Автор: С Будаева, 07 Октября 2010 в 12:13, курсовая работа
Развитие науки и техники, возникновение новых форм собственности, расширение экономических и культурных связей, активизация общественных процессов привели к резкому увеличению объемов информации, необходимой для управленческой деятельности. От ручной обработки информации, содержащейся в документах, которая применялась еще в начале XX века, до механизированной, а затем и автоматизированной - таким путем проходил процесс рационализации работы с документами. Однако нельзя автоматизировать беспорядок, необходимо сначала упорядочить документацию, которую предстоит обрабатывать и использовать.
Именно поэтому в данной курсовой работе рассмотрены процесс стандартизации и унификации, как основного метода стандартизации и его применения на практике.
Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что современные предприятия уделяют недостаточно внимания на унификацию документов, так как унифицированные формы являются рекомендательными.
Практическая значимость данной курсовой работы заключается в том, что рассмотрение и применение процессов стандартизации и унификации может способствовать улучшению процесса работы с документами, правильное оформление, использование унифицированных форм для оптимизации, и рационализации делопроизводства.
Так же при написании курсовой работы были изучены книги.
Введение………………………………………………………………………3
Глава Ι. Общая характеристика процесса стандартизации………………...6
Стандартизация: определение, сфера применения………………6
Методы стандартизации…………………………………………..10
Уровни стандартизации…………………………………………...12
Глава ΙΙ Процесс унификации, как основной метод стандартизации…….15
2.1 Понятие ‹‹унификация››…………………………………………..15
2.2 Виды унифицированных систем документации…………………18
2.3 Характеристика альбома унифицированных форм и табеля форм документов……………………………………………………………………21
Заключение…………………………………………………………………...26
Список используемых источников и литературы………………………….28
Каждая управленческая функция реализуется через комплекс (систему) документов, характерных только для данной функции. Совокупность документов, взаимосвязанных по признакам прохождения, назначения, вида, сферы деятельности, единых требований к оформлению, называется системой документации12.
Системы документации могут быть функциональными и отраслевыми. В отраслевых системах документации происходит документирование соответствующих видов деятельности и отражение их специфики. Например, в систему документов по образованию (общему, среднему профессиональному, высшему, послевузовскому и т. п.) будут включены документы, характеризующие особенности образовательной деятельности в зависимости от вида образовательной организации. Соотношение функциональных и отраслевых систем документов в деятельности организации зависит от характера деятельности, компетенции организации и других факторов.
Но
всегда в любой организации
Организационно-
Система
организационно-
Унифицированная система документации (УСД) - это система документации, созданная по единым правилам и требованиям, содержащая информацию, необходимую для управления в определенной сфере деятельности13.
Унификация документов предполагает:
При проведении унификации документов учитываются все требования к документам на всех стадиях их создания, заполнения, обработки и хранения, а также психофизиологические возможности человека и параметры технических средств.
Результаты
проведенной унификации документов доводятся
до уровня обязательной правовой формы
- стандарта, требование которого имеют
обязательный характер в пределах сферы
его действия (страны, отрасли, отдельной
организации).
2.2. Виды унифицированных систем документации.
В настоящее время разработаны и действуют следующие УСД:
На каждую унифицированную систему документации разработан государственный стандарт.
Унифицированная форма документа (УФД) - это совокупность реквизитов, установленных в соответствии с решаемыми в данной сфере деятельности задачами и расположенных в определенном порядке на носителе информации14.
Реквизит документа - это обязательный элемент оформления официального документа15, например подпись, печать, текст и т.д.
Набор реквизитов официального письменного документа, расположенных в определенной последовательности, называется формуляром документа16.
Для каждого вида документа (приказа, акта, письма и т.д.) характерен свой набор реквизитов.
Состав реквизитов унифицированных форм документов и последовательность их размещения на бланке должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 6.30-2003 Унифицированные системы документации «Унифицированная система организационно – распорядительной документации. Требования к оформлению документов»17.
В основе разработки унифицированных текстов документов лежит метод выделения постоянной и переменной информации. Постоянная информация - повторяющаяся, общая для всех документов унифицируемой совокупности, переменная информация, индивидуальная для каждого конкретного документа. В унифицированной форме документа фиксируется постоянная информация, переменная вносится при составлении документа в отведенные для этого поля.
Однако, унификация документов в каждой системе, осуществляется путем построения формуляра-образца документов для конкретной системы документации и установления на его основе оптимального состава реквизитов для данной системы документации, отдельных видов документов, конкретного документа и т. д.
Формуляр-образец документа представляет собой «модель построения документа, устанавливающую область применения, форматы, размеры полей, требования к построению конструкционной сетки и основные реквизиты»18.
Таким образом, в каждой унифицированной системе есть формуляр-образец, на основе которого разрабатываются единые формы документов, единые требования к оформлению реквизитов документов. В УСД также должны быть разработаны унифицированные формы документов, применяемых в данной системе.
Формуляр для определенного вида документов называется типовым (например, для приказов, протоколов и т.д.). Такой формуляр характеризуется установленным набором реквизитов, расположенных в строгой последовательности.
Формой представления унифицированного текста может быть: трафарет, анкета, таблица.
Трафарет- это способ фиксации постоянной информации в виде связанного текста с пробелами для переменной информации. В форме трафарета создаются ряд приказов, заявлений.
Анкета- способ представления унифицированного текста, при котором постоянная информация располагается в левой части листа, а переменная вносится в документ в процессе его составления в правую часть листа. В унифицированной системе документации на организационно- распорядительные документы анкетным методом смоделированы приказы по приему, переводу, увольнению; кадровые докладные и объяснительные записки. Достоинства анкет: упрощается подготовка документа, облегчаются машинописные работы; создаются предпосылки для копирования информации.
Таблица - разорванный текст, расположенный по определенному принципу: постоянная информация расположена в заголовках граф и боковике, а переменная - на пересечении соответствующих граф и строк. Обладает большой информационной емкостью, позволяет строго классифицировать, кодировать информацию, легко суммировать данные. Однако он более сложен в машинописи. В табличной форме в УСД по ОРД представлены: штатное расписание, график отпусков, кадровые приказы.
В
зависимости от уровня утверждения
унифицированные формы
— государственные (общероссийские);
— отраслевые (ведомственные);
— субъектов Российской Федерации;
—
формы документов объединений, предприятий,
организаций.
2.3. Характеристика альбома унифицированных форм
и табеля форм документов.
Все
унифицированные формы
По мере необходимости в альбом унифицированных форм документов вносятся изменения и дополнения.
Альбом
унифицированных форм документов -
это сборник эталонных
Унифицированная форма документа - это совокупность реквизитов, установленных в соответствии с решаемыми в данной сфере деятельности задачами и расположенных в определенном порядке на носителе информации20.
Цель разработки альбома унифицированных форм документов - регламентация формы и содержания документов, используемых в деятельности учреждения.
Этапы разработки альбома унифицированных форм документов:
-классификация документов в соответствии с выбранной структурой;
-распределение
форм документов на уже
-унификация форм документов (разработка УФД и сбор УФД);
-формирование альбома унифицированных форм;
-разработка
методических материалов по
-согласование
альбома с табелем, с
-редактирование
и удостоверение (подпись,
В число функций, выполняемых службой ДОУ, входит совершенствование форм и методов работы с документами, и в рамках этой функции служба ДОУ занимается совершенствованием форм документов, применяемых в деятельности учреждений как по составу, и по форме. Реализуется эта функция разработкой Табеля унифицированных форм документов, применяемых в деятельности учреждения.
Положения о необходимости разработки Табеля форм документов содержится в проекте новой Государственной системы документационного обеспечения управления.
Табель содержит:
-
формы документов, утвержденные
нормативными правовыми актами
Президента РФ, Правительства РФ,
федеральных органов
- формы документов, утвержденные нормативными правовыми актами органов власти и управления субъектов РФ;
-
формы внутренних документов, применяемые
в организации, включенные в
Общероссийский классификатор
-
формы внутренних документов, утвержденные
локальными нормативными
-
формы документов, отражающие устойчивую
практику документирования, применение
которых основано на
Разработка табеля позволяет решить одновременно несколько задач, это:
-оптимизация состава применяемых в организации форм документов и их закрепление в едином нормативном документе;
- классификация применяемых в деятельности организации форм документов по функциям и задачам управленческой деятельности (или по структурным подразделениям);
-унификации состава и форм управленческих документов, сокращение применяемых форм документов исключение из форм документов дублирующих показателей;
-унификация
и нормативное закрепление
-упорядочение в целом документационного обеспечения организации в целях повышения эффективности использования компьютерных информационных технологий и оптимизации документооборота организации.
Информация о работе Применение унификации и стандартизации в информационном обеспечении управления