Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 12:35, курсовая работа
Решение задач управления регионом, отличающихся большой сложностью требует серьёзного методического обеспечения, разработки моделей и методов оптимизации региональных программ развития и создания на этой основе систем поддержки принятия решений. Это определяет актуальность темы данной работы, так как она посвящена разработке моделей и методов формирования и реализации комплексных программ регионального развития.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ
1.1 . ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И СУЩНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.2. ЗАДАЧИ И ОБЪЕКТ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.3. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.4. СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ РЕГИОНА
1.5. ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
ГЛАВА 2. ЦЕЛИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ
2.1. ЦЕЛИ И КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
2.2. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ
2. 3. ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНОВ. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ
ГЛАВА 3. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2010 ГОД.
3.2. ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА КРАТКОСРОЧНУЮ, СРЕДНЕСРОЧНУЮ И ДОЛГОСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Содержанием принципа мобильности и адаптивности является способность системы регионального управления чутко реагировать на изменения внешней среды. Этот принцип проявляется через постоянную трансформацию функциональной и организационной структур регионального менеджмента, позволяющую субъектам управления адаптироваться к быстро меняющимся рыночным условиям функционирования.
Принцип выделенной компетенции (в отличие от принципа разграничения функций) состоит в дифференциации функций не между сферами регионального управления, а внутри них. По такому принципу осуществляются перераспределение функций субъектов федерального, регионального и муниципального управления, а также ресурсное обеспечение реализации каждой функции.
Методы регионального менеджмента также обусловлены системой рыночного хозяйства региона. Под методами регионального менеджмента принято понимать совокупность приемов и средств воздействия на хозяйствующие субъекты региона. В практике регионального менеджмента используются два основных метода: методы прямого (непосредственного) воздействия на субъекты хозяйствования и методы опосредованного воздействия. Как отмечалось ранее, первые из них в большей мере касаются объектов, относящихся к собственности субъектов Федерации, вторые -- по всем другим объектам.
Организационная структура управления является социально-экономической категорией, характеризующей отношения совокупности звеньев аппарата управления и существующих между ними организационных связей, выражающих взаимодействие и координацию элементов внутри данной системы.
Структура отражает состав элементов, внутреннюю форму организации системы, ее статику, тогда как организационные отношения обеспечивают тесноту и эффективность структурных связей.
Организационные структуры управления имеют три сферы применения: государственную, коммерческую и общественную. Государственная сфера в свою очередь имеет три уровня: федеральный, региональный и казенных предприятий. Коммерческая сфера управления охватывает различные уровни корпоративного (обобществленных собственников) управления: малого, среднего и крупного предпринимательства в различных организационных формах. Это субъекты хозяйствования -- кооперативы, концерны, холдинга и др.
Общественная
сфера в настоящее время
Такая типизация
организационных структур обусловливает
и соответствующие
Элементы организационной структуры в совокупности образуют организационное единство для реализации общей цели.
Каждый элемент наделяется соответствующими функциями. Нет и не может быть чистых функций без их субстанциональных носителей, равно как и не принадлежащих определенной структуре. Поэтому естественны и необходимы изменения в структуре, если меняются функции ее отдельных компонентов.
Формирование
рыночной экономики предполагает создание
новых организационных
Во-первых, характерным становится перераспределение функций между различными органами государственного, коммерческого и общественного управления, делегирование функций не только сверху вниз, но и снизу вверх. Стремление региональных и муниципальных образований к расширению управленческой самостоятельности имеет под собой убедительные основания. Одно из них -- невозможность центральной власти как прежде централизовать доходы от налогов и прибыли; другое -- то обстоятельство, что центральная власть фактически не может обеспечить сохранение и развитие социальных стандартов в регионах, в силу чего не только уступает в этом прерогативу местным органам власти, но настоятельно делегирует им функцию социальной поддержки и защиты.
Во-вторых, со временем происходит моральное старение структуры управления, следствием чего становится неизбежной замена структур, не способных мобилизовать организационные резервы. Формируются перспективные организационные структуры. Среди последних важнейшими являются те, которые являются адекватными социально-рыночной среде экономического развития России, создают условия для качественных преобразований в системе общественных отношений; через структуры стимулируются интенсивные факторы роста социальной и экономической эффективности.
Факторы, влияющие на организационные структуры. На организационные структуры влияет ряд факторов. С одной стороны, они объективно обусловливают и предопределяют процесс их преобразования, а с другой -- подчиняют эти структуры волевому воздействию полномочных органов и ответственных лиц.
Среди объективных факторов, влияющих на организационную структуру производства, особое и все возрастающее значение приобретает научно-технический прогресс. Он является катализатором социальных, экономических, управленческих и других организационных изменений в системе отношений участников процесса производства. Достижения НТП влияют на состав элементов организационных структур производства и управления.
В прошлом дискретный и зачастую случайный процесс формирования организационных структур объясняется тем фактом, что в условиях командно-административной системы управления была непомерно велика роль субъективного фактора. При этом руководствовались волевыми решениями отдельных ведомств, государственных и хозяйственных организаций, субъективным мнением политических лидеров.
Общими предпосылками создания качественно новых организационных структур управления интенсивного типа являются:
· перевод социально-
· реализация социальных
целей большим количеством
Разнообразные духовные и физические запросы человека становятся тем общественным индикатором, с помощью которого определяются направления инвестиционной, научно-прикладной, экономической и технической политики. Критерием качества организационных структур производства и управления выступает наибольший конечный социально-экономический и даже психологический результат.
Экстенсивный тип структур управления имеет ряд качественных признаков:
· недостаточная гибкость и восприимчивость к изменениям, вызванным научно-техническим и социальным прогрессом;
· слабая разработанность стратегии развития организационных структур. В производстве отсутствуют приоритеты, связанные с НТП; в управлении организационная структура ориентирована на решение оперативных (текущих) задач и др.
· затратный принцип стимулирования совершенствования организационной структуры. В производстве он характеризуется слабой заинтересованностью в ресурсосбережении, а в управлении -- экономией только с помощью сокращения численности аппарата;
· административно-правовые,
командно-директивные методы управления,
превалирующие над
· слабая адаптивность
организационных структур управления
к меняющимся условиям производства,
рыночному механизму
· неадекватность роли органов местного самоуправления их возможностям в решении социальных, экономических технологических территориальных проблем;
· отсутствие социально-политической
и экономической стабильности, развитых
отношений собственности, способных
стимулировать многообразие организационных
форми структур управления. Нельзя
не видеть, что управленческие структуры
по всей вертикали власти приспосабливаются
к происходящим изменениям. На уровне
Федерации и региона
Множество типов организационных структур обусловлено разнообразием критериев их классификации. Среди них можно выделить общие, особенные и частные.
К общим критериям
относятся специфика
· По признаку воспроизводственного цикла различаются экстенсивные и интенсивные организационные структуры; по формам связи - горизонтальные (смешанного типа) и вертикальные (стратифицированные);
· по формам собственности - государственные (административные), кооперативные, смешанные, частные;
· по принципам организации производства и управления - отраслевые (межотраслевые), территориальные, программно-целевые и производственные;
· по сферам деятельности - государственные, общественные, коммерческие;
· по методам хозяйствования - государственные, корпоративные, частные;
· по уровням управления - федеральные, региональные, муниципальные;
· по формам организации производства - высокоспециализированные, малые, крупные предприятия;
· по формам организации управления - концерны, тресты, ассоциации.
Количество и
качество организационных структур
имеют тенденцию к
Цели и критерии социально-экономического развития региона.
В качестве целей социально-экономического развития региона используются такие, как увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей идентичны, но в определенных условиях они могут иметь существенные различия.
Соответственно целям развития регионов строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии. Несмотря на некоторые различия между странами и регионами в иерархии ценностей и в целях развития, международные организации оценивают степень развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным показателям. Одним из таких показателей является индекс развития человека, разработанный в рамках Программы развития ООН. Данный показатель ранжирует страны по восходящей от 0 до 1.
При этом для расчета используются три показателя экономического развития:
· ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
· интеллектуальный
потенциал (грамотность взрослого
населения и средняя
· величина душевого дохода с учетом покупательной способности валюты и снижения предельной полезности дохода.
Наряду с интегральными показателями можно использовать и отдельные частные показатели развития региона. Среди них:
· национальный доход на душу населения;
· уровень потребления отдельных материальных благ;
· степень дифференциации доходов;
· продолжительность жизни;
· уровень физического здоровья;
· уровень образования;
· степень счастья населения.
Целесообразно выделять долгосрочные и краткосрочные цели и соответствующие им критерии экономического развития страны. Среди долгосрочных целей -- становление и развитие постиндустриального общества, создание рабочих мест высшей квалификации для будущих поколений, повышение уровня жизни всех граждан страны, включая уровень здравоохранения, образования и культуры.
Информация о работе Методы управления региональным развитием на предприятии