Обращение граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 21:01, реферат

Описание работы

Целью преподавания дисциплины «Современные технологии документооборота» является приобретение студентами и слушателями всех форм обучения необходимых теоретических и практических знаний в области документационного обеспечения управления, в частности расширение знаний слушателей в области научных основ делопроизводства, правил оформления организационно-распорядительной и информационно-справочной документации, движения документов в организации, экстралингвистических и лингвистических особенностей служебного документа, грамотного составления и оформления служебных документов, методики правки и редактирования деловых бумаг.

Работа содержит 1 файл

Делопроизводство (Совр.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

        Современный русский литературный  язык: характеристика каждого элемента данного понятия. Язык как совокупность средств речевого взаимодействия людей. Русский язык как национальный язык русских. Современный русский язык как язык живущих поколений. Литературный язык как средство общения в масштабе нации.

      Нормы современного русского литературного языка: понятие нормы, устойчивость и изменчивость нормы. Словари и их виды. Нарушение литературной нормы ( архаизмы и историзмы, профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы, просторечье ). 

Тема 5.

Основные  отличия письменной речи от устной. Общие  языковые трудности устной и письменной деловой речи 

      Основные  отличия деловой письменной речи от устной. Трудные случаи произношения и ударения. Анализ типичных  орфоэпических ошибок. Произношение и графика. Произношение и орфоргафия. Фонетические написания слов. Некоторые тенденции в развитии современного литературного произношения.   

      Общие языковые трудности устной и письменной деловой речи. Правильность и точность словоупотребления в устной и письменной речи. Правильность и точность речи. Значение слова и нормы лексической сочетаемости. Понятие многозначности и омонимии. Ошибки в употреблении паронимов.  Заимствования - оправданные и неуместные. Функционально-стилевая принадлежность слова. Трудности словоупотребления.

        Фразеологические средства русского языка и возможности  использования их в деловой речи. Фразеологический оборот, его характерные черты. Непереводимые фразеологизмы и использование их в речи. Устойчивые глагольно-именные словосочетания, анализ ошибок в их употреблении.

      Некоторые особенности грамматической стилистики современного русского языка. Правила использования некоторых грамматических форм. Анализ типичных ошибок в образовании и употреблении отдельных форм. Формы рода имен существительных, трудные случаи. Варианты окончаний существительных в форме именительного падежа множественного числа. Склонение фамилий. Род несклоняемых существительных, рост числа форм на -а,я- в именительном падеже множественного числа существительных мужского рода, некоторые случаи согласования сказуемого с подлежащим, трудности в глагольном и именном управлении.  

Тема 6.

Язык  документа, его экстралингвистические  и лингвистические  особенности. 

  Язык документа - часть официально-делового стиля речи.      Подготовка служебных документов как один из основных видов деятельности государственного служащего. Документ: происхождение слова, основные значения.   Служебный документ: определение понятия, типология, образцы. Деловые бумаги: определение понятия, виды. Трудности при составлении служебного документа или  написании деловой бумаги. Оценка профессиональной компетентности государственного служащего по уровню культуры подготовки служебных документов.

      Экстралингвистические особенности  документов: точность и ясность, ситуативно-тематическая ограниченность, коллективный характер, адресность,  объективность и достоверность, своевременность и  актуальность, убедительность, полнота, сжатость и лаконичность, нейтральность изложения.  

        Лингвистические особенности языка  документов. Языковой стандарт и  унификация документа. Стандартизация лексики. Виды терминов в языке документа: лексика, свойственная канцелярской речи; специальные термины, выраженные отглагольными существительными; отраслевая терминологическая лексика; специальные названия людей. Стандартизация словосочетаний и языковые формулы. Устойчивые словосочетания: атрибутивно-именные, глагольно-именные, сочетания с отыменными предлогами. Стандартизация в построении предложений: правильный порядок слов, расположение слов по их информативной значимости, употребление однотипных падежных форм. Стандартизация текста. Виды стандартных текстов: связанный текст с традиционной линейной записью, связанный текст с записью по трафарету, текст-анкета, текст-таблица.

      Структура, содержание и языковые формулы деловых  писем. Речевой этикет при написании деловых писем официального и полуофициального характера. Речевой этикет в деловых бумагах и служебных документах. 

Тема 7.

  Правка и редактирование  служебных документов. Пути  устранения типичных ошибок

       Методика редактирования текста служебных документов. Этапы работы с текстом. Анализ фактического материала, редактирование различных элементов текста, виды и техника правки текста документа (правка-обработка, правка-переделка, правка-сокращение, правка-вычитка).

      Типичные ошибки в языке и стиле документов и пути их устранения. Классификация  ошибок, характерных для деловой письменной речи.   Требования к языковому оформлению служебных документов.

        Логические и смысловые ошибки: смещенное логическое ударение, ошибочная смысловая связь слов, пропуск логического звена, использование лишних слов, нарушение логико-смысловых отношений.

        Лексические ошибки: неправильное  использование слов и терминов, неоправданное употребление иностранных слов, плеоназм и тавтология, неразличение слов-паронимов,  ошибки в употреблении слов-синонимов, неправомерное употребление архаизмов и неологизмов.

      Морфологические ошибки:  неправильное употребление формы имени существительного; ошибки при употреблении полной и краткой  форм имен прилагательных; ошибки при употреблении количественных и собирательных числительных; ошибки, связанные с формами образования глагола; неправильное употребление предлогов.

      Синтаксические  ошибки: неправильное использование  устойчивых словосочетаний;  ошибки в употреблении падежа и предлога после управляющих слов; неправильное согласование слов; неправильный порядок слов в предложении; нарушение специфики употребления деепричастных оборотов; незнание структуры сложного предложения.

      Способы и приемы развития навыков правильного и грамотного оформления служебных документов.

Тема 8.

  Международные стандарты  на документацию. Международная служебная переписка 

     Общие правила оформления официальной  корреспонденции. Вступительное обращение. Паритетный принцип в оформлении обращения к адресату. Правила  указания официальных и почетных титулов адресата. Комплимент как выражение вежливости, его зависимость от характера переписки. Подпись, удостоверяющая документ.

     Дата, порядок ее оформления. Особенности  оформления даты документа в Великобритании, США.  Адрес: требования к оформлению. Оформление почтового адреса  организации. Оформление почтового адреса частного лица. Допустимые сокращения при обозначении должности или звания адресата.

     Стандарты Международной организации по стандартизации (ИСО). Требования к формату бумаги. Поля и разбивка текстовой области бланка документа. Состав и расположение основных реквизитов документа.

     Требования  к оформлению сведений об отправителе  документа. Требования к оформлению ссылок на индексы отправителя/получателя.  Отметка о наличии приложений. Указание на рассылку копий письма. Постскриптум. Оформление второго и последующего листов письма.

      Надписи на визитных карточках как специфическая  форма переписки: основные требования и ограничения. 

2.2. План и вопросы к семинарским занятиям

Тема 1.

Современная стандартизация требований в системе 

делопроизводства 

План  семинара: 

  1. Основные  требования к оформлению  организационно-распорядительных документов.
  2. Бланки документов и порядок их использования в системе делопроизводства.
 

    Литература:

ГОСТ  Р 6.30-2003. Унифицированные системы  документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов.

Документационное  обеспечение государственной службы. Учебно-практическое пособие. /Под общ. ред. А.И.Горбачева и Н.Н.Шуваловой. –М., 2004.

Чуковенков  А.Ю., Янковая В.Ф. Правила оформления документов. Комментарий к ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».  –М.,2004. 

Тема 2.

Основные  отличия письменной речи от устной. Общие  языковые трудности  устной и письменной деловой речи 

    План  семинара: 

  1. Особенности официально-делового стиля речи.
  2. Отличие деловой письменной речи от устной.
  3. Орфоэпические трудности языка.
  4. Лексические трудности  устной и письменной деловой речи.
  5. Грамматические трудности устной и письменной деловой речи.
 

Литература:

 Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей  речи. -М.,1993.

Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. –М., любое издание.

Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи.- М.,1994.

Культура парламентской  речи-М.,1994.

Мучник Б.С. Культура письменной речи. -М.,1996.

Культура языка  государственного служащего.-М.,1998

Тема 3.

Правка  и редактирование   служебных документов. Пути  устранения типичных ошибок 

План  семинара:

  1. Требования к языковому оформлению реквизитов служебного документа.
  2. Основы редактирования служебных документов.
  3. Типичные языковые трудности в деловых текстах.
  4. Орфографические трудности языка документа.
 

Литература:

Документационное  обеспечение государственной службы. Учебно-практическое пособие. /Под общ. ред. А.И.Горбачева и Н.Н.Шуваловой. –М., 2004.

Иванова А.Ю. Редактирование документа./ Служба кадров.2000, № 7.С.42-47.

Культура языка  государственного служащего. - М., 1998.

Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. – М.,1998.

Розенталь Д.Э. и  др. Справочник по правописанию и литературному  редактированию. – М.,1994.

Тема 4.

Международные стандарты на документацию.  Международная служебная  переписка 

План  семинара: 

  1. Общие правила  оформления деловой корреспонденции.
  2. Требования стандартов Международной организации по стандартизации (ИСО) к оформлению реквизитов документов: даты, адреса, к формату бумаги.
  3. Международные правила оформления обязательных элементов служебного письма.
 

Литература:

Альбов А. Письмо зарубежному партнеру.-Л.,1991.

Вуд Дж., Серре  Ж. Дипломатический церемониал и  протокол. –М.,1976.

Документационное обеспечение государственной службы. Учебно-практическое пособие. /Под общ. ред. А.И.Горбачева и Н.Н.Шуваловой. –М., 2004.

Холопова Т.И., Лебедева М.М. Протокол и этикет для  деловых людей. – М.,1995.

Чуковенков  А.Ю., Янковая В.Ф. Правила оформления документов. Комментарий к ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».  –М.,2004. 

2.3. Перечень контрольных  вопросов для самостоятельной работы

Информация о работе Обращение граждан