Методы управления региональным развитием на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Решение задач управления регионом, отличающихся большой сложностью требует серьёзного методического обеспечения, разработки моделей и методов оптимизации региональных программ развития и создания на этой основе систем поддержки принятия решений. Это определяет актуальность темы данной работы, так как она посвящена разработке моделей и методов формирования и реализации комплексных программ регионального развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ
1.1 . ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И СУЩНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.2. ЗАДАЧИ И ОБЪЕКТ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.3. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.4. СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ РЕГИОНА
1.5. ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
ГЛАВА 2. ЦЕЛИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ
2.1. ЦЕЛИ И КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
2.2. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ
2. 3. ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНОВ. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ
ГЛАВА 3. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2010 ГОД.
3.2. ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА КРАТКОСРОЧНУЮ, СРЕДНЕСРОЧНУЮ И ДОЛГОСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

курсовая Методы управления региональным развитием на примере нижегородской области.docx

— 58.98 Кб (Скачать)

В качестве краткосрочных  целей можно рассматривать преодоление  кризиса и достижение конкретных величин прироста валового национального  продукта в следующем году, квартале, месяце и пр. Долгосрочные и краткосрочные  цели по своему содержанию достаточно сильно различаются, меры по их достижению также неодинаковы.

Нередко в качестве тактических целей регионального  развития выступают промежуточные  задачи, играющие роль необходимых  условии успешного развития.

Среди таких тактических  целей развития региона  или города можно  назвать:

· привлечение  новых видов бизнеса;

· расширение существующего  бизнеса;

· развитие малого бизнеса;

· развитие центра города;

· развитие промышленности;

· развитие сферы  услуг;

· повышение  уровня занятости населения региона.

Итак, на уровне региона можно рассматривать  следующие критерии и соответствующие  им показатели социально-экономического развития:

· ВНП или  ВВП (абсолютная величина и на душу населения) и темпы роста этих показателей;

· средний уровень  доходов населения и степень  их дифференциации;

· продолжительность  жизни, уровень физического и  психического здоровья людей;

· уровень образования;

· уровень потребления  материальных благ и услуг (продуктов  питания, жилья, телефонных услуг), обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного  пользования;

· уровень здравоохранения (обеспеченность поликлиниками, аптеками, больницами, диагностическими центрами и услугами скорой помощи, качество предоставляемых медицинских услуг);

· состояние  окружающей среды;

· равенство  возможностей людей, развитие малого бизнеса;

· обогащение культурной жизни людей.

Стандартным способом оценки экономического развития региона  является оценка уровня производства (к тому же, как правило, материального  производства). Такая оценка является сегодня односторонней и недостаточной.

 

 
2.2. Методы управления  региональным развитием

Местные органы власти любого уровня - региона, города или района - выполняют две основные функции: предоставление услуг жителям и предприятиям (содержание дорог, водо-, тепло-, энергоснабжение, уборка мусора, содержание парков, мест отдыха и пр.) и управление социально-экономическим развитием подведомственной территории.

Управление развитием  может осуществляться с помощью  разнообразного спектра стратегий, программ, конкретных действий и одноразовых  управленческих решений, посредством  которых местная администрация  стремится стимулировать развитие экономики региона, создать новые  рабочие места, увеличить налоговую  базу, расширить возможности для  определенных видов экономической  активности, в которых заинтересовано местное сообщество (рис. 7.2).

 
Объекты управления функционированием Объекты управления развитием  
дороги 

уборка мусора

водо-, газо-, тепло-, электроснабжение

состояние и  эксплуатация жилого фонда 

парки, благоустройство

возникновение новых и развитие старых производств 

развитие городской  инфраструктуры, прежде всего связи  и коммуникаций

занятость

уровень благосостояния

 
     

Все возможные методы воздействия региональной администрации на ход экономического развития можно сформулировать так:

· создание в  регионе благоприятных общих  условий для развития деловой  активности;

· регулирование  деловой активности;

· прямая кооперация администрации региона и бизнеса.

Рассмотрим эти  методы управления региональным развитием.

Создание  благоприятных общих  условий для развития деловой активности. К таким условиям следует отнести рыночную инфраструктуру, наличие земли и соответствующих прав на нее для развития новых видов экономической активности, хорошо развитые транспорт, связь, офисное хозяйство и др.

Регулирование деловой активности. Администрация формирует побудительные мотивы предпринимателей с целью принятия ими необходимых для развития данного региона решений. Это достигается, в частности, путем уменьшения местных налогов либо предоставления дешевого капитала с помощью инструментов займа, субсидий, гарантий и даже прямых заимствований.

 

2. 3. Факторы социально-экономического  развития и конкурентоспособности  регионов. Методы  управления региональной  экономикой

Организационно-экономические  факторы.

Социально-экономическое  развитие регионов в настоящее время  испытывает возрастающее влияние  трех главных факторов.

1. Рыночного - взаимопроникновение региональных, национальных и мирового рынков. Для России и ее регионов наиболее значимыми являются либерализация внешней торговли и снятие протекционистских ограничений в ближайшем будущем в результате вступления в силу соглашения с ЕС и возможного принятия в ВТО.

2. Конкурентного - усиление конкуренции на всех перечисленных рынках, особенно неценовой конкуренции - конкуренции в области качества жизни и инноваций.

3. Производственного - постепенный переход от фордизма к постфордизму как способу организации производства, что подразумевает: замену массового производства мелкосерийным; заменой вертикальной организации труда -- горизонтальной; низкой индивидуальной ответственности -- соучастием индивида в производственном процессе.

Эти факторы  ведут от территориальной дифференциации и разделения труда к его территориальной  интеграции, от гомогенных региональных рынков -- к диверсифицированным, а в целом -- от национальной региональной политики к собственно региональной на уровне отдельных субъектов Федерации.

Для качественной характеристики и оценки динамики изменения  внутренней среды достаточно проанализировать следующие группы факторов, характеризующих:

· производственно-ресурсный  потенциал региона;

· структуру  регионального рынка;

· кадровый потенциал  региона;

· региональный бюджет;

· стратегию  развития региона.

Внешняя среда региона прямого воздействия включает взаимосвязи с партнерами:

· внешними поставщиками товаров и услуг;

· внешними потребителями;

· регионами-конкурентами;

· финансовыми  организациями;

· транспортными  предприятиями.

Среда косвенного воздействия на регион может включать следующие группы факторов влияния:

· общеэкономические;

· общеполитические;

· научно-технические;

· природно-экологические;

· демографические.

Общая характеристика методов  управления.

Методы  управления -- важнейший элемент в механизме использования объективных законов рынка. Качество и эффективность управленческой деятельности во многом зависят от применяемых методов управления.

Метод управления -- это способ целенаправленного воздействия на организацию с целью достижения поставленных перед ней задач.

Сложность, изменчивость объекта управления определяет и  многообразие используемых методов.

Различают общие и специальные  методы управления, которые реализуются через изучение объекта управления во времени и пространстве, в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности с другими объектами, с учетом этнопсихологии населения и т.д. В связи с внедрением компьютеров, электронных вычислительных машин, возникшей потребностью объективного и быстрого обоснования принимаемых решений все чаще используются специальные методы экономического моделирования.

Классификация методов управления.

Классификация включает следующие методы управления:

· административные (организационно-распорядительные);

· экономические;

· социально-психологические;

· воспитательные и др.

Административные  методы. Деятельность по управлению невозможна без разумного применения административных методов (которые нередко называют организационно-административными или организационно-распорядительными). С их помощью формируются основные системы управления в виде устойчивых связей и отношений, положений, предусматривающих права и ответственность подразделений аппарата управления, отдельных работников. Административные методы реализуются путем прямого воздействия руководителей, собственников на подчиненных. Оно может осуществляться на основе заключенных договоров, через административные приказы и распоряжения, различные положения, правила, нормативы и другие документы, организационно регламентирующие деятельность подчиненных лиц, их четкую работу, обеспечивающие надлежащую дисциплину и ответственность.

Экономические методы. Потребность в экономических методах управления закономерно и существенно возрастает, поскольку в условиях развития частного предпринимательства не всегда возможно и разумно решать с помощью директивного воздействия сложную совокупность задач удовлетворения растущих потребностей населения. Сущность экономических методов -- в воздействии на экономические интересы потребителя и работников с помощью цен, оплаты труда, кредита, прибыли, налогов и других экономических рычагов, позволяющих создавать эффективный механизм работы.

Особенности экономических методов  управления состоят  в том, что они:

ѕ базируются на некоторых общих правилах поведения, дающих возможность маневрировать  ресурсами, тогда как административные характеризуются конкретно-адресными  заданиями, ориентированными на достижение целей управляемой системы путем  формирования ее четкой структуры, создания условий для подготовки, принятия и реализации решений (хотя некоторые  общие правила, касающиеся, например, методики разработки бизнес-планов, режима работы и другие, могут предусматриваться  директивными актами);

ѕ оказывают  на производителей и потребителей косвенное  воздействие, посредством системы  отношений учитывают интересы коллектива и отдельных работников (административные методы по своей природе не способны столь полно и непосредственно  ориентироваться на экономические  интересы объектов управления);

ѕ непременно предполагают самостоятельность предприятия  на всех уровнях при одновременном  возложении на него ответственности  за принимаемые решения и их последствия (в отличие от административных методов, предполагающих значительную долю ответственности  вышестоящих органов, принимающих  решения);

ѕ побуждают  исполнителей к подготовке альтернативных решений и выбору из них наиболее соответствующих интересам коллектива (административные распоряжения большей  частью однозначны, требуют обязательного, точного исполнения).

 

Глава 3. Региональная программа развития Нижегородской области

 
3.1. Социально-экономическое  развитие Нижегородской  области за 2010 год.

Региональное  министерство экономики подвело  итоги реализации Стратегии развития Нижегородской области за 2006-2010 годы, главной целью которой является повышение уровня жизни населения. Об это сообщается на сайте Правительства  Нижегородской области www.government-nnov.ru/ 

Достижение главной  цели обеспечивается за счет реализации 3 стратегических целей: эффективная, динамично  растущая и сбалансированная экономика; благоприятные условия для жизни, профессиональной и творческой самореализации жителей области; эффективная исполнительная власть.

Основой экономической  политики Правительства области  в 2006-2010 годах стало привлечение  инвестиций на территорию области за счет стимулирования и поддержки  инвестиционной деятельности. Предприятиям, реализующим приоритетные инвестиционные проекты, предоставлялись налоговые  льготы и выплачивалась компенсация  части процентной ставки по кредитам коммерческих банков. При этом, благодаря  работе Инвестиционного совета при  Губернаторе Нижегородской области  Валерии Шанцеве, была четко регламентирована и значительно ускорена процедура  принятия управленческих решений по инвестпроектам.

Информация о работе Методы управления региональным развитием на предприятии