Пиктографическое письмо

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 18:21, реферат

Описание работы

Современная цивилизация не мыслима не только без информации, которую по праву называют основой экономического уклада информационного общества XXI в., она не мыслима без системы социальных институтов в области производства и обработки информации. Информационные технологии, пронизывая всю историю человечества, стали результатом функционирования и развития этих институтов, важнейшим из которых стал социальный институт документирования. Историческим первым способом документирования был начертательный способ закрепления и передачи информации – начертательное письмо, то есть письмо с использованием графических знаков (картинок, букв, цифр) для фиксации и передачи звуков информации. По большому счету, в основе любого письма лежит рисунок. Письмо представляет такой вид кода, который позволяет переводить акустический речевой сигнал в оптический. При этом письмо является довольно сложным кодом, элементы которого могут обозначать разные языковые единицы и явления.

Содержание

Введение. 3
Предпосылки создания пиктографического письма. 4
История зарождения пиктографического письма. 5
Что же такое пиктография? 7
Типы пиктограмм. 9
Причины перехода от пиктографического письма к идеографическому. 10
Плюсы и минусы пиктографического письма. 12
Заключение. 14
Список литературы. 15

Работа содержит 1 файл

пиктографическое письмо.docx

— 32.43 Кб (Скачать)

Таким образом, переход от пиктографии  к идеографии начался, скорее всего, с изобретения знаков обозначающих числительные, и знаков идентифицирующих владельца. Социальные предпосылки  и сегодня являются определяющими  в развитии, как информационных технологий, так и самого института документирования.

 

Плюсы и минусы пиктографического  письма.

Пиктографическое  письмо имело множество несомненных  достоинств, которые определили возможности  его развития в более высокие  формы письменности, вплоть до фонетической. К числу этих достоинств следует отнести: возможность вводить новые промежуточные звенья повествовательности; достаточно высокий уровень абстрагирования, выделение главного, существенного; отсутствие необходимости в реалистичности изображения, в таком письме заложены значительные возможности схематизации и перерастания в условные изображения. К тому же пиктография не связана с конкретным языком. В связи с этим использование пиктографии не требовало специального обучения грамоте и делало ее удобным средством общения разноязычных племен. В этом плане пиктография представляет как бы международное письмо.

Однако  недостатки пиктографического письма стали сразу же видны человеку. Прежде всего, изображение даже короткой истории требовало долгого времени, так как каждый символ приходилось  тщательно прорисовывать. Существенным недостатком пиктографии была невозможность ее однозначного чтения. Она могла лишь толковаться. Кроме этого, во-первых, при помощи пиктограммы можно было назвать лишь конкретные материальные предметы или конкретных людей, но не описывать их взаимоотношения, во-вторых, число пиктограмм было неограниченно, поэтому процесс обучения был долгим и трудоемким. Другим недостатком пиктографического информационного сообщения была сложность с включением его в информационно-коммуникационный процесс. Этот недостаток мог нивелироваться в ходе без адресных сообщений, например о победе фараона в войне, либо в ходе личной передачи информационного сообщения, то есть время, и пространство в этом случае оказывались не преодоленными. Исходя из этих особенностей пиктографий, ряд ученых относят пиктограммы к предписьму или зачаточному письму. 

 

Заключение.

     Несмотря  на то, что пиктографическая письменность возникла около 15-10 тысяч лет до н.э., этот «язык рисунков» практикуется и в наши дни. К примеру, вспомним работы карикатуристов, их многочисленные «рассказы без слов», которые любят помещать на своих страницах газеты и журналы. Пиктографический характер имеют изображения товаров на вывесках магазинов и мастерских, многие дорожные знаки (например, знак стрелы или руки с вытянутым указательным пальцем как знаки направления), эмблемы в спорте (например, пиктографические знаки могут обозначать стрельбу из лука, греблю, бокс, конный спорт и плавание). Элементы пиктографии используются в изобразительной рекламе, в плакатах. Сейчас пиктография является не основным, а дополнительным средством записи. Но когда-то название давалось «языком рисунков», изображением без всякой надписи. Само собою разумеется, что пиктография первобытного человека периода неолита, пиктография американских индейцев и современные пиктографические изображения — это явления во многом разного порядка. Общим для них является лишь то, что все они предназначались для передачи целых сообщений, графически почти не расчлененных на отдельные слова, а также то, что почти все они имели более или менее ярко выраженный изобразительный характер. Таким образом мы можем сделать вывод, что пиктографическая система знаков относится к типу письма. Она явилась основой для дальнейшего развития письменности.

 

Список  литературы.

  1. Денчев, Стоян. Графемы письма homo sapiens: естественная знаковая классификация человечества: к аксиологическому вопросу методологии  письменной эры/ Стоян Денчев, Александра Куманова. - (Подиум концепций) //Мир  библиографии. - 2010. - № 3. - С. 2-8.
  2. Кондратов, А. М. Письмена мертвые и живые/ А. М. Кондратов; предисл. К. Васильев. - Санкт-Петербург: Азбука-классика: Авалон, 2007.
  3. Кузнецова, Т.В. Способы создания документов (документирования) и их развитие/ Т.В Кузнецова //Секретарское дело. - 2004. - № 8/9. - С. 31-35.
  4. Ларьков, Н. С. Документоведение: учебное пособие/ Н. С. Ларьков. – М.: АСТ: Восток-Запад, 2006.
  5. Плешкевич, Е. А. Социальный институт документированной информации: истоки зарождения/ Е.А. Плешкевич //Делопроизводство. - 2004. - № 1. - С. 75-77.
  6. Ракуц, Н.В. Кипу: не письмо, но.../ Н.В. Ракуц //Этнографическое обозрение. - 2001. - № 2. - С. 52-68.
  7. Якуша, Екатерина. Загадочные письмена/ Екатерина Якуша. - (300 лет гражданскому кириллическому шрифту) //Лицейское и гимназическое образование. - 2010. - № 2/3.

Информация о работе Пиктографическое письмо