Этапы налоговой системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 16:09, реферат

Описание работы

Цель исследования - рассмотреть особенности основных этапов реформирования налоговой системы в России.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………...

2. Этапы становления современной налоговой системы………………..

3. Действовавшая на 2004 год налоговая система………………………..

4. Развитие налоговой системы в 2006-2007 гг……………………………

5.Заключение…………………………………………………………………..

6.Список использованной литературы…………………………………….

Работа содержит 1 файл

Реферат печатать.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

  В результате интенсивной совместной работы Правительства и Федерального Собрания было принято одиннадцать глав второй части Налогового кодекса РФ, регулирующих порядок уплаты конкретных налогов.

  Важнейшим промежуточным результатом реализованных мер было реальное снижение общей налоговой нагрузки на экономику, что стало одним из важных факторов поддержания экономического роста в стране.

  Несмотря на общее снижение налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков, в последние годы удалось обеспечить опережающее по сравнению с ростом валового внутреннего продукта увеличение доходной базы бюджетов всех уровней. Однако следует учесть, что в значительной степени такое положение было обусловлено высокими мировыми ценами на нефть, что обеспечивало ежегодно получение дополнительных доходов в объеме около 2% к ВВП.

  Действовавшая на 2004 год налоговая система.

  На 2004 год в России действовала следующая  законодательно закрепленная система  налогов и сборов:

Федеральные налоги и сборы: 

  • налог на добавленную стоимость; 
  • акцизы; 
  • налог на прибыль организаций; 
  • налог на доходы физических лиц; 
  • единый социальный налог; 
  • государственная пошлина; 
  • таможенная пошлина; 
  • налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения; 
  • налог на добычу полезных ископаемых; 
  • платежи за пользование природными ресурсами; 

И.А. Майбуров, доктор экономических наук, профессор; Н.В. Ушак, кандидат экономических наук, доцент; М.Е. Косое, кандидат экономических наук, доцент.

  • налог на операции с ценными бумагами; 
  • плата за пользование водными объектами; 
  • сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний; 
  • сбор за выдачу лицензии и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции; 
  • сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

  Региональные налоги и сборы: 

  • налог на имущество организаций; 
  • лесной доход; 
  • транспортный налог;
  • налог на игорный бизнес.

  Местные налоги и сборы: 

  • земельный налог; 
  • налог на имущество физических лиц; 
  • налог на рекламу.

   Основные  цели современной налоговой реформы  России:

     Повышение уровня справедливости  и нейтральности за счет: 

  • выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков; 
  • отмены неэффективных и негативно воздействующих на экономическую деятельность налогов; 
  • исправления деформаций в определении налоговой базы; 
  • улучшения налогового администрирования;
  • упрощения процедур обжалования действий налоговых органов; 
  • сокращения возможностей уклонения от налогообложения.

     Снижение общего налогового бремени.  Для этого предполагается: 

  • отменить «оборотные» налоги; 
  • снизить налоговую нагрузку на фонд оплаты труда; 
  • вывести из базы налога на прибыль все необходимые для ведения бизнеса       расходы; 
  • по мере снижения расходов государства снижать ставку НДС.

  Упрощение налоговой системы за счет: 

  • установления закрытого перечня налогов и сборов; 
  • сокращения их числа; 
  • максимальной унификации налоговых баз, правил исчисления и порядка уплаты налогов.

   Обеспечение стабильности и предсказуемости.

   На 2004 год в России действовали почти  три десятка налогов и сборов, не считая различных пошлин.

   Практика  реформирования системы налогов  и сборов последних лет показала бесперспективность внесения «точечных» изменений в налоговое законодательство, не решающих ключевых проблем налоговой системы России. Проблему можно решить лишь принятием единого, взаимосвязанного и комплексного документа, в котором будет достигнут баланс интересов государства и налогоплательщиков. Налоговая реформа России имеет благоприятные шансы в случае, если удастся достичь компромисса между правительством, региональными элитами, парламентом и бизнесом относительно направления преобразований, их скорости и степени радикальности.

Развитие  налоговой системы в 2006-2007 гг.

     Летом 2005 г. был принят и с 2006 г. вступил  в силу целый комплекс изменений  и дополнений налогового законодательства, среди которых:

  • установление общего порядка принятия к вычету сумм НДС при осуществлении капитальных вложений;
  • введение «амортизационной премии» в виде разрешения отнесения на расходы и учета при расчете налоговой базы по налогу на прибыль в том налоговом периоде, когда основные средства введены в эксплуатацию, 10% стоимости введенных в действие основных фондов;
  • увеличение с 30 до 50% верхнего предела для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль в следующем году на сумму убытков, полученных организациями в предшествующие годы;
  • совершенствование действующего порядка отнесения затрат на осуществление опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ при расчете налога на прибыль;
  • совершенствование применения нулевой ставки НДС по транспортным услугам, а также режима налогообложения при реорганизации;
  • переход на обязательное определение даты возникновения обязанности по уплате НДС всеми налогоплательщиками по методу начисления;
  • индексация специфических ставок акцизов на 9% (кроме акцизов на нефтепродукты); по табачным изделиям — в среднем на 15%;
  • отмена налогового режима акцизного склада в отношении алкогольной продукции и исключение из числа налогоплательщиков акцизов акцизных складов оптовых организаций;
  • отмена льготы по денатурированному спирту и денатурированной спиртосодержащей продукции, отмена «нулевой» ставки по прямогонному бензину с одновременным установлением ставки акциза по прямогонному бензину на уровне ставки, действующей по бензину с октановым числом до «80»;
  • увеличение специфической ставки НДПИ при добыче газа на 9% (установление ставки в размере 147 руб. за 1 тыс. м3газа)
  • отмена налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
  • повсеместное введение главы Налогового кодекса, регулирующей уплату земельного налога;
  • внесение поправок в действующие специальные режимы налогообложения малого бизнеса;
  • увеличение ставки налога на игорный бизнес по игорным столам в два раза;
  • исключение из перечня доходов, освобождаемых от налогообложения по налогу на доходы физических лиц, доходов, полученных в порядке дарения;
  • введение особого режима налогообложения в особых экономических зонах.

     Проведение  в среднесрочной перспективе активной социальной политики, повышение роли государства в стимулировании инвестиционного процесса (в частности, в рамках государственно-частного партнёрства) и реализация национальных проектов потребует в среднесрочной перспективе поддержания расходов федерального бюджета на достаточно высоком уровне. Учитывая важность обеспечения долгосрочной макроэкономической устойчивости, это, по мнению Минфина РФ, делает преждевременным дальнейшее снижение за период до 2009 г. ставок основных налогов.8

     Тем самым поставлена определённая точка  в развернувшейся в 2004-2005 гг. дискуссии  о снижении ставки НДС.

     Кроме перечисленных мероприятий, были приняты  законодательные решения по таким  вопросам, как установление общего порядка принятия к вычету сумм НДС при осуществлении капитальных вложений, введение «инвестиционной премии» по налогу на прибыль организаций, принятие к вычету всей суммы полученных убытков, ускорение отнесения на расходы затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Все это способствовало решению задачи снижения налоговой нагрузки на экономику.

  С 2007 г. введены и другие налоговые меры по следующим направлениям.

См.: Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008—2010 годы, одобренные на заседании Правительства Российской Федерации (протокол № 8 от 2 марта 2007 г.). С. 1—48.

       Изменения в области акцизного  налогообложения (изменение существующего  порядка уплаты акцизов на  нефтепродукты, изменение порядка  применения адвалорных ставок  акцизов на табачные изделия, индексация специфических ставок акцизов по большинству подакцизных товаров на 8,5%).

       Совершенствование налогообложения  при добыче нефти, направленное  на стимулирование инвестиций  и рост добычи нефти (установление  дополнительного понижающего коэффициента для месторождений, находящихся на завершающей стадии разработки, а также введение нулевой налоговой ставки на НДПИ для новых месторождений).

       Другие меры, в том числе увеличение  размеров социальных налоговых  вычетов на обучение граждан и их близких родственников в образовательных учреждениях, а также на их лечение в медицинских учреждениях Российской Федерации, распространение налоговой льготы по ЕСН в части неначисления налога на выплаты наемным работникам, являющимся инвалидами, на налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, разрешение учета при расчете налоговой базы по налог на прибыль расходов на НИОКР (в том числе не давших положительных результатов) в течение одного года.9

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

См.: Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008—2010 годы, одобренные на заседании Правительства Российской Федерации (протокол № 8 от 2 марта 2007 г.). С. 1—48.

     Заключение

     К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено  формирование основ современной налоговой системы. В ходе проведенной налоговой реформы был отменен ряд налогов, снижены ставки основных налогов, созданы условия для более низкой налоговой нагрузки на малый бизнес. Изменение структуры налоговой системы, включая принятые подходы к налогообложению отдельных секторов экономики, смягчило различия в инвестиционной привлекательности отраслей, создало условия для диверсификации экономики.

       В результате, налоговая нагрузка  на экономику без учета нефтегазового  сектора снизилась до более  низкого уровня по сравнению с налоговой нагрузкой в странах с сопоставимым уровнем бюджетных расходов. Невысоки по сравнению с большинством стран и налоговые ставки.

       Тем не менее, характер современного  этапа развития российской экономики  характеризуется наличием множества специфических для этого этапа проблем, среди которых можно выделить недостаточный уровень развития базовых институтов (включая институты правоприменения, обеспечения исполнения контрактов), уровень развития судебной системы, защиты прав собственности. В этих условиях проведенная в последние годы налоговая реформа является лишь одной из составных частей реформ, направленных на повышение конкурентоспособной налоговой системы.

       Направления налоговой политики  на долгосрочную перспективу  основываются на необходимости обеспечения принципов нейтральности и справедливости налоговой системы, а также поддержания такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста и, с другой стороны, – отвечает потребностям расширенного правительства в доходах для предоставления важнейших государственных услуг и выполнения возложенных на него функций.

Список  использованной литературы

 

1.См.: Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008—2010 годы, одобренные на заседании Правительства Российской Федерации (протокол № 8 от 2 марта 2007 г.). С. 1—48.

2.И.А. Майбуров, доктор экономических наук, профессор; Н.В. Ушак, кандидат экономических наук, доцент; М.Е. Косое, кандидат экономических наук, доцент.

Информация о работе Этапы налоговой системы РФ