Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 21:01, реферат
Целью преподавания дисциплины «Современные технологии документооборота» является приобретение студентами и слушателями всех форм обучения необходимых теоретических и практических знаний в области документационного обеспечения управления, в частности расширение знаний слушателей в области научных основ делопроизводства, правил оформления организационно-распорядительной и информационно-справочной документации, движения документов в организации, экстралингвистических и лингвистических особенностей служебного документа, грамотного составления и оформления служебных документов, методики правки и редактирования деловых бумаг.
Современный русский
Нормы
современного русского литературного
языка: понятие нормы, устойчивость и изменчивость
нормы. Словари и их виды. Нарушение литературной
нормы ( архаизмы и историзмы, профессионализмы,
жаргонизмы, диалектизмы, просторечье
).
Тема 5.
Основные
отличия письменной
речи от устной. Общие
языковые трудности
устной и письменной
деловой речи
Основные отличия деловой письменной речи от устной. Трудные случаи произношения и ударения. Анализ типичных орфоэпических ошибок. Произношение и графика. Произношение и орфоргафия. Фонетические написания слов. Некоторые тенденции в развитии современного литературного произношения.
Общие языковые трудности устной и письменной деловой речи. Правильность и точность словоупотребления в устной и письменной речи. Правильность и точность речи. Значение слова и нормы лексической сочетаемости. Понятие многозначности и омонимии. Ошибки в употреблении паронимов. Заимствования - оправданные и неуместные. Функционально-стилевая принадлежность слова. Трудности словоупотребления.
Фразеологические средства русского языка и возможности использования их в деловой речи. Фразеологический оборот, его характерные черты. Непереводимые фразеологизмы и использование их в речи. Устойчивые глагольно-именные словосочетания, анализ ошибок в их употреблении.
Некоторые
особенности грамматической стилистики
современного русского языка. Правила
использования некоторых грамматических
форм. Анализ типичных ошибок в образовании
и употреблении отдельных форм. Формы
рода имен существительных, трудные случаи.
Варианты окончаний существительных в
форме именительного падежа множественного
числа. Склонение фамилий. Род несклоняемых
существительных, рост числа форм на -а,я-
в именительном падеже множественного
числа существительных мужского рода,
некоторые случаи согласования сказуемого
с подлежащим, трудности в глагольном
и именном управлении.
Тема 6.
Язык
документа, его экстралингвистические
и лингвистические
особенности.
Язык документа - часть официально-делового стиля речи. Подготовка служебных документов как один из основных видов деятельности государственного служащего. Документ: происхождение слова, основные значения. Служебный документ: определение понятия, типология, образцы. Деловые бумаги: определение понятия, виды. Трудности при составлении служебного документа или написании деловой бумаги. Оценка профессиональной компетентности государственного служащего по уровню культуры подготовки служебных документов.
Экстралингвистические
Лингвистические особенности
Структура,
содержание и языковые формулы деловых
писем. Речевой этикет при написании деловых
писем официального и полуофициального
характера. Речевой этикет в деловых бумагах
и служебных документах.
Тема 7.
Правка и редактирование служебных документов. Пути устранения типичных ошибок
Методика редактирования текста служебных документов. Этапы работы с текстом. Анализ фактического материала, редактирование различных элементов текста, виды и техника правки текста документа (правка-обработка, правка-переделка, правка-сокращение, правка-вычитка).
Типичные ошибки в языке и стиле документов и пути их устранения. Классификация ошибок, характерных для деловой письменной речи. Требования к языковому оформлению служебных документов.
Логические и смысловые ошибки: смещенное логическое ударение, ошибочная смысловая связь слов, пропуск логического звена, использование лишних слов, нарушение логико-смысловых отношений.
Лексические ошибки: неправильное использование слов и терминов, неоправданное употребление иностранных слов, плеоназм и тавтология, неразличение слов-паронимов, ошибки в употреблении слов-синонимов, неправомерное употребление архаизмов и неологизмов.
Морфологические ошибки: неправильное употребление формы имени существительного; ошибки при употреблении полной и краткой форм имен прилагательных; ошибки при употреблении количественных и собирательных числительных; ошибки, связанные с формами образования глагола; неправильное употребление предлогов.
Синтаксические ошибки: неправильное использование устойчивых словосочетаний; ошибки в употреблении падежа и предлога после управляющих слов; неправильное согласование слов; неправильный порядок слов в предложении; нарушение специфики употребления деепричастных оборотов; незнание структуры сложного предложения.
Способы и приемы развития навыков правильного и грамотного оформления служебных документов.
Тема 8.
Международные стандарты
на документацию.
Международная служебная
переписка
Общие правила оформления официальной корреспонденции. Вступительное обращение. Паритетный принцип в оформлении обращения к адресату. Правила указания официальных и почетных титулов адресата. Комплимент как выражение вежливости, его зависимость от характера переписки. Подпись, удостоверяющая документ.
Дата, порядок ее оформления. Особенности оформления даты документа в Великобритании, США. Адрес: требования к оформлению. Оформление почтового адреса организации. Оформление почтового адреса частного лица. Допустимые сокращения при обозначении должности или звания адресата.
Стандарты Международной организации по стандартизации (ИСО). Требования к формату бумаги. Поля и разбивка текстовой области бланка документа. Состав и расположение основных реквизитов документа.
Требования
к оформлению сведений об отправителе
документа. Требования к оформлению
ссылок на индексы отправителя/
Надписи
на визитных карточках как специфическая
форма переписки: основные требования
и ограничения.
2.2. План и вопросы к семинарским занятиям
Тема 1.
Современная стандартизация требований в системе
делопроизводства
План
семинара:
Литература:
ГОСТ
Р 6.30-2003. Унифицированные системы
документации. Унифицированная система
организационно-
Документационное
обеспечение государственной
Чуковенков
А.Ю., Янковая В.Ф. Правила оформления
документов. Комментарий к ГОСТ Р
6.30-2003 «Унифицированные системы документации.
Унифицированная система организационно-
Тема 2.
Основные
отличия письменной
речи от устной. Общие
языковые трудности
устной и письменной
деловой речи
План
семинара:
Литература:
Голуб И.Б.,
Розенталь Д.Э. Секреты
Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. –М., любое издание.
Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи.- М.,1994.
Культура парламентской речи-М.,1994.
Мучник Б.С. Культура письменной речи. -М.,1996.
Культура языка государственного служащего.-М.,1998
Тема 3.
Правка
и редактирование
служебных документов.
Пути устранения
типичных ошибок
План семинара:
Литература:
Документационное
обеспечение государственной
Иванова А.Ю. Редактирование документа./ Служба кадров.2000, № 7.С.42-47.
Культура языка государственного служащего. - М., 1998.
Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. – М.,1998.
Розенталь Д.Э. и др. Справочник по правописанию и литературному редактированию. – М.,1994.
Тема 4.
Международные
стандарты на документацию.
Международная служебная
переписка
План
семинара:
Литература:
Альбов А. Письмо зарубежному партнеру.-Л.,1991.
Вуд Дж., Серре Ж. Дипломатический церемониал и протокол. –М.,1976.
Документационное обеспечение государственной службы. Учебно-практическое пособие. /Под общ. ред. А.И.Горбачева и Н.Н.Шуваловой. –М., 2004.
Холопова Т.И., Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей. – М.,1995.
Чуковенков
А.Ю., Янковая В.Ф. Правила оформления
документов. Комментарий к ГОСТ Р 6.30-2003
«Унифицированные системы документации.
Унифицированная система организационно-
2.3. Перечень контрольных вопросов для самостоятельной работы