик, предмет  оценки везде одинаков - качества личности руководителя. В результате всегда получается социально-психологическая  характеристика оцениваемого и констатируется обладание им определенными свойствами.

     Опыт  применения подобных систем оценки у  нас в стране и за рубежом позволяет  выявить их основной недостаток - субъективизм получаемого знания. Причины этого  коренятся в самом методе, который  связан с волей и сознанием  субъектов, участвующих в оценке. Речь идет не о получении предвзятых или некомпетентных оценок, что возможно при реализации любого подхода, а  о самом содержании производимой оценки.

     Используемые  перечни качеств в слабой степени  привязаны к управленческой деятельности и скорее раскрывают в какой-то мере внутреннюю структуру личности оцениваемого, нежели фиксируют определенные профессиональные требования к психологическим характеристикам  руководителя как субъекта управления. Фактически такая оценка основывается не на анализе реального управленческого труда, а на том, что думают о руководителе окружающие.

     Оценка  на основе анализа  труда. Определение психологических свойств на основе анализа труда управленческого персонала происходит в рамках ситуационной оценки, которая, однако, похожа на оценку черт. Только в этом случае в качестве устойчивых психологических характеристик выступают относительно инвариантные особенности поведения управленца, проявляющиеся в процессе решения им конкретных управленческих задач.

     В методике ситуационной оценки предусмотрена  процедура отбора типичных управленческих ситуаций в конкретном коллективе, в структуре которых описывается  работа управленца, а затем оценивается  его поведение. Рациональным основанием такой оценки является то, что разнородность  элементов трудовой ситуации в каждом случае складывается в определенный комплекс условий и задач управленческой деятельности. Решение этих задач  является чрезвычайно сложным и  эффективность действий управленца, безусловно, определяется его личностными  особенностями.

     Основу  методики составляет представление  об управленческих ситуациях как  единицах анализа труда управленческого  работника, однако именно их структура  остается пока еще недостаточно разработанной. Используемые в ходе оценки ситуации (отсутствие согласованности в планах работ со смежными подразделениями, конфликты, вызванные нечетким разграничением функций, необеспеченность финансовыми  ресурсами, неукомплекгованность подразделения  персоналом) являются, по существу, лишь описанием отдельных проблем  управления.

Информация о работе Современные методы оценки персонала