Организационные формы промышленного предприятия и его объединений

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 09:48, курс лекций

Описание работы

Основной организационной формой промышленного производства является предприятие. Под предприятием понимается самостоятельный субъект, созданный в порядке, установленном законодательством, для производства продукции, выполнения работ и услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли через самостоятельное осуществление своей деятельности, распоряжение выпускаемой продукцией, полученной прибылью, остающейся у него после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Содержание

Организационно-правовые формы предприятия.
Организационные формы объединения предприятий.

Работа содержит 1 файл

Лекция1.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

Развитию диверсификации производства способствовал антитрестовский "Закон, направленный на защиту торговли и промышленности от незаконных ограничений и монополий" (принят в 1891 г. Конгрессом США), который в определенной степени препятствовал развитию горизонтальной и вертикальной интеграции. В результате этого автомобильные, электротехнические и другие концерны, расширяя ассортимент выпускаемой продукции, проникают в смежные отрасли.

Диверсификация производства получила весьма значительное развитие в условиях научно-технической революции, появления принципиально новых производств и целых отраслей, формирования межотраслевых промышленных комплексов и комплексов, охватывающих разные сферы экономики. Таким образом, в результате развития процесса обобществления производства фирмы превращаются в интегрированные объединения предприятий.

В настоящее время  известны следующие хозяйственные  структуры объединения предприятий: концерны, конгломераты, международные (транснациональные) концерны.

Концерн представляет собой промышленный комплекс, объединяющий различные заводы, комбинаты, часто не связанные или имеющие самые отдаленные технологические и производственные связи друг с другом. Современные концерны отличаются от существовавших в начале XX в. размером своих оборотов, размахом операций и организационными формами, производством продукции очень широкого ассортимента.

Промышленные концерны в развитых странах выполняют  и функции учредительства, так  как огромные накопления концернов позволяют им покрывать наибольшую часть своих потребностей в капитале из собственных ресурсов и реже обращаться к рынку капиталов.

Одной из важнейших функций  промышленных концернов на современном  этапе развития мировой экономики  стала функция сбыта. Эта функция имеет не меньшее значение, чем производство. Концерны, создавшие хорошо отлаженный сбытовой аппарат, обладают сильным преимуществом в конкурентной борьбе.

Наряду с производственными  и сбытовыми функциями концерны выполняют и банковские функции для входящих в них предприятий, которые они контролируют. Кроме того, они кредитуют другие промышленные фирмы, своих поставщиков, торговые фирмы. В составе концернов могут быть финансовые компании.

С развитием научно-технического прогресса концерны превращаются в научно-технические центры, имеющие исследовательские лаборатории. В таких концернах научные исследования, экспериментальные и производственные работы ведутся одновременно.

Конгломерат — это многоотраслевое объединение, концентрирующее производство самых разнообразных товаров, многие из которых не имеют ничего общего между собой по своей промышленной технологии. В такой фирме могут сочетаться выплавка металлов, выпуск различных приборов и прокат кинофильмов, производство самолетов и спортивных товаров и т. д. Слово "конгломерат" означает случайное механическое соединение разнородных элементов. В основе образования конгломератов лежит стремление предпринимателей к более высоким норме и массе прибыли. В американской литературе конгломератами называются концерны, возникающие в очень короткий срок при поглощении большого количества фирм, функционально независимых друг от друга. Отличия конгломерата от концерна заключаются в:

  • отсутствии четко выраженной доминирующей продукции;
  • стремлении внедриться в наиболее прибыльные молодые отрасли, развивающиеся на основе научно-технического прогресса;
  • зависимости в меньшей степени, чем концерны, от рыночных, сезонных и конъюнктурных факторов;
  • слиянии фирм в конгломераты с участием банков, однако банки не являются структурным звеном конгломератов;
  • обладании значительно большими финансовыми ресурсами по сравнению с концернами, поэтому они могут осуществлять долгосрочные инвестиционные программы, что не под силу концернам;
  • более сложном управлении, чем концернами.

Процесс образования  конгломератов в Западной Европе начался позднее, чем в США.

В последние десятилетия  в развитых странах образуются транснациональные  концерны и корпорации. Их цель заключается в основном в том, чтобы получать высокую прибыль в странах со сравнительно низкими налоговыми ставками, а в тех странах, где налоги высокие, — аккумулировать меньшую по размерам прибыль.

Все действующие на мировой  арене концерны делятся на транснациональные  и многонациональные. Транснациональные концерны (ТНК) находятся в собственности или под контролем предпринимателей одной страны, а многонациональные имеют международное распределение акционерного капитала. Примером крупнейшей ТНК является "Дженерал моторс".

Международные концерны создают филиалы в других странах следующими путями:

• покупкой уже существующих предприятий, которые попали в финансовое затруднение;

• строительством новых предприятий, используя существующие льготы и стимулы предоставление земельных участков либо бесплатно, либо по выгодным ценам, предоставление  или строительство государством необходимой инфраструктуры, прямые государственные субсидии).

  1. Организационные формы объединения предприятий. 

Перечисленные выше хозяйственные  структуры представляют собой объединения предприятий не по организационно-правовым формам, а по организационной структуре, по экономическому механизму. По своей организационно-правовой форме эти структуры, как правило, представляют собой корпорации, включающие множество лишенных юридической самостоятельности предприятий. Если же исходить из того, что хозяйственные объединения не предполагают утраты входящими в них предприятиями своей самостоятельности, то с точки зрения организационной формы можно выделить шесть основных типов современных объединений: ассоциации, союзы, финансово-промышленные группы (ФПГ), холдинги, стратегические альянсы и консорциумы. По действующему российскому законодательству ассоциации и союзы являются некоммерческими организациями, а остальные — коммерческими. Ниже представлена общая схема классификации типов хозяйственных объединений предприятий, функционирующих в экономике России.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ассоциации и союзы обладают следующими особенностями:

  • члены ассоциаций и союзов сохраняют свои права юридического лица и самостоятельность;
  • ассоциации и союзы не отвечают по обязательствам своих членов;
  • участники ассоциаций и союзов вправе выйти из него по окончании финансового года;
  • в ассоциацию или союз может быть принят новый участник;
  • члены ассоциации или союза вправе пользоваться ее (его) услугами;
  • координация деятельности членов ассоциации или союза осуществляется в сфере управляющих решений.

♦ Консорциум — это объединение предприятий на договорной основе для выполнения определенной задачи. Консорциумы создаются в основном для реализации крупномасштабных проектов, необходимость обеспечения которых требует объединения финансовых, технических средств и организационных усилий. Соглашение о консорциуме может быть заключено для 
участия в международных торгах, оказания любого рода услуг, в процессе реконструкции и модернизации промышленных объектов, создания объектов за рубежом. Действие консорциума может иметь разовый характер (например, при строительстве объекта), кратковременный и долговременный. Консорциум может иметь одну из существующих организационно-правовых форм.

♦ Финансово-промыиыенные группы (ФПГ) создаются путем объединения материальных и финансовых ресурсов предприятий, организаций,  финансово-кредитных учреждений (в том числе банков), инвестиционных организаций в целях повышения конкурентоспособности  и  эффективности  производства, создания рациональных технологических связей, привлечения 
инвестиций и ускорения научно-технического прогресса.

ФПГ в России образуются для преодоления кризиса в  отечественной экономике. Мировой опыт показывает, что основной целью создания ФПГ на основе слияния банковского, промышленного, интеллектуального и информационного потенциала является повышение эффективности работы предприятий и финансовых учреждений, вошедших в эту структуру. ФПГ создаются для совместной реализации инвестиционных и других проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности, расширения рынков сбыта товаров и услуг, создания новых рабочих мест. Создание ФПГ с участием предприятий России и стран СНГ позволит сохранить единую цепочку технологически зависимых предприятий, а также укрепить и развить на новой организационно-экономической основе интеграционные процессы.

Образование ФПГ с  участием предприятий, создающих научно-техническую продукцию, будет способствовать сохранению отечественных технологических достижений в космонавтике, микроэлектронике, лазерной технологии и в других конкурентоспособных направлениях.

ФПГ формируются на основе добровольного вхождения предприятий, банков и других учреждений в состав группы, соблюдения норм антимонопольного законодательства, обязательности учета специфики входящих в объединение структур.

Инициатива создания ФПГ может принадлежать предприятиям, учреждениям и организациям. В реальной жизни такое образование ФПГ является преобладающим, так как позволяет находить более выгодных партнеров. Не исключено образование ФПГ по решению правительства. В этом случае организационные проблемы могут решиться быстрее. Такое формирование ФПГ целесообразно в случае, когда необходимо реализовать крупномасштабные проекты.

ФПГ могут создаваться  тремя способами:

  1. в форме открытых акционерных обществ;
  2. путем передачи пакета акций, находящихся в собственности участников группы, в доверительное управление одному из участников (ФПГ-траст);
  3. приобретением одним из участников пакета акций других предприятий и организаций, становящихся участниками ФПГ.

В ФПГ могут входить производственные, научно-производственные предприятия, научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации, банки, инвестиционные фонды, холдинговые и страховые компании, торговые фирмы, строительные и транспортные предприятия, биржи, В состав ФПГ, кроме коммерческих, могут быть включены и некоммерческие организации, в том числе иностранные.

Основные признаки ФПГ, выступающей как самостоятельный субъект хозяйственного оборота:

  • организационное единство;
  • объединенное имущество;
  • юридическая самостоятельность;
  • самостоятельная имущественная ответственность в объединенных обособленных активах.

Имущественная обособленность ФПГ основывается на отделении имущества ФПГ от имущества участников, в то же время административная ответственность и форма собственности не меняются. Это важно для создания материальной предпосылки ответственности ФПГ по долговым обязательствам всем принадлежащим ей имуществом.

Несмотря на то, что  ФПГ является консолидированным  субъектом экономики, важен лидер, заинтересованный в реализации новых идей. Таким лидером может быть как промышленник, так и банкир. В западных странах центром ФПГ являются банки, при этом руководители банков вводятся в Советы директоров финансово-промышленной группы и участвуют в управлении инвестиционной деятельностью.

Большое распространение  в последние годы в России получило такое хозяйственное объединение предприятий, как холдинг. Холдинг — это предприятие любой организационно-правовой формы, владеющее акциями других компаний. Предусматривают два вида холдингов: финансовый и смешанный (нефинансовый). Финансовым считается холдинг, более 50% капитала которого составляют ценные бумаги других предприятий и другие финансовые активы.

 Основную роль в  деятельности такого холдинга  играют финансовые операции, выполнять другие виды деятельности финансовый холдинг не имеет права, поскольку он объединяет 
капиталы, а не предприятия. Поэтому этот холдинг по существу не является объединением предприятий.

Смешанный холдинг характеризуется  тем, что его материнская компания имеет право вести собственную хозяйственную деятельность. Холдинги смешанного типа больше всего подходят для наукоемких и технологически связанных предприятий, в которых осуществляется сложная научно-техническая, производственная и другие виды деятельности. Холдинги такого типа могут  также   выполнять   функции   генерального   подрядчика, осуществлять научно-техническую и коммерческую деятельность, координировать конверсию оборонных производств, заниматься внешнеэкономической деятельностью от имени дочерних предприятий.

Холдинговая компания может  быть зарегистрирована в любой организационно-правовой форме, допускаемой законодательством. Наиболее часто в мировой практике холдинг — это АО открытого типа, в некоторых странах холдинг может быть АО закрытого типа или обществом с ограниченной ответственностью. Холдинговые компании широко распространены в экономике развитых стран. Очень многие современные корпорации трансформируются в холдинги. Широкое распространение холдингов объясняется тем, что они способны реально увеличивать масштабы хозяйственной деятельности предприятий, поэтому они являются одной из наиболее эффективных форм предпринимательства.

Цели создания холдингов  смешанного типа:

  • обеспечение необходимых объемов производства конкурентоспособной продукции и поддержание устойчивого функционирования технологически связанных предприятий,  научно-исследовательских, технологических и конструкторских организаций;
  • консолидация   результатов   хозяйственной   деятельности 
    группы предприятий, обеспечивающая снижение их совокупных налоговых платежей, что достигается использованием внутренних цен, позволяющих покрыть убытки одних предприятий холдинга прибылями других дочерних фирм, благодаря чему общая сумма налоговых платежей 
    может сократиться;
  • снижение налоговых платежей созданием дочерних фирм в регионах, где имеются налоговые льготы;
  • освоение новой продукции и расширение масштабов производства на основе развития связей между дочерними предприятиями. В российских условиях большое значение 
    имеет эффективное осуществление скоординированной программы конверсии оборонных производств.

Информация о работе Организационные формы промышленного предприятия и его объединений