Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 16:17, курсовая работа
Целью написания данной работы является исследование современных методов оценки управленческого персонала предприятия.
Для выполнения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать отечественный и зарубежный опыт применения различных методов оценки управленческого персонала;
описать, методы оценки работы, которые на сегодняшний день получили наиболее широкое распространение в практике;
проанализировать результаты оценки.
Введение………………………………………………………………………….3
Цели и методы оценки управленческого персонала…...4
Оценка управленческого персонала: цели и подходы………………...4
Система и методы оценки управленческого персонала на предприятии……………………………………………………………...9
Виды и методы оценки персонала………………………….....13
Количественные методы оценки: экспертные оценки………………..13
Качественные методы оценки………………………………………….15
Заключение…………………………………………………………………….22
Список использованных источников………………………………24
В ситуации закрытой кадровой политики реализуются следующие цели при оценке персонала:
1.2 Система и методы оценки управленческого персонала
на
предприятии
Система оценки результативности труда должна обеспечивать точные и достоверные данные. Чем она строже и определенней, тем выше вероятность получить достоверные и точные данные. Специалисты рекомендуют создавать основу для такой системы в шесть этапов:
Одна из важнейших методических проблем - кто должен оценивать работника. В практике большинства фирм США этим занимается менеджер - управляющий. Кроме него в ряде случаев этим занимаются:
Основным из всех рассмотренных подходов является оценка подчиненных их руководителем, но важнейшей целью оценки является выявление возможностей личного развития работника и тогда лучше использовать оценку начальником своих подчиненных в сочетании с другими методами.
Кроме
установления качественных критериев,
позволяющих дать объективную и
достаточно полную характеристику деятельности
управленческих работников, чрезвычайно
важно оценить их количественно.
К наиболее эффективным, достаточно
распространенным и перспективным
можно отнести метод
Достаточно распространены сегодня в кадровой работе метод коэффициентов, балльный метод и другие. Для текущих (оперативных) оценок управленческого работника и руководителя применяют метод образца, когда кандидат на должность сравнивается с реальным работником, взятым в качестве своеобразного эталона.
В целевых и плановых оценках (формирование состава резерва кадров на выдвижение, аттестация работников аппарата управления и др.), а также в текущих (оперативных) оценках в отечественной и зарубежной практике управления условно различают три группы методов: качественные, количественные и комбинированные.
К группе качественных методов обычно относят методы биографического описания, деловой характеристики, специального устного отзыва, эталона, а также оценки на основе обсуждения (дискуссии). Например, если правильно организовать процедуру оценки и учесть, что характеристика представляет собой совокупность оценок работника со стороны не только администрации, но и различных общественных организаций, то методом деловой характеристики можно получить достаточно объективные результаты. Эти оценки соответствуют конкретному набору качеств.
Замечено,
что методы биографического описания,
устного отзыва и характеристик
в хозяйственной практике чаще всего
применяются при найме и
К количественным методам относят все методы с числовой оценкой уровня качеств работника. Среди них наиболее простыми и эффективными считают метод коэффициентов и балльный.
Применение компьютеров и других средств вычислительной техники позволяет оперативно производить расчеты и в итоге получать достаточно объективные оценки труда работника. Эти методы не только достаточно просты, но и носят открытый характер, так как позволяют каждому самостоятельно посчитать по достаточно строгой методике "свои коэффициенты" или "баллы", оценить результативность своего труда.
К
группе комбинированных методов относят
широко распространенные и разнообразные
методы экспертной оценки частоты проявления
определенных качеств, специальные тесты
и некоторые другие комбинаций качественных
и количественных методов. Все они строятся
на предварительном описании и оценке
определенных признаков, с которыми сравниваются
фактические качества оцениваемого работника.
Количественные оценки, например деловых и организаторских качеств работника, производятся, как правило, с помощью экспертных оценок.
Экспертные
оценки с целью определения
При
этом для характеристики кандидата
на должность сначала
По каждому из этих критериев на основе изучения деятельности кандидатов на должность дается соответствующая оценка по избранной, например, пятибалльной шкале (отлично - 5; хорошо - 4; удовлетворительно - 3; не удовлетворительно - 2; плохо - 1).
Оценки по критериям обычно располагают по нарастающему количественному значению. Например, при оценке по критерию "способность организовывать и планировать труд":
"1"
- явно неорганизованный
"2" - не умеет организовывать и планировать свой труд и труд подчиненных;
"3" - умеет организовать трудовой процесс, но не всегда удачно планирует работу;
"4" - умеет хорошо организовывать и планировать свой труд и труд подчиненных;
"5"
- умеет создавать и
По своей значимости в общей оценке кандидата на конкретную должность определенные качества всегда имеют различный удельный вес, что устанавливается экспертным путем. Например, по шести указанным выше критериям могут быть приняты определенные значения.
Для
определения общей оценки деловых
и организаторских качеств
Естественно, чем выше общая оценка по каждой группе качеств, тем более достоин кандидат заместить должность в аппарате управления. Наибольшая возможная оценка - 5, а самая низкая - 1.
Образование,
стаж работы и возраст работника
должны обязательно учитываться
при оценке деловых качеств. Дело
в том, что образование - одна из основных
качественных характеристик при
определении уровня квалификации работника,
стаж работы - количественная мера опыта,
а возраст находится во взаимосвязи
со стажем работы.
Оценка по методу черт. Широкое распространение получила оценка руководителей по методу черт. В ее основе - признание влияния психологических свойств человека на характеристики его деятельности. К числу методик, основанных на данном подходе, относится балльная оценка степени выраженности у руководителей некоторого набора деловых и личностных качеств, оценка тех черт, которые в наибольшей степени коррелируют с эффективностью деятельности руководителей в конкретных коллективах. Для этого с помощью ЭВМ выбирается (без интерпретации количественных оценок) такой перечень свойств, который в наибольшей степени отличает каждого руководителя и помогает составить его деловой портрет.
Различие
методик связано с
Опыт применения подобных систем оценки у нас в стране и за рубежом позволяет выявить их основной недостаток - субъективизм получаемого знания. Причины этого коренятся в самом методе, который связан с волей и сознанием субъектов, участвующих в оценке. Речь идет не о получении предвзятых или некомпетентных оценок, что возможно при реализации любого подхода, а о самом содержании производимой оценки.
Используемые
перечни качеств в слабой степени
привязаны к управленческой деятельности
и скорее раскрывают в какой-то мере
внутреннюю структуру личности оцениваемого,
нежели фиксируют определенные профессиональные
требования к психологическим
Оценка на основе анализа труда. Определение психологических свойств на основе анализа труда управленческого персонала происходит в рамках ситуационной оценки, которая, однако, похожа на оценку черт. Только в этом случае в качестве устойчивых психологических характеристик выступают относительно инвариантные особенности поведения управленца, проявляющиеся в процессе решения им конкретных управленческих задач.
В
методике ситуационной оценки предусмотрена
процедура отбора типичных управленческих
ситуаций в конкретном коллективе,
в структуре которых
Основу методики составляет представление об управленческих ситуациях как единицах анализа труда управленческого работника, однако именно их структура остается пока еще недостаточно разработанной. Используемые в ходе оценки ситуации (отсутствие согласованности в планах работ со смежными подразделениями, конфликты, вызванные нечетким разграничением функций, необеспеченность финансовыми ресурсами, неукомплекгованность подразделения персоналом) являются, по существу, лишь описанием отдельных проблем управления.