Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 22:51, контрольная работа
Конфиденциальные документы, утратившие практическое значение и не имеющие какой-либо правовой, исторической или научной ценности, срок хранения которых истек (либо не истек), подлежат уничтожению
Документ, содержащий сведения конфиденциального характера, попавший в руки конкурентов, может нанести огромный ущерб предприятию. Определённые виды информации, например, финансовая, ноу-хау, данные о персонале или договорах нуждаются в особой защите. Поэтому так важно уничтожать документацию без возможности её восстановления.
Введение
Тема организации работы с конфиденциальными документами актуальна на данный период времени, т.к. в достаточно бурном развитии экономики России и в условиях ужесточения конкурентной борьбы на рынке, всё чаще организации подвергаются различным видам коммерческих шпионажей, в том числе и промышленному. Как правило, в большинстве случаев, организации и предприятия используют бумажные носители информации (в том числе и конфиденциальной) из-за их более удобного, практичного и долговечного хранения. Однако бумажные носители не имеют никаких специальных степеней безопасности, как электронные и другие виды носителей, поэтому вся ответственность за сохранность бумажных документов ложится на правильную организацию конфиденциального документооборота в частности.
Одним из этапов жизненного цикла большинства документов является их уничтожение. Причины бывают разные:
законное уничтожение в организациях после истечения установленного срока хранения;
уничтожение или порча по неосторожности, в результате аварий и стихийных бедствий, природных и техногенных катастроф;
умышленное уничтожение или порча, для того, чтобы скрыть следы каких-то действий, или же для того, чтобы причинить вред владельцу документов.
В этой связи специалистам службы ДОУ и «родственных» профессий (таких, как архивное и библиотечное дело) приходится решать две противоположные задачи:
как уничтожить документы так, чтобы минимизировать (а лучше — полностью исключить) вероятность восстановления содержащейся в них информации;
как восстановить документы и содержащуюся в них информацию в случае порчи или уничтожения документов, какие методы и технологии для этого можно использовать.
Первая из перечисленных задач связана с выполнением требований законодательства и деловых обязательств по надежному уничтожению документов, ставших ненужными для организации, а также для решения вопросов, связанных с информационной безопасностью.
Вторую
задачу, к счастью, приходится решать
гораздо реже. Желательно заранее
продумать и составить планы
действий по спасению поврежденных документов
в случае возникновения пожара или затопления.
Уничтожение документа.
Конфиденциальные документы, утратившие практическое значение и не имеющие какой-либо правовой, исторической или научной ценности, срок хранения которых истек (либо не истек), подлежат уничтожению
Документ, содержащий сведения конфиденциального характера, попавший в руки конкурентов, может нанести огромный ущерб предприятию. Определённые виды информации, например, финансовая, ноу-хау, данные о персонале или договорах нуждаются в особой защите. Поэтому так важно уничтожать документацию без возможности её восстановления.
Для этого создается комиссия (не менее 3 человек) в присутствии которой производится уничтожение. Затем члены комиссии подписывают акт об уничтожении. Бумажные документы уничтожаются путем сожжения, дробления, превращения в бесформенную массу, а магнитные и фотографические носители уничтожаются сожжением, дроблением, расплавлением и др.
При уничтожении конфиденциальных материалов должен быть установлен порядок, исключающий возможность ознакомления с ними посторонних лиц. Неполное уничтожение документов позволяет восстановить их текст и исключает возможность уничтожения материалов, не подлежащих включению в эту категорию. В ходе уничтожения подобных материалов угрозы их безопасности реализуются за счет:
подмены документов, выделенных для уничтожения или изъятия из документов и дел отдельных частей (листов, фотографий, образцов печатей, росписей);
ошибочного
или умышленного выделения
неполного уничтожения документов, дел и носителей, дающего возможность восстановить их текст;
утраты (утери, кражи) документов и дел, выделенных для уничтожения.
Перечисленные факторы возникновения угроз могут стать контролируемыми, если соблюдаются следующие условия уничтожения документов, дел и носителей информации:
коллегиальность принятия решения об уничтожении документов, дел и самого процесса уничтожения;
документирование (актирование) подготовки к уничтожению и уничтожение документов и дел;
внесение комиссией отметок об уничтожении в акт и учетные формы только после фактического уничтожения документов и дел.
Уничтожение конфиденциальных документов и дел организуется службой КД. Состав подлежащих уничтожению документов письменно согласовывается с руководителями подразделений или направлений деятельности и санкционируется экспертной комиссией учреждения, фирмы. Процесс уничтожения документов, дел и других конфиденциальных материалов сопровождается оформлением акта, или акт при этом не оформляется.
Технологическая
схема уничтожения
подготовку документов, дел и носителей информации к уничтожению;
оформление акта на уничтожение;
уничтожение документов по акту;
уничтожение документов и носителей информации без составления акта.
Процедура подготовки документов, дел и носителей информации к уничтожению включает:
выделение документов, дел и носителей информации, подлежащих уничтожению по различным причинам;
получение
письменного разрешения на уничтожение
от руководителей структурных
систематизацию документов, дел и носителей информации по способам документирования факта уничтожения.
С
оформлением акта уничтожаются документы
и дела, включенные в номенклатуру
дел, подлинники видео-аудиодокументов,
проекты технических
При выполнении процедуры оформления акта на уничтожение документов проверяются следующие операции:
включение
отдельной позицией в акт каждого
отобранного к уничтожению
оформление в акте итоговой записи, подписание итоговой записи сотрудниками, составившими акт;
проверка
наличия и комплектности
согласование акта с должностными лицами, подписание его членами экспертной комиссии и утверждение первым руководителем учреждения, фирмы.
В
процедуру уничтожения
проверка специально назначаемой комиссией наличия документов, дел (томов), магнитных и других носителей, включенных в акт, их комплектности и соответствия записям в акте;
физическое
уничтожение комиссией
внесение
в акт и учетные формы
Фактическое уничтожение документов и дел с истекшим сроком хранения производится только после утверждения описей дел постоянного и длительного срока хранения за соответствующий период времени.
Подписывать акт и вносить отметки об уничтожении в учетные формы до фактического уничтожения конфиденциальных материалов не допускается.
Бумажные документы уничтожаются путем сожжения, дробления, превращения в бесформенную массу. Магнитные и фотографические носители уничтожаются сожжением, дроблением, расплавлением и другими способами, исключающими возможность их восстановления.
Без
составления акта уничтожаются испорченные
бумажные и технические носители,
черновики и проекты
В
процедуру уничтожения
разрывание листов, разрушение магнитного или иного технического носителя в присутствии исполнителя или второго сотрудника службы КД;
накапливание остатков носителей в опечатываемом ящике (урне);
физическое уничтожение остатков носителей несколькими сотрудниками службы КД;
внесение отметок об уничтожении в учетные формы документов и носителей.
При выполнении процедур и операций уничтожения конфиденциальных документов, дел и носителей информации особое внимание обращается на коллегиальность осуществления этих действий и жесткое соблюдение последовательности процедур и технологии уничтожения.
После
утверждения описей дел и документов
постоянного срока хранения составляется
акт о выделении дел и
«УТВЕРЖДАЮ»
Наименование должности
руководителя
предприятия
__________________________
(подпись, инициалы, фамилия, дата)
АКТ
от _________ № __________
о
выделении к уничтожению
|
Примеры
заполнения:
|