Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 14:39, контрольная работа
Система управления и ее структура. Модель системы управления.
Основные подходы в системном анализе и их характеристика.
Методы социологических исследований.
Этапы планирования и их содержание в туристских организациях.
Виды оценок исследовательской деятельности.
Список
вопросов
1 Система управления и ее структура. Модель системы управления.
«Система управления организации» - одно из ключевых понятий Теории организации, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий во исполнение определённых целей. В рамках этой системы протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Система управления организации построена для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое уделяют ей руководители организаций и специалисты, с целью непрерывного совершенствования, развития как системы в целом, так и её отдельных составляющих. Очевидно, что изучение и совершенствование системы управления, как в рамках отдельной организации, так и государства, общества в целом способствует скорейшему достижению поставленных целей и задач.
Структура системы управления.
В настоящее время в составе
системы управления
1. структура управления;
2. техника управления.
3. функции управления.
4. методология
управления (см. табл. 1).
Табл. 1. Структура элементов системы управления организации.
Методология управления | Процесс управления | Структура управления | Техника управления |
Цели, задачи | Коммуникации | Функциональные структуры | Система документооборота |
Законы
и принципы |
Схема процесса | Схемы организационных отношений | Информационные каналы |
Методы
и функции |
Разработка и реализация решений | Организационные структуры | Компьютерная оргтехника, офисная мебель |
Технология и практика управления | Информационное обеспечение | Профессионализм персонала |
При этом, систему управления можно рассматривать как с позиции
статики, т.е. как некий механизм (механизм управления), так и с позиции
динамики, как управленческую деятельность.
Структура и техника управления являются элементами механизма
управления и включают себя соответственно:
- функциональную и
- компьютерную и оргтехнику, мебель, каналы передачи информации
(сети связи), систему документооборота. Структура управления будет
рассмотрена отдельно, а в отношении техники управления следует отметить, что стройность и действенность системы управления в немалой степени зависит от системы документооборота предприятия. От неё напрямую зависит и число ошибок учёта и планирования, и оперативность реагирования на определённое воздействие. «Бумажная» бухгалтерия неизбежно отступает перед "компьютерной". Неизбежно уходит в прошлое «наказуемость» инициативы.
Доказано на практике и находит всё более широкое практическое применение понимание того, что функциональность организации рабочего места повышает производительность труда работника и управленца не только технически, но и в результате получения ими положительного эмоционального настроя.
Процесс управления, как элемент управленческой деятельности,
включает в себя: систему коммуникаций, разработку и реализацию
управленческих решений, информационное обеспечение.
Методология же включает в себя цели, законы, принципы, методы и
функции, технологии управления и практику управленческой деятельности.
Основной задачей системы управления организации ставится формирование профессиональной управленческой деятельности. Как процесс управленческая деятельность – это совокупность действий, ведущая к образованию и совершенствованию связей между частями системы. Как явление – это объединение элементов (цели, программы, средства) для реализации миссии организации. Управленческая деятельность рассматривается, как синтез науки и искусства. Научная часть управленческой деятельности состоит из прагматичных управленческих технологий, правил, закономерностей, т.е. мало зависит от личности управленца. Искусство же, в данном контексте, представляет собой использование менеджером своего творческого начала, интуиции, субъективного опыта, здравого смысла и т.д. Здесь наблюдается прямая зависимость от личных качеств управленца, причём такие качества, как
здравый смысл и интуиция, точнее их присутствие в большей или меньшей степени, практически являются врождённой особенностью данного субъекта.
Наибольший интерес
как, во многом, определяющая по отношению к другим элементам. Структура органов управления и должностей, распределение между ними полномочий и ответственности часто предопределяет и технику управления, и процесс, и методы, и функции.
Среди этапов понимания сущности управления и построения
управленческих структур следует выделить пять этапов:
1. Организация представляется, как сумма трудовых операций. Управлять организацией – значит правильно организовать производственные процессы и повышать производительность труда. Организация конструируется и контролируется менеджерами.
2. Организация – это административная пирамида, как наиболее устойчивое строение (административный механизм). Ей присуща чёткая структура, единоначалие, разделение труда, баланс полномочий и ответственности, корпоративная мораль.
3. Организация – бюрократия, где человек – это винтик огромной машины, материал для построения целого, не имеющий право на индивидуальные особенности. Индивидуальность личности подавляется разработкой и предписанием точного соблюдения инструкций практически «на все случаи жизни».
4. Элтон Мэйо в 30-х 40-х годах двадцатого столетия предложил рассматривать организацию как общину и соответственно ей управлять. В его понимании люди были не винтиками машины, а являлись членами организации, семьи, он подчёркивал право на индивидуальность каждого, возможность иметь собственное мнение, взаимоотношения, как внутри, так и вне организации.
При такой концепции на первый план выходят межличностные и межгрупповые отношения. Управление должно вписываться в психологическую структуру группы, осознавать возможность спонтанного, неконтролируемого, самоорганизации.
5. Всё большую роль, как указывалось выше, в организации начинает играть технологическая основа. Организация – это социотехническая система, т.е. взаимодействие группы людей с определённой техникой. Техническая система и система межличностных отношений могут пересекаться. От технической системы зависят социальные отношения, а от последних – производственная система. Отсюда – организация характеризуется, как сложная, разнородная вероятностная система.
Модель - упрощенное представление объекта, используемое для прогнозирования возможных состояний объекта в будущем и(или) путей их достижения.
Модели бывают: предметные, знаковые, математические. Математические модели бываю двух видов: аналитические, имитационные. По физическим принципам реализации модели делятся на математические, полунатурные, натурные. К моделям, как и к любому инструменту, используемому в технологическом процессе, предъявляются определенные требования. Получить модель - инструмент исследования систем управления желаемого качества - можно при соблюдении определенных правил в процессе их создания.
2 Основные подходы в системном анализе и их характеристика.
Методологические подходы в системном анализе объединяют совокупность сложившихся в практике аналитической деятельности приемов и способов реализации системной деятельности. Наиболее важными среди них выступают системный, структурно-функциональный, конструктивный, комплексный, ситуационный, инновационный, целевой, деятельностный, морфологический и программно-целевой подходы.
Табл. 2. Характеристика основных подходов в системном анализе
Подходы в системном анализе | Характеристика подходов в системном анализе |
Системный | Несводимость
свойств целого к сумме свойств
элементов.
Поведение системы определяется как особенностями отдельных элементов, так и особенностями ее структуры. Существует зависимость между внутренними и внешними функциями системы. Система находится во взаимодействии с внешней средой, обладает соответствующей ей внутренней средой. Система представляет
собой развивающуюся |
Структурно-функциональный | Выявление структуры
(или функций) системы.
Установление зависимости между структурой и функциями системы. Построение соответственно функций (или структуры) системы. |
Конструктивный | Реалистический анализ проблемы. Анализ всех возможных вариантов разрешения проблемы. Конструирование системы, действие по разрешению проблемы. |
Комплексный | Рассмотрение всех сторон, свойств, многообразия структур, функций системы, ее связей со средой. Рассмотрение их в единстве. Выяснение степени значимости взятых в единстве характеристик системы в ее сущности. |
Проблемный | Выделение проблемы
как противоречия между какими-либо
сторонами объекта, определяющими
его развитие.
Определение типа проблемы, ее оценка. Выработка способов разрешения проблемы. |
Ситуационный | Выделение проблемного
комплекса, лежащего в основе ситуации.
Выделение основных характеристик ситуации. Установление причин возникновения ситуации и следствий их развертывания. Оценка ситуации, ее прогнозирование. Разработка программы деятельности в данной ситуации. |
Инновационный | Констатация проблемы
обновления.
Формирование модели нововведения, обеспечивающего разрешение проблем Внедрение нововведения. Управление нововведением, его освоение и реализация. |
Нормативный | Констатация проблемы
системы.
Установление рациональных норм системы. Преобразование системы в соответствии с нормами. |
Целевой | Определение цели
системы. Декомпозиция цели на простые
составляющие.
Обоснование целей. Построение «дерева целей». Оценка экспертами всех «ветвей» «дерева целей» относительно времени и ресурсов достижения. |
Деятельностный | Определение проблемы.
Определение объекта |
Морфологический | Максимально точное
определение проблемы.
Нахождение наибольшего числа в пределах всех возможных вариантов разрешения проблемы. Реализация системы путем комбинирования основных структурных элементов или признаков. Применение методов морфологического моделирования: систематического покрытия поля; отрицания и конструирования; морфологического ящика; сопоставления совершенного с дефектным, обобщения и др. |
Программно-целевой | Определение проблемы. Формулирование целей. Построение программы достижения целей. |
3 Методы социологических исследований.
Методы социологических исследований - способы построения и обоснования социологического знания.
Методы социологических исследований включают:
- методы сбора информации: наблюдение, опрос, анализ документов, эксперимент и др.;
- методы обработки и анализа данных: факторный, латентно-структурный, корреляционный, регрессивный, дисперсионный анализ, ранжирование, шкалирование, индексирование и т.д.;
- методы построения теории: дедуктивный, индуктивный, сравнительный, причинный, структурно-функциональный, генетический, идеографический и др.
Планирование – это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. С данной функции начинается процесс управления.
Целью большинства турфирм является ведение
прибыльного и продолжительного бизнеса.
Для достижения данной цели компаниям
необходимо производить тот товар или
услугу, который будет удовлетворять нужды
потенциальных покупателей и тем самым
обеспечивать увеличение бизнеса.
Планирование
продукта – это важный компонент в развитии
прибыльного и продолжительного бизнеса.
Его часто называют планированием с соблюдением
«пяти правил» - планирование с целью создания
правильного продукта, доставки его в
правильное место, в правильное время,
по правильной цене и в надлежащем (правильном)
количестве.
Этапы планирования.
Этап выведения продукта на рынок. На этой фазе жизненного цикла требуются затраты на стимулирование спроса (реклама нового товара и услуги). Этот этап характеризуется высокими издержками, медленным ростом объемов продаж и проведением рекламных компаний для стимулирования первоначального спроса. Именно в этом периоде жизненного цикла турпродукта бывает большой процент неудач, и в связи с большими затратами по выведению товара или услуги на рынок прибылей на этом этапе еще нет.
Этап роста. В этом периоде новинка (если она пользуется спросом на рынке) удовлетворяет интересы рынка, то выражается в росте прибыли и сбыта. Рост прибыли может сделать рынок привлекательным для конкурентов. Затраты фирмы на стимулирование сбыта остаются высокими, но здесь акцент делается на мотивацию целенаправленного выбора и покупки товара конкретной фирмы, а не на мотивацию потребителей купить и опробовать данный товар. На этапе роста количество розничных точек продажи товара или услуги обычно возрастает. Благодаря увеличения сбыта цены на товар (услугу) могут снизиться.
Информация о работе Контрольная работа по " Исследование систем управление"