Психология общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 13:53, контрольная работа

Описание работы

Введение
Взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности, которой каждый человек посвящает значительную часть своей жизни, всегда вызывали особый интерес и внимание со стороны философов, психологов, социологов, а также специалистов-практиков, стремившихся обобщить свой опыт делового общения в той или иной сфере, соотнести его с выработанными человечеством нормами нравстве

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Понятие, виды и функции общения…………………………………………..4
2. Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия……………….11
3. Тест…………………………………………………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………17

Работа содержит 1 файл

Психология общения по ДО.docx

— 45.38 Кб (Скачать)
 
 
 
 

Содержание

Введение  …………………………………………………………………………..3

1. Понятие,  виды и функции общения…………………………………………..4

2. Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия……………….11

3. Тест…………………………………………………………………………….15

Заключение……………………………………………………………………….16

Список литературы………………………………………………………………17

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности, которой каждый человек посвящает  значительную часть своей жизни, всегда вызывали особый интерес и  внимание со стороны философов, психологов, социологов, а также специалистов-практиков, стремившихся обобщить свой опыт делового общения в той или иной сфере, соотнести его с выработанными  человечеством нормами нравственности и сформулировать основные принципы и правила поведения человека в деловой (служебной) обстановке.

     Деловое общение – это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.

     Практика  показывает, что без умения устанавливать  деловые связи, сотрудничать с партнерами, управлять людьми, ситуацией и  самим собой добиться коммерческого  успеха чрезвычайно трудно. Между  тем у большинства наших предпринимателей, на мой взгляд, не достаточно высокий  уровень культуры общения, что существенно  снижает их деловую активность и  не позволяет максимально реализовать  свою инициативу.

     В России, в последнее время проблемы этики деловых отношений также  вышли на передний план, поскольку  стало очевидным, что в цивилизованный рынок нашему отечеству не войти  без серьезной этической основы, прежде всего в предпринимательстве.

     Целью контрольной работы является изучение психологии общения: её функции, виды общения, роль восприятия в процессе общения и ошибки восприятия. 

    1.Понятие,  виды и функции  общения

     Общение – сложный многогранный процесс, включающий: формирование определенных образцов и моделей поведения; взаимодействие людей: взаимное влияние людей друг на друга; обмен информации; формирование отношении между людьми; взаимное переживание и понимание людьми друг друга; формирование образа внутреннего "Я" человека [1;124].

     В психологии общение определяется как  взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними и информацией познавательного  или эффективно-оценочного (т.е. эмоционально-оценочного) характера [1;122].

     Субъектами  общения  являются  живые  существа,  люди.  В  принципе  общение характерно для любых живых существ,  но  лишь  на  уровне  человека  процесс общения  становиться  осознанным,  связанным   вербальными  и  невербальными актами.   Человек,   передающий   информацию,   называется   коммуникатором, получающий ее – реципиентом. [5]

     Ключевыми словами в понимании сущности общения являются: контакт, связь, взаимодействие, обмен, способ объединения.

     В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости  от среды, в которой живет, от людей, с которыми взаимодействует. Причем происходит это часто стихийно, в  ходе накопления житейского опыта. В  большинстве случаев этого опыта  бывает недостаточно, например, для овладения особыми профессиями (педагога, актера, диктора, следователя), а иногда и просто для продуктивного и цивилизованного взаимодействия. По этой причине в знании его закономерностей, накоплении навыков и умений их учета и использования необходимо постоянно совершенствоваться. [1;122]

     В зависимости от используемой техники  общения и его целей можно  выделить следующие виды:

     1. "Контакт масок" – формальное общение, при котором отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника. Этот процесс общения получил свое название потому, что в процессе общения используются привычные маски вежливости, строгости, безразличия, участливости и т.д., т.е. набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть отношение к собеседнику. В некоторых ситуациях контакт масок необходим для того, чтобы не вступать в личный контакт.

     2. Формально-ролевое общение, в  котором регламентированы и содержание, и средства общения социальными  ролями партнеров по общению:  врач и пациент, милиционер  и нарушитель правил дорожного  движения, контролер и пассажиры  автобуса и т.д.

     3. Светское общение, определяемое  формальной вежливостью. Его особенность  состоит в том, что люди фактически  не общаются, говорят не то, что  думают, а то, что положено говорить  в подобных случаях. 

     4. Межличностное общение: состоит в неформальном (неофициальном) взаимодействии друг с другом. Целью является время препровождения, одна сторона приобщается к ценностям другой.

     5. Духовное общение между людьми, при котором раскрываются глубинные  структуры личности. Духовное общение  характеризуется взаимопониманием  между людьми, а в его основе  лежит доверие к личности собеседника.

     6. Деловое общение, направленное  на согласование и объединение  усилий людей с целью налаживания  отношений и достижения общего  результата.

     Все многообразие видов общения можно  разделить на две большие группы:

  1. формальное общение (ролевое): определяемое служебными и социальными статусами людей
  2. неформальное общение (личностное) определяемое их личностными статусами и личными целями,

    Эти две группы могут переплетаться и могут переход из одного общения в другое [1;123].

     Под функциями общения понимают, те роли и задачи, которые выполняет общение  в процессе социального бытия  человека. Функции общения многообразны и существуют различные основания  для их классификации.

     Одно  из общепринятых оснований классификации  – выделение в общении трех взаимосвязанных сторон или характеристик:

  1. перцептивной – процесса восприятия и понимания людьми друг друга в процессе общения;
  2. информационная – процесса обмена информацией;
  3. интерактивной – процесса взаимодействия людей в общении.

     В соответствии с этим выделяются следующие функции общения.

     1. Аффективно-коммуникативная (перцептивная) функция, в основе которой лежит восприятие и понимание другого человека, в том числе партнера по общению, направлена на регуляцию эмоциональной сферы психики человека, поскольку общение является важнейшим детерминантом эмоциональных состояний человека.

     Под восприятием в социальной психологии понимается целостный образ другого  человека, формируемый на оценке его  внешнего вида и поведения. [2;112]

     В зависимости от того общаются знакомые или незнакомцы восприятие обладает различными механизмами. Если общаются знакомые механизмы следующие:

  • идентификация: состоит в том, что человек ставит себя в ситуацию другого человека и решает как бы он себя вёл в данной ситуации. Если оценка положительная, то общение протекает ровно, без помех.
  • эмпатия: проявляется в том, что один партнёр по общению пытается вчувствоваться во внутренний мир другого, т.е. пытается пережить те эмоции, которые переживает он.
  • рефлексия: проявляется в том, что один человек пытается знать и учитывать, что о нём знает другой и как он его оценивает.

     Если  общаются незнакомцы, то механизмом восприятия и понимания является социальная стереотипизация (мы распознаём в незнакомце принадлежность его к определённой социальной группе).

     Таким образом, принадлежность к социальной группе незнакомца происходит почти  безошибочно, а в определении  личностных качеств мы неизбежно  так или иначе совершаем ошибку.

     К таким ошибкам приводит три фактора:

  • фактор привлекательности;
  • фактор превосходства;
  • фактор отношения к нам;

     2. Информационно-коммуникативная функция общения заключается в любом виде обмена информацией между индивидами. Деловое общение – это прежде коммуникация, т.е. обмен информацией, значимой для участников общения.[2;118]

     Все средства общения делятся на:

  • вербальные средства (слова);
  • невербальные средства;

     Вербальные  и невербальные средства обладают функцией передачи деловой информации. Вербалика  передаёт информацию непосредственно, невербалика – аппосредованно (через  состояние психики), которое выражается в невербальном средстве.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

       

     Кинесические  средства. Все эти средства передают важную деловую информацию. Особенно мимика (выражение лица). С мимикой очень тесно связаны взгляд и визуальный контакт, составляющий исключительно важную часть общения.[2;121]

     Жесты передают важную деловую информацию. Прежде всего, важно количество жестикуляций. В разных культурах жестов разное количество.

     Поза  – это положение человеческого  тела в пространстве, типичное для  данной культуры. Она сообщает о  состоянии психики человека и  тем самым передаёт информацию.[2;123]

     Просодика и экстралингвистика. Эти средства связаны с голосом, характеристики которого создают образ человека, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности.[2;124]

     Такесика. К ним относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания и делового поцелуя.

     Проксемика. Человек должен ориентироваться на другого человека. Существуют определённые правила расстояний:

  • интимное расстояние (от 0 до 45 см) – общение самых близких людей;
  • персональное (от 45 до 120 см) – общение со знакомыми людьми;
  • социальное (от 120 до 400 см) – предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении;
  • публичное (от 400 до 750 см) – при выступлении перед различными аудиториями; [2;126]

     Вербальные  средства общения. Содержание информации передаётся при помощи языка, т.е. принимает вербальную или словесную форму. При этом частично искажается смысл информации, частично происходит её потеря. При передаче информации нужно возникшую идею, мысль сначала словесно оформить во внутренней речи, затем перевести из внутренней речи во внешнюю, т.е. высказать. Это высказывание должно быть услышано и понятно.[2;128]. Чтобы снизить потери информации или её искажения используется обратная связь обмена информации, т.е. партнёры по общению меняются местами.

Информация о работе Психология общения